Случайные абитуриенты ТГГПУ не нужны
Татарский университет, о котором мечтало не одно поколение национальной интеллигенции, создавался в условиях общественного резонанса. Споры вокруг его концепции разрешились в пользу крупного центра, обеспечивающего качественное и разностороннее гуманитарное образование с педагогической доминантой. Оправдал ли вуз свое назначение, корреспонденту "МТ" рассказал ректор ТГГПУ Зямиль Нигматов.
- Зямиль Газизович, насколько гармонично трансформировался вуз?
- Как ректор, которому довелось быть в процессе слияния трех республиканских вузов, чувствую ответственность за это решение. На данный момент дискуссия исчерпала себя. Преподаватели и студенты бывших некогда ТАРИ и ТГГПИ ощущают себя полноправными участниками учебного процесса Татарского гуманитарно-педагогического университета.
- Несмотря на участие двух других вузов, ТГГПУ все-таки создавался на базе педагогического университета. Удалось сохранить традиции в вузе со 130-летней историей?
- У нас в профессорско-преподавательском коллективе есть прекрасные специалисты своего дела, которые пришли к нам из других вузов. Поначалу они, прочитав лекцию, считали свою задачу выполненной. Когда я говорил им, что в нашем вузе этого недостаточно, они не понимали меня. Считали, что возиться со студентами, заниматься проблемами воспитания после лекции - не их дело. Но, видя работу коллег и чувствуя атмосферу в вузе, они все-таки пришли к пониманию наших требований и осознали, что значит быть учителем учителей.
- Вы думаете, сегодняшняя молодежь способна воспитать будущее поколение?
- Она более свободна и раскованна, не стесняется быть самоуверенной и амбициозной, показывать свои чувства и высказывать свое мнение. К сожалению, она мало читает, слушает классику, посещает музеи. Но это не говорит о том, что молодежь равнодушна ко всему окружающему. Студенты интересуется общественными процессами, происходящими в мире. Они не хотят быть сторонними наблюдателями, стремятся быть в центре происходящих событий, участвовать в принятии жизненно важных решений и хотят, чтобы их голос был услышан нами. Но всегда ли это получается?
- Чего не хватает нынешним студентам в их профессиональном росте?
- Скорее, вся проблема в вузах. При изучении социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин они редко ставят и недостаточно реализуют задачу научить студентов принимать разнообразие идей и мнений, формировать толерантное сознание, не теряя при этом способности мыслить самостоятельно. При общем более высоком уровне знаний им не хватает их глубины Очень хотелось бы формировать у наших студентов особый евразийский менталитет, потому что Татарстан становится своеобразными воротами и в Европу, и в Азию.
- Ваш вуз призван готовить не только педагогические кадры, но и творческую элиту. Каковы успехи в этом направлении?
- Во-первых, ТГГПУ теперь действительно готовит не только педагогические кадры, но и экономические, юридические и т.д. Во-вторых, обучение в нашем вузе не сводится лишь к получению предметных знаний, а вписывается в многостороннюю систему формирования интеллигентного человека в целом. Наиболее оптимальная модель духовного становления личности студента - это система интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности. Знание без воспитания, лишенное нравственной основы, - меч в руках сумасшедшего. Мы строим свою работу так, чтобы формирование и корректировка личности как студента, так и преподавателя происходили бы "на каждом квадратном сантиметре" вузовского пространства - и в аудитории, и в общежитии, и в спортивном или актовом зале, и в коридоре. При этом студент ни в коем случае не должен чувствовать наши воспитательные усилия. Это должно происходить как бы само собой. Ведь человек, как правило, сопротивляется всякому воспитанию, воспринимает его как насилие над собой.
- В учебные планы ТГГПУ включены специальности "Основы музыкальной культуры", "Хореография", "Эстетика", "Татарский язык", "Русский язык", "Английский язык". Это не сильно загружает студентов?
- Это создает определенные трудности. Но если в юности не дать человеку, особенно будущему учителю, художественно-эстетического заряда, не раскрыть его эмоционально-интеллектуальные возможности, не развить лингвистические способности, то он до седых волос может остаться обиженным судьбой - глухим к проявлениям прекрасного. Тем более, за последние несколько лет материально-техническое оснащение нашего университета заметно улучшилось. Мы не можем позволить себе даже на шаг отставать от европейских вузов, где оборудование и аппаратура обновляются регулярно, неуклонно следуя за техническим прогрессом.
- Близится горячая пора для выпускников школ. Не секрет, что существует угроза упущения талантливых абитуриентов. Существуют ли в вашем вузе принципиальные подходы к отбору будущих студентов?
- Нам интересен тот абитуриент, который изначально выбрал гуманитарно-педагогический вуз. Из 4-5 тысяч возможных абитуриентов придется отобрать всего 960 человек для обучения в бюджетных группах. Родители, наверное, волнуются, и это понятно. И мы переживаем - беспокоит растущий процент случайных людей в педагогике. Учитель - не просто профессия, а призвание. Это, если хотите, диагноз. Иначе в школах с ее проблемами никто бы сегодня не работал. Помните фильм "Приходите завтра"? Талантливейшая девушка приезжает из глубинки в консерваторию, но опаздывает на вступительные испытания. "Стало быть, вы ничего не можете решить, вы только выполняете приказ?" - сказал тогда ректору профессор, который пришел просить за Фросю Бурлакову. А на замечание ректора, что он занимается лишь с четырьмя студентами, он ответил: "Будь моя воля, я бы только их и принял учиться. Не надо засорять профессию". Вот и у нас есть порядок приема, мы аттестовываемся, получаем аккредитацию - мы зажаты рамками этих приказов и стандартов. К сожалению, судьбу поступления или непоступления абитуриента в вуз решает только уровень знаний, и, следовательно, полученная на вступительном экзамене оценка или количество баллов при сдаче ЕГЭ.
"МТ"-справка
В 1876 году в Казани был создан Учительский институт - третий в России после Санкт-Петербургского и Московского. Для того времени это было демократичное учебное заведение, куда принимали лиц мужского пола всех званий и сословий, высокой нравственности и благонадежности. Это были в основном дети чиновников, мещан, крестьян, купцов, представителей духовенства. Выпускники получали право преподавать любой из десяти предметов, включенных в учебный план городских училищ. В институте преподавали Закон Божий, русский язык, математику, физику и естествоведение, историю и географию, педагогику, чистописание, рисование и черчение, пение, гимнастику. Позднее в качестве необязательных были введены иностранный язык и ручной труд. Выпускники сдавали три экзамена: по теории воспитания, дидактике и истории педагогики. Сегодня в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете учатся более 15 тысяч студентов. Среди них - учащиеся из 13 стран дальнего и ближнего зарубежья.
moltat.ru
N14 от 13.04.2007