30 июля 2007
1874

Александр Гусев: Ключ от экологической политики в руках государства.

Российский бизнес может вкладывать в экологические программы большие суммы, однако, пока государство не обратит более пристальное внимание на экологическую политику, окружающая среда продолжит под натиском человека терять первозданные качества. Так считает профессор Государственного университета - Высшая школа экономики, доктор политических наук Александр Гусев.

Скажите, являются ли экологические проблемы глобальными проблемами цивилизации?

Начало ХХI века характеризуется двумя наиболее важными деструктивными тенденциями: угрозой безопасности цивилизации и деградацией окружающей природной среды. Темпы и масштабы этих процессов определяются, главным образом, системой политических подходов на государственном уровне. Правительства стран, политическая элита, неправительственные организации, частный бизнес, научное сообщество и гражданское общество должны совместными усилиями добиваться преодоления сложных политических, экономических, социальных и экологических факторов в интересах более устойчивого развития цивилизации.
Безусловно, каждому государству присущ свой индивидуальный комплекс экологических характеристик, а каждому региону - специфический набор индивидуальных экологических проблем.

А какова Ваша оценка экологической ситуации в стране?

- Экологические проблемы в России достигли такой критической точки, когда оценки состояния окружающей природной среды необходимо трактовать уже как угрозы национальной безопасности. Сегодня в стране в экологически неудовлетворительном состоянии находится от 15 до 25% территории, где проживает от 50 до 60% населения страны.
Экологическая составляющая жизни нашего общества, при всем ее огромном значении, остается до сих пор чудовищно недооцененной и официальными лицами, частными предпринимателями и населением.
Можно сказать, что именно в отношении к проблеме защиты окружающей среды проявляются худшие черты как ушедшей в прошлое советской системы, так и сменившей ее нынешней модели развития нашего государства.
От советских времен осталось отношение к экологии как к чему - то в лучшем случае второстепенному, как к досадному отвлечению от "главного". Чиновники стараются по мере возможности отмахнуться от экологических забот, поскольку охрана окружающей среды не дает "непосредственной отдачи", не фигурирует в отчетах и показателях в такой же мере, как производственная деятельность.
Постсоветский период, отмеченный бурным всплеском частного предпринимательства, дает свидетельства пренебрежительного отношения к экологическим проблемам уже со стороны бизнесменов, в центре внимания которых находится только прибыль. Средства, потраченные на обеспечение экологической безопасности, рассматриваются многими предпринимателями как чистый убыток.
Более того, если в советские времена руководители промышленности, равно как и административные лица и партийные деятели, могли опасаться санкций, партийных взысканий и увольнений за нарушение правил экологической безопасности, теперь этот "дамоклов меч" исчез, ощущается полная безнаказанность.
Ко всему этому добавляется наш традиционный русский менталитет в его худших проявлениях: выработанная веками привычка терпеть всяческие невзгоды, безропотно переносить условия существования, невыносимые для других народов, породила безразличие к вопросам загрязнения окружающей среды. Известны случаи, когда люди, буквально задыхающиеся от вредных промышленных выбросов в атмосферу, тем не менее, требуют сохранения производств, по вине которых это происходит.

Разве предприятия без очистных не должны закрывать надзорные органы, в частности, Министерство природных ресурсов и Ростехнадзор?

- Конечно, их закрывают, выносят за пределы городов, но все это единичные случаи. Гораздо проще перепрофилировать предприятие, т.е. закрыть его по причине несоответствия экологическим требованиям, обанкротить или выкупить, выпроводить на улицу десятки тысяч человек и разместить на этом месте выставочный комплекс. Как произошло, например, недавно в Чебоксарах. Главная задача бизнеса получать прибыль. Здесь сходятся два противоречия. С одной стороны мы говорим об улучшении состояния окружающей природной среды, а с другой стороны бизнес должен получать прибыль. Первая часть сейчас, к сожалению, отходит на второй план.
Да, есть организации, которые следят за обеспечением состояния окружающей природной среды, так называемые общественные контролирующие органы. В определенных регионах они занимают активную позицию, особенно в районах Байкала, Поволжья (Саратов, Самара), Ростове-на-Дону, на Северо-Западе (особенно, те регионы, которые граничат с Прибалтикой), в республиках (Удмуртии, Татарстане) - там достаточно сильные экологические движения. Но, если брать в целом, общественный контроль очень слаб. И большей частью они решают муниципальные проблемы. Тем не менее, опросы общественного мнения показывают, что экологическая безопасность стоит чрезвычайно низко на ступенях приоритетов нашего населения.
Все это вместе взятое говорит о необходимости коренной перестройки всего комплекса проблем, относящихся к охране окружающей среды в нашей стране. При этом ясно, что ожидать радикальной перемены отношения к данным проблемам только в результате усилий федеральных властей нереально. Центр борьбы должен находиться в регионах Российской Федерации.
Необходимо проведение принципиально новой экологической политики, учитывающей уже свершившиеся рыночные преобразования и новые методы совершенствования процесса формирования экологической политики.
Если говорить о госконтроле, то сложилась парадоксальная ситуация. Это все равно, что волка заставили охранять стало овец - контрольные функции за охраной окружающей среды возложены на Министерство природных ресурсов (МПР). Раньше был Государственный комитет по экологии и охране окружающей среде, ведомство, которое непосредственно отвечало за обеспечение качества охраны природы, а МПР сегодня отвечает и за добычу полезных ископаемых, и за их сохранение, и за контроль за их использованием. Возникает противоречие, снять которое довольно сложно, но возможно. Проблемы будут возникать до тех пор, пока мы не разделим контролирующие функции и функции использования природных ресурсов. Я ратую за то, чтобы было создано или восстановлено Министерство экологии и охраны окружающей среды, во главе которого должны стоять люди, которые знают, чем экология отличается от охраны окружающей среды.

Какие основные проблемы охраны окружающей среды в России?

- Есть много обострившихся проблем. К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации, безусловно, относится преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды. К основным проблемам следует также отнести недостаточную эффективность использования природных ресурсов, слабый технологический и организационный уровень экономики, высокую степень изношенности основных фондов, а также низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
Эти факторы должны учитываться при проведении в Российской Федерации единой государственной экологической политики. Сохранение окружающей природной среды должно является приоритетным направлением деятельности государства и общества, а также предусматривать необходимость включения природной среды в систему социально-экономических отношений как ценнейшего компонента национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области охраны природы должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
Сегодня ситуация в стране с сохранением окружающей природной среды сложная. Основное загрязнение в окружающую среду привносят промышленные предприятия и автомобильный транспорт. В российских регионах, конечно, проблемы разные. В одном регионе это проблемы с загазованностью и состоянием атмосферного воздуха, в другом - проблемы с питьевой водой. Однако хотел бы подчеркнуть, что в ближайшем будущем не углеводородное сырье будет лимитирующим фактором развития цивилизации, а питьевая вода. Любая вода сейчас требует очистки или доочистки. Эта проблема станет большой геополитической проблемой. Основная часть политиков в мире об этом уже задумывается, но мне бы хотелось, чтобы об этом вспомнили и российские политики.
С состоянием почвы ситуация просто катастрофическая. Если говорить о черноземах, а это наиболее "богатые почвы" в нашей стране, мы практически потеряли две трети гумуса. Он имеет свойство теряться в силу распашки, водной и ветровой эрозии, обеднения видового состава почвы. На это влияют, в том числе, и химикаты - ядохимикаты, гербициды, инсектициды, уничтожающие почвенных животных. К примеру, в Центрально-Черноземном биосферном заповеднике, в котором сохраняются целинные черноземы в естественных условиях, мы можем на одном квадратном метре верхнего десятисантиметрового слоя почвы обнаружить порядка ста дождевых червей разных видов, а на полях вблизи заповедника - в лучшем случае 1-2 червей в аналогичном объеме почвы. Дождевые черви и микроорганизмы обеспечивают круговорот вещества и энергии в почве. Дождевые черви это индикаторы состояния почвы. Конечно, надо бить тревогу, но об этом почти никто сейчас не говорит.

Но химические предприятия же не виноваты в том, что почва скудеет?

- Нет, они виноваты в том, что выпускают ядохимикаты, которые неразумно используются работниками сельского хозяйства. Внося повышенную, летальную для живых организмов дозу ядохимикатов и даже удобрений, мы убиваем почвенных животных и микроорганизмы. К примеру, даже двукратное применение гербицида приводит к 100% потере биологических организмов почвы. Химическим компаниям имеет смысл работать над тем, чтобы удобрения и ядохимикаты не вызывали пороговой летальности у микроорганизмов и почвенных животных.

А это возможно в отношении ядохимикатов?

- Российские химические компании занимают определенную рыночную нишу, их продукция востребована, они получают серьезную прибыль. С одной стороны, они не заинтересованы в разработке биотехнологий. Однако, с другой стороны при таких темпах потери гумуса почвы скоро дойдет до того, что мы будем питаться продуктами из растений, выращенных на гидропонике, а не в естественных условиях.
Я знаю несколько иностранных химических компаний, которые активно работают над созданием химических соединений, которые бы не так сильно влияли на биологическое разнообразие почвы. И нашим компаниям давно уже надо было задуматься над разработкой щадящих почву и обитающих в ней организмов технологий.


Как влияет грамотное проведение экологической политики на предприятии на его капитализацию как эмитента на фондовом рынке, на репутацию предприятия?

- На западе такие предприятия поддерживает государство. У нас, к сожалению, пока этот процесс протекает вяло. Ни о каком увеличении капитализации не может быть и речи, даже если предприятие будет затрачивать колоссальные средства на охрану окружающей природной среды. Этот правовой механизм до конца не проработан. Необходимо приложить усилия, чтобы создать правовую основу: принять соответствующие законы, а самое главное обеспечить контроль за их выполнением.
К примеру, лицензирование сейчас практически не используется государством в качестве инструмента экологической политики. Правда, имеются случаи лишения предприятий лицензий, но они носят, как правило, стихийный или разовый характер, да и касаются в основном иностранных компаний. Необходимо ужесточить контролирующие функции государства по отношению к предприятиям, загрязняющим окружающую среду. Ключ от экологической политики в руках государства, оно должно определять правила игры.

30.07.2007
Журнал "Сибур"

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован