Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов[1].
В.В. Путин, президент России
Уход США из Афганистана подводит черту под эрой крупных военных операций, направленных на переустройство других стран силовым путем»[2]
Дж. Байден, президент США 1 сентября 2021 г.
Значение тех или иных силовых средств в политике определяется, прежде всего, главными их владельцами – субъектами МО-ВПО – государствами (хотя в последние десятилетия такими субъектами стали и международные организации и корпорации, что хорошо проиллюстрировал в ходе СВО И. Маск своими возможностями обеспечения связи, управления и разведки на поле боя). Кроме того, важно понимать соотношение намерений и возможностей, которое должно иметь оптимальный характер в интересах сочетания принципов обеспечения безопасности и развития.
В этом смысле понятие «оптимизация» стало ключевым для США и НАТО уже в начале 2024 года при разработке их стратегии в отношении России[3]. Причем, для США – в большей даже степени, чем для стран-членов НАТО.
Говоря о потенциальных и существующих реальных субъектах военной политики, которые создают прямые угрозы России, можно условно разделить их на три группы таких субъектов, исходя из критерия их определенной позиции по СВО на Украине. Во многом эти позиции характеризуются военными расходами, объем и структура которых (а также в ряде случаев и внешнеполитическая деятельность) финансируется государством. Так, например, предпоследний президент США Джо Байден утвердил рекордный оборонный бюджет страны на 2025 финансовый год (начался 1 октября) в размере $895 млрд, что на $9 млрд больше, чем в прошлом году. Об этом говорится в заявлении, распространенном пресс-службой Белого дома. Палата представителей конгресса США одобрила проект 11 декабря, сенат – 18 декабря 2024 года.
Этот широкий документ предопределяет развитие и приоритеты важнейших направлений в политике государства, которые перечислены на 5 страницах (СС. 64-69 Бюджета США[4], представленного Дж. Байденом)[5]. В частности, НИОКР в США, где приоритетная сфера для Вашингтона – исследования, разработки, испытания и оценка (research, development, test and evaluation – RDT&E), в которую вложили на 9,4% больше, чем в 2022 году. Документ, составленный на 1,8 тыс. страниц, предусматривает выделение средств на реализацию программ в сфере разведки, планов Пентагона, а также для проектов Минэнерго.
Кроме того, этот документ де-факто формулирует внешнеполитические приоритеты США: содержит, например, запрет на сотрудничество с Россией в области ископаемого топлива и обмен информацией по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Исключение может быть сделано, как указано в документе, если министр обороны или госсекретарь уведомят законодателей о предоставлении Россией аналогичной информации.
Первая группа – США и их ближайшие союзники по НАТО, причем (с приходом к власти Д. Трампа), в значительно большей степени США. Более того, можно констатировать, что возможен даже прямой акт принуждения даже в отношении избранного союзника – Великобритании.
Вторая группа – западные страны, прямо и формально не участвующие в военной помощи ВСУ, такие, как Швейцария и десятки других стран, которые в реальности входят в антироссийскую коалицию.
Третья группа – страны, оказывающие помощь западной военно-политической коалиции, которые можно не считать членами этой коалиции, но которые в той или иной степени содействуют её политике. К сожалению, к этой группе стран можно отнести даже партнеров и «стратегических союзников России».
У всех этих государств свое отношение к военной политике и использованию военной силы (и силы вообще) против России[6].
Формирование системы безопасности – евразийской, евроатлантической или глобальной – требует, прежде всего, ответа на вопрос о выборе основных средств, с помощью которых можно добиться этой цели. В частности, политических (международно-правовых, дипломатических) или силовых (включая военно-силовые). Но, по сути дела, в нынешних условиях речь идет об имитации такого выбора между международно-правовыми средствами (о которых все говорят публично) и откровенно силовыми средствами политики государств (которые используются в реальности). Очень часто за разговорами о мире и пр. декларациями, в том числе о международном праве, стоят реальные военные приготовления. Так было с 80-х годов прошлого века, что игнорировалось правящей элитой СССР-России, но также ситуация развивается и сегодня. Также некоторые политики не хотят сознательно видеть реалий. И это очень опасно потому, что повторение ошибки уже неисправимо в нынешних военно-политических условиях.
Надо помнить и признать, что государства создавались и сохранялись войнами и очень редко переговорами и договоренностями. Как правило, только временными. Так, после Второй Мировой войны в Ялте и Потсдаме сформировали систему глобальной безопасности, которая в том или ином виде просуществовала более 40 лет, трансформировавшись в итоге в 90-е годы в однополярную систему, которая в настоящее время переживает экзистенциальный кризис.
Формально эта система стала результатом достижения международно-правовых договоренностей между державами-победительницами (США, Великобританией и СССР, к которым И. Сталин присоединил Францию). Фактически, державы – победительницы использовали своё право силы для создания глобального механизма, который был силой навязан мировому сообществу на конференции в Сан-Франциско в 1945 году[7].
Теперь же США используют свое право силы для разрушения этого мирового порядка и его институтов. В частности, новый президент Соединённых Штатов – Дональд Трамп – не собирается останавливаться в избранном им курсе по сбрасыванию ненужных обуз. Сначала, ещё 20 января, сразу после инаугурации, он распорядился выйти из Парижского соглашения по климату (принятого в рамках конвенции ООН в 2015-м) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а 4 февраля 2025 года подписал приказ о выходе сразу их трёх структур ООН – Совета по правам человека, ЮНЕСКО и Ближневосточного агентства ООН по беженцам (БАПОР).
В целом разгром программ организации «Помощь США» оказался впечатляющим, как и масштабы этой помощи, только легальная часть которой превышала в 2024 году 50 млрд долл.[8]
Эта политика опять же противоречит прежней недавней силовой политике демократов в использовании США и их союзниками силовых не военных средств во внешней политике, которая стала политика «после Афганистана», хотя в действительности она не означала ни того, что она стала принципиально новой (после войн в Корее, Вьетнаме также декларировался отказ от военной силы), ни того, что военная сила потеряла свое значение.
Просто акцент был сделан на (как тогда казалось) более эффективных и безопасных силовых не военных средствах, прежде всего, экономическому и финансовому давлению, силовому влиянию НКО и СМИ, способных трансформировать политическую реальность в нужном для США направлении. Похоже, что республиканцы убедились в том, что эти средства не такие уж, эффективные, но слишком затратные, требующие от США помощи, не соответствующей их эффективности.
Считается ошибочно, что страны-члены ЕС будут любыми средствами избегать военно-силового противоборства, что просто не соответствует реалиям. Мы по-прежнему ошибочно считаем страны ЕС, «не желающими и не способными» к войне против России, игнорируя тот фантастический уровень русофобии, который был создан в современной Европе за последние десятилетия. Вступление Финляндии (которую мы считали нашим близким другом, почти союзником) в НАТО, похоже, не очень нас убедило в том, что политический климат изменился. Последние громкие речи европейских политиков говорят все отчетливее: ЕC реально готовится к войне. Это не какие-то абстрактные сказки, в которые не хочется верить после романтических иллюзий 70-х и 90-х. Надо просто понимать, что за такой романтикой стояла наивность советских и российских руководителей, растерявших не только «классовое чутьё», но и простое понимание сути политики. Все очень серьезно. Пока мы заняты Украиной, Евросоюз и Британия наращивают производственные мощности. Предположительно, осталось пять, максимум 7 лет, до прямого военного столкновения с Европой. С США или без, но с армией стран ЕС[9].
Политическая ситуация в Европе радикально изменилась по сравнению с 60-и и 70-и годами прошлого века. В настоящее время не только в США, но и в Европе доминируют силы, которые готовятся уже не просто к силовому, но и военно-силовому противоборству с Россией. Если действительно все эти заявления – высказывание более-менее консенсусной позиции Запада, тогда мы должны соотнести их с недавним ультиматумом Трампа. Он, на мой взгляд, – справедливо считает В. Третьяков, – «однозначно направлен на разрушение переговорного процесса с Россией». И всех созданных институтов и идей. Так как исторически в последние 20 лет Россия никогда не достигала ни с кем соглашений после такого шантажа. Есть мнение, что такой ход, направленный на разрушение переговорного процесса, тоже продиктован тем, что в вашингтонских кругах, в окружении Дональда Трампа, на данный момент лидирующую роль начали играть те же самые военные и военные промышленники, но только американского разлива»[10], – пояснил Третьяков. Военная сила для них остаётся важнейшим инструментом внешней политики, без которой силовые (не военные) силы и средства не могут работать эффективно.
Учитывая, что экзистенциальный характер угрозы уничтожения России ни в США, ни в странах ЕС, не отменяли, очевидно, что все силовые средства будут применяться в ближайшие месяцы «по мере необходимости». Оставляя для Украины и ВСУ специальное пространство военной угрозы России.
Существует много аргументов в пользу реальности этого сценария. В частности, в продолжении войны на Украине. Заинтересованность Европы в длительном и умеренно интенсивном конфликте не на своей земле, который позволяет насыщать промышленность заказами и обогащать военных опытом, наградами, командировками, повышениями и званиями, при этом, не неся существенных издержек, а также заявления Трампа и европейских политиков, – первые звоночки нового политического тренда власти силовиков или их доминирования в Европе и США[11].
Причём происходит это на основе хорошо скоординированной политики всей западной военно-политической коалиции в разных формах – широкой, включающей более 60 государств, более «узких»: НАТО, ЕС или G-7. Так, например, в начале мая 2021 года в Лондоне последовательно состоялась встреча министров иностранных дел США-Великобритании, «семерки», которые не встречались два года, а повестка дня этой встречи стала «противодействие информационному влиянию России». Представители стран G7 на этой встрече рассмотрели возможность создания механизма быстрого реагирования «для противодействия российской пропаганде и деформации», как заявил министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб[12]. Эти решения легли в основу политики США и НАТО уже на формальном уровне.
Вплоть до самого последнего времени ЦРУ было главным координатором формирования информационной политики США, которая целенаправленно вела к военному конфликту. Характеристика этой деятельности была дана летом 2023 года американским журналистом Джон Мак Глионном (John Mac Ghlionn)[13]. Во время своего недавнего интервью с Лексом Фридманом (Lex Fridman) Роберт Кеннеди-младший[14] назвал ЦРУ "крупнейшим спонсором журналистики во всем мире". Это довольно удивительно, но в высказывании кандидата в президенты от Демократической партии присутствует весомая доля истины.
В 1948 году Фрэнка Уиснера (Frank Wisner) назначили директором Управления специальных проектов (Office of Special Projects), которое вскоре было переименовано в Управление координации политики (Office of Policy Coordination). Это управление представляло собой шпионское подразделение ЦРУ, и его основной задачей было распространение пропаганды и ведение экономической войны, а также развертывание подрывной деятельности против враждебных государств и оказание поддержки подпольным группам сопротивления.
С благословения ЦРУ Уиснер начал проводить так называемую операцию "Пересмешник" – реализовывать программу, цель которой заключалась в формировании вектора вещания американских СМИ. По словам писательницы Деборы Дэвис (Deborah Davis), в рамках операции "Пересмешник" управление завербовало множество влиятельных американских журналистов, которые должны были продвигать совершенно конкретные идеи. В этой весьма масштабной операции принимали участие весьма авторитетные журналисты, включая Джозефа Олсопа (Joseph Alsop), чьи статьи публиковались в сотнях различных газет. Среди журналистов, нанятых для продвижения нужных ЦРУ нарративов, были также Стюарт Олсоп (Stewart Alsop), Бен Брэдли (Ben Bradlee) и Джеймс Рестон (James Reston) из газеты New York Times.
Давайте теперь перенесемся в 2023 год. Сегодня гнусное влияние ЦРУ, очевидно, остается таким же сильным, как и прежде, если не сильнее. Последнее время ЦРУ поддерживает тесные связи с целым рядом крупных американских СМИ, включая The Daily Beast и Rolling Stone. В своем интервью с Фридманом Кеннеди также указал на связь разведывательного агентства с новым либеральным сайтом Salon.
Разумеется, однозначно ответить на вопрос о том, сотрудничают ли эти СМИ напрямую с ЦРУ, невозможно. Однако несомненным остается то, что ЦРУ обладает способностью формулировать нарративы и навязывать нужную точку зрения как внутри Соединенных Штатов, так и за их пределами.
Десять лет назад президент Барак Обама подписал опасный законопроект, а именно Закон об ассигнованиях на национальную оборону. Как отметила журналистка Лея Анайя (Leah Anaya), этот документ позволил ЦРУ осуществлять "узаконенные психологические военные операции" в отношении американского народа.
Влияние ЦРУ на народ выходит далеко за рамки левых новостных сайтов и традиционных медиакорпораций. В прошлом году результаты всестороннего расследования, проведенного MintPress, ясно показали, что Facebook* поддерживает тесные связи с ЦРУ. И это вполне объяснимо. В конце концов ежемесячная активная аудитория Facebook* составляет 2,95 миллиарда человек, и многие из этих пользователей регулярно посещают сайт, чтобы почитать новости. Команда MintPress обнаружила, что Meta* "нанимала на работу десятки людей из Центрального разведывательного управления, а также многих других агентств, таких как ФБР и Министерство обороны США". И эти нанятые компанией люди работали с такими "политически значимыми секторами, как доверие, безопасность и модерация контента".
ЦРУ также поддерживает тесные связи с американской многонациональной технологической компанией Google, имеющей склонность шпионить за отдельными лицами как внутри страны, так и за границей. На сегодняшний день Google является самой популярной поисковой системой в мире. Почему бы ЦРУ не попытаться оказывать влияние на результаты поиска? Можно даже сказать – и об этом уже говорили, – что Кремниевая долина и ЦРУ связаны неразрывными узами.
Но это еще не конец. Свое воздействие ЦРУ оказывает через целую сеть организаций, финансируемых другим влиятельным учреждением – Национальным фондом поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED). Созданный в 1983 году, NED, согласно информации на его официальном сайте, представляет собой некоммерческую корпорацию, основной целью которой является "продвижение демократии в других странах путем содействия политическим и экономическим институтам". Нас уверяют, что NED призван способствовать "росту и укреплению демократических институтов во всем мире".
Однако в 1997 году газета New York Times сообщила, что фонд NED был создан "для того, чтобы открыто делать то, чем Центральное разведывательное управление тайно занималось на протяжении десятилетий". Как в 1991 году сказал Аллен Вайнштейн (Allen Weinstein) – человек, сыгравший ключевую роль в создании этого фонда, – "многое из того, что мы делаем сегодня, ЦРУ тайно делало еще 25 лет назад".
Другими словами, фонд NED представляет собой инструмент, которым управляет ЦРУ. Каждый год фонд раздает тысячи грантов отдельным людям и группам более чем в 100 странах мира. Многие из этих грантов – на суммы в десятки тысяч долларов – предоставляются средствам массовой информации и журналистам.
Например, как выяснили журналисты-расследователи Мэтт Кенард (Matt Kenard) и Марк Кутис (Mark Cutis), NED вложил миллионы долларов в целый ряд британских независимых медиагрупп. Они отметили, что цель фонда состоит в том, чтобы "поддерживать такие организации, как политические партии, профсоюзы, диссидентские движения и средства массовой информации".
Хотя фонд направил значительную часть своей энергии и ресурсов на Восточную Европу, Латинскую Америку и Азию, Кенард и Кертис выяснили, что в последнее время он переключился на Великобританию, в частности на финансирование различных СМИ и минимум четырех групп, выступающих за свободу прессы. По словам журналистов, неудивительно, что все получатели финансирования "находятся на прогрессивном конце политического спектра".
Кенард и Кертис добавили, что NED предоставлял финансирование таким группам, специализирующимся на журналистских расследованиях, как Bellingcat**, Finance Uncovered и open Democracy, а также фонду Thomson Reuters Foundation*.
Более того, NED финансировал ряд зарубежных медиагрупп, включая Internews, PEN и "Репортеры без границ". Влияние NED можно увидеть по всей Европе, в частности в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, Болгария и Франция. И это должно всех нас настораживать. ЦРУ десятилетиями действовало вне закона и активно сопротивлялось любым попыткам обеспечить прозрачность его работы. Оно много раз разворачивало незаконные программы слежки и операции по подрыву основ демократии.
Все это вновь возвращает нас к высказыванию Роберта Кеннеди-младшего. Очевидно, что кандидат в президенты не ошибается. В действительности он недооценивает мощь влияния ЦРУ. Это агентство и его марионетки оказывают мощное воздействие на то, что мы видим, слышим и во что верим в глобальном пространстве общественных дискуссий. Возможно, нам пора начать подвергать сомнению нашу "реальность".
Выбор из всего спектра таких силовых средств – от применения ЯО до информационно-пропагандистских провокаций – США в одностороннем порядке оставляли за собой. Пропорции между силовыми военными и силовыми не военными средствами США также оставляли за собой. Так, в частности, 1 сентября 2021 г. Дж. Байден сделал акцент на не военных силовых средства (при сохранении возможности не только политического, но и военного использования военной силы), что вполне соответствует американским представлениям о «гибкости» использования силовых инструментов в интересах политики. Таких «не военных силовых» средств, однако, у Запада и США, прежде всего, становилось все меньше, а их нехватка ощущалась сильнее. Что не могли не почувствовать республиканцы, которые стали требовать от своих союзников более активного участия в военном противоборстве с Россией[15]. Надо признать, что в 2022-2024 годы им удалось сделать немало в этой области, фактически не только создав широкую антироссийскую коалицию, но и превратив её в инструмент силового давления на Россию.
Не стоит, однако, думать (как это было в 80-е годы прошлого века в СССР и России), что в США отказались от использования вообще военной силы. Акцент был смещен в использовании её более активно и масштабно в политико-психологических аспектах (шантаж, угрозы), которые гарантируют эффективное применение силовых не военных инструментов, прежде всего, разного рода НКО и СМИ, но уже без эскалации риска военного конфликта. При этом, в новом веке сохраняющееся военно-технологическое превосходство западной коалиции предоставляет возможность активного применения силовых не военных инструментов политики для формирования удобной структуры системы МО-ВПО. И оно будет сохраняться при Д. Трампе, максимально оптимизируюсь. Смысл его военной политики – максимальная эффективность, которая достигается оптимизацией[16].
Если посмотреть на структуру военных расходов США, то становится понятно, что НИОКР, закупки ВВСТ, заграничные операции и тыловое обеспечение и оплата военнослужащих – основы статьи, – которые находятся вне конкуренции что позволяет опираться на военно-технологическое превосходство[17].
Это во многом объясняется тем, что соотношение военных расходов стран-лидеров говорит о том, что аналогичное состояние превосходства не смогут обеспечить себе ещё очень долго другие страны, а в целом западная военно-политическая коалиция может достаточно успешно и гарантированно противостоять другим центрам силы, прежде всего, КНР, РФ и Индии.
Обращает на себя внимание тот факт, что в структуре военных расходов сокращаются доли закупок ВВСТ и заграничных операций, при сохранении доли затрат на НИОКР и человеческий капитал ВС США (боевую подготовку и зарплаты военнослужащих).
С учетом абсолютного роста военных расходов эти приоритеты военной политики США означают отчётливую ставку на:
– укрепление технологического лидерства;
– приоритетное развитие качества человеческого потенциала ВС США[18].
Эти приоритеты определяют и выбор основных средств силового противоборства в политике Запада: превосходство в технологиях и человеческом капитале. Показательно сравнение динамики роста военного бюджета США за последние годы.
В 2023 году общемировые военные расходы выросли на 6,8% и достигли рекордного показателя $2,443 трлн, или 2,3% глобального ВВП, подсчитал Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute – SIPRI). В его ежегодном обзоре Trends In World Military Expenditure, 2023 сказано, что этот рост стал максимальным с 2009 года и что глобальные расходы на оборону достигли самого высокого уровня, который институт когда-либо фиксировал. «Рост глобальных военных расходов в 2023 году можно объяснить, прежде всего, продолжающейся войной на Украине и эскалацией геополитической напряженности в Азии, Океании и на Ближнем Востоке», – отмечают эксперты. Эту тенденцию они зафиксировали во всех пяти географических регионах – и сильнее всего в Европе, Азии и Океании и на Ближнем Востоке[19].
Центрами роста военных расходов можно назвать государства, которые отчетливо становятся центрами силового противоборства. Это хорошо видно по приоритетам военного бюджета США на 2025 год – Китай, Индо-Тихоокеанский регион, Россия и Украина, т.е. конкретные страны и регионы, а не глобальное противоборство, которое было приоритетным для либеральных демократов прежде. Причём, не только в США, но и в европейских странах, где оппозиция «уходящим» лидерам Франции и Германии (как в Словакии, Венгрии и Австрии) угрожает взять власть в 2025 году. «Широкая западная коалиция», основанная на русофобии, начинает рассыпаться или, как минимум, вступает в кризис.
Таким образом, в 2024 году топ-5 стран, которые тратят на оборону больше всего, превращаясь в самостоятельные центры силы, ориентированные на автаркию, а не на глобализацию, сохранился, как в 2022 году (исключая Россию и Украину):
– США – $916 млрд, (или 3,4% национального ВВП). В 2022 году – $877 млрд, или 3,5% ВВП.
– Китай – $296 млрд,( или 1,7% ВВП). В 2022 году – $292 млрд, или те же 1,7% ВВП.
– Россия – $109 млрд, (или 5,9% ВВП). В 2022 году – $86,4 млрд, или 4,1% ВВП.
– Индия – $83,6 млрд, (или 2,4% ВВП). В 2022 году – $81,4 млрд, или также 2,4% ВВП.
– Саудовская Аравия – $75,8 млрд, (или 7,1% ВВП). В 2022 году – $75 млрд, или 7,4% ВВП.
Абсолютными лидерами, увеличивавшими разрыв с другими странами, стали США, Китай, Россия и Индия. Причём, как в абсолютном отношении, так и в отношении доли военных расходов в ВВП (где отчетливо сосуществовали ещё Саудовская Аравия и Израиль).
При этом, наиболее заметный тренд обнаруживается в странах-членах НАТО,[20] которые, по мнению Д. Трампа, должны поднять свое участие в военных расходах до 5%.
Об этом 12 февраля 2025 года на заседании формата «Рамштайн» в Брюсселе, в частности, заявил глава Пентагона Пит Хегсет, говоря о поддержке Украины. Безопасность Европы также должна «быть императивом для европейских членов НАТО», подчеркнул он, поэтому большую часть летальной и нелетальной помощи Киеву Европа должна предоставить самостоятельно. «2% [ВВП] недостаточно; президент Трамп призывал к 5%, и я с ним согласен, – сказал Хегсет. – Усиление вашей приверженности вашей собственности безопасности – это первоначальный взнос в будущее».
Требовать от Европы больше расходов на оборону Дональд Трамп начал еще в свой первый срок (2016–2020 годы). «Нам следовало сделать это много лет назад. Было только 2%, и большинство стран не платили, пока не пришел я, – заявил Трамп 23 января 2025 года, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе. – Я настоял на том, чтобы они платили, и они стали делать это. Потому что в то время Соединенные Штаты платили гораздо больше, и по отношению к Соединенным Штатам это было несправедливо. Но очень много вещей по отношению к Соединенным Штатам были несправедливы на протяжении многих лет».
Изначально обязательной планкой по расходам стран НАТО был показатель в 2% ВВП – его союзники установили в сентябре 2014 года на саммите в Уэльсе, через полгода после присоединения Крыма к России. Тогда требованию отвечали только три страны – США, Греция, Великобритания. Достичь 2% все члены альянса должны были к 2024 году. В свой первый срок Трамп критиковал союзников за то, что они тратят на оборону недостаточно, и возмущался, что свою безопасность Европа обеспечивает за американский счет. «Что хорошего в НАТО, если Германия платит России миллиарды долларов за газ и энергию? – заявлял он в 2018 году. – США платят за защиту Европы и теряют миллиарды в торговле. Союзники должны заплатить 2% ВВП немедленно, а не к 2025 году». Тогда же он заявил, что обязательный минимум на оборону надо увеличить до 4%.
При этом в 2024 году еще не все страны альянса выполнили оговоренное в 2014-м условие – за десять лет двухпроцентного порога достигли 23 страны из 32-х (при этом к Исландии это требование не относится, так как у нее нет своей армии и в оборону она не вкладывается в принципе). В топ-5 стран, которые выделяют на ВПК максимальные доли от в настоящее время ВВП, входят Польша (4,12%), Эстония (3,43%), США (3,38%), Латвия (3,15%) и Греция (3,08%). Однако важно учитывать абсолютные величины – например, та же Эстония в 2024 году направила на оборону $944 млн, тогда как Испания, которая по расходам от ВВП находится на последней строчке среди стран альянса, потратила на оборону $17,7 млрд.
В абсолютном выражении больше всего на оборону в Европе потратили Германия (86 миллиардов долларов), Великобритания (81 миллиард долларов) и Франция (64 миллиарда долларов). В процентном отношении больше всех заплатили Эстония (4% ВВП) и Польша (3,25% ВВП), но абсолютный объем трат у них меньше, чем у трех крупнейших экономик Европы: 1,7 миллиарда и 28 миллиардов долларов соответственно
Принципиальная разница в уровнях военных расходов относительно ВВП хорошо видна на рисунке.
Увеличиваются диспропорции в военных расходах и между США и КНР. На США и Китай в сумме приходится почти половина общемировых оборонных военных расходов – 37 и 12% от глобального показателя соответственно. Траты США в три раза больше, чем у Китая; приоритетная сфера для Вашингтона – исследования, разработки, испытания и оценка (research, development, test and evaluation – RDT&E), в нее он вложил на 9,4% больше, чем в 2022 году. «Это соответствует решению США сместить акцент с операций по борьбе с повстанцами и асимметричной войны на разработку новых систем вооружения, которые можно было бы использовать в потенциальном конфликте с противниками, обладающими передовыми военными возможностями», – отмечают эксперты.
Вложения Пекина в сравнении с 2022 годом выросли на 6%. На КНР приходится половина всех военных расходов в Азии и Океании. Эксперты отмечают, что Китай провоцирует другие страны этого региона на то, чтобы тоже больше тратить на оборону, – растущую военную мощь КНР они воспринимают как основание укреплять свой военный потенциал. Пекин повышает свои траты беспрерывно на протяжении последних 29 лет, за последние десять лет этот темп замедлился, что, по оценке аналитиков, связано с замедлившимся ростом китайской экономики. Но удельный вес военных расходов, по оценкам экспертов, остаётся стабильным, не превышает 2%. Это. безусловно, сказывается положительно на темпах развития Китая относительно других стран и очевидно беспокоит США.
Примечательно, что примерно в аналогичной ситуации находятся и США: формальные расходы на министерство обороны США относительно размера экономики сократились до 3% ВВП (в будущем Пентагон планирует тратить еще меньше), тогда как в годы холодной войны норма трат на Пентагон находилась в пределах 4,5–10%[21]. Это хорошо видно на следующей диаграмме.
Но это именно формальная сторона, о которой хорошо знают в США. Статья «Национальная оборона», помимо расходов самого Пентагона, включает траты на военные программы как министерства энергетики (33,5 млрд долларов), так и других федеральных министерств и ведомств США. Суммарные действительные расходы на 2025 финансовый год, по прогнозам административно-бюджетного управления США, составят 926 млрд долларов, что больше на 66 млрд долларов с учетом инфляции в сравнении с аналогичным показателем 2023 года. К тому же не все ключевые области военных трат США включены в категорию «оборонных расходов»: часть из них распределена по другим блокам федерального бюджета.
Таким образом, фактические расходы на оборону США относительно размера экономики существенно выше заявленных. Они составляют около 4,6% ВВП или 17,7% всех расходов федерального бюджета на 2025 финансовый год без учета космических программ, грантов зарубежным государствам, часть финансирования которых также идет на военные нужды[22].Все это показывает, что масштабы военных расходов США сильно занижены правительством Соединенных Штатов за счет распределения расходов, соответствующих военной деятельности, по другим департаментам, помимо министерства обороны. Это хорошо иллюстрирует следующая диаграмма.
Очевидно, что ответная реакция России в ходе СВО не только на Украине, но и в более широком контексте (в частности, относительно участия в НАТО Финляндии и Швеции), естественно, требует огромных затрат и влечет серьезные последствия. Общие расходы России на оборону в 2024 году выросли на 42% и составили 13,1 триллиона рублей, что эквивалентно 462 миллиардам долларов по паритету покупательной способности, сообщила газета «Financial Times», ссылаясь на данные британского Международного института стратегических исследований (IISS). Как отмечает издание, военные расходы России превысили оборонные бюджеты всех стран Евросоюза и Великобритании вместе взятых. Их общие траты на оборону в 2024 году выросли на 12% до 457 миллиардов долларов. По прогнозу IISS, российские военные расходы в 2025 году вырастут на 13,7% до 15,6 триллиона рублей[23]. Этот фактор, безусловно, сказывается на экономических и социальных возможностях России и учитывается при формировании политики страны в отношении США и их союзников. Намечается, вероятно, постепенная и осторожная нормализация отношений, которая, однако, может стать тем «пряником», за который от России потребуют важных уступок. Например, «паузы» в ходе СВО, которую назовут, как в 2014 году, «перемирием».
В этой связи обращает на себя внимание стратегическая оценка на среднесрочный период отношений с Западом, прежде всего, с США. В определенной степени эта оценка будет зависеть от сохранения Д. Трампом тех военно-политических и военно-технических приоритетов в политике, которые сформировались до января 2025 года. Учитывая неизбежную инерционность военной политики и её преемственность (даже с учетом разницы в позициях республиканцев и демократов), можно внимательно рассмотреть формально утвержденные приоритеты существующего военного бюджета США на 2025 год (утвержденного Конгрессом при Дж. Байдене)[24]. Основные направления и цели военного бюджета США 2025:
• Способствует комплексному сдерживанию в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире. Для поддержания и усиления сдерживания в бюджете предусмотрены финансовые средства, которые позволят определить приоритетность Китая в качестве основного вызова Америке в соответствии со Стратегией национальной обороны до 2022 года. Тихоокеанское сдерживание Министерства обороны до 2025 года Инициатива подчеркивает некоторые из ключевых инвестиций, которые делает Департамент, направлена на укрепление сдерживания в регионе и демонстрирует долгосрочную приверженность Департамента Индо-Тихоокеанскому региону. В бюджете также предусмотрено финансирование для продвижения политики Администрации. обязательства в рамках расширенного трехстороннего партнерства Австралии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в области безопасности (АУКУС), направленные на укрепление безопасности и стабильности в регионе. Министерство обороны разрабатывает концепции, возможности и стратегию, необходимые для решения этих задач, работая над объединением усилий по сдерживанию в правительстве США и с союзниками и партнерами США.
• Поддерживает Украину, европейских союзников и партнеров. Бюджет продолжает оказывать важнейшую поддержку Украине, союзникам по Организации Североатлантического договора (НАТО) и другим странам. европейские государства-партнеры уделяют приоритетное внимание финансированию для повышения возможностей и боеготовности вооруженных сил США, союзников и партнеров в условиях продолжающейся российской агрессии. Однако бюджет не может обеспечить всю необходимую поддержку Украине, что требует принятия Конгрессом решения по дополнительному запросу Администрации о национальной безопасности от октября 2023 года. Министерство обороны (DOD) отвечает за вооруженные силы, необходимые для защиты жизненно важных национальных интересов Соединенных Штатов.
- Президентский бюджет Министерства обороны на 2025 год предусматривает ресурсы, необходимые для поддержания и укрепления системы сдерживания США, продвижения жизненно важных интересов национальной безопасности посредством комплексного сдерживания, проведения кампаний и инвестиций, которые создают устойчивые преимущества. Бюджет поддерживает американских военнослужащих и их семьи, укрепляет альянсы и партнерства, укрепляет технологическое превосходство Америки, обеспечивает боеготовность, сохраняет экономическую конкурентоспособность и борется с угрозами безопасности 21 века. Бюджет предусматривает дискреционные бюджетные полномочия на 2025 год в размере 850 миллиардов долларов, что составляет 34 миллиарда долларов или на 4,1 процента больше, чем было введено в действие в 2023 году.
• Противодействие постоянным угрозам. При этом основное внимание уделяется поддержанию надежного сдерживания. В бюджете Китая и России также предусмотрено финансирование, позволяющее Министерству обороны сохранять бдительность перед лицом других постоянных угроз, включая угрозы, исходящие от Северной Кореи, Ирана и воинствующих экстремистских организаций.
• Модернизируется система ядерного сдерживания. В бюджете предусмотрено финансирование для поддержания мощного ядерного сдерживания в качестве основополагающего аспекта комплексного сдерживания для обеспечения безопасности страны и союзников США. Бюджет поддерживает ядерную триаду США, стратегическое сдерживание НАТО и необходимые текущие программы ядерной модернизации, включая системы ядерного командования, контроля и связи.
• Инвестирует в промышленную базу подводных лодок (SIB). Министерство обороны провело исследование SIB 2025 года, чтобы определить, как завершить проводимую раз в поколение рекапитализацию подводных сил , необходимую для повышения способности Соединенных Штатов создавать и обслуживать ударные подводные лодки в соответствии с военными потребностями США. Бюджет основан на дополнительном запросе Администрации на октябрь 2023 года в поддержку SIB, а также на обязательствах Администрации по АУКУС – первым крупным достижением которого стало историческое решение поддержать Австралию в приобретении атомных подводных лодок с обычным вооружением.
• Укрепление кибербезопасности США. Бюджет продолжает инвестировать в программы кибербезопасности для защиты страны от злоумышленников и киберкампаний. Эти инвестиции укрепляют стандарты киберзащиты оборонно-промышленной базы (DIB) и кибербезопасности сетей Министерства обороны.
• Обеспечивает значительное повышение заработной платы военным. Бюджет предусматривает значительное повышение заработной платы на 4,5 процента для В 2024 году заработная плата американских военнослужащих будет увеличена на 5,2%. Бюджет также предусматривает ежегодное повышение ставок оплаты труда военнослужащих как на жилье, так и на прожиточный минимум.
• Повышается порог получения пособия на основные нужды (BNA). В бюджете предлагается увеличить порог получения пособия на основные нужды со 150 до 200 процентов от федерального прожиточного минимума.
• Это соответствует обязательствам Америки в отношении семей военнослужащих. Семьи военнослужащих играют ключевую роль в готовность и благополучие добровольческих сил, состоящих исключительно из добровольцев, и, следовательно, имеют решающее значение для национальной безопасности. Бюджет продолжает поддерживать семьи военнослужащих, определяя приоритетность программ, включая инициативы Министра обороны "Забота о людях", которые направлены на расширение доступа к специалистам по поведенческому здоровью, сохранение возможностей трудоустройства для супругов военнослужащих и расширение доступа к высококачественному уходу за детьми для семей военнослужащих с помощью персонала по уходу за детьми Инициатива.
• Основное внимание уделяется предотвращению самоубийств и сексуальных посягательств и принятию ответных мер. Бюджет включает финансирование усилий Департамента по предотвращению самоубийств и реагированию на них, а также выполнение рекомендаций Независимого комитета по предотвращению самоубийств и реагированию на них Комитет по обзору. Это финансирование будет направлено на улучшение оказания психиатрической помощи, устранение стигматизации и других препятствий на пути оказания медицинской помощи, пересмотр тренингов по профилактике самоубийств и продвижение культуры безопасности средств, приводящих к летальному исходу. В бюджет также включены средства на поддержку Департамент прилагает усилия по предотвращению сексуальных посягательств и реагированию на них и реализует одобренные секретарем рекомендации Независимой комиссии по обзору сексуальных посягательств в вооруженных силах, направленные на повышение осведомленности, предоставление механизмов поддержки жертвам и значительное сокращение условий для сексуального посягательства, сексуальных домогательств и домашнего насилия, а также терпимости к ним и их распространенности в армии. Объединенные силы.
• Способствует повышению энергоэффективности и устойчивости оборудования в ходе боевых действий. Бюджет предусматривает инвестиции в энергетику и энергосбережение, что делает вооруженные силы США более гибкими, эффективными и живучими. Бюджет также повышает устойчивость объектов и операций Министерства обороны для защиты критически важных объектов.
• Повышает уровень биологической защиты и готовности к пандемии. Бюджет предусматривает значительное финансирование для поддержки Национальной стратегии администрации в области биологической защиты до 2022 года и ее реализации План противодействия биологическим угрозам, повышения готовности к пандемии и достижения Глобальная безопасность в области здравоохранения, Национальная инициатива в области биотехнологий и биопроизводства, а также выполнение рекомендаций, содержащихся в обзоре состояния биозащиты Министерства обороны за 2023 год.
• Обеспечивает боеготовность всех Вооруженных сил Америки. Бюджет продолжает обеспечивать , чтобы американские солдаты, моряки, летчики, морские пехотинцы и стражи порядка оставались наиболее подготовленными и оснащенными боевыми силами в мире. В бюджете дополнительный упор делается на фундаментальные инвестиции для поддержания существующих систем вооружения и поддержки повышения уровня подготовки по всему миру. Министерство, занимаясь технологическими усовершенствованиями, направленными на продление срока службы материалов , жизненно важных для истребителей. Кроме того, в рамках бюджета продолжается рекапитализация и оптимизация четырех государственных военно-морских верфей для удовлетворения будущих потребностей в техническом обслуживании подводных лодок и авианосцев .
• Создает военно-воздушные силы, необходимые для 21-го века. Бюджет финансирует закупку ряда самолетов с высокопроизводительными экипажами, продолжая модернизацию истребителей, бомбардировщиков, мобильных и учебных самолетов. Бюджет также ускоряет разработку и закупку боевых самолетов без экипажа и соответствующей автономности для увеличения количества самолетов с экипажем. Инвестирование в этот тип воздушных судов дает возможность повысить отказоустойчивость и гибкость парка для противодействия будущим угрозам при одновременном снижении эксплуатационных расходов.
• Оптимизирует военно-морское судостроение и модернизацию ВМС США. Поддержание военно-морской мощи США имеет решающее значение для уверенности союзников и сдерживания потенциальных противников. Бюджет включает осуществимые и ответственные инвестиции в военно-морской флот США. Бюджет также продолжает реализацию рекапитализация национального подводного флота, оснащенного стратегическими баллистическими ракетами, при одновременном значительном инвестировании в СИБ. Кроме того, бюджет инвестирует в повышение летальности и живучести флота, в частности, в обеспечение превосходства в подводном положении.
• Укрепляет цепочку поставок и промышленную базу США. Бюджет инвестирует в ключевые технологии и секторы промышленной базы США, такие как микроэлектроника, подводные лодки. строительство, производство боеприпасов и биотехнологии. Бюджет поддерживает инициативы Министерства обороны по модернизации его органической промышленной базы для поддержания боеготовности страны.
• Поддерживает боеспособную и современную армию. Бюджет предусматривает поддержание боеготовности армии, способной к глобальному реагированию в рамках Объединенных сил, за счет инвестиций в инициативы по модернизации армии, включая важнейшие средства для нанесения некинетических ударов и ударов на большие расстояния. Кроме того, бюджет предусматривает модернизацию и расширение производственных мощностей промышленной базы для обеспечения Армия может удовлетворить стратегические потребности в важнейших боеприпасах.
• Инвестирует в средства для ведения огня на большие расстояния. Для обеспечения безопасности страны требуется мощное, устойчивое и оперативно реагирующее сочетание средств для нанесения ударов на большие расстояния.
– Бюджет инвестирует повышает устойчивость космического пространства. Космос жизненно важен для национальной безопасности США и является неотъемлемой частью современной войны. Бюджет поддерживает преимущество Америки, предоставляя финансирование для повышения устойчивости космических систем США, таких как космическое зондирование и связь, в целях укрепления сдерживания и повышения живучести. • Оптимизируется структура вооруженных сил. В соответствии со Стратегией национальной обороны на 2022 год в бюджете предусмотрено финансирование для оптимизации структуры вооруженных сил с целью создания Объединенных сил, которые были бы смертоносными, устойчивыми, живучими, маневренными и быстро реагирующими.
• Поддерживает оборонные исследования и разработки (R&D) и оборонные технологии Промышленную базу. Министерство обороны играет важнейшую роль в общих федеральных исследованиях и разработках, которые стимулируют инновации, создают высококачественные технологии, позволяют Америке сохранять и наращивать преимущества перед стратегическими конкурентами и создают высокооплачиваемые рабочие места. Бюджет поддерживает высокий уровень финансирования оборонных исследований и разработок, испытаний и оценки для инвестирования в прорывные технологии, которые стимулируют инновации, поддерживают потенциал промышленной базы оборонных технологий, обеспечивают американское технологическое развитие. лидерство и поддержка развития будущих оборонных возможностей.
• Инвестирует в искусственный интеллект (ИИ). Бюджет предусматривает финансирование ответственной разработки, тестирования, закупки и интеграции преобразующих приложений ИИ по всему Департаменту. Бюджет также поддерживает реализацию исполнительного приказа № 14110 “О безопасности и внушении доверия". Разработка и использование искусственного интеллекта.
• Повторяет просьбу Администрации о неотложных приоритетах национальной безопасности. В октябре 2023 года администрация представила чрезвычайное дополнение по национальной безопасности запрос в Конгресс о неотложных потребностях в области безопасности до конца 2024 года. Этот запрос включал выделение 58 миллиардов долларов Министерству обороны для оказания критически важной поддержки Израилю и Украине и укрепления комплексного сдерживания в Индо-Тихоокеанском регионе. Этот запрос также внесет важные инвестиции в американское Министерство обороны, повысит боеготовность вооруженных сил США и поможет создать и поддерживать рабочие места по всей Америке.
________________________________________
[1] Путин В.В. Выступление на конференции по безопасности в Мюнхене 10 февраля 2007 г. / Президент России, 10 февраля 2007 г. / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
[2] Байден Дж. ТАСС, 1 сентября 2021 г. // https://yandex.ru/video/preview/?text/ vital&filmId=132
[3] В прогнозе развития стратегии США и НАТО на 2024 год (подтвердившемся полностью к началу 2025 года), опубликованном в работе (Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной операции на Украине: монография.- М.: МГИМО-Университет, 2024. – 603 с.) именно понятие «оптимизация» стало ключевым.
[4] Budget of the US Government 2025 / Gov. Printing office. 2025. - 177 p. / https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2025-BUD/pdf/BUDGET-2025-BUD.pdf
[5] Примечательно, что Д. Трамп приказал сразу же закрыть доступ к версиям бюджета, разместив на официальном сайте свои лозунги о новых приоритетах.
[6] Подберёзкин А.И. Западная коалиция и Россия: проблема соотношения ресурсов в 2024-2025 годах / Обозреватель, 2024, ноябрь-декабрь, №6 (407), СС.18-34.
[7] Сан-францисская конференция — международная конференция, проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 года. В конференции участвовали 50 государств, которые являлись учредителями Организации Объединённых Наций. Конференция была созвана от имени Великобритании, СССР и США. На конференции уделялось большое внимание целям, принципам, структуре и полномочным представительствам Организации Объединённых Наций. За основу были взяты положения, разработанные на конференции в Думбартон-Оксе (21 августа — 7 октября 1944 года — международная конференция стран-участников Антигитлеровской коалиции, на которой обсуждались вопросы послевоенного устройства мира, учреждения международной организации по поддержанию мира и безопасности. которая проходила в 1944 году).
[9] Подберезкин А.И., Тупик Г.В. Прогноз развития международных отношений на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В кн.: Современные тенденции международных отношений и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации в XXI веке /Под общ. ред. В.Б. Зарудницкого, И.В. Копылова, С.Н. Мажуга, А.Н. Столярова. – М.: ВАГШ, 2024, СС. 559-572, а также: Подберёзкин А.И. Западная коалиция и Россия: проблема соотношения ресурсов в 2024-2025 годах / Обозреватель, 2024, ноябрь-декабрь, №6 (407), СС. 18-34.
[10] Европа готовит большую войну с Россией? Дату уже назначили? / Телеканал 360, 25 января 2025 г. / https://dzen.ru/a/Z5TyHijkvzNlhKEN
[11] Подберёзкин А.И. Современная стратегия США и НАТО на Украине // Обозреватель, 2024, май-июнь, №3 (404), СС. 28-46.
[12] Страны G7 обсудят механизмы противодействия «российской пропаганде» // ТАСС, 3 мая 2021 г.
[13] Мак Глионн Джон / https://inosmi.ru/20230803/tsru-264784953.html
[14]. Роберт Кеннеди – младший – Американский адвокат и радиоведущий, кандидат на участие в президентских выборах в США, племянник президента США Джона Кеннеди.
[15] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018. – 1503 с.
[16] Надо признать, что «оптимизация» военной политики США и НАТО в 20243 году была главной идеей, поэтому Д. Трамп взял её за основу, существенно радикализировав.
[17] См.: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки: монография / А.И. Подберёзкин. М.: ИД «Международные отношения», 2019. 462 с.
[18] См. подробнее: Расходы США и стран НАТО в 2024 и перспективы 2025 годов: Подберезкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной операции на Украине: монография.- М.: МГИМО-Университет, 2024. – 603 с.
[19] Подберёзкин А.И. Западная коалиция и Россия: проблема соотношения ресурсов в 2024-2025 годах / Обозреватель, 2024, ноябрь-декабрь, №6 (407), СС. 18-34.
[20] Насколько страны НАТО увеличили военные расходы/ РБК, 13 февраля 2025// https://www.rbc.ru/politics/13/02/2025/67a256929a79477d6f42cadb
[21] Расходы Пентагона. Противостояние КНР опережает холодную войну. /Доклад. Росконгресс, 2024, август / https://dzen.ru/a/ZtCM8H-gGwQ2om5T
[22] Расходы Пентагона. Противостояние КНР опережает холодную войну. /Доклад. Росконгресс, 2024, август / https://dzen.ru/a/ZtCM8H-gGwQ2om5T
[23] Исследование показало, что военные расходы России превысили расходы всей Европы /Файнэншл Таймс, 13 февраля 2025 г. / https://www.ft.com/content/93d44b5a-a087-4059-9891-f18c77efca4b
[24] Budget of the US Government 2025/ Gov. Printing office.2025.- PP. 64-68..// https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2025-BUD/pdf/BUDGET-2025-BUD.pdf