13 апреля 2007
1117

Зямиль Нигматов: Не надо засорять профессию!

Случайные абитуриенты ТГГПУ не нужны

Татарский университет, о котором мечтало не одно поколение национальной интеллигенции, создавался в условиях общественного резонанса. Споры вокруг его концепции разрешились в пользу крупного центра, обеспечивающего качественное и разностороннее гуманитарное образование с педагогической доминантой. Оправдал ли вуз свое назначение, корреспонденту "МТ" рассказал ректор ТГГПУ Зямиль Нигматов.

- Зямиль Газизович, насколько гармонично трансформировался вуз?

- Как ректор, которому довелось быть в процессе слияния трех республиканских вузов, чувствую ответственность за это решение. На данный момент дискуссия исчерпала себя. Преподаватели и студенты бывших некогда ТАРИ и ТГГПИ ощущают себя полноправными участниками учебного процесса Татарского гуманитарно-педагогического университета.

- Несмотря на участие двух других вузов, ТГГПУ все-таки создавался на базе педагогического университета. Удалось сохранить традиции в вузе со 130-летней историей?

- У нас в профессорско-преподавательском коллективе есть прекрасные специалисты своего дела, которые пришли к нам из других вузов. Поначалу они, прочитав лекцию, считали свою задачу выполненной. Когда я говорил им, что в нашем вузе этого недостаточно, они не понимали меня. Считали, что возиться со студентами, заниматься проблемами воспитания после лекции - не их дело. Но, видя работу коллег и чувствуя атмосферу в вузе, они все-таки пришли к пониманию наших требований и осознали, что значит быть учителем учителей.

- Вы думаете, сегодняшняя молодежь способна воспитать будущее поколение?

- Она более свободна и раскованна, не стесняется быть самоуверенной и амбициозной, показывать свои чувства и высказывать свое мнение. К сожалению, она мало читает, слушает классику, посещает музеи. Но это не говорит о том, что молодежь равнодушна ко всему окружающему. Студенты интересуется общественными процессами, происходящими в мире. Они не хотят быть сторонними наблюдателями, стремятся быть в центре происходящих событий, участвовать в принятии жизненно важных решений и хотят, чтобы их голос был услышан нами. Но всегда ли это получается?

- Чего не хватает нынешним студентам в их профессиональном росте?

- Скорее, вся проблема в вузах. При изучении социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин они редко ставят и недостаточно реализуют задачу научить студентов принимать разнообразие идей и мнений, формировать толерантное сознание, не теряя при этом способности мыслить самостоятельно. При общем более высоком уровне знаний им не хватает их глубины Очень хотелось бы формировать у наших студентов особый евразийский менталитет, потому что Татарстан становится своеобразными воротами и в Европу, и в Азию.

- Ваш вуз призван готовить не только педагогические кадры, но и творческую элиту. Каковы успехи в этом направлении?

- Во-первых, ТГГПУ теперь действительно готовит не только педагогические кадры, но и экономические, юридические и т.д. Во-вторых, обучение в нашем вузе не сводится лишь к получению предметных знаний, а вписывается в многостороннюю систему формирования интеллигентного человека в целом. Наиболее оптимальная модель духовного становления личности студента - это система интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности. Знание без воспитания, лишенное нравственной основы, - меч в руках сумасшедшего. Мы строим свою работу так, чтобы формирование и корректировка личности как студента, так и преподавателя происходили бы "на каждом квадратном сантиметре" вузовского пространства - и в аудитории, и в общежитии, и в спортивном или актовом зале, и в коридоре. При этом студент ни в коем случае не должен чувствовать наши воспитательные усилия. Это должно происходить как бы само собой. Ведь человек, как правило, сопротивляется всякому воспитанию, воспринимает его как насилие над собой.

- В учебные планы ТГГПУ включены специальности "Основы музыкальной культуры", "Хореография", "Эстетика", "Татарский язык", "Русский язык", "Английский язык". Это не сильно загружает студентов?

- Это создает определенные трудности. Но если в юности не дать человеку, особенно будущему учителю, художественно-эстетического заряда, не раскрыть его эмоционально-интеллектуальные возможности, не развить лингвистические способности, то он до седых волос может остаться обиженным судьбой - глухим к проявлениям прекрасного. Тем более, за последние несколько лет материально-техническое оснащение нашего университета заметно улучшилось. Мы не можем позволить себе даже на шаг отставать от европейских вузов, где оборудование и аппаратура обновляются регулярно, неуклонно следуя за техническим прогрессом.

- Близится горячая пора для выпускников школ. Не секрет, что существует угроза упущения талантливых абитуриентов. Существуют ли в вашем вузе принципиальные подходы к отбору будущих студентов?

- Нам интересен тот абитуриент, который изначально выбрал гуманитарно-педагогический вуз. Из 4-5 тысяч возможных абитуриентов придется отобрать всего 960 человек для обучения в бюджетных группах. Родители, наверное, волнуются, и это понятно. И мы переживаем - беспокоит растущий процент случайных людей в педагогике. Учитель - не просто профессия, а призвание. Это, если хотите, диагноз. Иначе в школах с ее проблемами никто бы сегодня не работал. Помните фильм "Приходите завтра"? Талантливейшая девушка приезжает из глубинки в консерваторию, но опаздывает на вступительные испытания. "Стало быть, вы ничего не можете решить, вы только выполняете приказ?" - сказал тогда ректору профессор, который пришел просить за Фросю Бурлакову. А на замечание ректора, что он занимается лишь с четырьмя студентами, он ответил: "Будь моя воля, я бы только их и принял учиться. Не надо засорять профессию". Вот и у нас есть порядок приема, мы аттестовываемся, получаем аккредитацию - мы зажаты рамками этих приказов и стандартов. К сожалению, судьбу поступления или непоступления абитуриента в вуз решает только уровень знаний, и, следовательно, полученная на вступительном экзамене оценка или количество баллов при сдаче ЕГЭ.

"МТ"-справка

В 1876 году в Казани был создан Учительский институт - третий в России после Санкт-Петербургского и Московского. Для того времени это было демократичное учебное заведение, куда принимали лиц мужского пола всех званий и сословий, высокой нравственности и благонадежности. Это были в основном дети чиновников, мещан, крестьян, купцов, представителей духовенства. Выпускники получали право преподавать любой из десяти предметов, включенных в учебный план городских училищ. В институте преподавали Закон Божий, русский язык, математику, физику и естествоведение, историю и географию, педагогику, чистописание, рисование и черчение, пение, гимнастику. Позднее в качестве необязательных были введены иностранный язык и ручной труд. Выпускники сдавали три экзамена: по теории воспитания, дидактике и истории педагогики. Сегодня в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете учатся более 15 тысяч студентов. Среди них - учащиеся из 13 стран дальнего и ближнего зарубежья.


moltat.ru

N14 от 13.04.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован