14 августа 2000
2715

Здравствуйте, я ваш киллер!

Заказ был сделан. А выстрел - нет. Подробности



В конце июля ко мне в редакцию пришли двое: председатель кооператива "Оракул" Валерий Урсан и его заместитель по службе безопасности Геннадий Звонарев. Первому под пятьдесят, худощав и улыбчив, одет с неброской элегантностью и чертовски смахивает на актера Еременко в роли доброго следователя. Звонарев моложе, простенькая футболка позволяет полюбоваться его накачанными мышцами и торсом и навевает воспоминания о виденных в кино офицерах подразделений особого риска.
Первая фраза, которую произнес Урсан, не сбрасывая улыбки, была такой: "Нас с Геной заказали. Или застрелят, или взорвут в машине". Гена нахмурился и подтвердил слова шефа кивком головы.
У жутких этих прогнозов была предыстория, с нее и начну.

Амплуа ТОО "Оракул" - правовое обслуживание тех, кто в этом нуждается. Это фирмы, финансовые структуры, кооперативы. С 91-го года "Оракул" просвещал мощнейшую компанию "Русский мир". Тамошний бизнес - грузовые перевозки по железным дорогам в собственных вагонах и цистернах. Груз - нефть и нефтепродукты. Председатель совета директоров компании - гражданин Бельгии Мишель Литвак, президент - Александр Сапронов. Трудовой путь последнего любопытен. Сегодняшний коммерсант в не такие уж давние годы служил заведующим финансово-бюджетным отделом ЦК КПСС, в 94-м решением правительства стал заместителем председателя Госкомитета РФ по антимонопольной политике, а уж после этого подался в президенты "Русского мира". Если не трудно, эти фамилии неплохо бы запомнить, они нам еще встретятся.
Валерий Урсан со своими правоведами сотрудничал с перевозчиками два года - этого оказалось достаточно, чтобы сделать ряд любопытных открытий и бежать от своих работодателей подальше. Главное: "Русский мир" на протяжении нескольких лет виртуозно уходил от налогов. Документы, которые Урсан приберег, подтверждают это весьма достоверно. В мае 1997 года "Новая газета" публикует первую статью, в которой подробно рассказывает о странностях финансовой политики господ Литвака и Сапронова - "Почему на физических лицах печаль, а на юридических - улыбка?"
Глупо сейчас таиться: своими впечатлениями о "Русском мире" с редакцией поделился все тот же Урсан. Валерий Савельевич пришел к нам только после того, как безуспешно обивал пороги Госналогслужбы, которой в те годы руководил Александр Починок. Месяц он бродил по секретариату, умудрился попасть к заместителю Починка Владимиру Евстигнееву, тот сплавил его к другому заму - Игорю Лаптеву, от него попал к начальникам управлений Борису Большакову и Владимиру Оськину. Все напрасно - руководящие налоговики и слышать не хотели разоблачения настырного посетителя. А он свидетельствовал: сеть контролируемых "Русским миром" фирм была создана с одной простой целью - уйти от претензий налоговых служб России. Один только пример: Литвак сплавлял нефтепродукты английской фирме "Хедли Коммодиз", а та, в свою очередь, старалась, чтобы вся прибыль оседала на счетах британских офшорных фирм "Бальмар Интернациональ Лтд" и "Бальмар Интернациональ инк", которые налогами не облагались. А вот только одна цифра: в результате подобных манипуляций только в 1993 году бюджет России похудел на шесть с лишним миллионов долларов. И эти факты пустяшны для Госналогслужбы?
Не странно ли?
Через неделю после публикации "Новой газеты" неугомонного Урсана любезно принял сам Починок. Выслушал, поохал и через своего зама Игоря Лаптева поручил проверку начальнику управления по проблемным налогоплательщикам Борису Большакову, прикомандированному к ГНС генералу ФСБ. Через месяц безделья тот Урсана огорошил: никаких его документов он и в глаза не видел. Обалдевший от вольностей своего подчиненного, Починок пишет на заявлении Урсана гневную резолюцию: "И. И. Лаптеву: в чем дело? Почему не начаты активные действия? Переданы ли документы? Б. Т. Большакову: отнестись внимательно к этой проверке!"
Проверка тут же началась - в зловредном ТОО "Оракул". И результат налицо: обличители "Русского мира" сами не без греха, налоги платят отвратно.
Зимой 1998 года в сомнительные дела "Русского мира" вмешивается Генпрокуратура РФ, ее следователи проводят дополнительную проверку скандальной фирмы: возбуждать или не возбуждать уголовное дело? Тут же управление налоговых проверок ФСНП подписывает акт, в котором признает: да, "Русский мир" задолжал государству 16,4 млн деноминированных рублей. 18 июля того же года в Следственное управление ФСНП поступают из Генпрокуратуры подлинники документов с указанием возбудить уголовное дело.
Чтобы больше не утомлять читателя всей этой возней, сделаю шаг вперед, поближе к сегодняшнему дню. 18 июня 1998 года Следственное управление ФСНП РФ возбуждает по заявлению Урсана уголовное дело N 142805 по факту уклонения ЗАО "Компания "Русский мир" - пожалуй, самое крупное из расследуемых в то время дел о налоговых преступлениях. Еще бы, ведь именно ее руководители задолжали консолидируемому бюджету России по налогам 70 миллионов долларов. В ходе расследования председателю совета директоров "Русского мира" М. Литваку и исполнительному директору И. Н. Овчаренко были предъявлены обвинения.
Но вот какая странность: за весь период предварительного следствия не проведено ни одного обыска, ни одной очной ставки. А как прикажете понимать, что старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления ФСНП капитан налоговой полиции И. К. Смирнов один раз (февраль 1999 г.) приостанавливал дело в связи с болезнью М. Литвака и трижды - в связи с истечением срока давности уголовного преследования? Что ж тут удивляться, если тот же Смирнов 14 декабря 1999 года вынес постановление о прекращении дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления? Для несведущих в законах поясняю: это значит, что "Русский мир" не должен государству ни цента, что его руководители чисты и непорочны, а Урсан просто трепач и клеветник. Доказательствами этого феномена следователь Смирнов себя не утруждал.
После бесчисленных жалоб Урсана летом нынешнего года похеренное в недрах ФСНП уголовное дело истребовано для проверки управлением по надзору за исполнением налогового законодательства Генеральной прокуратуры РФ - появились вполне реальные надежды, что следствие по "Русскому миру" будет все-таки продолжено.
Нетрудно догадаться, что обличительная настойчивость неугомонного правоведа Урсана не просто потрепала нервы и Литваку, и Овчаренко, и Сапронову, но и заставила каждого изрядно струхнуть. Он наступал - они защищались. Как именно - об этом и пришли ко мне рассказать гости, о визите которых я упоминал вначале.
Их свидетельства настолько серьезны, что я не берусь их пересказывать, пусть говорит сам Валерий Савельевич, а мы послушаем:
- Я давно знаю, что службой безопасности "Русского мира" прослушиваются и мои телефоны, и моего заместителя по безопасности, который сидит перед вами. Наружка тоже работает без выходных. А теперь более серьезное. 15 мая в 7 часов 5 минут в доме N 6, где я живу, появился неизвестный молодой человек, сразу позвонивший в мою 71-ю квартиру. Моей жене он представился сотрудником военкомата и попросил позвать меня для вручения повестки. Когда жена сказала, что меня дома нет, нежданный посетитель тут же исчез.
Я бы об этом и не вспоминал, если бы месяц спустя, 26 июня, в 22 часа 40 минут у меня дома не раздался бы телефонный звонок. Трубку взяла моя дочь, незнакомец попросил меня и очень огорчился моим отсутствием. Затем помолчал и представился - подполковник РУБОП Владимир Ю. (Подлинные фамилия, звание и должность редакции известны. - Г. Р.) "Девочка, - сказал он, - твоему отцу и всем вам угрожает опасность. Серьезнее не бывает. Запиши мой телефон и попроси папу срочно позвонить".
Наутро я позвонил - телефон у подполковника был мобильный. Он сказал мне то, что уже говорил моей дочери, только более прямо: ты заказан. Я должен в тебя стрелять.
Мы договорились встретиться в людном месте, неподалеку от метро. Я предупредил, что со мной будет Геннадий, он не возражал.
С Геной мы договорились, что возьмем на встречу нечто вроде диктофона - очень толковая штука для записи разговора. И утром 3 июля встретились. Вот наша беседа, я вам оставлю кассету с ней, будет время - послушаете. Чтобы было понятнее: здесь упоминается фамилия Ананкова, она подлинная. Это руководитель охранного предприятия "Альфа-М-1", в число его учредителей входит и компания "Русский мир". Поэтому Ананков еще и начальник службы безопасности этой компании. Прослушка наших телефонов и наружное наблюдение - его рук дело.
Поздним вечером, когда редакционная суматоха стихла, я представил себе раннее июльское утро, сквер возле метро и трех человек, уютно устроившихся на скамейке: Валерия Урсана, Геннадия Звонарева и искавшего с ними встречи подполковника РУБОП Володю. Ну а я как бы был рядом с ними и слушал.
В записи разговора подполковник у меня будет В., Валерий Урсан - У., а Гена Звонарев - З.
"В. Привет, Валера. Это кто с тобой?
У. Это Звонарев, Геннадием зовут.
В. Елки-палки, так это ж они твою машину заказывали мне сжечь! "Фелиция" или "Фиат", сейчас не помню. Она на улице Подвойского стоит, я пробивал по учету.
З. Верно, на Подвойского я живу.
В. Дали номер твоей машины - блин, это же мой сосед! Короче, это падлы Ананкова работа, его заказ. Наш пятый отдел, который по авторитетам работает, занимается и ЧОПами (частное охранное предприятие. - Г. Р.), их как-то доставили к нам. Ну и отпустили. Ананкова вы должны знать.
З. Я-то уж знаю, когда-то служили вместе в одних хитрых войсках.
В. Я не могу о нем слышать, это подонок, мразь. Я его буду прессовать, я его урою, пусть хоть сам Рушайло или Путин за него заступаются. А тогда их взяли, привели к руководству, а этот Ананков рубаху рвет: "Я дворец Амина штурмовал! Я Родине служил!". Ну и отпустили. Мразь всегда отпускают.
У. Ты знаешь, кто этот Ананков на самом деле? Рассказать?
В. Гена, я теперь на него положил с прицепом.
У. Конкретнее - ты с Ананковым давно знаком?
В. Уже два года. Еще с Ананковым дружил один наш подполковник, он меня с ним и свел. И вот Ананков говорит, что на его хозяев завели уголовное дело и называет фамилию - Урсан. Я до этого о тебе не слышал. Так вот Ананков говорит - этот Урсан нам много крови попортил, и я тебе его заказываю. Десять штук зеленых предлагал. И штуку, чтобы поджечь машину. Потом заказал одну женщину, фамилию не помню, - она, мол, на суде хреновые показания дает, надо ее машиной сбить. За это - еще штука зеленых. Ну я вроде бы не отказываюсь, думаю. Я тебе еще не рассказал, что у меня есть друг Володя Овчаренко (бывший президент "Русского мира". - Г. Р.). Я для него решил проблему с "Внуковскими авиалиниями", там бандиты - дагестанцы, чечены работали. Мы для него всех отжали. И этот Овчаренко мне говорит, что три года борется с Литваком. А за тем стоит Ананков - человек страшный. Я встречаюсь с Ананковым, говорю - мне надо познакомиться с Мишелем. Тот так важно: надо подумать, поговорить. Ты извини, я психую, путаюсь. Да, вот: у Овчаренко есть чеченец, порядочный чеченец. Он хозяин автосалона. Я прихожу с этим чеченом и нашим подполковником на встречу с Ананковым - нас тут же записывают на видеокамеру. Тот сразу этому подполковнику: чечены наших убивают, а ты с чеченом пришел, соскочи быстро. Тот испугался, на Ананкова работать перестал. И я тоже хотел податься в сторонку. Вдруг бац - Ананков пишет на меня заяву в ФСБ, мол, подполковник Ю. с бандитами связан. Те меня вызывают, сразу говорят: этого Ананкова знает половина ФСБ, он всем головы дурит.
У. Да, это на него похоже.
В. Вы не поверите - он фээсбэшников кинул несколько раз. Ну я не об этом. Сразу, как я хотел отойти от Ананкова, нашего замначальника вызывают в Генпрокуратуру и говорят: мы на вашего подполковника Ю. скоро наручники наденем. В общем, я эту Генпрокуратуру на х... послал. И ФСБ тоже. Только от них отбился - УНОН (управление по незаконному обороту наркотиков МВД. - Г. Р.) стал за Ананкова заступаться. Я их тоже послал. Тут меня вызывает замначальника управления: Володя, сделай шаг назад. Да никогда, сука буду.
У. Ты давай не тяни - подробнее скажи, как нас с Геной тебе заказывали.
В. Погоди. Буквально на днях к Володе Овчаренко подъезжает один человек. Представляется Арнольдом из солнцевской ОПГ. И говорит: Володя, ты по-хорошему должен отдать бумаги из "Русского мира". Считай, я от первого человека пришел. Меня, кстати, недавно вызывал в Кремль большой человек, просил оставить Мишеля Литвака в покое. Словом, поехали, будешь говорить с нашими людьми.
Володя взял меня, Арнольд не против. Пришли - у меня глаза на лоб: сидят там М. и А. (подлинные фамилии редакции известны. - Г. Р.). Е-мое! Пошел базар, я все понял, говорю: мужики, если вы за этого пидараса Ананкова просите - нет. Эти отвечают: пойми, нас очень большие люди на самом верху просили помочь Мишелю. Я говорю - да пусть хоть сам Путин просит, а я как прессовал вашего Ананкова с Мишелем, так и буду прессовать.
У. Тебе Ананков оружие давал, чтобы нас мочить?
В. Да. "Вальтер".
У. Это ваши люди на Гену возле гаражей на Шелепихинской напали?
В. Не знаю, не в курсе.
У. А ко мне кто парня с повесткой домой присылал? Ваши?
В. Возможно.
У. Значит, ты от заказа отказался? Жалко нас убивать?
В. Да пойми ты, мне все надоело, я всю эту шоблу ненавижу. Честно - теперь Ананков меня боится.
У. А перезаказ они не могут сделать? Тогда грохнут и нас, и тебя.
В. Ты можешь всему этому раскачку дать? Я же свидетель, пойми. Мне он тебя и Гену заказывал, лично мне. Если уж на то пошло, у меня кассета есть наших с ним разговоров. Там все, понял? Клянусь: в любом суде я дам показания, я же подполковник, а не дерьмо.
У. Кто еще с Ананковым работает?
В. С. и Л. (подлинные фамилии бывшего офицера группы "Альфа" и сегодняшнего сотрудника ФСБ редакции известны).
У. Спасибо, будем на связи".
Не будем гадать, с чего это вдруг подполковник РУБОП Ю. порвал с бандитами, на которых работал, и пришел с покаянием к людям, которых ему велели убить. И поскорее, потому что 14 сентября состоится судебное заседание по делу "Русского мира" и было бы славно, чтобы главный свидетель обвинения Валерий Урсан исчез, испарился, пропал.
8 августа Урсан и Звонарев снова пришли ко мне в редакцию. Я сразу понял: что-то случилось. Вот рассказ Валерия Урсана:
- Час назад мы с Геной подходили к одному из зданий МВД. Вдруг Гена хватает меня за локоть и шепчет: вон из подъезда вышел мужик, видишь? Это он напал на меня возле гаражей. Словесный портрет мы его срисовали. И думаем: он сотрудник? Агент? Связник?
Гена не отходит от своего шефа и друга ни на шаг. Бережет его и себя. Больше некому.



Георгий РОЖНОВ

14.08.2000

novgaz.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован