18 августа 2005
4692

Александр Кондаков: Образовательные стандарты - это, в конечном счете, государственный заказ системе образования

Александр Михайлович, дискуссии о необходимости кардинальных изменений содержания школьного образования в современной России ведутся с конца 1980-х годов, когда России как таковой еще не было. Что лежало в основе тех дискуссий? Какие меры предлагались 20 лет назад?

- В те годы никакой определенной модели содержания образования не предлагалось. Страна искала пути перехода на рыночные рельсы, и кто-то из "прорабов перестройки" произнес такую фразу: "У нас нет программы, но мы ее создадим по ходу дела". Этот тезис, к сожалению, имел отношение и к реформе образования. Если помните, в конце 1980-х годов началось инновационное движение в школьном образовании, и взоры всех были обращены на учителей-новаторов...

- Помню, что в субботу по телевизору показывали открытые уроки Шаталова, а воскресенье - "интерактивные" сеансы Кашпировского.

- Наверное, было в этом что-то общее. Но ведь этот путь страна уже однажды проходила - в 1920-х годах, когда была полностью разрушена система образования российской империи. Тогда пытались убрать из школы литературу и историю, принимались другие абсурдные меры... И 1920-е, и рубеж 1980-90-х годов были эпохами безвременья, эпохами, в которые у власти и у общества отсутствовало ясное и понятное целеполагание. Кстати, во второй половине 1920-х годов работа система образования все же была направлена в русло, которое было нужно власти: ее полностью подчинили задачам построения нового общества...

- Вы имеете что-то против опыта учителей-новаторов?

- Ничего не имею; напротив, приветствую. Передовой опыт всегда позитивен и интересен. Но он зачастую уникален и потому может быть реализован в исключительных ситуациях. При этом есть массовая школа, где уникальные методики реализовать сложно.

Вообще движение учителей-новаторов - это один из первых гражданских институтов в образовании. Именно тогда, в конце 1980-х, появился тезис о доминировании идей гражданских институтов при формировании содержания образования. Лично я скептически относился к этому тезису в те годы, скептически отношусь и сейчас. В моем понимании, содержание образования - это феномен национальной культуры и успешности государственного строительства в конкретной стране.

- Какие еще общественные институты в образовании, помимо движения учителей-новаторов, появились на закате "перестройки"? Что они предлагали в части реформирования содержания образования?

- В числе таких общественных институтов - прежде всего, знаменитый ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) "Школа", в который вошли будущий министр образования Эдуард Днепров, один из основоположников развивающего обучения Василий Давыдов, психолог Владимир Зинченко и другие известные специалисты в области педагогики. Именно ВНИК "Школа" выдвинул идею о том, что школа должна сама определять содержание образования, сама разрабатывать учебные программы и проч. Эту идею активно обсуждают и сегодня, призывают даже к созданию "народного стандарта".

При этом забывалось и забывается, что содержание школьного образования является социокультурным феноменом. В нем заложены те элементы культуры, знаний и проч., которые исключительно важны для сохранения и развития государства. При всем уважении к конкретному учителю, к конкретному образовательному учреждению я считаю, что вопрос отбора содержания образования - это проблема общества в целом, коль скоро мы говорим о построении в России гражданского общества. Ярким примером этого является широкое профессиональное и общественное обсуждение новой концепции школьных курсов истории и обществознания.

Другой важный аспект этой проблемы - ответ на вопрос, что мы видим в качестве стратегической цели, в качестве ожидаемого результата работы системы образования.

Тут есть два подхода.

Сторонники первого подхода считают результатом образования сам факт функционирования системы образования. То есть под стандартом образования понимается совокупность требований к условиям реализации основных образовательных программ. Горит свет, из кранов течет вода, в классах стоят компьютеры, подключенные к Интернету, учителя получают зарплату - вот вам результат.

Сторонники второго подхода задают вопрос, в чем же тогда заключается содержательная, личностная цель образования. И утверждают, что цель школьного образования - формирование успешного гражданина России. Под требованиями к результату освоения основных образовательных программ понимается совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемая личностными, семейными, общественными и государственными требованиями к результату освоения основных образовательных программ. Эти требования формализованы в документе под названием "Планируемые результаты образования". Именно это и должно лежать в основе отбора содержания образования.

Авторы первого подхода обычно ссылаются на западный опыт. Я бы назвал в этом случае данный подход псевдозападным, поскольку и в Финляндии, и в Великобритании, к опыту которых обычно аппелируют эти эксперты, государства задают довольно жесткие рамки, в пределах которых осуществляют свою деятельность школы. Кстати, в проекте стандартов второго поколения используется весьма схожий подход, когда предметные программы образовательных учреждений разрабатываются школами на основе концепций образовательных областей и примерных программ.

- Разрабатывая проект стандартов общего образования второго поколения, вы используете второй подход.

- Да. Этот подход соответствует новой структуре стандартов. Я уже упомянул, что понимается под требованиями к результату освоения основных образовательных программ. Во главу угла мы ставим развитие личности учащегося, причем такая постановка вопроса вообще отсутствовала в стандартах первого поколения. Раньше, в условиях жесткого предметоцентризма, о личности никто не задумывался.

- Не получается ли так, что сторонники второго подхода забывают о функционировании системы образования? Согласитесь, нельзя воспитать гражданина России в такой школе, где из крана не течет вода, где учитель не получает зарплату и проч. Тем более что такие прецеденты - когда учителя сидели без зарплаты - имели место в недавнем прошлом. А без воды дети в некоторых школах и сегодня сидят - я имею в виду те сельские школы, где удобства во дворе...

- О функционировании мы не забываем, но считаем, что это условие достижения цели, а не сама цель. Без нормальных условий образовательной деятельности невозможно достичь результатов, к которым мы стремимся. В поправках к закону "Об образовании" о новой структуре образовательных стандартов, принятых в декабре 2007 г., есть три группы требований (так называемые "три Т"): требования к результатам образования, требования к структуре основной образовательной программы и то, о чем вы говорите, - требования к условиям ее реализации. Под последним мы понимаем систему нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на достижение планируемых результатов общего образования.

Речь идет об условиях финансово-экономической деятельности школы, материально-технической базе, требованиям к зданию, санитарно-гигиеническим нормам, требованиям к инфраструктуре муниципальной системы образования, к педагогическим кадрам, информационному обеспечению и проч.

Таким образом, второй поход не исключает, а напротив - жестко регламентирует функционирование систем, направленных на достижение определенного результата, что, кстати, обеспечивает и эффективное расходование бюджетных средств. Ведь результат можно замерить: он либо достигается, либо нет. А сторонники первого подхода, поставив во главу угла институциональную реформу, забывают о личности ребенка, ограничиваясь регламентами и нормативами. В этом случае не вполне понятно, насколько адекватен запрашиваемый финансовый ресурс, поскольку неясно прописан результат, соответственно сложно говорить об эффективности расходования средств.

- В российской образовательной практике само понятие образовательного стандарта появилось впервые в законе "Об образовании" 1992 года. Как же мы жили без стандарта до этого? И есть ли такое понятие в мировой образовательной практике?

- В мировой практике это достаточно новое понятие. На моей памяти оно появилось в конце 1980-х годов. Кстати, мне тогда довелось принимать участие в разработке стандарта географического образования США (я географ по образованию, в то время работал преподавателем МГПИ им. Ленина и представлял Россию в Международном географическом союзе). Мы, прежде всего, работали над понятием философии стандарта: на что он должен быть направлен, какие задачи должен решать, каков ожидаемый результат, как он должен реализовываться. Американцы тогда неожиданно пришли к выводу, что их нация в условиях нарастающей глобализации и интернационализации хозяйственной жизни географически безграмотна.

- Вспомним максиму героини Фонвизина об отсутствии необходимости изучать географию: извозчик куда надо довезет...

- Зачем вспоминать о таких далеких временах? Два года назад мэр одного крупного уральского города сказал мне примерно следующее: "Зачем нам нужна география, если есть такси?"
В США таких высказываний, очевидно, никто себе не позволял. И, работая над стандартом, американцы искали ответ на вопрос: каким должно быть географическое образование человека, чтобы он стал успешным в жизни. Никто не говорили о важности географии как науки и необходимости изучать ее как можно глубже. Говорили о другом: какими географическими компетенциями должен обладать успешный выпускник?

- А вы уже тогда считали, что школьное образование должно строиться именно по такому принципу?

- Когда мы начинали работать, я вообще не представлял, что такое бывает. И этот подход мне сначала показался просто диким, потом - странным, а в конце концов - абсолютно понятным.

- А в советской системе образования были глобальные цели, на основе которых выстраивалось содержание?

- Были, конечно. Была одна единственная, для всех очевидная цель: воспитать идеологически правильного гражданина с набором знаний, необходимых, прежде всего, для укрепления обороноспособности государства. При этом юридическое понятие стандарта отсутствовало. Фактически ориентиром для системы образования была совокупность целевых установок ЦК КПСС и Совета министров. Грубо говоря, это был моральный кодекс строителя коммунизма. Исходя их этих установок, разрабатывались типовые учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплекты и проч.

- Муссолини говорил, что знает, на какой странице в конкретный момент времени открыты учебники всех школьников Италии.

- Примерно то же самое в 60-х годах прошлого века говорил министр просвещения СССР Михаил Алексеевич Прокофьев: что он знает, что все ученики пятых классов в такой-то момент открывают учебник математике на такой-то странице...

- Тогда в чем принципиальное отличие проекта стандарта, который разрабатывает ваша группа, от советских подходов? В те времена заказчиком выступали ЦК КПСС и Совмин, а кто "заказывает музыку" сегодня?

- Отличие в том, что в роли заказчика должны выступать семья, общество и государство - гражданское общество. И, конечно, времена сегодня уже не те, когда все ученики открывают один и тот же учебник на одной и той же странице в один и тот же момент...

- Согласованный заказ семьи, общества и государства - не слишком ли абстрактно?

- Это достаточно высокий уровень обобщения. Чтобы сформулировать такой заказ, необходима очень серьезная работа, включающая, прежде всего, социологические исследования, и она проводится.

- А почему вы отделяете общество от государства? Я недавно беседовал на эту тему с калининградским губернатором Георгием Боосом, и он очень четко сказал, что государство - выразитель интересов общества, в том числе в вопросах образовательной политики.

- Абсолютно согласен с Георгием Валентиновичем. Но государство предъявляет и свои требования, связанные с выполнением только ему присущих функций - например, обеспечением национальной безопасности. Мы, конечно же, исходим из того, что общество обобщает интересы семей, а государство выражает интересы общества, реализуя его запросы к результатам образования. В конечном счете, стандарт - это госзаказ, в котором заложены потребности и семьи, и общества и государства.

- В 1992 году авторы закона "Об образовании" вряд ли об этом задумывались.

- Вообще не задумывались. На протяжении почти двадцати лет истории новой России стандарт понимался как совокупность Обязательного минимума содержания образования и Требований к уровню подготовки выпускников. А субъектом заказа было наше родное, любимое профессиональное педагогическое сообщество в лице Министерства образования Российской Федерации.

- В 2004 году Андрей Фурсенко, только что назначенный министром, искренне удивлялся, почему система образования сама себе ставит задачи и сама же их решает. Но все-таки в какой мере необходимо учитывать тот же опыт учителей-новаторов (применительно к сегодняшним реалиям - победителей приоритетного национального проекта "Образование"), опыт региональных систем образования?

- Существует колоссальный пласт педагогического опыта, во многом определяющий дальнейшее развитие системы образования. Безусловно, разрабатывая целевые установки и другие элементы стандартов, мы просто обязаны учитывать и учитываем особенности сегодняшнего учителя, опираться на то, что уже наработано, что ему знакомо, привычно, близко. В противном случае стандарты могут оказаться абсолютно неприемлемы для школы.

- Нет ли у вас опасения, что государство, получив право окончательной формулировки заказа системе образованию, будет все же превалировать и по-своему трактовать заказ, исходящий от других субъектов - семьи, общества?

- Подобные опасения высказывают как раз те люди, которые пятнадцать-двадцать лет назад стремились к развитию автономии образовательных учреждений. Они видят смысл в уменьшении роли государства. У меня другая позиция. Есть ведь негативный опыт, когда в большой политике государство позволило "взять столько суверенитета, сколько хотите"... На мой взгляд, задача состоит в том, чтобы создать демократическое образовательное пространство для реализации поставленных целей и задач.

При этом необходимо понимать, что система образования является важнейшим инструментом построения гражданского общества. Именно в системе образования формируется тот гражданин, который ощущает себя членом гражданского общества. Конечно, это требует больших усилий - прежде всего, перестройки системы подготовки и переподготовки учителей, создания нового уклада школьной жизни, новых программ и новых учебников. Без этого ни о какой демократии в стране, ни о каком "Плане-2020" вообще не стоит говорить.

- В требованиях к структуре основной образовательной программы есть такое понятие, как Фундаментальное ядро содержания образования. Чем оно отличается от Обязательного минимума содержания образования, который присутствовал в документе 1998 года, определяющем содержание образования, и в стандарте первого поколения 2004 года? Не окажемся ли мы заложниками "ядра" точно так же, как оказались заложниками "минимума" как арены борьбы "предметных лоббистов"?

- Нет, не окажемся. Теория ядра и оболочки - это достаточно известная теория в педагогической науке, и мы реализовали ее в фундаментальном ядре содержания образования.

Здесь важно понимать разницу. Обязательный минимум - это набор дидактических единиц, которые учитель должен преподать ученику и на основании которого формулируются требования к уровню подготовки выпускников. А фундаментальное ядро - это набор ключевых понятий, идей, фактов, которые являются существенными, важными для человека, закладывают базу его непрерывного образования в течение всей жизни. Фундаментальное ядро содержания образования содержит основные мировоззренческие ориентиры, концепции, лежащие в основе деятельности человека. В фундаментальном ядре также заложены основные виды деятельности, без которых невозможна успешность современного человека.

А вот на базе ядра разрабатываются концепции образовательных областей и примерные программы. Проще говоря, минимум был обязателен для школьников и учителей, а ядро - всего лишь документ для разработчиков. Это очень емкий документ: например, фундаментальное ядро по математике сформулировано всего на трех страницах. Кстати, именно фундаментальное ядро и является важнейшим инструментом формирования рамочных требований к содержанию образования.

- Нужно ли проводить широкое общественное обсуждение проекта стандартов, если мы исходим из того, что заказчиком является государство?

- Несомненно, нужно. И наш проект обсуждается не первый год очень интенсивно. На моей памяти, так подробно и с привлечением столь широких слоев общества (прежде всего, в ходе социологических опросов по выявлению потребностей семей) не обсуждался ни один образовательный документ. Наши разработки встречают достаточно позитивное отношение у директоров школ, у учителей, родителей.
При этом необходимо понимать, что содержание школьного образования - проблема политическая, идеологическая. Скажу больше: это предмет очень серьезной идеологической борьбы.

Беседовал Борис Старцев

www.opec.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован