Не стал бы заслуженным тренером - был бы заслуженным артистом
Зинэтула Билялетдинов - особенный. Второго такого нет и быть не может. Ни с кем не спутать. Свой стиль и повадка. Свой набор масок - которые время от времени примеряет перед репортерами. А те, доверчивые души, думают, что Билялетдинов - злой... Он, должно быть, после смеется. И никакой он не `злой`. Маска. Не стал бы заслуженным тренером - был бы заслуженным артистом. Когда-то меня, никем не предупрежденного об особенностях тренерского норова, та жесткость обхождения смутила. Помнится, я даже закашлялся. Мял листочек с вопросами влажной рукой. А Билялетдинов, упиваясь собственным актерским успехом, осваивался в роли. Стоило мне заикнуться о чем-то Зинэтуле Хайдяровичу неприятном, он моментально реагировал резким: `Следующий вопрос...` Прошло время.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО ХАБИБУЛИНА
- Вы сразу для себя определили, что никого из `отказников` уговаривать не будете?
- А кто у нас `отказники`-то?
- Например, Хабибулин, Даниил Марков, Жамнов...
- Так с ними же общались - и они высказали свою точку зрения. Не так? Вы полагаете, нужны еще какие-то беседы?
- Газетные высказывания Хабибулина вас равнодушным оставить не могли. Разозлили? Обидели?
- А чего мне обижаться, если человек выражает свою точку зрения? Я тренер! Разве я должен разбираться в вопросах, есть ли желание у Хабибулина выступать за Россию или нет? Ну не хочет он играть. Я-то что должен делать?
- Мне интересен был ваш взгляд на ситуацию.
- Мой взгляд такой: все это - личное дело Хабибулина. Не хочет - не надо.
- Хорошо, тогда объясните другой момент. Зачем в Минск к Хабибулину поехал Тузик? Зачем беседовать с человеком, который отказывается?
- Не знаю. Генеральный менеджер решил провести переговоры. Прямого контакта с Хабибулиным не было - я пытался дозвониться до Николая, но он ни разу не ответил. Вот Тузик и полетел - лично общаться. Чтобы не услышать по телефону, не прочитать в газетах, а именно побеседовать - с глазу на глаз. Как иначе его найти?
- В итоге не пожалели, что этот разговор вообще организовывали?
- Данным вопросом в большей степени занимаюсь не я, а генеральный менеджер. Тузик сделал все необходимое, чтобы пообщаться с Хабибулиным. Даже не договориться, а просто внести определенность. Не сомневайтесь, он сделал все так, как надо.
- Вас еще ждут непростые разговоры с игроками, которые окажутся лишними для нынешней сборной. Но которые пока в числе кандидатов.
- Это точно. Разговоры не самые простые.
- Вести их будете вы или доверите генеральному менеджеру?
- Конечно, сам. Круг кандидатов не такой большой, по правилам НХЛ, имеем право пригласить на сборы только 26 человек. Мы поставлены в жесткие рамки. Вопрос - определить одного-двух игроков, которые не поедут. Это действительно непростой момент, для тренера неприятный...
- Фамилии можете не называть, скажите только - для себя уже определились, кого оставите без Кубка мира?
- Пока нет. Слишком много проблем, чтобы такие вопросы решать заранее.
КАК С НИМ РАЗГОВАРИВАТЬ
Теперь я знаю, как репортеру разговаривать с Билялетдиновым. Правило номер один: не выказать смущения. Боже вас сохрани - засмущаться. Смущаться не надо. Надо спорить. К спору Зинэтула Хайдярович внезапно оказывается готов. Поддерживает чуть вызывающую интонацию с неожиданной охотой. Спорить любит. В какой-то момент вы даже почувствуете расположение тренера. Что-то похожее на уважение. Вот и спорьте. Доказывайте. Услышите интересное. Забудет Билялетдинов на минуту обкатанность формулировок. Мелькнет искра - репортер знает, что это такое...
ЦЕЛЬ - ОЛИМПИАДА В ТУРИНЕ
- Вы по-человечески понимаете игроков, которые способны отказаться от турнира такого уровня?
- Я сам многие годы выступал за сборную. Двенадцать лет, если память не изменяет. Помню слезы ребят при звуках гимна. И ни единого случая отказа не помню, играть за сборную считалось огромной честью, какой бы турнир ни предстоял. Мне лично понять трудно, но я говорю - это их решение. И клеймить позором хоккеистов не стану.
- Но уважать такое решение вы способны?
- Как я могу уважать то, чего не понимаю?
- Вы, кажется, сознательно идете на омоложение сборной. Я угадал?
- Это не только мое решение. Скорее, федерации. Будем готовить новую команду для Олимпиады-2006 в Турине. У нас есть два года, чтобы сделать эту команду серьезной. И каждый игрок в сегодняшней сборной должен знать, что у нас впереди долгий путь.
- Искусственное омоложение накануне крупного турнира - момент достаточно рискованный. Как полагаете?
- У меня есть прекрасная иллюстрация из прошлого. 76-й год. Помните тот Кубок Канады?
- Как не помнить.
- Значит, помните, как создавали так называемую экспериментальную сборную. Да, мы выступили неудачно, проиграли - но! После этого на долгие годы забыли, что такое поражения вообще. Всех молодых пацанов, которых тогда пригласили в команду, в том числе и меня, первая неудача только сплотила. Нас подготовили, понимаете?
- Стараюсь.
- Потому предстоящий Кубок мира надо рассматривать как этап подготовки к Олимпийским играм.
- Понимаете, что при неудачном раскладе вы можете оказаться крайним, и никто не вспомнит про стратегические планы?
- А что мне делать? Я просто сосредоточился на работе. Задачу самому себе формулировал просто - сделать все, что в моих силах. Уверен в команде.
ОБЩЕНИЕ С ТИХОНОВЫМ
- С Тихоновым вы в постоянном контакте?
- Мы общаемся. Но сейчас у Виктора Васильевича достаточно других проблем - на нем клуб, он курирует все сборные сразу.
- Судя по тому, что вы скорректировали его `десятку неприкасаемых`, контакт у вас был не совсем идеальный?
- Что значит - идеальный? Какая `десятка`? Меня вообще назначили на должность главного тренера за сутки до объявления состава. Потому составом в основном занимался Игорь Тузик, главный менеджер. Это он общался с ребятами, подбирал команду. Я просто внес свои предложения, например, пригласить Овечкина, Чубарова, Волченкова.
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Причин удачливости Билялетдинова сразу не понять. Феномен. Десятки образованных и опытных тренеров сидят без работы. Анализируют на кухнях. Сотни разбрелись по скверным командам. Где ни денег, ни игроков, ни стоящего хоккея. Кто-то особо вдумчивый подметил недавно - мол, за четыре года увольняли тренера четыре раза. Кого не увольняют? Но никогда подолгу Билялетдинов не сидел без работы. И репутация не страдала. Какая репутация? Вот пример.
Петр Воробьев уезжал из Ярославля и услышал на прощанье от местного начальства: дескать, есть в России три настоящих тренера. Билялетдинов, Фетисов и Юрзинов-старший. Все при деле, потому решили пригласить иностранца. Пана Вуйтека.
ВМЕСТО НИКОЛИШИНА - МОЛОДЕЖЬ
- Когда выводили Николишина их списка игроков сборной, знали, что тут же накатится на вас волна критики?
- Как бывший спортсмен я все понимаю. Да, есть `переходный` возраст. Да и всем не угодишь, обиженные обязательно будут при любом выборе - так чего бояться? Они обижаются, а я на них обижаться не вправе. Каждый считает, что он `может` играть... Андрей достаточно долго выступал за сборную, у него отличная карьера, но приходит время, когда вырастают молодые. И играть будут они.
- Так как сформулируете ответ на вопрос, почему Николишину нет места в этой сборной?
- Потому что неприятный процесс смены поколений никому не изменить. Хоть осознавать это тяжело.
- Есть накануне Кубка мира вопросы, которые вы просили бы журналистов не задавать?
- Я готов отвечать на любые вопросы.
- С кем из наших энхаэловцев вы за последнее время общались лично?
- Недавно встречались с Ковальчуком. Долго разговаривали. С Дацюком была хорошая беседа. Лишний раз убедился, что эти двое ребят очень хотят играть. И побеждать. Это мои личные впечатления.
- У Ковальчука, как известно, украли загранпаспорт. Есть ли риск; что талантливый форвард останется без Кубка мира, а сборная - без талантливого форварда?
- Да нет, все это ерунда. Вопрос решаемый, у нас все-таки сборная России.
- Вы нас успокоили. А что скажете о Федорове?
- А что я могу сказать об игроке, который два с лишним месяца не выходит на связь? Никакой конкретики. Понятия не имею, почему невозможно объясниться.
РАССЧИТЫВАЮ НА НАБОКОВА
- После того как Владислав Третьяк вошел в штаб сборной, головной боли за вратарскую позицию не осталось?
- Насколько сильным голкипером был сам Владислав, говорить не надо. Он и тренер отличный. В ситуации с Набоковым, который перенес операцию и в данный момент восстанавливается, Третьяк должен помочь. Но... С одной стороны, есть время, а с другой - мы в страшном цейтноте. Вратарская позиция - по прежнему болевая точка.
- Набоков в качестве `неиграющего консультанта` сборной помочь не в состоянии?
- Нет, Набоков нас интересует как вратарь. И он вовсе не четвертый голкипер, на этой роли в команде пока Фомичев. Набоков, Соколов - вратари что надо.
С `АВАНГАРДОМ` - БЕЗ ПРОБЛЕМ
- Позиция `Авангарда`, вяло отреагировавшего на приглашение Соколова и Сушинского в сборную, для вас неудивительна?
- Откровенно говоря, не знаю, откуда пошли эти разговоры о недовольстве `Авангарда`. Мне показалось, в Омске к приглашению отнеслись с пониманием. Сборную как поддерживали, так и поддерживают Я был в Питере на турнире, подошел к Белоусову - и услышал то, что и должен был услышать. Никаких проблем нет, `Авангард` отпустит на Кубок мира всех, кого мы пригласим. Для клуба почетная миссия.
- Недоразумение?
- Абсолютное.
- Когда принимали сборную, ожидали, что окажется столько горящих глаз? Столько желающих поехать с вашей командой в Америку?
- Желающих сыграть за родину всегда хватало. Просто слишком много пишется о тех единицах, которые отказываются.
- Если скажу, что сейчас на кону тренерская репутация Билялетдинова, сильно ошибусь?
- О репутации не думаю. Прислушиваюсь к себе и замечаю другое - мне очень интересно. Выше уровня быть не может. А что еще нужно тренеру? Я только начал работать, но дальше, наверное, много нового для себя как тренер открою. С проблемами уже столкнулся - отказы, травмы...
- Зато наверняка поняли, в чем принципиальная разница между должностью тренера сборной и клуба.
- Огромная разница. В клубе ты знаешь каждого человека, у тебя уйма времени на какие-то наработки. Хочешь экспериментировать? Пожалуйста. А в сборной тебе дали срок - изволь поставить игру. Успевай как знаешь. Но главное - так себя поставить, чтобы команда в тебя с первого дня как в тренера поверила.
ОТНОШЕНИЯ С `ДИНАМО`
- Наверное, в сборной постоянно ждете каких-то сюрпризов, неожиданных проблем?
- Вот об этом мне пока говорить сложно. Но отсутствие желания играть за сборную у некоторых кандидатов в самом деле стало неожиданностью. Посмотрим, какие сюрпризы будут дальше. Надеюсь, поприятнее...
- После отставки из `Динамо` вы сказали, что собираетесь отдыхать. Потому что отдых необходим, без него никак. Но не получилось, так?
- Секундочку. Во-первых, никакой отставки в `Динамо` не было.
- ???
- Мы с руководством пришли к совместному решению - продлевать истекающий контракт не будем. Разве это отставка? Большой, кстати, вопрос, кто с кем не продлил контракт - `Динамо` со мной или я с `Динамо`. А что касается отдыха, то у меня было достаточно времени, чтобы восстановить силы. Удалось или нет, покажет время, но сейчас у меня настроение хорошее. То, которое тренеры называют рабочим.
- Как отдыхали?
- Сначала съездил в Швейцарию, потом перебрался на дачу. От хоккея на какое-то время отошел совершенно. А потом чувствую: организм требует возвращения. Требует труда. Так жизнь сложилась, что долгое-долгое время как раз в эти месяцы шла самая работа. В июле всегда сборы, наибольшие нагрузки что для игроков, что для тренера. То нормально отдыхал, а тут чувствую - не то что `отдыхаю`... Скорее, `ничего не делаю`. И чего-то не хватает.
БОЛЬШЕ ВСЕХ НРАВЯТСЯ КАНАДА И ШВЕЦИЯ
- Кубок мира - серьезное испытание?
- Разумеется.
- А перед всяким испытанием к человеку приходит некое опустошение. К вам - пришло?
- Думаю, оно может прийти после Кубка мира. Вот встретимся после него - непременно расскажу. Сейчас мне хочется, чтобы он поскорее начался, этот турнир. Опустошения нет, есть нетерпение.
- Задачу вы, кажется, в каком-то интервью уже сформулировали - выход в полуфинал. Не скромно?
- Разве я о чем-то подобном говорил? Нет. Не было такого. Что касается полуфинала, то мне хочется большего. Но команды, кроме Германии, собираются очень сильные, об этом и говорить не стоит. Кто угодно может дойти до финала.
- Последние годы наша сборная все проигрывает. Почему сегодня должно быть по-другому? На чем основан оптимизм?
- На разговорах с хоккеистами. Я чувствую их огромное желание не просто играть, но и побеждать. Это и у Гончара чувствуется, и у Яшина. Но особенный запал у молодых.
- Какая сборная кроме собственной по-настоящему нравится?
- Все. Особенно канадцы. Шведы где-то поблизости.
- В вашей жизни когда-то был еще настолько же неоднозначный год, столько всего вместивший?
- Стараюсь вспомнить что-то похожее и пока не могу.
- Удается от Кубка мира отвлечься хоть на пять минут или он постоянно с вами? Только о нем и думаете?
- Думаю о турнире, конечно, много. Может, даже слишком много. При этом прекрасно знаю, что зацикливаться нельзя, это неправильно. Убеждаю сам себя: есть время на подготовку. Его достаточно. Надо отвлекаться.
- Удается не зацикливаться?
- Кажется, да.
Материал предоставлен газетой `СПОРТ-ЭКСПРЕСС`, постоянный адрес статьи: http://www.sport-express.ru/art.shtml?90505
Московский Комсомолец
от 11.08.2004
Юрий ГОЛЫШАК
http://nvolgatrade.ru/