Глобальная революция не имеет идеологической основы. Она формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этнических факторов, сочетание которых ведет в неизвестность.
из доклада Римского клуба 90-го года
Первая глобальная революция.
Не слишком ли многозначительно конец нашего века совпадает с началом следующего тысячелетия? Не означает ли это, что завершающийся век станет порогом, разделяющим несколько тысяч лет прошедшего периода истории и наступление совершенно нового, еще невидимого и лишь угадываемого начала будущей фазы развития человечества.
Эти вопросы стали уже общим местом, хотя их актуальность от этого не убывает. Конечно, ощущение крутого поворота в скором будущем возникает в связи с каждым кризисом на протяжении всей истории цивилизации. Однако наиболее крутые ее повороты часто связаны не с кризисом, а с точками бифуркации - ломкой траектории за счет достижения критического порога в процессе накопления скрытых факторов на относительно спокойных участках эволюции.
Последние десятилетия развитие многих составляющих нашей цивилизации идет с экспоненциально возрастающей скоростью, поэтому ожидание потрясений в достаточно близком будущем нарастает, что само по себе можно считать интеллектуальным кризисом накануне приближающейся глобальной точки бифуркации.
1. Концепция Ноосферы
Ключевым для обсуждаемой здесь темы будет понятие Ноосферы, несколько отличающееся по своему смыслу от того значения, которое имели в виду его авторы - Э. Ле Руа, Тейяр де Шарден и В.И.Вернадский [Верн.77, 87; Шард.87; Ler. 27, 28]
В трактовке В.И. Вернадского Ноосфера - это новый этап развития Земли и высшая ступень эволюции, включающая как самого человека с его культурой, наукой и технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду - планету, биосферу и атмосферу (а в последнее время и окружающее космическое пространство). Для подобной концепции кажется более подходящим термин Гомосфера, поскольку буквальный смысл словосочетания Ноосфера это Сфера Разума. Видимо выбор более широкого значения определялся желанием авторов подчеркнуть, что Разум является ключевым компонентом и движущей силой новой концепции.
У Тейяра де Шардена понятие Ноосферы имеет то же содержание, с некоторым смещением основного акцента в сторону Сферы Разума, поскольку основное его внимание концентрируется на духовной, интеллектуальной и социальной составляющих эволюции жизни.
Ниже понятие Ноосферы рассматривается как одна из двух взаимообусловленных базовых сущностей, обозначаемых далее этикетками Ноосфера и Картина Мира. В этой паре:
Ноосфера - образованная человечеством в процессе его развития коллективная личность, т.е. глобальная совокупность Homo sapience, в которой личность представляет собой сумму сознательного и бессознательного, формирующую в процессе своей эволюции постоянно развивающуюся Картину Мира.
Картина Мира - наше текущее суммарное восприятие всего, в том числе и его части - Ноосферы, а также их отражений в самой Картине Мира.
Как это свойственно универсальным базовым сущностям эти понятия тесно переплетаются между собой, имея достаточно неопределенную форму и размытые границы. При такой трактовке Ноосфера может рассматриваться одновременно в двух плоскостях:
Изнутри, как некий глобальный и единственный доступный нам инструмент, через который мы наблюдаем и Вселенную и себя и сам этот инструмент с его внутренними механизмами, определяющими динамику Картины Мира и всего человечества, судьба которого неразрывно связана с траекторией развития странного мира Ноосферы.
Извне: поскольку мы видим Картину Мира как бы извне, то также извне мы пытаемся представить Ноосферу как одну из составляющих объективной реальности, появившуюся с возникновением сознания и развивающуюся в процессе формирования человеческого общества, его культуры и восприятия Вселенной.
Это стреовидение Ноосферы служит базой в наших попытках осознать свое место в ней и цель (или смысл) своего движения вперед.
Базовые сущности, введенные выше на глобальном уровне, могут рассматриваться и в рамках более частных проекций - от локальной культуры до отдельного человека, выступающего в нашей картине как элемент коллективной личности Ноосферы.
2. Ноосфера - краткая история
В представленной ниже реконструкции истории Ноосферы наверняка не хватает многих измерений, возможно ключевых. Более того, можно сказать, что она своей естественностью и правдоподобием напоминает дарвиновскую теорию эволюции (с которой тесно связана). Последняя весьма наглядно объясняет происхождение человека, перешагивая через такое количество белых пятен и противоречий, что никакой иной теории этого никогда не простили бы, - просто в данном случае другой научной теории просто нет, так что и выбирать не из чего.
2.1. Очевидно, что коллективное не родилось вдруг, - оно стало фактором развития жизни на Земле с достаточно ранних ее этапов. Поведение вида, при котором член коллектива ощущает себя его частью, сегодня можно наблюдать на всех уровнях животного мира: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Естественно, что это коллективное не может быть соотнесено с Ноосферой впрямую, поскольку оно (а) не сфера, а лишь явление очень ограниченного локального характера и (б) не связано с разумностью коллектива, если считать, что разумность - монополия Homo Sapience. Хотя граница разумного не уж так очевидна, даже если вспомнить только дельфинов и высших обезьян.
Поэтому начало процесса зарождения Ноосферы также трудно определить, как и первые шаги превращения обезьяны в человека.
Крохотные изолированные точки племенной пра--пракультуры возникали и гасли подобно блуждающим болотным огням, сливаясь и разгораясь ярче с зарождением языка, примитивных орудий и технологий, зачатков социальной организации.
С формированием первых культур, религий, государств разрозненные островки Ноосферы стали складываться в архипелаги, которые постоянно росли, устанавливали связи, соединялись и разрастались, постепенно превращаясь в материки.
Расширение контактов между изолированными цивилизациями стало объединять систему материков в единый мир, еще невероятно разнородный, но все более связанный быстро развивающимся взаимодействием образующих его культур.
И, наконец, в последние столетия начинает раскручиваться процесс глобализации, меняющий не только объем, но и саму архитектуру Ноосферы.
В двадцатом веке этот процесс достигает следующего качественного уровня, определяемого не только стремительным развитием систем транспорта и связи, но и вторжением глобальных СМИ, а в последние годы - мировой сети Интернет. На наших глазах глобализация начинает формировать новый мир, сминая материки традиционных макро-культур: европейской, американской, азиатской, мусульманской.
Так что такое глобализация в ее текущей форме, - очередной естественный виток развития человечества или путь к катастрофе, не к прогрессу, а к деградации Ноосферы?
2.2. Очевидно, что двигателем глобализации сегодня является текущая - теперь уже непрерывная и все более ускоряющаяся - технологическая революция. Каждый этап развития Ноосферы был связан с прогрессом технологии, и почти каждый технологический скачок вел к потрясениям основ, многие из которых воспринимались в свое время как катастрофа. Возможно, что в этом была своя доля правды и далеко не все повороты развития Ноосферы были оптимальными. Однако, как принято считать, история не имеет сослагательного наклонения и мы привыкли к мысли, что та траектория, которая породила нас, здесь и сейчас, была поступательным движением в правильном направлении.
Вот и сегодня, из тех, кто думает о будущем, одни ждут мировых бедствий, а другие считают, что обойдется и на этот раз. Однако на грани двадцатого и двадцать первого века уровень технологии радикально изменился, отделив нас навсегда от той Картины Мира, которая была всего несколько десятилетий назад.
Предыдущие бифуркации всегда были локальными. Какие бы не происходили драмы: уничтожались народы, разрушались целые цивилизации, однако эти потрясения не обладали достаточной базой для достижения планетного масштаба.
И вот к концу двадцатого века эмбриональный период глобализации закончился, преодолев порог необходимого потенциала. Кроме разных видов оружия, способных многократно уничтожить все человечество, сложилась новая мировая инфраструктура. Воздушный транспорт охватывает теперь весь земной шар. Если еще недавно СМИ - это были книги и журналы с местной зоной действия, то теперь мировая паутина глобальных систем телевидения и Интернет начинает прорастать в ткань Ноосферы, активно разрушая локальные культуры. За всем этим стоит быстро растущая глобальная финансовая система и ее ядро - гигантские транснациональные корпорации.
Формирующаяся единая цивилизация пока еще включает сумму локальных культур, но их деструкция идет все быстрее. Живая личность Ноосферы, представляющая собой комплекс активно взаимодействующих самобытных систем, становится все более однородной средой, каждый фрагмент которой, подобно осколку голограммы, будет эквивалентен с точностью до нюансов всему пространству нового мира. Сложный многообразный и многомерный организм превращается в глобальную сверхамебу культурной энтропии.
3. Метафора Реки
Вариант краткой истории, которому был посвящен предыдущий параграф, не дает никаких оснований для заглядывания в завтра. Для наброска самой общей траектории развития Ноосферы придется посмотреть на нее с максимальной дистанции, для чего понадобится метафора Реки, которую я позаимствую из работы [Нар.00].
3.1. Ноосфера в своем движении вперед во многом похожа на Реку, по течению которой здесь и сейчас скользит точка развития цивилизации и Картины Мира.
Наша Вселенная замкнута в текущей Картине Мира, поэтому в этом плавании у нас нет системы координат и способа определения своего положения на неизвестной нам карте. Вниз по течению Река становится все более полноводной, прокладывая русло, постоянно меняющее (часто очень круто) свое направление на пути в будущее, о котором мы не имеем сегодня никакого представления.
Уже пройденный путь может быть восстановлен и осмыслен лишь частично. Где-то далеко позади Река складывалась из ручьев, любой из которых может считаться ее началом. Она уже приняла в себя бесчисленное количество притоков и миновала множество поворотов. Разрозненные фрагменты топографии предшествующих участков, интерпретация которых постоянно меняется вместе с частой сменой направлений течения, не дает никаких оснований для определения общей траектории нашего движения.
Еще меньше у нас информации о дальнейшем маршруте. Обоснованным предположениям о конечной его цели просто неоткуда взяться. Что-то еще можно угадать насчет ближайшей перспективы - участка до очередного поворота. Однако при его оценке легко ошибиться в несколько раз, тем более, что наши лоции-прогнозы распределения скоростей течения и мелей составляются наугад, ориентируясь на приметы и признаки, интерпретация которых чаще всего оказывается никуда не годной.
Поскольку направление русла за поворотом зависит от рельефа местности, то пытаться определить его с поверхности Реки можно только по тем вершинам возвышенностей, которые не загораживает контур ближайших берегов. Таким образом, и долгосрочное прогнозирование напоминает гадание на кофейной гуще.
3.2. Наша метафора Реки отражает совершенно неизвестное нам пространство, в котором без адреса и карты происходит здесь и сейчас эволюция Ноосферы.
Что мы знаем о логике нашего движения, его направлении и цели? Цель неизвестна, - есть только простейшие вегетативные ориентиры: выживание и постоянное удовлетворение растущих потребностей. Определение цели требует усилий, которых мы не делаем, пассивно плывя вниз по течению, - туда, где за поворотом нас ждет Неизвестное - судьба Ноосферы и будущее Картины Мира.
Мы знаем только Реку: по мере нашего движения с ней происходили самые неожиданные превращения, менялась форма берегов и характер течения, но Река всегда оставалась Рекой. Мы можем только гадать, что произойдет даже в самом недалеком будущем, но даже это представляется нам как развитие той же Картины Мира, той же модели движения по единой, охватывающей всё водной сети.
Но ведь течение нашей Реки может окончиться и тупиком: влиться в замкнутый пересыхающий водоем, вроде Аральского моря, пропасть в песках из-за отсутствия свежих притоков, превратиться в безжизненное болото в результате сливаемых в нее огромных объемов отходов и грязи. Еще недавно мы чувствовали, что вот-вот глобальный взрыв может уничтожить нашу Реку или она превратится в мутный ручей, текущий через пустыню исковерканного пейзажа. Сегодня эта катастрофа не кажется такой близкой, но она не перестает от этого оставаться возможной, просто к ней все время добавляется множество других.
3.3. Однако человечество не только плывет по течению, но и пытается влиять на его направление. Поскольку Река в нашей метафоре - траектория развития цивилизации, то формирование ее русла определяется как факторами вне Ноосферы (климатические циклы, вмешательство высших сил и т.п.), так и процессами внутри нее.
Внутренние факторы, влияющие на траекторию Ноосферы, могут быть разделены на вегетативные и целевые.
Первые определяются взаимодействием присущих ей процессов (будут рассматриваться в следующем разделе), роль которых аналогична в нашей метафоре естественным свойствам Реки, определяющим направление, скорость и особенности течения при данной массе воды и характере берегов.
Целевые факторы - это различные организованные усилия, пытающиеся с тем или иным успехом влиять на направление русла Реки, т.е. формировать Ноосферу в целом. Наиболее ранними в этом ряду были попытки создания крупных (для той карты мира) империй, распространявших повсюду и навсегда свои культуру и религию. Затем их спектр расширился за счет глобальных религий - буддизма, конфуцианства, христианства, ислама. Некоторые из религий определяли образ жизни, другие включали и конечную цель Ноосферы: общая нирвана для некоторых направлений буддизма, царство Божие для христиан и др.
Следующей волной на фоне меняющейся карты империй и глобальных религий стало формирование идеологий, предлагавших в рамках нашей метафоры заменить природное русло Реки каналом, ведущим человечество к конкретной стратегической цели. Масонство, Французская революция, коммунизм и фашизм ставили своей задачей организовать вегетативные факторы, превратив их в кумулятивную силу, способную преобразовать Ноосферу в оптимальный с их точки зрения миропорядок.
До сего дня всем этим попыткам не удавалось достигнуть цели: империи разрушались, ни одна из религий не стала общечеловеческой, идеологии терпели поражение. Однако все они, каждая по-своему, оказали значительное влияние на формирование и траекторию Ноосферы. Даже их отрицательные результаты помогали ей становиться более зрелой, выставляя - иногда страшной ценой - предупреждающие знаки по течению Реки.
3.4. Таким образом, перед человечеством постоянно стоит альтернатива:
плыть по течению, т.е. ограничиваться текущим регулированием вегетативных факторов, - путь, при котором стратегия состоит в сознательном ограничении тактикой, или
пытаться строить будущее, превращая эти факторы в единую систему, подчиненную стратегической - возможно, очень удаленной - цели.
Считается, что двадцатый век, больно ушибшийся о пережитые эксперименты построения будущего, закончил признанием первого пути столбовой дорогой цивилизации.
Оппоненты этой точки зрения могут возразить, что становление человека как личности шло от чисто биологического что поесть к более сложному как перезимовать и дальше, ко все более удаленным и важным задачам. У современного человека достаточной степени развития есть личные и общественные стратегические цели, которым часто подчинена вся его сознательная жизнь. В конце концов, скажет оппонент, Ноосфера тоже коллективная личность, - возможно, она просто не доросла до осознания своих стратегических задач или не достаточно созрела, чтобы уметь подчинить им свое дальнейшее развитие.
3.5. Предлагая эту метафору я заранее отказываюсь от обсуждения далеких этапов эволюции Ноосферы и оценок возможности достижения ею горизонтов, преодолевающих парадоксы сегодняшней цивилизации.
Однако это не исключает рассмотрения ближайшей возможной перспективы Ноосферы, связанной с глобализацией, технологической революцией, экологическим кризисом, наступлением масс-культуры, т.е. с тем ближайшим крутым поворотом, в который нас выносит течении Реки здесь и сейчас.
4. Механизм локальной эволюции
Попробуем оглянуться на известную нам часть процесса развития Ноосферы и рассмотреть элементы механизма формирования локальных культур.
4.1. Каждая из локальных культур, вне зависимости от ее размера и сложности, складывается из сочетания основных тесно связанных составляющих: социальной и экономической организации, политики, религии, технологии, науки и искусства. Эти составляющие, названные выше вегетативными, активно взаимодействуют, образуя единый организм культуры: кризисы и успехи любой из них отражаются в той или иной степени на функционировании остальных и культуры в целом.
Эволюция каждой из составляющих (а, следовательно, и динамика всей локальной Ноосферы) определяется:
· ее текущим состоянием, образующим контекст происходящих в ней процессов,
· суммой активно взаимодействующих с контекстом компонентов, - внутренними и внешними событиями, действиями участвующих в этих процессах личностей и групп.
В соответствии с ролью конкретных компонентов в динамике любой составляющей их совокупность может быть разделена на следующие группы:
- главные компоненты составляющей, формирующие перспективу ее развития, оцениваемые как стратегические и наиболее позитивные,
- важные, - уступающие первым по уровню, однако приносящие несомненную пользу как тактические компоненты развития, полезные, а часто и необходимые для реализации главных компонентов и проявления их эффекта,
- рядовые, еще более низкие по уровню в этой шкале, однако полезные для уточнения деталей и обеспечения почвы формирования компонентов двух верхних классов,
- эрзац, - действия графоманов, имитирующие положительные компоненты того или иного уровня, но не выполняющие никакой полезной функции в прогрессе данной составляющей локальной культуры,
- деструктивные компоненты, играющие отрицательную роль в развитии данной составляющей, всей локальной культуры иили Ноосферы в целом.
Очевидно, что последняя группа может быть разделена на подгруппы по уровню наносимого деструктивным компонентом негативного эффекта, но в данном случае эти различия выходят за рамки обсуждаемой темы.
4.2. Естественно, распределение конкретных компонентов в данной шкале оценок может быть совершенно различным в зависимости от того, в каком именно контексте формируется эта шкала, определяемая сложившейся в нем системой эталонов и авторитетов:
· в текущем контексте данной составляющей либо всей локальной культуры (например, создание атомных технологий являются главными для физики или политики, но потенциально деструктивными для Ноосферы в целом),
· в контексте более высокой культуры, ранжирующей данные компоненты post factum на основе их роли в соответствующем фрагменте истории, который, как ей представляется, она способна оценить объективно, как бы с точки зрения приоритетов развития Ноосферы в целом,
· в рамках некоторой идеальной системы оценок, своего рода демона Максвелла, сортирующего компоненты на основе шкалы высшей инстанции.
Конечно, каждая культура почти или полностью отождествляет себя с этой высшей инстанцией, никогда не осознавая явно, что прав у нее на это нет никаких, поскольку на смену текущему этапу ее развития обязательно придет следующий, существенно меняющий и контекст, и систему оценок.
Таким образом, для простоты мы можем свести все пространство возможных шкал к противопоставлению двух - локальной, определяемой здесь и сейчас тем контекстом, в котором реализуются компоненты, и истинной, функции которой принимает на себя контекст, внешний по отношению к первому, например, лидирующая составляющая (экономика, политика) или общая шкала оценок сегодняшней культуры.
5. Распределение сил в процессе развития
Итак, механизм развития каждой составляющей локальной культуры выстраивает пирамиду позитивных компонентов, вершиной которой является главные компоненты, а каждый из нижних уровней является опорой и полезным дополнением верхнего. Таким образом, в качестве подножья нашей трехэтажной пирамиды выступает совокупность компонентов рядовой группы.
Динамика развития каждой составляющей или всей локальной культуры впрямую определяются пропорциями ее пирамиды и их соотношениями с эрзац и деструктивной группами (последние две можно называть негативными).
Кажется очевидным, что наилучшим вариантом организации этой простой схемы был бы минимальный объем негативных групп и максимальная крутизна склона пирамиды. Однако такой критерий имеет свои ограничения:
· Негативные группы можно представить равными нулю только в идеале. Хотя нормальный текущий контекст борется с ними, сама классификация компонентов по группам производится им на основе собственной шкалы, существенно отличающейся от системы истинных оценок: сплошь и рядом деструктивными считаются компоненты, получающие статус важных или даже главных на следующем этапе развития. Например, любой тезис, ставший текущей идеологией той или иной составляющей, обычно воспринимает антитезис как деструктивный, хотя за ближайшим поворотом, они скорее всего поменяются местами, что в свою очередь не будет корректным в контексте будущего синтеза.
· Форма пирамиды имеет свою оптимальную архитектуру, - например, она не может копировать пропорции Останкинской башни, поскольку для компонентов верхней группы требуется определенная совокупность компонентов более низкого уровня, необходимая для их формирования и развития; любой компонент, в том числе и главный, не является чем-то однозначно заданным, и поэтому недостаток опоры нижнего уровня может существенно нарушить траекторию и эффективность соответствующей стратегии развития или даже вообще помешать ей реализоваться.
Таким образом, пропорции реальной схемы часто достаточно далеки от идеальной:
- чем более полога пирамида, отклоняющаяся от оптимальной в сторону роста процента рядовых компонентов, тем ниже динамика развития данной составляющей и тем хуже реализуются и даже угадываются ее горизонты,
- чем больший вес приобретают компоненты объективно негативных групп, тем более деформирован текущий контекст, тем меньше у составляющей шансов на выживание и успешное развитие.
6. Ориентиры и траектории
Вернемся к анализу механизма развития Ноосферы. В контексте любой составляющей культуры есть текущая система ориентиров: что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо. Если эта система достаточно близка к идеальной, - составляющая развивается быстро в направлении, близком к оптимальному. Чем ориентиры дальше от идеальных, тем труднее идет развитие данного участка Ноосферы, тем более разрушительное влияние это может оказать на формирование и, возможно, привести к распаду соответствующей локальной культуры.
6.1. Сама роль текущих ориентиров достаточно противоречива. Например:
· Чем консервативней контекст и его шкала оценок, тем более склонен он путать главные компоненты с деструктивными. Принимая текущее направление развития за идеальное, такой контекст оценивает главные компоненты, формирующие направление следующего этапа развития, как деструктивные и, соответственно, считает положительными те деструктивные действия, которые направлены на разрушение или ослабление будущих главных.
· Уровень эрзац (и, шире, негативных) компонентов связан с качеством текущего контекста отрицательной обратной связью. Рост их доли в общей совокупности компонентов, во-первых, характеризует низкий уровень критериев и авторитетов, допускающих засорение линии развития, и, во-вторых, ведет к дальнейшему снижению этого уровня, поскольку графоманы набирают вес и все более вытесняют реальных экспертов из механизма текущих оценок. Более того, набирая вес и влияя на эволюцию ориентиров, эрзац элементы переходят в статус деструктивных.
6.2. Каждой составляющей культуры присущи свои особенности механизмов взаимодействия контекста с компонентами и ориентирами. Например:
· Технология: В рациональных (т.е. свободных от влияния внешних критериев и доктрин) технологиях основным ориентиром служит конкретный показатель `результатцена, поэтому для эрзац компонентов шансы здесь практически минимальные. Например, выбор рядового компонента определяется соотношением результатцена и его ролью в развитии важного компонента, оценка которого происходит по аналогичной схеме, но по отношению к главному компоненту, статус которого уже установлен. При этом само признание статуса главного за новым компонентом зачастую происходит здесь далеко не просто, поскольку оно может быть связано не с эволюцией текущего технологического комплекса, а его радикальной и очень дорогой перестройкой. Мы знаем также, что полезные компоненты в технологии часто бывают разрушительными для других составляющих, например, социальной или экологической.
· Наука: Различные области науки резко отличаются установками своих ориентиров, определяемых местом данной науки в широком спектре от самых динамичных до крайне консервативных. Первые (например, теоретическая физика) ощущают несовершенство своего текущего состояния и максимально устремлены на поиск главных компонентов, открывающих новые горизонты и способных придать области единство и гармонию. Вторые (например, география) считают здание своей науки почти достроенным: живя рядовыми компонентами, они с трудом допускают реальность новых важных и совершенно исключают возможность главных.
· Искусство всегда было тесно связано с социально-политическим и религиозным контекстом. Поэтому в его истории можно найти примеры любых оценочных парадигм от глубоко консервативных (сегодняшние критерии неоспоримы и вечны) до самых революционных, опережавших социальный контекст на целые поколения. При этом механизм взаимодействия контекста и компонентов в искусстве часто парадоксален, поскольку определяется не только сознанием, но и подсознанием современников. С одной стороны случалось, что рядовые - почти эрзац - произведения объявлялись главными и, получая тем самым возможность создания собственного направления, формировали новое ассоциативное пространство, обеспечивая себе post factum достаточно важную позицию в дальнейшем развитии фронта искусства. С другой стороны, во многих случаях гениальность великих произведений и мастеров была настолько очевидной, что признавалась даже в текущем контексте, хотя часто на поколения опережала ориентиры своей эпохи.
6.3. Надо отметить и главное фундаментальное отличие искусства от остальных составляющих культуры. Каждая из составляющих имеет свой золотой фонд, сосредотачивающий сохранившиеся до наших дней шедевры - главные события, идеи или произведения локальных культур, связанные, как правило, с деятельностью людей, признаваемых при их жизни, а чаще после нее (иногда только сегодня) гениями своей эпохи.
Конечно, далеко не всем, а скорее всего лишь небольшом числу локальных культур, удалось внести свой вклад в золотой фонд: о многих шедеврах сохранилась лишь косвенная информация или их фрагменты, следы же шедевров большинства культур либо вообще не сохранились до нашего времени либо уровень этих культур не преодолел порога требований золотого фонда Ноосферы.
При этом только для искусства шедевры золотого фонда остаются навеки в строю - активными компонентами живого процесса его развития. Для остальных составляющих (за исключение религии) - технологии, науки, политики и других - золотой фонд является скорее архивом или историческим музеем, лишь небольшая часть которого входит в актив текущего контекста данной составляющей.
Действительно, искусство является той составляющей Ноосферы, к которой менее всего относится вторая часть формулы из Незнания выходит и в него возвращается. Возвращение в Незнание шедевров искусства происходило только за счет отсутствия методов их сохранения (музыка, хореография, театр) или их гибели в результате бедствий - войн, пожаров, землетрясений и т.п. Например, в золотой фонд входят шедевры наскальной живописи, относящиеся ко времени зарождения Ноосферы, - эпохе, другие составляющие которой оставили следы, относящиеся лишь к антропологическим разделам музеев, но не имеющие никакого отношения к современному уровню культуры. Конечно, и само искусство неоднородно в уровне сохранения фонда своих шедевров: в первую очередь доступ к бессмертию получили живопись, скульптура и архитектура, несколько меньше - литература, еще меньше - музыка и театр.
6.4. В нашей простой модели Ноосферы механизм развития всякой локальной культуры складывается из взаимодействия основных ее составляющих, каждая из которых характеризуется типом своего контекста, потоком компонентов и их оценкой на основе текущей системы ориентиров.
Процесс формирования Ноосферы, включавший тысячи локальных культур разного масштаба и периода существования, имел дело с широким спектром различных парадигм этого механизма, и, естественно, соответствующие разделы современной науки заняты изучением и классификацией этой парадигматики.
На карте Ноосферы последнего тысячелетия можно выделить материки трех основных цивилизаций: восточной или азиатской, мусульманской и нашей, христианской, объединяемой по исторической общности и по отличающей ее технологической доминанте. К этой картине можно добавить исчезнувшие цивилизации до-колумбовой Америки и сотни островков локальных мини-культур, сохранившихся сегодня за рамками основных трех культур нового времени.
Предыдущий этап глобализации Ноосферы занял последние века нашей истории. За этот период технологическая цивилизация обеспечила себе сначала политическое мировое господство, а затем и глобальное лидерство в материальном производстве, науке и искусстве (лидерство в искусстве, а, возможно, и в некоторых областях науки, например, медицине, не означает здесь качественного превосходства, а только способность победить в конкуренции).
Во второй половине двадцатого века начинается переход к следующему этапу мировой интеграции, обусловленному взаимодействием четырех основных факторов:
· Уже упомянутым становлением инфраструктуры и технической базы интеграции - авиатранспорт, связь, СМИ, Интернет.
· Активным восприятием прикладных компонентов технологической цивилизации двумя другими, находящимися в процессе развертывания борьбы за расширение своих позиций в глобальном раскладе сил.
· Соперничеством двух ведущих парадигм технологической цивилизации - европейской и американской - за лидерство в Ноосфере 21-го века.
· Интернационализацией американской масс-культуры, приобретающей все более глобальный характер.
Эти процессы имеют прямое отношение к началу новой эры - эры второго всемирного потопа, связанной с тотальной глобализацией, экологическим кризисом, наступлением средств СМИ и масс-культуры.
Завершая анализ траектории Ноосферы мы попробуем проследить этапы этого наступления за последнее столетие и рассмотрим в этой связи столкновение европейской и американской парадигм на пороге, разделяющем привычное вчера от возможно совершенно немыслимого завтра.
7. Между высокой и низкой культурой
Воздействие искусства в той или иной форме всегда касалось практически всего населения. Это и понятно: будучи правосторонними (специализация правого и левого полушарий мозга) по восприятию наиболее простые компоненты искусства были доступны каждому и широко использовались в быту, религии, обрядах и политике.
7.1. Начиная с определенного уровня развития древнего мира из общего - так сказать, всенародного - искусства начинает выделяться высокое, что связано с процессом социального и культурного расслоения общества. Высокое профессиональное искусство требовало все более значительной материальной поддержки и технической базы, обеспечить которые могли только правящие династии и жреческие элиты. Именно развитие технологии вело к росту расстояния между низкой и высокой культурой, поскольку по доступности восприятия почти все высокое оставалось всенародным до конца эпохи возрождения. Гильгамеша, Одиссею и Манаса слушало все население, шедевры архитектуры и скульптуры вызывали общее восхищение, которое только усиливала ассоциировавшаяся с ними аура власти и богов.
Однако в процессе совершенствования высокой культуры в ней выделяется все более сложный виртуальный мир элитарного искусства, доступного только относительно узкому слою населения с достаточным уровнем культуры. Взаимодействие внутренних законов развития искусства с оценочной шкалой культурного слоя все больше определяет ориентиры высокой составляющей цивилизации каждого следующего периода истории.
При этом и в низкой ее составляющей постепенно формируются два полюса:
- талантливый и профессиональный, но ограниченный уровнем технологий, доступных нижним слоям населения; к нашему времени на этой основе сформировались лучшие народные ремесла, художественные промыслы и ансамбли;
- китч, эмбрион будущей рыночной масс-культуры, - не важно качество, основное расходы спрос.
Отметим, что до 19-го века сфера науки была, как правило, очень узкой, поскольку достаточно долго не считалась ни необходимой частью образования элитарных классов (за исключением философии), ни базой основных технологических процессов, опиравшихся в основном на экспериментальный опыт.
7.2. Повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет.
Расширение сферы контакта населения с искусством и наукой вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два:
· Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части - элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу потребителей. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, романы для кухарок и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из эрзац и деструктивных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих дурной вкус.
· Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях предложение-заказ и в значительно меньшей степени на форме товар-рынок. С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, не-элитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового - низкая цена, большой тираж и качество под клиента.
7.3. Принцип под клиента заслуживает специального рассмотрения, поскольку он всегда играл важную роль и в элитарном искусстве, хотя, как правило, не был определяющим, поскольку культурный уровень заказчика заставлял его обычно считаться с ориентирами самого искусства.
Однако массовому клиенту эти ориентиры не были понятны или даже знакомы. Его шкала приоритетов определялась реакциями психики на прямое воздействие. Вспомним, что Homo sapience представляет собой тандем, базисом которого является проекция Биосферы, а надстройкой - проекция Ноосферы. Именно структура и сложность надстройки (индивидуальный характер и уровень культуры) определяет контролируемость базиса - комплекса биологических рефлексов: самосохранение, боль, страх, удовольствие, голод, секс и т.д.
Широко известен опыт с крысой, в мозговой центр удовольствия которой был введен электрод, включаемый нажатием клавиши. Рефлекс удовольствия оказался сильнее инстинкта выживания: крыса нажимала на клавишу вплоть до полного истощения организма, закончившегося ее гибелью.
Возвращаясь к человеку, достаточно вспомнить об алкоголиках и наркоманах, о множестве других способов саморазрушения и деформации личности. А также о классическом принципе хлеба и зрелищ, обеспечивавшего социальный баланс на основе прямого воздействия еще задолго до зарождения современных СМИ и масс-культуры. Именно таковы законы, на основе которых рынок формирует дешевую культуру под клиента с недостаточно устойчивой надстройкой и минимальным уровнем эстетических оценок.
Ответ на вопрос на что же ориентируется такая культура? представляется очевидным, как очевидна и технология масс-культуры - коктейля из эрзац, деструктивности и примеси таланта.
7.4. Конечно, элитарное искусство - это не более чем ручей по сравнению с потоком масс-культуры, с каждым десятилетием приближающийся по своим масштабам к разрушительному наводнению или даже потопу.
Однако объективности ради надо отметить, что перспектива этого драматического процесса кажется не столь безнадежной, какой она представляется при рассмотрении ее со стороны только негативных факторов. Даже при огромном различии в количественной пропорции, борьба между обоими полюсами искусства идет не без взаимного влияния. Здесь можно отметить несколько факторов:
С повышением уровня всеобщего образования и быстрого расширения сферы образования высшего растет процент интеллигенции, т.е. число людей, для которых настоящее искусство является внутренней или хотя бы внешней потребностью, а масс-культура вызывает внутреннее (или внешнее) отторжение.
Между областями высокого и низкого искусства расширяется зона потребителей, не доросших до восприятия первого, но знакомых в минимальной степени с его ориентирами и желающих демонстрировать фасад интеллигентности. Для этой зоны рынка масс-культуре приходится формировать течения и стили, имитирующие элитарные. В таких коктейлях меньше эрзаца и больше таланта, но, как правило, достаточно деструктивных компонентов, - ведь воздействие на базовые центры остается самым простым путем к кошельку потребителя с неполноценной надстройкой.
Масс-культура в свою очередь диверсифицируется на субкультуры, иногда неожиданно оказывающие влияние в качестве компонентов окружающей среды и на самый верх текущей шкалы искусства. Например, использование высокой модой стиля апаш, рокер, хиппи и др. Переходя со сменой поколений в ретро, элементы масс-культуры часто включаются в ассоциативное пространство элитарного искусства и становятся компонентами новых направлений его авангарда. Наконец, народные промыслы и ансамбли, иногда достаточно новые и эклектичные по своему происхождению, начинают ассоциироваться с древним, подлинно народным искусством.
С расширением сферы большого искусства рынок все активней стремиться навязывать ее свои законы, делая эту сферу все более неоднородной. При этом одни ее части сопротивляются этому процессу, выбирая ориентиры искусства для искусства, другие адаптируются, включаясь в выбранный тип субкультуры.
7.5. Все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки. Текущий контекст - господствующая идеология, мораль, законы - формировавший ориентиры и шкалу оценок, определялись, в конечном счете, социальным заказом.
Высокое искусство во все эпохи должно было прежде всего подчеркнуть право заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - сделайте мне красиво - мог рассматриваться как вторичный, поскольку (а) обычно является компонентом оформления величия власти и (б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).
На низкое же искусство до эпохи СМИ влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс становления новой масс-культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические олеографии. С какого-то этапа эволюции масс-культуры фактор рынка начинает играть все большую, а в конце концов основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством.
В американской парадигме социальный заказ принимал другие формы, однако также исходил от власти, - прежде всего, власти денег и ее цивилизованного оформления, власти государства. Достаточно вспомнить период маккартизма, когда социальный заказ вышел из-за декораций на авансцену. Сегодня в этом нужды уже не возникает, поскольку технология промывки мозгов и манипулирования общественным мнением достигли того уровня, когда открытое навязывание социального заказа перестало быть необходимым. Американская парадигма сформировала главный критерий качества - успех, и его основной механизм - раскрутку. Как мы уже убедились на собственном опыте за последние десять лет, деньги могут раскрутить, что угодно. Без раскрутки любой талант останется маргиналом, помочь ему не пропасть совсем может только признание культурной элиты, достижимое при достаточно редком стечении обстоятельств.
Двадцатый век продемонстрировал, что существует и третья парадигма, отличная от противопоставленных выше элитарной и рыночной: тоталитарное государство. И в этой парадигме социальный заказ - власть, но в данном случае она символизируется идеологией иили вождем. Можно вести меру тоталитарности с максимумом, когда единственной оценкой становится степень соответствия социальному заказу. При этом критерии самой культуры перестают быть значимыми. Качество произведения искусства - а часто и направления науки - не являются важными: определяемая властью степень соответствия решает, что включать в учебники и кого считать классиками. Формируется целая эрзац - деструктивная культура. В метафоре Реки это нечто вроде старицы, - стоячего тупикового рукава, потерявшего связь с основным руслом.
8. Наступление эры СМИ
Этот раздел посвящен обсуждению эволюции Ноосферы, связанной с наступлением эры СМИ. В связи с этим нам предстоит рассмотреть краткую историю развития и роль СМИ как основного инструмента промывки мозгов.
8.1. Очевидно, что все развитие Ноосферы так или иначе связано с средствами массового воздействия. Фактически они неотделимы и от высших форм биосферы. Законы организации стаи и семьи передаются, как известно, не только генетически: особь, начавшая формироваться вне коллектива, обычно не способна включиться в него и выжить в естественных природных условиях.
Основными концентраторами средств массового воздействия всегда были власть, религия и социальные движения. Искусство, а позже и наука, выступали скорее как дополнительные инструменты этого воздействия, основная роль в котором принадлежала идеологии, традициям и обычаям.
Эмбрионом СМИ, видимо, надо считать религиозные и народные обряды, а также тексты народных певцов, с которыми при всеобщей неграмотности вряд ли могли конкурировать по широте воздействия тексты рукописные.
С появлением печати связан период быстрого распространения грамотности и перенос на типографский текст функции основного механизма массового воздействия, прежде всего в политике и религии.
Во второй половине девятнадцатого века роль СМИ становится значительной и в формировании масс-культуры. C появлением телеграфа и фотографии начинает складываться облик современных журналов и газет, сочетающих распространение глобальной информации и новостей со шлифовкой технологии промывки мозгов.
К началу двадцатого века в спектр СМИ и масс-культуры включается кино, в двадцатые годы радио и к середине века телевидение. Быстрый рост его технического качества и массовости оттесняет на второй план все прочие виды вооружений СМИ.
8.2. Еще до распространения телевидения сила массового воздействия СМИ была оценена политиками. В тоталитарных странах СМИ становятся основным инструментом формирования правильной ментальности гражданина. В странах с многопартийными системами они получают титул четвертой власти и осваивают искусство использования высокой технологии промывки мозгов в поддержке оптимального баланса между коммерческими законами рынка СМИ и социальным заказом, в первую очередь требованиями текущей внутренней и внешней национальной политики.
Стоит упомянуть, что и в техническом оснащении СМИ время от времени появляются новые технологии, неожиданный эффект которых напоминает использование новинок в спектре вооружений. Пластинки, а затем аудио и видео кассеты прошли сквозь железный занавес, обеспечивая контрабанду в СССР западной культуры и масс-культуры. Одновременно, в шестидесятые и семидесятые годы основной функцией магнитофонов в нашей стране было распространение массовой неофициальной (блатной и авторской) песни, а иногда и запрещенных политических текстов. Для Ирана же аудио кассеты с записями проповедей Хомейни послужили главным детонатором революции, сменившей тоталитарный режим шаха на еще более тоталитарный строй исламской республики.
Все это иллюстрирует растущую мощность СМИ, способную обеспечивать как промывку мозгов, так и их отмывку в процессе очередного перепрограммирования в любой сфере жизни: навязываются все новые товары, создаются звезды и формируются ориентиры очередных модных тенденций не только в масс-культуре, но и политике. Многочисленная армия российской четвертой власти, исправно работавшая до 90-го года на один социальный заказ, сегодня также профессионально и талантливо (а иногда - прозрев - и также убежденно) клеймит вчерашнего хозяина, работая на сегодняшнего. Конечно, искренности как и осетрины второй свежести не бывает, - на рынке ее всегда выдают покупателю за первую.
Таким образом, СМИ становятся мотором и ключевым инструментом управления процессом развития Ноосферы новейшего времени. Непрерывно расширяется и совершенствуется спектр технологий пиар - манипулирования сознанием всех слоев населения, включая и самих кукловодов, стоящих за фасадом СМИ. Формируемые через СМИ потоки информации поглощаются и перерабатываются общественным сознанием. Отражаясь от него в виде обратной волны, эта информация снова и снова попадает в мельницу средств корректировки текущей Картины Мира, которая всегда была и остается, подобно комплексному числу, суммой реальной и мнимой (или виртуальной) составляющих.
Парадокс этого процесса заключается в том, что с одной стороны отраженная волна используется машиной корректировки как сырье для следующих импульсов пиар, а с другой - оказывает влияние и на сами СМИ, являющиеся, хотя и особой, но все-таки частью общественного сознания.
Этот парадокс, как известно, встроен во все области человеческой деятельности, поскольку сложность реального мира никогда не позволяет предусмотреть всех последствий воплощения даже самых талантливых стратегических планов, многие из которых очень часто возвращаются как бумеранг, превращая стрелка в мишень.
8.3. Итак, СМИ стали основным инструментом манипулирования индивидуальным и общественным сознанием, а, следовательно, и эволюцией Ноосферы. Этот процесс охватывает все ее составляющие - политику, искусство, религию и даже технологию, влияя на ее развитие самым различным образом от рекламы тех или иных продуктов и фирм до лоббирования определенных направлений финансирования экономики.
Казалось бы, наука, эта Фабрика Знаний, не может попасть в сферу виртуального мира СМИ, однако это далеко не так, - она не меньше искусства подвержена разрушительному влиянию парадигмы масс-культуры.
Во второй половине двадцатого века наука стала массовой профессией, а массовость любой составляющей всегда ведет к росту в ее пирамиде процента рядовых компонентов и негативных групп. Последнее связано не только с понижением среднего показателя таланта: его двигатель - борьба за источники финансирования, в которых наука нуждается не меньше, чем любая другая область деятельности.
При этом люди, распределяющие деньги в науке, как правило, мало понимают в областях исследований, которые они финансируют, - часто не больше, чем массовый читатель в литературе или массовый зритель в кино или эстраде. Таким образом, финансирование науки зависит обычно не от уровня и идеальной оценки того или иного направления, а от качества подачи товара, упаковки, раскрутки, связей и т.п. Эффективность маркетинга в науке никак не связана с профессиональным талантом и очень часто ему противопоставлена.
9. Культура и рынок - две парадигмы цивилизации
Для завершения темы наступления эры СМИ и масс-культуры нам остается обсудить развивающийся процесс столкновения двух основных современных парадигм культуры, которые условно назовем европейской и американской.
Сравнение этих парадигм возвращает нас к начатому в п.7 противопоставлению элитарной и массовой (рыночной) культур.
9.1. Развитие европейской культуры определила последовательность пережитых Европой социально-экономических формаций от феодализма и абсолютизма до конституционных монархий и буржуазных республик последних двух веков.
На всех этих этапах процесс эволюции европейской парадигмы отражал влияние классовой верхушки общества, формировавшей как интеллектуальную элиту так и, в симбиозе с ней, ориентиры высокой культуры.
Даже переход к капитализму, смена правящих классов и распространение масс-культуры не изменили качественно основной механизм европейской парадигмы, в которой шкала оценок в искусстве и науке определялась сверху вниз. Сохранению этой традиции способствовал быстрый рост численности и влияния интеллигенции, воспитанной на высокой культуре, участвовавшей в ее развитии и в подавляющем своем большинстве считавшей совершенно естественным ее доминирующее положение по сравнению с культурой массовой.
Гораздо более короткая история Соединенных Штатов начиналась с положения далекой заморской территории с притоком населения, сочетавшего энергию переселенцев с минимальным уровнем образования. Два века назад это привело к появлению новой социально-политической формации, значительно опережавшей Европу того времени по своей демократичности, но не обладавшей ни ее культурными традициями, ни равным интеллектуальным потенциалом.
Таким образом, сама траектория развития США не обеспечивала условий для переноса туда европейской парадигмы высокой и элитарной культур. В стране декларированного равенства и прагматизма, определяемого агрессивным процессом освоения огромной девственной территории, высокая культура не находила почвы: элитарное искусство отступало перед масс-культурой, а фундаментальная наука занимала последнее место в цепочке приоритетов, выстраиваемого к ней от ремесла через технологию и прикладную науку.
Элитарная парадигма возможно сохраняла какие-то шансы на юге США с его аристократией и рабством, но победа севера в гражданской войне определила монополию рыночных механизмов развития американской культуры, в которой даже контекст формирования интеллигенции был иным, чем в европейской, хотя и проходил под определенным воздействием ориентиров старого света.
Активное влияние СМИ, индустриальной прагматики и всепроникающего рынка не уравновешивались системой ориентиров рафинированной элиты (которая в США и не была никогда такой уж рафинированной). Приоритеты американской парадигмы ориентировались прежде всего на финансовые показатели, что привело к совершенно иному, чем в Европе, распределению интеллектуальных ресурсов, основная часть которых замкнута рамками национальной масс-культуры. Один очень неглупый в бизнесе и симпатичный американец сказал мне, несколько смущаясь: Вы знаете, я не могу смотреть иностранные фильмы, они мне не интересны. Очевидно, что к телевиденью, книгам и газетам это относилось не в меньшей степени.
Еще в двадцатых годах - эпохе американцев в Париже - силы двух парадигм в единоборстве за мировое лидерство в культуре было примерно равным. Но появление нацисткой Германии и разгром Европы в тридцатых, война и процесс послевоенного восстановления в сороковых дали США возможность вырваться вперед переходя от соперничества к широкой культурной экспансии. К концу двадцатого века высокоэффективный прагматизм и на порядок более мощная финансовая поддержка обеспечили Америке переход с позиций лидера в положения хозяина быстро расширяющейся империи масс-культуры, ставшей с распадом СССР одним из основных факторов глобализации.
Заканчивая этот раздел, необходимо отметить, что выше этикетка европейская использовалась как синоним высокой парадигмы, которая вовсе не является исключительно особенностью Европы: все основные мировые культуры формировались как элитарные. В свою очередь, вульгарная парадигма названа здесь американской, поскольку именно Америка полностью доминирует в сфере высокопрофессионального промышленного китча. Однако к естественной территорией этой парадигмы можно отнести и те молодые мини культуры, которые легко отрываются от корней национальных культур и срезают траекторию развития, минуя социально-экономические этапы формирования элит, способных поддержать создание культуры сверху - вниз.
9.2. Каковы же причины совершенно неадекватного масштаба той роли, которую начинает играть масс-культура в формирующейся на наших глазах новой структуре Ноосферы? Каковы возможные результаты этого процесса?
Ответ на эти вопросы читается в самом термине: быстрый рост влияния низкой культуры связан со стремительным расширением ее рынка. Причины этого достаточно ясны, - их по крайней мере три:
· Общедоступность СМИ как основного инструмента ее продвижения. СМИ и масс культура - близнецы братья, для обоих массовость является доминантой.
· Социально-экономические процессы, приводящие к перемещению социальных групп и слоев, при котором люди отрываются от традиционных для них культурных контекстов и становятся идеальной средой для внедрения масс-культуры. В развитых странах, вступивших в постиндустриальную фазу развития, это рост материального благосостояния основной части жителей, переходящих в средний класс по имущественному уровню при значительном отставании уровня образования. Для развивающихся стран это быстрое увеличение численности городского населения за счет сельского (этот ключевой фактор, хорошо знакомый нам по двадцатым - пятидесятым годам, заслуживает серьезного анализа, который придется исключить в виду ограниченности места).
· Сюда следует добавить и включение все более широких социальных слоев в политические процессы, - это делает их одним из основных объектов манипуляции через СМИ, важным, если не основным инструментом которой является масс-культура.
Для будущего Ноосферы противопоставленность европейской и американской парадигм масс-культуры является одним из ключевых факторов: обе ориентированы на массы и рынок, но первая находится в положении младшей сестры (если не Золушки) высокой культуры, в то время как вторая - явная хозяйка в богатом купеческом доме, в котором высокая культура присутствует в качестве приживалки из благородных.
Будучи ведомой в европейской парадигме, масс-культура находится под постоянным влиянием ориентиров сверху и тем самым играет роль фактора, находящегося над уровнем масс и способствующего его росту.
Для американской масс-культуры ориентиры сверху не сопоставимы по влиянию с ориентирами рынка, определяемыми отношением инвестиции эффект. И поскольку эффект тем легче достижим, чем проще объект воздействия, то рыночная масс-культура, как правило, ниже уровня своего потребителя и тянет его вниз, разрушая (или пробивая) его культурную надстройку. Это очень близко к действию наркотика: идиотский сериал становится почти биологической потребностью, а реклама убеждает, что жевательная резинка Х (сорт шампуня, марка сигарет и т.п.) - ключ к немедленному безоблачному счастью. Сам стиль рекламы по радио и телевидению -многократное повторение одного и того же - откровенное попрание прав и достоинства человека, принудительная технология разрушения его интеллекта и психики.
10. Глобализация
Глобализация - естественный очередной этап перехода истории нашей цивилизации к единой планете Земля и единой Ноосфере, к нашему общему прекрасному будущему.
Однако завтра нашей планеты и человечества может оказаться далеко не таким уж естественным и прекрасным Здесь возможно целое пространство альтернатив, основная часть которых не обещает естественных и прекрасных перспектив, а многие вообще не ведут ни в какое будущее.
Рассмотрим основные составляющие глобализации - экономику, политику, экологию, СМИ и Интернет.
10.1. Экономика: с доисторических времен купцы и авантюристы были основным фактором, устанавливающим первые связи между разобщенными территориями Ноосферы, знакомящим их между собой, прокладывающим торговые пути. Именно Экономика была мотором Политики, - завоевание новых земель прежде всего имело целью обогащение метрополий. Объединение различных локальных культур в материки империй держалось на военной силе, но развитие их макроструктуры и культурная интеграция цементировались процессом формирования общих экономических систем. Последние два века рост коммерческих компаний часто достигал огромных для своего времени размеров, что позволяло им прямо вмешиваться в Политику, играя в ней все более важную, часто ключевую, роль.
Вторая мировая война привела к разрушению традиционных империй и процесс глобализации стал зависеть от соотношения потенциалов послевоенного треугольника: два основных противостоящих политических блока и региональные союзы. Крупные страны боролись за лидерство, средние и мелкие понимали, что в борьбе за место в новом мире нужна не только политическая, но и - прежде всего - экономическая сила. Начало формирования Европейского Союза пятьдесят лет назад базировалось на концепции создания Францией и Германией наднациональной корпорации угля и стали. Авторы считали, что такая экономическая интеграция навсегда закроет возможность войн и политических конфликтов между этими странами, поскольку воевать частям единого экономического организма невозможно.
(Как мы убедились за последние десять лет на примере Югославии, разделить единый централизованный экономический организм государства и даже натравить эти части друг на друга, - дело вполне возможное. И как показывает опыт нашей страны, это возможно даже для мировой державы с общей многовековой историей.)
Сегодня основой глобализации становится мировая финансовая система и ее ядро - гигантские транснациональные корпорации. Процесс формирования и укрупнения самих финансовых механизмов, а также промышленных корпораций во многих отраслях за последние годы ускоряется прямо на глазах. Будущее покажет, насколько новая - почти полностью виртуальная - мировая финансовая система устойчива: в 97-98 гг. прошла волна крупных региональных кризисов, весной этого года основательно тряхнуло центральные биржи, осенью началась нефтяная лихорадка.
Если устойчивость окажется достаточной, экономико-финансовая глобализация продолжит свое сегодняшнее наступление. Но если эту систему постигнет эффект домино, то последующий за этим мировой кризис может оказаться той самой точкой бифуркации, которая радикально изменит как саму мировую финансовую систему, так и характер всего процесса глобализации.
В любом случае, эта устойчивость держится на сегодняшней модели мира: любое радикальное потрясение в политике, экологии и даже технологии может обвалить новую Глобальную Экономику, а вместе с ней и текущий мировой порядок.
10.2. Политика. Если Экономика всегда была натуральным, и, можно сказать, внутренним двигателем глобализации, то Политика выступала как ее внешнее, наиболее активное проявление. Формирование государств, непрерывно воевавших друг с другом с целью грабежа, захвата чужих территорий и создания империй, вело к региональной интеграции, постоянно перекраивавшей карту мира.
С одной стороны, при своем рождении крупные государства подминали под себя и разрушали локальные культуры, с другой - достигая зрелости, часто строили новые цивилизации гораздо более высокого уровня. Те в свою очередь крушились и шли на строительный материал следующих культур, формировавшихся при очередной реорганизации соответствующих региональных пространств, - будущих материков Ноосферы нашего времени.
Первые 15 веков новой эры моторами глобализации стали две наиболее активные религии, закончившие к началу эпохи Возрождения формирование системы границ между христианским и исламским миром, в которой последний отгораживал Европу от территорий буддизма, индуизма и конфуцианства.
При этом Америка с ее уникальными культурами оставалась за горизонтом еще не открытым материком Ноосферы. Материком обреченным, поскольку именно ему предстояло стать первой и самой большой за всю историю Ноосферы жертвой глобализации. Цивилизации обоих Америк были не усвоены и переварены, а сметены в результате открытия Колумба, превратившего пространство Ойкумены из карты в глобус. Первая фаза глобализации была завершена, - человечество стало единым. Америка перестала быть последним отдельным материком Ноосферы, - она ушла в глубь истории Атлантидой, географическое пространство которой было колонизировано европейской цивилизацией.
10.3. Экология. До второй половины двадцатого века экология не была осознанным глобальным фактором, зависящим от деятельности человека. Однако последние два десятилетия динамика загрязнения среды, истребления лесов и нарушение структуры атмосферы (разрушение озонового слоя, рост концентрации углекислого газа) достигла уровня, все более влияющего на деформацию физической и биологической зоны жизни человечества, на развитие и на саму перспективу существования Ноосферы.
Рост численности населения, господствующая идеология потребления, определяемый ею фронт продвижения технологии и промышленности находятся во все более глубоком противоречии с требованиями стабилизации глобальной экологии. Мы приближаемся к точке бифуркации, когда вегетативный путь развития этой цивилизации станет просто невозможным: под влиянием зашедшего слишком далеко экологического кризиса, а, скорее всего, катастрофы, произойдет радикальная перестройка Ноосферы - родится новый порядок, ориентированный на ее выживание.
Очевидно, что чем дольше политика, социальная система и экономика будут цепляться за status quo, тем драматичнее будет их перестройка, тем меньше новый порядок сохранит не только культурные компоненты, но и морально-этические принципы современной организации мира. За тот короткий - несколько десятилетий - период, который нам отпущен на эту перестройку, человечеству предоставлены три перспективы:
Начать корректировку траектории развития сегодня, причем так, чтобы минимизировать дальнейшее разрушение экологии и обеспечить наилучшие условия ее восстановления, сохранив в процессе необходимой для этого эволюции Ноосферы наиболее важные составляющие своего нынешнего я.
Затянуть этот процесс до грани, когда оздоровление экологии окажется человечеству непосильным, - оно еще сможет выживать, но при порядке, мало имеющем общего с сегодняшним понятием цивилизации.
Глобальное состояние окружающей среды деформируется настолько, что она перестанет быть нашей средой обитания, - путь самоубийства Ноосферы, аналогичный саморазрушению Рима или судьбе алкоголика, умирающего от цирроза печени.
К сожалению, практически невероятно, что первый вариант окажется человечеству посильным: к мировому порядку сегодня слишком походит формула пока гром не грянет. Кажется, что выбор перспектив не велик и достаточно пессимистичен.
В этом можно было лишний раз убедиться по результатам только что состоявшегося в ООН Саммита Тысячелетия, в котором приняли участие руководители ста пятидесяти государств. Попытка добиться хоть какой-то консолидации перед лицом общих планетарных проблем была наивной и безнадежной. Саммит прошел как парадная тусовка, на которой вожди народов решали свои локальные оперативные проблемы, не имеющие никакого отношения к формированию общей перспективы.
10.4. Глобальные системы СМИ. Сегодня власть держится не на штыках, а на технологии промывки мозгов. Глобальные системы информации - это рычаги мирового влияния не менее эффективные, чем военный потенциал. На пороге двадцать первого века сегодняшний лидер - телевидение - только открывает сезон глобализации СМИ. Человечество смотрит одно и то же не так уж часто: это Олимпийский игры или катастрофы мирового масштаба. Мир еще слишком разнороден, чтобы интересоваться одинаковыми программами или одним подбором новостей. Среднего жителя деревни или страны местная жизнь занимает гораздо больше, чем заседания ООН или очередной полет космонавтов.
Однако СМИ и масс-культура работают как рубанок, выравнивающий региональное разнообразие планеты Земля. Американская парадигма кино, телевидения, эстрады, стиля жизни повсеместно прорастает в Ноосферу, нивелируя ее и превращаясь в своего рода культурный Pidgin English, вытесняющий и подменяющий национальные масс-культуры.
В чем страшная сила СМИ? Оно кормит человечество с ложки: кто-то варит кашку, добавляя в нее сахарин оформления и приправы зомбирования, наше дело - открывать рот и получать привычное За маму, за папу, кто бы там не числился сегодня в самых дорогих и близких Проступает перспектива хорошо знакомых нам утопий, - люди делятся на две основные категории: одни (их процентов 5, максимум 10) не едят с ложки и другие - подавляющее большинство - живут в симбиозе с искусственным питанием, без него их картина мира рассыплется и потеряет какой-либо смысл.
Однако эта сила СМИ является одновременно и их слабостью. Неизбежность утопии - это гротеск. Значительная часть человечества вырастает из младенческого возраста и переходит в подростковый, получая отвращение к кашке и пытаясь реализовать возможность выбора. Мир разнообразен не только регионально, - существуют десятки и сотни других измерений диверсификации: политических, религиозных, культурных, профессиональных, спортивных, хобби и многих других. Сегодня эту возможность выбора расширяет Интернет.
10.5. Интернет. Если я поклонник Блаватской или любитель игры в Го, мне необходима почва, среда. Начиная с некоторого уровня для этого мало специальных журналов и литературы, телепередач и даже переписки по почте, - мне необходимо активное общение, сообщество единомышленников, численность и энергетика внутренней жизнь которого выше достаточной критической массы. Сегодня формирование такого сообщества носит локальный характер, - оно ограничено территорией, размеры которой определяются современными средствами коммуникации.
В ближайшие годы Итнернет разрушит региональный принцип структуры Ноосферы: новые сети связи обеспечат естественность контакта в реальном времени, а интеллектуальный терминал станет таким же привычным элементом любого дома, каким сейчас является телевизор. Интернет позволит общине любителей игры в Го достичь глобализации, обеспечивающей одинаковый уровень участия для своих членов в любой точке земного шара.
Государственные границы все больше будут терять свой смысл: русский эмигрант в Гренландии сможет сохранять прямой контакт с русскоязычной проекцией Ноосферы, оставаясь ее активной частью. Живя в деревне, можно будет найти партнеров по хобби на другом конце земли, получать образование в Оксфорде и консультации в лучшем центре тибетской медицины.
Пространство индивидуального выбора невероятно расширится, а с ним и разнообразие общения. Вместе с другими средствами досуга и информации Интернет поглотит и телевидение, - с каждым годом оно станет становиться все более индивидуальным и интерактивным. У традиционного телевидения останутся только те слои населения, которые не способны ощутить потребность выбора, предпочитая существовать в привычном мире искусственного питания.
Конечно, развитие Интернет требует дальнейшей технологической глобализации. А каждый шаг технологического прогресса врастает в ткань Ноосферы, становясь необходимой составляющей ее структуры, укрепляя ее в одном плане и делая более уязвимой в другом. Так серьезное отключение электричества или канализации в городе может вызвать катастрофу, а в небольшой деревне - только неприятные трудности.
Интернет будет становиться все более сложной нервной системой Ноосферы. Его роль во благо кажется очевидной. Уровень и эффективность ее организации может многократно возрасти, так же как и многократно расшириться спектр возможностей и творческой реализации для каждого человека - ее виртуальной клетки.
Но и эффект во вред также неизбежен, хотя мы пока не можем предвидеть и оценить его в полной мере. Информационная избыточность сродни свободе слова: в ее белом шуме можно найти любую точку зрения, но быть услышанным - для этого необходим мощный усилитель. Да и сложность - сестра уязвимости: мы уже видим результаты действия все более хитрых вирусов и хакеров, способных взламывать самые непреодолимые системы защиты. Пиар уже приспосабливает и безусловно приспособит для себя Интернет не хуже, чем СМИ.
Таким образом, Интернет ставит перед нами тот же вопрос, что и другие глобальные супертехнологии, - атом, космос, компьютер и десятки других, быстро развивающиеся на пороге следующего тысячелетия: что предлагает нам очередной подарок - Ящик Пандоры или Скатерть Самобранку?
11. Заключение: сегодня и завтра
Волна глобализации бежит по всем измерения пространства Ноосферы: зарождаясь в одних измерениях ее эффекты отражаются в других, и их перемножение порождает фронт, масштаб которого начинает напоминать цунами.
Гигантские корпорации подавляют преимущества свободного рынка, превращаясь в бюрократические пирамиды промышленных структур, которые обладают всеми недостатками бюрократии зрелого социализма без его социально-ориентированной идеологии. Многоэтажная виртуальность глобальных финансовых конструкций делает их объектами комплексной математики, - размеры капиталов растут за счет их мнимой составляющей. Как стратостаты они быстро увеличиваются в объеме при достаточной тяге вверх. При серьезном нарушении этой тяги вся конструкция рушится, погребая под собой тех, кто с ее помощью поднимался все выше.
Мировая политика из двухполюсной с прагматикой надо договариваться превратилась в однополярную с принципом как решит хозяин. Возможно, это было бы к лучшему, если бы хозяин был порядочным и дальновидным. Однако, не похоже, чтобы он думал о благе человечества и у него была бы хоть какая-нибудь стратегия.
По-видимому, как это свойственно монополистам, он уверен, что современная раскройка мира - это уже навсегда, и занят решением оперативных проблем по всему свету и дома в играх со своим электоратом. Однако политика редко отличается стабильностью и самодостаточностью: даже в этом веке можно насчитать порядка десятка неожиданно крутых поворотов мировой истории. Темп событий в новом столетии будет только возрастать, а потрясения в политике часто являются следствиями бифуркаций в экономике, политике, технологии и даже в активности солнца, если не забывать о ее связи с крупными социальными кризисами.
Экология не стала пока фактором номер один в оценке ближайших этапов траектории Ноосферы. Возможно, потому что она пока действительно еще не является таковым, но, скорее всего, просто в силу инерции нашей цивилизации: люди, уполномоченные принимать решения, не в состоянии формировать глобальную стратегию вообще, а заведомо жесткую и непопулярную тем более. Да и сама социально-политическая система не позволит им этого, - ни кукловоды, ни электорат не согласятся на радикальную перестройку: понять необходимость пожертвовать половиной имущества для укрепления плотины люди обычно способны только тогда, когда плотину уже прорвало и наводнение начинает заливать их дом.
Американская парадигма масс-культуры и СМИ все больше нивелирует наш мир, такой пестрый и разнородный еще пятьдесят лет назад. Похоже, что вторую мировую войну выиграли США, а проиграло все остальное человечество. Проблема не в джинсах, Голливуде и Пепси, - нивелируется все многомерное пространство образов жизни и, в конечном счете, менталитетов. Все больше культур можно заносить в Красную Книгу, - возможно, завтра туда попадут все. Америка, лишившаяся пятьсот лет назад собственной души, замененной второсортной провинциальной копией европейской культуры, теперь платит взаимностью: срезает цветы чужих культурных элит для украшения своего стола, в то время как сорная трава ее эрзац-цивилизации заполняет газоны Европы, сады Японии, просторы России.
Технология такой же базовый фактор глобализации, как экономика и политика. С одной стороны, она проникает всюду, участвуя в эволюции всей Ноосферы, с другой - увеличивает разрыв между технологическими лидерами и аутсайдерами, т.е., как правило, между богатыми и бедными странами. Сегодня технология - самый динамичный фактор, определяющий развитие все остальных составляющих нашей технологической цивилизации. Интернет, последний ее подарок человечеству, окажет огромное влияние на все здание Ноосферы, включая политику, экономику и культуру. Именно на этом поле развернется новый этап битвы переднего края цивилизации и масс-культуры, поддержанной рынком и СМИ.
В отличие от многих локальных войн цивилизаций и варваров прошлого, эта битва достигает глобального масштаба. Победы цивилизаций воспринимались всегда как естественные этапы эволюции, расширявшие территории продвинутых культур. Победа варваров вели к деградации и регрессу, в результате которых только через десятки, а иногда и сотни лет новая варварская элита дорастала до шкалы оценок, которая была способна начать подъем культуры к уровню, восстанавливающему обрушенную траекторию развития Ноосферы.
Однако ткань цивилизации не восстановима, - новая культура никогда не будет продолжением предыдущей. Вспомним Возрождение, взявшее за образец античное искусство, более тысячелетия пролежавшее в земле: Венера Милосская перестала быть живым элементом живой цивилизации. Она стала музейным памятником культуры, артефактом совершенно другого измерения, для которого отсутствие рук является неотъемлемым знаковым атрибутом, а не прямо ощущаемым актом вандализма вроде застройки Манежной площади. Найдись сегодня эти руки, мы просто не знали бы, что с ними делать.
Итак, цунами глобализации угрожает разрушением материкам культур, находящихся в процессе интеграции на переломе двадцатого и двадцать первого века. Технология обещает сделать мир неузнаваемым, экономика становится все более виртуальной и неустойчивой, политика не способна решить нарастающий конфликт между процветанием золотого миллиарда и нищетой перенаселенных стран, занимаемых остальными пятью миллиардами. Наступление масс-культуры угрожает откатом далеко назад всей мировой цивилизации.
И, наконец, они вместе не в состоянии остановить разрушение экологии, способное превратить устремленный в будущее космический корабль Ноосферы в жалкий ковчег, борющийся с волнами второго всемирного потопа, которым завершится растущее на наших глазах цунами глобализации.
12. Реквием
Этапы нашей истории не всегда разделяет четкий разлом, - вот и теперь на конец завершающегося периода накладывается начало следующего. Под воздействием Глобализации обе наши метафоры сливаются в одну: от системы материков и архипелагов мы переходим к миру единой Ноосферы, а наша Река заканчивается устьем и на горизонте проступает Океан, - наверное, брат того, который окружал Ойкумену на первых Картах Мира.
Итак, на пороге чего мы находимся, - начала Следующего Тысячелетия или Конца Света?
Возможно, что двадцатый век станет чертой, отделяющей несколько тысяч лет прошедшего периода истории от совершенно новой, еще невидимой и лишь угадываемой будущей фазы развития человечества.
А может быть, прислушавшись, можно уловить звуки реквиема, сквозь которые начинает проступать тема последнего этапа нашего путешествия
Гибель Титаника в 1912 году подарила Ноосфере трагедию, превратившуюся в сюжет, уже обыгранный за это время множество раз. На последний шедевр масс-культуры потратили более 200 миллионов долларов и заработали на нем полмиллиарда плюс одиннадцать Оскаров.
Похоже, что рекордный коммерческий успех подарил этому сюжету уникальный шанс, - послужить основой сценария последнего акта цивилизации на планете Земля. История, тысячи лет мешавшая жанры трагедии, драмы, черной комедии и бурлеска, завершится глобальной мыльной оперой всех времен и народов. Играют и вносят свою лепту в сценарий все: широкие массы - в массовках, известные персоналии изображают действующих лиц на сцене и продюсеров за кулисами, включая интриги за кулисами кулис - особой части сцены, в разных углах которой актеры-кукловоды выступают в роли режиссеров режиссеров.
С первого взгляда это всего лишь наш обычный театр абсурда. Однако, это не так, поскольку общий сюжет уже предопределен ...
Плохо организованная флотилия речных судов разного размера выходит в устье Реки, приближаясь к Океану. Сливаясь, метафоры накладываются одна на другую: на верфях глобализации речная флотилия трансформируется в супер ковчег Земля, уже проступающий в новой Картине Мира как гигантская реализация Корабля Феллини, плывущего в туманных сумерках (наступающей ночи? зарождающегося дня?).
На его верхних палубах сияют огни и играют оркестры, - это территория золотого миллиарда, пассажиры которого уверены в трехразовом питании, обслуживании, комфорте и образовании для своих детей. На самой верхней палубе случайные актеры исполняют роли хозяев жизни, а в трюмах размещаются остальные пять миллиардов, роли для которых пока не определены, - здесь дела обстоят очень по-разному как с питанием, так и с элементарными удобствами, не говоря про образование и врачебную помощь. На передних планах сцены трюмы, конечно, не видны, - заглянуть в них можно только через дозированные фрагменты глобального телевидения, которые убеждают нас, что в наших трюмах все несравнимо достойнее, чем в трюмах тех кораблей, которые возили негров из Африки в Америку.
Да и кому интересны эти миллиарды, не вписавшиеся в сценарий и безнадежно отставшие от переднего края цивилизации на многие десятки и сотни лет. Мы заворожены витринами верхних палуб с их калейдоскопом новейших технологий. Оттуда можно видеть всю панораму современной Вселенной. Здесь рукой подать до соседних галактик и мира элементарных частиц. Клонирование и геном человека, фантастические перспективы микробиологии, медицины, суперкомпьютеров и всего остального сливаются в праздничный фейерверк, которым мы пишем на небе гигантскими буквами HOMO SAPIENCE. Скорее всего, из космоса наш логотип никто не увидит, но это - гвоздь нашего авто-пиара, позволяющий нам установить самим себе самую высокую цену на рынке, где никого, кроме нас, нет.
Однако основная интрига нашей мыльной оперы в том, что ковчег с его иллюминациями и фейерверками - это лишь внешняя сторона глобального действия, за которой пульсирует и своя скрытая обратная сторона. Есть тысячи роялей в кустах и миллионы ружей, каждое из которых еще выстрелит. Любой поворот событий на ярко освященной авансцене порождает отражения-следствия в пространстве иных измерений, где вырастает второй основной полюс сюжета - Айсберг.
Мы, общественное мнение по должности и публика мыльных опер по сути, видим только то, что нам показывают: верхние палубы, но не трюмы, верхушку Айсберга, но не его огромную, непрерывно увеличивающуюся подводную часть. Мы почти уверены, что наши рулевые сумеют проплыть мимо пугающей ледяной горы, разглядев ее еще издалека.
На этаже управления суетится толпа капитанов, таких же актеров-любителей, как и мы сами. Они дергают за многочисленные рычаги и крутят разбросанные здесь и там штурвалы. Они не осознают, что это уже не Река, что их корабли становятся частью огромного глобального лайнера, у которого пока еще не сложилось никакой рулевой системы. Им еще мерещатся близкие берега, дружелюбные бакены и огни привычных соседей по флотилии. Они отдают в мегафоны вчерашние команды, не замечая, что наполовину уже находятся в открытом Океане наступающего Завтра.
Если прислушаться, реквием слышен все более отчетливо. В некоторых измерениях нашей Картины Мира ковчег уже спущен на воду и ложиться на курс.
Сюжет известен: Айсберг приближается к месту встречи с обратной стороны горизонта.
Особенности последнего сценария: sos посылать некому и спасательных шлюпок на ковчеге нет
Особенности постановки: мы это не только смотрим, мы в этом участвуем
***
При обсуждении предварительной версии статьи ряд читателей сделали достаточно много полезных замечаний, которые я постарался учесть в этой ее редакции и за которые выражаю их авторам самую искреннюю благодарность.
Список литературы
[Верн.77], В.И. Вернадский, Размышления натуралиста, кн. 2, Научная мысль как планетное явление, "Наука", М. 1977
[Верн.87], В.И. Вернадский, Химическое строение Земли и ее окружения, изд. 2-е, "Наука", М. 1987
[Шард.87], П. Тейяр де Шарден, Феномен человека, "Наука", М. 1987
[Ler. 27], E. Le Roy, L`exigence idёaliste et le fait de l`ёvolution., Paris, 1927
[Ler. 28], E. Le Roy, Les origines Humaines et l`ёvolution de l`intelligence., Paris, 1928
[Нар.00] А.С.Нариньяни. Знание, Как Особая Форма Незнания (попытка развития мысли Сократа Я знаю, что ничего не знаю), в печати.
http://www.artint.ru/