В Москве по инициативе депутатов фракции "Единая Россия" прошел учредительный съезд общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления". Проблемами становления самоуправления в нашей стране делится депутат Госдумы Зоя СТЕПАНОВА , ставшая координатором этой новой организации по Югу России.- Зоя Михайловна , что послужило толчком к созданию новой общественной организации? Ведь существует же 131-й закон о самоуправлении, разве этого недостаточно для того, чтобы местная власть могла прочно встать на ноги?- Сегодня часть регионов уже работает по 131-му закону, а другая их часть еще не работает. Поэтому очевидно, что самоуправление требует всемерной поддержки и повышенного внимания к себе. Государственная и муниципальная власть сегодня - это разные уровни. Государственная заканчивается на уровне субъекта Федерации, затем власть переходит в руки муниципалитетов. В Конституции все эти отношения закреплены. Однако многие депутаты, работая в регионах, чувствуют, что может получиться определенный перекос в бюджетном разделении полномочий. Поэтому депутаты Госдумы фракции "Единая Россия" и явились инициаторами создания всероссийской организации по местному самоуправлению. Мы провели по стране конференции, избрали депутатов на учредительный съезд, который и объявил о создании общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления". Она должна стать своеобразным "профсоюзом" работников местного самоуправления, обеспечивающим защиту интересов муниципального сообщества в целом, каждого ее представителя.- Создание общественных организаций в России - не такое уж редкое явление. Однако большинство из них остаются мертворожденными. Есть ли перспективы у Всероссийского совета?- Раньше при Президенте РФ действовал Совет по местному самоуправлению. Сегодня же голос местного самоуправления не слышен в органах государственной власти, которые занимаются нормотворчеством. Поэтому главная задача этой новой организации - создание эффективных механизмов влияния муниципального сообщества на принятие важнейших решений, касающихся работы местного самоуправления, жизни страны в целом. Мы призываем восстановить полноценное представительство муниципального мира на федеральном уровне: создать совет местного самоуправления при Председателе Государственной Думы, муниципальный совет при Президенте РФ, "муниципальный" этаж Общественной палаты РФ. Такая постановка вопроса воспринята территориями, регионами, депутатами всех уровней очень позитивно. Люди связывают с новой организацией большие надежды, потому что сегодня в представительные органы местного самоуправления пришло много депутатов, энергичных, активных людей, но совершенно не владеющих опытом депутатской работы и трудно представляющих, чем они вообще должны заниматься. Сегодня ведь 131-м законом большие полномочия делегируются даже самым низшим звеньям муниципального сообщества. И, конечно, роль депутата и представительного органа значительно возросла. Я возлагаю надежды на то, что сегодня через этот общественный орган люди будут вовлекаться в управление своими территориями. Это главное. - И каким образом можно увлечь наше, как принято считать, инертное, иждивенчески настроенное население самостоятельной жизнью и самоуправлением?- Грубо говоря, муниципалитет должен заниматься сбором налогов. Где брать деньги на клубы, на дополнительное школьное образование, на поддержание в должном порядке улиц и т. д.? У каждого муниципального образования есть свой бюджет, а чтобы этот бюджет наполнить, важно заинтересовать тех же депутатов, которые избираются по данной территории. Сегодня нужно провести сельскохозяйственную перепись: у кого сколько живности, у кого какое имущество, какая земля. Это основа, резерв наполнения местного бюджета. Депутаты, которые сегодня избраны в муниципальное сообщество, хотят этим заниматься. Они заинтересованы, чтобы в данном поселении развивался малый бизнес, чтобы в муниципалитеты поступала поддержка из исполнительных органов власти. Ведь депутатами избраны не только учителя или бюджетники, но и фермеры, предприниматели. Они сами хотят развивать территорию, на которой живут. Надо этих людей поддержать.- А как идет становление самоуправления в вашем родном Донском крае? Ведь казаки традиционно славились своей самоорганизацией и для них такая система власти должна быть весьма органична?- В Ростовской области, как и на всем Юге России, 131-й закон сочетается с Федеральным законом "О государственной службе российского казачества", принятым в конце прошлого года. В нем, в частности, говорится о хуторском, станичном и городском казачьем обществе как первичном объединении граждан и членов их семей - жителей сельских и городских поселений. То есть предусмотрено участие казаков в управлении своей территорией именно по месту жительства - это и благоустройство, и воспитание детей, и кадетские корпуса. В начале 1990-х годов в казаки шли все кому не лень. Сегодня идет чистка казачьих рядов. Остаются лишь настоящие патриоты, которые занимаются по месту жительства и воспитанием, и культурой, помогают народным добровольным дружинам. Заметьте, что на Дону глава муниципального образования, который избирается всем сообществом, как правило, имеет чин - есаул, хорунжий или атаман. А такому человеку население доверяет, он пользуется авторитетом. - И все-таки, признайтесь, на одном личном авторитете главы или депутата местная власть далеко не уедет. Вот был я недавно у ваших соседей, тоже донских казаков, в Серафимовичском районе Волгоградской области. Так там у главы сельского поселения неразрешимая проблема: как вывезти навоз, которого чрезмерно накопилось по хуторам. Как это сделать без техники, без средств? Будет ли такая беспомощная власть в авторитете у людей?- Мы как раз на Учредительном съезде "Всероссийского совета местного самоуправления" приняли "Обращение к органам государственной власти, муниципальному сообществу и общественности". И в нем говорим, что реформа местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в России. Главные ее цели - приближение власти к народу, повышение эффективности работы органов местного самоуправления через разделение полномочий органов государственной и местной власти, обеспечение необходимого финансирования для выполнения переданных полномочий. Если есть решение при разделении полномочий передать ЖКХ муниципалитетам, то на выполнение этих функций у сообщества должны быть деньги. Поэтому мы намерены добиваться удовлетворения важнейших и справедливых требований муниципалов. Прежде всего ликвидировать остаточный принцип финансирования местного самоуправления, обеспечив условия их финансовой самостоятельности. Необходимо также признать долги предприятий ЖКХ государственными, решить вопрос об использовании средств федерального бюджета, Стабилизационного фонда на погашение долгов и модернизацию жилищно-коммунальной сферы. Ведь дома мы строили на государственные капвложения, а сегодня государственные предприятия акционировались и сбросили объекты ЖКХ с их долгами на муниципалитет. Нельзя бросать муниципалитеты, поселения один на один с этой проблемой, государство должно разделить с ними эту ответственность. Местное самоуправление берет на себя обязательства, но эти обязательства нужно разделить по бюджетной классификации, то есть у муниципалитета для этого должны быть доходные источники. Сегодня муниципалитеты говорят: "Хорошо, вы передадите нам все обязательные полномочия. Но у страны есть бюджет развития, мощнейший Стабилизационный фонд, у субъектов Федерации тоже есть бюджет развития, а муниципалитетам выделяются средства только на выполнение государственных функций, то есть чтобы гасить субвенции, субсидии, выплачивать зарплату и на текущее содержание. Все".- Сегодня Президент ставит задачу: улучшать демографическую ситуацию в стране. На мой взгляд, здесь главная роль будет принадлежать именно местному самоуправлению. Ведь от того, будут ли места в детских садах, будет ли оказана материальная и моральная помощь семьям с детьми и т. п., и будет зависеть желание молодежи иметь детей.- А на какие, простите, шиши строить эти детские сады, когда, минуя муниципалитеты, прошла приватизация государственных предприятий? Они включали в основные фонды детские сады и дворцы культуры, потом их перепрофилировали и сдавали в аренду. Конечно, было постановление Правительства о том, что соцкультбыт отдать муниципалитетам. Но кто отдавал, а кто приватизировал вместе с детсадами. Поэтому даже при хорошей муниципальной власти многие города и поселения сегодня не досчитываются тех детских садов, которые плохие или хорошие, но были. А сегодня, когда промышленность заработала, когда увеличились темпы роста, когда люди начали работать, на решение проблем с детсадами средств нет.- Но ведь ладно бы еще одни детсады. По 131-му закону на органы местного самоуправления возложены и более серьезные обязательства. Чего стоит хотя бы содержать дороги и мосты. Реально ли сегодня такое, в том числе и в финансовом плане?- Да, на государственном уровне федеральные дороги делаются. Если субъект Федерации выбил средства у государства - и межтерриториальные дороги делают. А что делать внутри территории с дорогами, дорожками? То есть в межбюджетных отношениях необходимо создать такой механизм, чтобы заинтересовать главу поселкового Совета муниципального образования вместе с депутатским корпусом заниматься сбором налогов.- Однако здесь мы снова сталкиваемся с существующим противоречием, когда местное самоуправление зависит от сбора налогов, а на пути регистрации собственности сегодня выставлено столько бюрократических препон, что человеку, прежде чем он начнет честно платить налоги, надо пройти все круги чиновничьего ада. - Да, это проблема. Особенно для Сибири, для дальних поселений. Нотариус сидит в районном центре, но ни одна сделка без нотариуса не проходит. Почему нельзя сегодня при поселковом Совете выбрать надежного человека, которому доверить это дело, чтобы не ехать людям за сотни километров к нотариусу заверять какую-то сделку. То же самое государственная функция - регистрация актов гражданского состояния. Чтобы, к примеру, зарегистрировать брак, надо опять-таки добираться до районного центра. Ведь в советское время можно было зарегистрироваться в сельсовете, а мы от этого сейчас ушли. Мы должны власть приблизить к народу, а не народ притягивать к власти.
Парламентская газета, г. Москва
Дата: 20 Июня 2006