21 апреля 2005
9776

Здоровье и счастье ребенка

ВВЕДЕНИЕ
Двадцать лет спустя после выхода в свет первого издания я вдруг получил предложение от издательства напечатать книжку еще раз. Казалось, что произошло так много событий в нашей жизни, что все мысли устарели. Да и сам я тоже: идет 88-й год... Перечитал, подправил: "Годится". Проблемы не только не исчезли, но и обострились: страна другая, ценности сменились, воспитание усложнилось.

Что изменилось? Народ обеднел, озлобился на всех -на бизнесменов, демократов, депутатов. Общество расслоилось на богатых и бедных.

Телевизионные каналы умножились и заполнились сериалами с сексом и драками. Впрочем, советские фильмы тоже представлены. Они питают у пожилых ностальгию по старому стилю жизни. Теперь вспоминаем - какая она была, жизнь? Да, было время - государство заботилось обо всех - давало работу, кормило, не сытно, но надежно. КГБ, конечно, тоже присутствовал, но уже не очень злобствовал, и средний гражданин жил в границах дозволенного без особой ущербности. Отсутствием свободы тяготились лишь немногие интеллигенты. Теперь - формально - свободы сколько хочешь, но что-то она не очень греет, когда мало денег, нет работы и защиты от преступников. Мораль и при Советах была невысока, теперь упала окончательно. После исчезновения идеала коммунизма, в который не так уж и верили, и могучего Советского Союза, которым (тоже чуть-чуть) гордились, осталась странная пустота. "Великую Россию" шовинистов и патриотов большинство граждан воспринимает как нечто чужое, принадлежащее богатым -"новым русским", чиновникам, мэрам. Обкомы и райкомы тоже не были родной властью, но рядовые-то коммунисты были свои и работали хорошо.

Независимость бывших советских республик еще больше, чем в России изменила жизнь их граждан. Нужно привыкать к новым ценностям, новым элитам.

Неслучайно я поднял эти политические вопросы. На них замыкается воспитание. Я давно знаю, что тоталитарный социализм как система экономически не эффективен и будущее за частным предпринимательством. Но переходный период оказался уж очень болезненным: Ладно, остановлюсь.

Обратимся к делу. Школьная система пока держится, а детсады захирели: у государства и родителей нет денег. Так же позакрывались различные детские кружки. Исчезли пионеры. Родители пребывают в растерянности: на что ориентировать детей?

Самая большая потеря - испарился дух коллективизма. Который, между прочим, культивируется в Японии и Южной Корее как источник морали.

Посмотрите, какие теперь идеалы у старшеклассников, судя по опросам: "бизнесмен", "менеджер", "топ-модель", адвокат. А встречается (понимаю, что это сказано со зла) даже "проститутка". И почти половина хочет уехать...

Думаю, что мои прежние рекомендации по воспитанию и образованию, направленные на интеллект и здоровье, в наше время стали еще актуальнее: при капитализме они даже важнее, чем при социализме: конкуренция этого требует, надеяться нужно на себя.

Разумеется, я не рассчитываю, что моим советам последуют многие родители. Тиражи книжек не те, внимание родителей направлено на выживание семьи. Расчет только на интеллигенцию: она теперь в загоне и просто права не имеет плыть по течению, хотя бы из долга перед детьми: их нужно вырастить самостоятельными, с крепкими локтями и хорошим умом, умеющими работать. Если уж нельзя привить новые идеалы. Да и в чем они теперь?

* * *
Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими, скажут "Нет!".

Нет другой такой проблемы. Материальный базис необходим, но во всяком случае богатство не облегчает задачу воспитателей. Многие граждане ставят здоровье на первое место в общественных приоритетах. Дескать, болезни всех касаются: маленьких, больших и старых, всем причиняют неприятности и иногда даже угрожают жизни. Как врач могу подтвердить - многие люди страдают физически. Кто сам болеет, кто сопереживает близким. И все же значимость медицины для общества неизмеримо меньше, чем системы образования - воспитания. Болезни - даже смертельные - это заботы сегодняшнего дня. Их влияние на будущее общество невелико. Даже в частном плане возвращение к здоровью для человека почти всегда возможно: так уж благоприятно он устроен.

Совсем другое дело - воспитание. Оно все нацелено в будущее для одного человека и для целого общества. В детские годы закладывается счастье всей жизни. Счастье - это несколько преувеличено, оно коротко и проходяще: скажем осторожнее: Уровень Душевного Комфорта (УДК). Именно об этом должны думать мамы и папы и воспитатели всех рангов.

Впрочем, зачем говорить о том, с чем и так все согласны? Воспитание-важнейшая проблема. Нужно ?- Да. А вот как?

История столь же долгая, как и само человечество. Даже еще длиннее: высшие млекопитающие тоже воспитывают своих детенышей. Тем не менее, в проблеме полно неясного и спорного.

А сколько книг написано! Невольно сомневаешься - стоит ли писать еще одну?

Мне не хочется, чтобы читатели подумали: "Взялся не за свое дело. Занимался бы хирургией".

Защищаюсь: во-первых, не претендую научить, как воспитывать. Задача попроще: дать "материал для размышлений". Во-вторых, есть основания. Почти двадцать лет в Отделе биокибернетики мы занимались механизмами мышления, более десяти лет - психологией - моделированием личности и, наконец, несколько лет специально изучали детскую психику.

В 1974 г. была создана исследовательская группа под руководством кандидата медицинских наук В.М. Белова, состоящая из детского психолога, врача, математика, инженера и техника. В задачу группе было поставлено провести длительное наблюдение за детишками с целью создать модели их личности. Нужно было установить и количественно зафиксировать врожденные особенности, изменение их с возрастом под воздействием среды и воспитания. Нам хотелось выяснить степень воспитуемости человека, значение возраста и необходимые усилия для разных типов людей. Конечной целью работы являлось повышение эффективности воспитания. Под наблюдение группы было взято 27 детей в возрасте 11 месяцев в двух яслях г. Киева. Использовались разные методы изучения: скрытое наблюдение с хронометражем свободного поведения и в специально созданных ситуациях, "развивающие игры", тесты для оценки умственного развития, количественные оценки среды в яслях и в семье, определение физических данных здоровья. Все сведения фиксировались в специальных картах, а также на фотографиях и в фильмах. Закончен первый этап работы, составлен подробный отчет, его материалы я использовал в этой книге.

В 1990 году мой сотрудник и друг В.Кольченко, врач по профессии и педагог по убеждениям опубликовал в "Учительской газете" большую анкету для учителей, что бы получить статистики распределения школьников всех классов по многочисленным параметрам: как учатся, что думают, распределение по типам, сведения о семьях, и многое другое. Учителя присылали списки своих учеников с заполненными графами на каждого. Были получены сведения, примерно, на 10 тысяч школьников. Сделаны статистики:.

Хотелось бы побудить родителей более внимательно наблюдать своих детей (а попутно присмотреться и к себе), чтобы сознательно воспитывать, а не просто плыть по течению.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован