"Утих газетный шум за страждущих славян.
Вновь в обществе господствует клубничка
и царствует канкан..."
Строки из сонета неизвестного
русского автора конца XIX в.
Балканы - единственный регион, где внешняя политика России не только учитывала этно-религиозный фактор - наличие славянских и православных народов, но и пыталась делать на него ставку.
Несмотря на национальные представления, отношения России со славянскими и православными народами нельзя охарактеризовать как абсолютно безоблачные. Неоднократно россиянам приходилось глубоко разочаровываться в православной и славянской солидарности. С другой стороны, для России порою "славянское братство" становилось тяжелым бременем. При том, что "братья", нередко меняли пророссийскую ориентацию на союз с той или иной европейской державой.
На примере динамики российско-болгарских отношений, можно выявить такую закономерность: каждый уход российской армии с Балкан приводил к тому, что ее балканские союзники изменяли свой внешнеполитический курс. Примерно в таком же контексте развивались отношения с другими балканскими государствами вплоть до наших дней. Дело в том, что все победы российской армии не приводили к тому, чего и без оружия или с помощью его добивались западные державы - к экономическому присутствию на Балканах.
Современные балканские страны опять развернулись на Запад и видят себя частью Европы, а в ней - гаранта своей независимости и будущего процветания. При этом сотрудничество балканских государств с НАТО и ЕС является лишь частным проявлением исторически предопределенного и естественного процесса их интеграции (точнее сказать, реинтеграции) в европейское геополитическое и культурное пространство. Если же говорить об интересах балканских странах, то они в силу своей национальной ментальности в большей степени ориентируются на Сильного. В настоящее время для каждого балканского народа, только в прошлом столетии пережившего болезненный процесс национального самоутверждения, сопровождаемый международными и межэтническими конфликтами, прошедших через две мировые войны, НАТО и ЕС предстает как желаемый гарант и спонсор их безопасности и развития.
Движение Балкан в Европу продолжается как в формате НАТО, так и ЕС. И дело не в том, какие страны Балкан, когда и в какой очередности вступили или вступят в ЕС и НАТО, а об устойчивой тенденции. Настроения значительной части населения, особенно молодое поколение балканских стран, формирует эту тенденцию. Для тех, кто ориентируется на западные ценности, США и западноевропейские государства есть олицетворение свободы и демократии или, по крайней мере, - житейского благосостояния. Последнее играет далеко не последнюю роль.
Для самих же балканских государств и народов проблема выбора уже не существует. Они однозначно идентифицируют себя как принадлежащие к европейскому пространству. Теперь перед ними стоит задача стать "настоящими" европейцами. Решая эту задачу, им придется соревноваться между собой. Другое дело, что особым вызовом для всех балканских стран станет даже начало переговоров ЕС с Турцией о вступлении в Евросоюз. В сравнении с большинством балканских постсоциалистических государств Турция является весьма динамично развивающейся страной. Перспектива в будущем заседать в Европарламенте с солидной по численности турецкой (а может быть еще и исламской?) "фракцией", если не должна напрячь балканских политиков, то, по крайней мере, потребует от них соответствующей подготовки и тактики поведения на период названных переговоров.
Единственным балканским государством, признаваемым европейцами как однозначно принадлежащей к их цивилизации является Греция, ибо с нее началась, как они считают, демократическая Европа. Но нельзя сказав "А", не сказать "Б". Другими словами, Европа, решив постбиполярные геополитические проблемы на Балканах, не может допустить цивилизационного вакуума между Грецией и ЕС.
В целом же ситуация на Балканах за прошедший год стабильно развивалась в рамках, общеевропейской ответственности. То есть, те проблемы, которые характеризовали Балканы как "пороховой погреб" стали окончательно частью политических процессов объединенной Европы.
Одной из проблем Балкан в прошлом и настоящем является проблема национальных меньшинств. В настоящее время эта проблема решается непосредственно под патронажем Европы, хотя и с определенной опорой на НАТО. В соответствии с Пактом стабильности для Юго-Восточной Европы решила положить конец перекройки государственных территорий и этнизации политических отношений. Одновременно элиты национальных меньшинств, подавляя свои амбиции и преодолевая исторические комплексы, также готовы сотрудничать с ЕС в вопросах урегулирования своих проблем с теми или иными государствами, ибо для них материальный интерес и перспектива заседать в европарламенте представляется более заманчивой, чем борьба с властями государств своего проживания.
Исключением является Косово. Как бы не развивалась ситуация в этом крае, очевидно, надо исходить из того, что сербско-албанские противоречия разрешается не в ближайшем будущем и вряд ли в рамках одного государства.
В то же время албанский вопрос давно вышел за рамки Косово. Он стал проблемой и для Балкан, и для Европы в целом. Косово стало очагом албанского национализма, который подогревает албанских националистов и сепаратистов в Македонии и на юге непосредственно Сербии, а также Черногории и других странах. И дело не только в стремлении албанцев добиться равного или более высокого статуса в странах проживания, а в их осознанных и неосознанных чувствах единства всех албанцев и желании любыми путями (в том числе криминальными) добиться исторического реванша на Балканах.
И в этом плане албанский вопрос имеет ярко выраженный экономический и криминальный аспект, который касается всей Европы. На фоне нищеты и организованной преступности в местах проживания албанского населения на Балканах в других европейских государствах субрегиональная проблема стала общеевропейской.
Вывод российских миротворцев с Балкан, чем бы он не мотивировался российской стороной, подвел определенную черту в международных отношениях на Балканах. Как бы это не обидно россиянам, но их уход упрощает проблему выбора для будущих поколений балканских народов и прекращает геополитическое соперничество в регионе. России же предстоит выработать новую формулу отношений с балканскими государствами, результативность которой во многом будет зависеть от ее позиций в Европе и от успехов или неудач в нацио-строительстве и модернизации экономик.
НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
27 января, 2005