- Виталий Ремович, реализация нацпроекта "Здоровье" в нашей стране и в Челябинске, в частности, продолжается уже второй год. В связи с этим хотелось бы услышать ваши размышления как одного из тех, кто непосредственно занимается проблемами здравоохранения на местах.
- Я уже говорил и продолжаю говорить, что направления реализации нацпроекта выбраны очень верные. А самое главное, что они имею солидную финансовую поддержку. В здравоохранение вкладываются огромные деньги. Только оборудования за последние два года по федеральной программе мы получили примерно на 300 миллионов рублей. Парк автомобилей скорой помощи мы обновили полностью. Смогли существенно повысить медицинским работникам зарплату, причем не только работающим в поликлиниках, но и сотрудникам скорой помощи. Можно, конечно, убеждать всех и себя в первую очередь, что все замечательно, "Ура!". Однако в каждом хорошем деле бывают какие-то проблемы и недочеты. Чтобы с ними справиться, умалчивать об этом не стоит.
Вот только один пример. У нас в области сейчас в ЛПУ поступает в огромном количестве рентгеновская техника. При этом лицензию на то, чтобы открыть рентгеновский кабинет и установить это оборудование, имеет только одна частная фирма. И все больницы сейчас стоят в очереди и ждут, пока эта фирма сможет сделать проект рентгенкабинета, причем за очень приличные деньги. Потом эта же фирма осуществляет гарантийное обслуживание. То есть гарантийное обслуживание всего оборудования, которое приходит по нацпроекту, осуществляет одна коммерческая фирма, поскольку только она имеет лицензию. Конечно, это неправильно. Из-за этого происходят задержки, оборудование простаивает.
В некоторых ЛПУ оборудование эксплуатируется не на 100% по другим причинам. Где-то нет обученных кадров, где-то не могут приобрести дорогостоящие расходные материалы. Редко, но такие факты отмечаются, и мы постоянно контролируем эту ситуацию, поскольку такого не должно быть.
Другая, не менее важная проблема - огромное количество бумаг. Невероятно огромное. Как специалист по организации здравоохранения могу вам определенно заявить, что когда-то наступит предел, причем случится это очень скоро. Просто все зароются в этих бумагах, начиная от поликлиник и заканчивая управлениями муниципальных образований, а потом и само Министерство здравоохранения может просто утонуть в этом потоке. И самое главное, за оформлением большого количества бумаг врач меньше времени уделяет больному, а ведь именно лечение пациентов является главным в работе доктора.
Так что, честно говоря, при слове "нацпроект" мне вспоминается не новое оборудование, не новые машины скорой помощи, которые ездят по городу, не повышение зарплаты, а, в первую очередь, огромное количество бумаг. Добавьте к этому огромное количество несвойственных нам функций. Правда, это связано не с нацпроектом, а с проблемой монетизации льгот. Врачи первичного звена, которые должны ставить диагноз, заниматься профилактикой заболеваний, внимательно выслушивать, обследовать больных и назначать им лечение, вместо этого огромное количество времени тратят на федеральных льготников. Надо выписать рецепт в двух экземплярах, при этом справиться, есть ли лекарство в заявке твоего учреждения, потому что существуют ограничения в этом году, есть ли лекарство в формулярном списке. И при этом надо подумать, а нужно ли это лекарство данному больному. Ведь федеральный льготник знает свои права и требует лекарства по максимуму.
Сейчас перед врачами первичного звена поставлена еще одна совершенно не свойственная им задача. Есть федеральные льготники, отказавшиеся от соцпакета. Понятно, что чем больше их останется в системе, тем больше денег на медикаменты будет в стране, и, соответственно, в нашей области тоже. Правительством поставлена планка: 60-65% федеральных льготников должны остаться в системе. Для этого на территориях должны быть созданы рабочие группы, имеющие в составе медицинских работников, руководителей здравоохранения, соцзащиты и пенсионного фонда. Областной пенсионный фонд отказывается заниматься разъяснительной работой с льготниками, считая, что это некорректно. И эту работу возложили опять же на врачей.
И после этого нам задают вопросы, почему врачи плохо лечат больных. А когда им лечить? Никто до сих пор не отменил норматив - 20 минут на одного больного. Если же это федеральный льготник, то добавляется беготня с рецептами, а больные в это время сидят в ожидании приема. Когда мы еще будем вести разъяснительную работу с льготниками, ведь это, как правило, люди пожилые, жаждущие обсудить все вопросы очень детально, словом, на других больных просто не останется времени. Эти дополнительные функции хоть и не связаны с нацпроектом, тем не менее, ложатся дополнительной нагрузкой на плечи рядовых врачей.
Мы живем в демократической стране, и каждый льготник сам выбирает для себя подходящую ему схему получения льгот. Дать совет врач обязан, он это и делает, но проводить агитационные кампании... Мы, конечно, будем это делать, но еще раз повторяю, что это несвойственные врачам функции. Функция врача - ставить диагноз и лечить. Каждый должен заниматься своим делом и тогда будет порядок.
Сейчас у нас врач становится ответственным за все. За младенческую смертность, к примеру. Да, это наш показатель. Но почему виноват врач, если спящая пьяная мать удушила своего ребенка. В этом году у нас уже четыре подобных случая. Просыпаются - ребенок мертвый, все были пьяные, никто ничего не помнит и не знает. А показатель смертности ложится на плечи врача. Такая ситуация мне, мягко говоря, не очень понятна.
- Какие бы вы внесли коррективы, если бы имели такую возможность?
- Оборудование в ЛПУ поступает, хорошее и в большом количестве, это замечательно. Но при этом нужна "линейка" фирм, которые бы на конкурсной основе боролись за право это оборудование лицензировать и готовить кабинеты. То же самое для фирм, обслуживающих оборудование.
Выделил бы деньги на обучение специалистов. У нас очень сложная сейчас ситуация с лаборантами, как с врачами, так и с фельдшерами. Не хватает и узких специалистов. Предоставил средства на ремонт лечебных учреждений. Хотя нам удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки, поскольку со следующего года мэр принял решение резко увеличить ассигнование на эти работы. И, естественно, уменьшить количество бумаг. Все-таки ХХI век на дворе.
- Насколько мне известно, компьютеризация лечебных учреждений уже ведется.
- Это так, и в этом большая заслуга нашего Минздрава, который семимильными шагами развивает информационно-аналитический центр. Не стоим и мы на месте. Во многих лечебных учреждениях Челябинска уже работают такие программы. На первом этапе необходимо компьютеризировать поликлиники, хотя бы на уровне регистрации, статистики и выписки счетов. У нас разработано единое программное обеспечение, и мы, по мере появления средств, эту систему внедряем.
- Где уже работают такие программы?
- Можно выделить поликлиники ГКБ N9, N1, N4, N10. Исключительно благодаря энтузиазму главного врача компьютеризирована детская поликлиника N7 по улице Краснознаменной.
В проекте бюджета на следующий год заложены деньги для оснащения всех поликлиник компьютерами и программами. Мы не ставим сверхзадач. У нас есть минимальная локальная сеть из одного небольшого сервера и восьми персональных компьютеров. Это позволяет "закрыть" регистратуры - самое "узкое" место в поликлинике, что позволит сократить до минимума очереди, медицинскую статистику и плановый отдел, который выписывает счета страховым компаниям. Все остальное будем решать постепенно.
До сих пор остается открытым вопрос, какая амбулаторная карта лучше - компьютерная или бумажная. Никто не отменял приказов Минздрава, о том, что можно не вести амбулаторную карту в бумажном варианте. Мы обязаны ее вести, но тогда получается просто дублирование. Вопрос такой ставится, и мы работаем над этим. Есть у нас и задумка сделать единую компьютерную программу по стационарам, которая облегчила бы решение вопросов по стандартизации.
- Какую все же основную на сегодняшний день проблему вы бы выделили?
- Основная проблема в тарифах фонда обязательного медицинского страхования. У нас в стране существует программа государственных гарантий, в частности по предоставлению объема медицинской помощи. Весь этот объем должен быть оплачен ФОМСом на одного амбулаторного больного и на одного стационарного. Так вот, сегодня эта программа государственных гарантий покрывается чуть больше чем на 60%. Где брать все остальное? Вопрос на засыпку, как говорят студенты. Каждый главный врач в этой ситуации напоминает канатоходца, фокусника и иллюзиониста в одном лице. Где-то добавляются деньги, заработанные на платных услугах, где-то еще каким-то образом. Сегодня область дает медикаментов на одного больного на сто рублей, Челябинск - на 60. То же самое можно сказать и о питании. В детском стационаре мы кормим одного ребенка на 40 рублей в день, во взрослом и того меньше - на 30 рублей. Как можно больного человека накормить на эти деньги? Как сейчас помню, в учебнике по общей хирургии есть глава "лечебное питание", где сказано, что лечебное питание своим видом, запахом и вкусом должно вызывать у больного аппетит и способствовать быстрейшему выздоровлению, а что мы имеем?
- Как вы считаете, то, что зарплата врачей и медсестер первичного звена заметно выросла, а в стационарах осталась прежней, не повлияло ли на отношение специалистов к своей работе?
- Никоим образом. В основной своей массе в медицине работают люди, имеющие моральные принципы, которые не зависят от объема заработной платы. Очень много у нас талантливых врачей, настоящих самородков. Другое дело, что требования больных значительно возросли в последнее время. И связано это не с утяжелением заболеваний, а с улучшением образа жизни. Если проанализировать удовлетворенность населения медицинской помощью (я сам в свое время проводил много таких исследований, а сейчас слежу за публикациями), неудовлетворенность ее оказанием выше всего в наиболее обеспеченных регионах. Почему? Ответ лежит на поверхности. Человек, имеющий высокие требования к сервису и к предлагаемым ему товарам, такие же требования предъявляет и к больнице. А больницы наши кардинально никак не изменились с 50-60-х годов прошлого века. Часто больные недовольны тем, что с ними не контактирует врач так часто, как им хотелось бы. Но большинство профессионалов считает это излишним. Они делают свою работу и получают хороший результат. Больному же хочется общения, длительных разговоров о своей болезни. На языке больного это и называется вниманием врача.
- Но, я думаю, вы не станете отрицать положительное влияние на ход болезни психологического фактора.
- Я не говорю, что доктор не должен этим заниматься. Просто у него далеко не всегда есть на это время, в частности, из-за того, о чем мы с вами уже говорили.
- Хотелось бы затронуть еще один деликатный момент взаимоотношений врача и больного. Ни для кого уже не секрет, в том числе и для больных, что зачастую врачи имеют договор с частными клиниками о направлении к ним больных на обследование. С каждого такого направления они получают свои дивиденды. Я не против такой ситуации, если, предположим, в данной конкретной больнице нет для необходимого исследования соответствующей аппаратуры. Но ведь бывает и такое, когда оборудование есть, а больной все равно вынужден платить частникам, поскольку имеет направление от своего врача и ему невдомек, что он может это сделать совершенно бесплатно. Хорошо, если у человека есть возможность оплатить дорогостоящее обследование. А если нет?
- Ну, во-первых, в последнее время, когда мы получили большое количество оборудования по нацпроекту, таких проблем стало значительно меньше. Если же возникают ситуации, когда имея необходимое оборудование, больного направляют на обследование в частную клинику, пусть обращаются непосредственно ко мне. Я буду благодарен каждому больному, который мне укажет на подобные случаи, хотя бы телефонным звонком. А лучше в письменном виде.
- Согласна, что нельзя умалчивать о проблемах, стоящих на пути реализации нацпроекта, иначе они так и не будут никогда решены. Но, заканчивая наше интервью, хотелось бы добавить немного позитива. Поскольку его, конечно же, гораздо больше. Расскажите о том, какие новые возможности в ближайшей перспективе предоставит челябинцам медицина.
- Сейчас в городе принята обширная градостроительная программа. И понятно, что новые микрорайоны должны быть обеспечены и новыми медицинскими учреждениями. Список объектов, строящихся за счет средств города, на сегодняшний день занимает две страницы. По идее, поликлиника должна находиться в пределах от места жительства пациента. Это радиус в один километр. Есть у нас программа по снижению очередей в поликлиниках и в тех районах, где сеть медицинских учреждений уже выстроена. Речь идет о создании сети мини-поликлиник, офисов врачей общей практики в жилых кварталах. Выбрано пока три района. Это Металлургический, Тракторозаводской и Ленинский. В Металлургическом районе такие офисы уже есть. Всего в ближайшее время будут открыты шесть офисов общей врачебной практики в поселках Сосновка, Шершни, Аэропорт, на улице Трудовая и два офиса (детский и взрослый) на северо-западе Челябинска, в районе Тополиной аллеи.
- По какому принципу работают эти мини-поликлиники?
- Главной целью открытия офисов врачей общей практики является приближение необходимой амбулаторно-поликлинической помощи к населению, проживающему вдали от основных лечебно-профилактических учреждений. Врач общей практики ведет терапевтический прием, выполняет часть функций невролога и окулиста. Кроме того, там располагается мини-лаборатория, проводится ЭКГ. Как показывает практика, примерно 65% населения такой объем медицинской помощи удовлетворяет.
Если говорить об оборудовании, то за три года реализации нацпроекта, я думаю, поликлиники мы оснастим полностью. По крайней мере, заявок от поликлиник на оборудование становится все меньше и меньше. До конца этого года и следующем мы сделаем акцент на оснащении оборудованием детских поликлиник. И останется только проблема стационаров. Особенно остро стоит вопрос об отделениях реанимации, поскольку там требуется наиболее дорогостоящее оборудование. Этим также будем заниматься.
- А как обстоят дела с городским перинатальным центром, о строительстве которого уже давно идет речь?
- В прошлом году выделялись деньги на его проектирование. Был проведен конкурс, который выиграла московская фирма. Но возник ряд технических проблем, в связи с чем пришлось признать результаты конкурса недействительными. В этом году конкурс будет проведен вновь. Строительство перинатального центра запланировано в градостроительной программе, и он обязательно будет там же, где и планировалось - на базе ГКБ N10.
- Думаю, вам есть, чем порадовать жителей города и в плане внедрения новых высоких технологий.
- Безусловно. Наконец-то мы добрались и до здоровья мужчин и в ближайшее время получаем уникальное оборудование, которое позволяет проводить операции по поводу аденомы предстательной железы бескровным способом с помощью введения катетера. Это так называемый "зеленый лазер" (новая разработка фирмы "Дорнье"). На самом деле это кремниевый лазер, он будет установлен в урологическом центре ГКБ N5. Сама операция с помощью этой технологии проводится амбулаторно. Операция, конечно, очень дорогостоящая, но для челябинцев она совершенно бесплатна. В прошлом интервью мы говорили об этом как об отдаленной перспективе, но сейчас эта "перспектива" уже прошла таможню и едет через Москву в Челябинск.
Сейчас подана заявка на конкурс для приобретения уникального ультразвукового аппарата. На сегодняшний день в России только два таких аппарата: в Санкт-Петербурге и в клинике Газпрома. Этот аппарат сродни ангиографии, но основан не на рентгенконтрасте, а на УЗИ-технологии. Это УЗИ сердца и сосудов высочайшего уровня, практически не требует расходных материалов. Он очень дорогой, но в условиях конкурса мы указали, что в этом году оплачиваем 30% стоимости, а оставшееся - в следующем году. Аппарат будет поставлен в сосудистое отделение ГКБ N8. В этой же больнице в отделении функциональной диагностики уже стоят современные холтеровские системы и системы для стресс-диагностики, исследования на которых жителям Тракторозаводского района предоставляются абсолютно бесплатно. Так что у нас сейчас и больница, и поликлиника ГКБ N8 укомплектованы великолепно.
На базе лаборатории ГКБ N10 уже смонтирована установка "Иммулайт". Причем квоты на исследования будут предоставлены всем поликлиникам Челябинска. Пропускная система у этой установки большая, проблема только в расходных материалах, но мы ее решаем.
Для отделения функциональной диагностики ГКБ N3 мы закупили УЗИ-аппарат с самой современной технологией 4D. Этот аппарат также не нуждается в расходных материалах. Так что от передовых технологий мы стараемся не отставать, а порой и опережаем большинство регионов.
- Очевидно, что поводов для оптимизма у нас очень даже немало. Удачи вам!
www.price74.ru
19.05.2008