19 марта 2004
2900

Алексей Костин: Зеркало для инвестора.


Понятие и истоки
Понятие корпоративной социальной ответственности - КСО в принципе существует уже много лет. В 50-60-х годах прошлого века КСО прочно вошло в корпоративное управление в США. Правда, оно в основном распространялось на вопросы социального обеспечения собственного персонала, а также оказания помощи местным органам власти на профессиональной и спонсорской основе. В этом отношении эта работа во многом и чаще всего переплеталась с функциями корпораций по связям с общественностью - PR.

В Европе КСО официально сформировалась как устойчивое понятие (и политика) лишь в начале XXI века. Это произошло на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 года, а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую "Зеленую книгу о КСО" - в июле 2001 года. Затем прошли многие и многие мероприятия, организованные как ЕС, так и правительствами европейских стран, а также бизнесом. Справедливости ради, надо отметить, что до этого, уже в 1995 году, по примеру американцев, была образована так называемая сеть евро-бизнеса, которая занялась распространением и популяризацией принципов КСО на основе "от бизнеса к бизнесу".

В объединенной Европе понятие (политика) КСО определяется как "концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой".

КСО распространяется на следующие направления, тесно взаимосвязанные между собой:

- Корпоративное развитие - проведение реструктуризаций и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций.

- Экологическая политика и использование природных ресурсов.

- Управление развитием персонала.

- Здоровье и безопасность на рабочем месте.

- Взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем.

- Социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг.

- PR-обеспечение всех вышеперечисленных направлений.

В рамках этих направлений компании проводят комплексы мероприятий, которые теперь отражаются либо в ежегодных "Отчетах о корпоративной социальной ответственности", либо в "Отчетах об устойчивом развитии", либо в "Отчетах о социальном развитии" и экологических корпоративных отчетах. Первые два вида отчетов являются комплексными и отражают мероприятия и показатели по экономическому, экологическому и социальному развитию компаний. Произошел качественный сдвиг в подходе к работе по КСО: она стала капиталообразующей. Точно также как "прозрачность", отчетность по международным стандартам, защита прав миноритариев, делегирование полномочий и т.д.

Особым приоритетом в области КСО пользуются мероприятия в области охраны окружающей среды и "устойчивого" развития. Влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр своих рисков. Компания может быть привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчивой с точки зрения экологической и социальной. Отчеты по КСО, начиная примерно с 1990-х годов, как раз закрывают эту "информационную брешь" для инвестора, показывая и доказывая ему, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, в связи с чем риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций, для нее минимальны.



Путь устойчивого развития

Во многих компаниях и концернах (независимо от профиля и сектора) мира в течение последних 10 лет появились должности вице-президентов по корпоративной социальной ответственности. Их деятельность часто объединяет и управление персоналом, и экологическую политику, и внутренний/внешний PR. Экологическая и другие составляющие этой деятельности неминуемо конкретизируют и превращают ее в составную часть корпоративного управления, призванного обеспечить "устойчивое развитие" компаний.

Понятие "устойчивого развития" в развитых странах уже прочно вошло в корпоративную деятельность. Это связано в первую очередь с тем, что ведущие страны мира, а также передовая часть стран с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в этой области в соответствии с "Повесткой дня на XXI век", принятой конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, и Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию, одобренной на мировом саммите 2002 года.

В результате, помимо национальных программ "устойчивого развития" во многих странах мира, передовая часть компаний и корпораций разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы "устойчивого развития". Однако суть этих мероприятий для всех одна: нарушить прямо пропорциональную зависимость экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду.

Только те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте производства товаров и услуг, и ежегодно это вновь и вновь подтверждают, считаются "устойчивыми", и, соответственно, наиболее социально ответственными - именно здесь происходит взаимосвязь с КСО. При этом вывод компаниями "грязных" производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по показателям "устойчивости" компании - требования по экологии и социальному развитию не снимаются, хотя и модифицируются для транснациональных компаний в зависимости от стран, в которых размещаются их дочерние компании.

Важным этапом отчетности по КСО и устойчивому развитию стало внедрение международных стандартов Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative - GRI) по принципу "трех корзин" или "триединого итога" (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. В результате огромной работы GRI в начале 2004 года уже 380 компаний и организаций из 31 страны использовали разработанное в 2002 году Руководство по отчетности в области устойчивого развития.

В довершение представленной картины, на волне общемировой кампании по "устойчивому развитию" и всемерному внедрению корпоративной социальной ответственности, помимо различных социальных индексов, 8 сентября 1999 года, по инициативе самого бизнес-сообщества, был введен мировой фондовый Индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию. Этот индекс рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Рассчитанные и проверенные показатели (их около 50) затем группируются по трем направлениям: экономика компании, экологичность и социальная деятельность. При этом, около 60 процентов показателей одинаковы для всех компаний, независимо от их отраслевой принадлежности, а 40 процентов различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной "взвешенной шкале" по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по "устойчивому развитию": с разбивкой по секторам. Всего таких секторов на сегодняшний день 59. Название индекса говорит само за себя - в такие компании инвесторы "выстраиваются в очередь".

Всего в общемировой список лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию в 2003 году вошло 319 наиболее успешных компаний мира из 22 ведущих стран (при этом, ни одной из Российской Федерации). Этот общемировой индекс рассчитывается для 2500 компаний мира, и лишь немногим более 10 процентов компаний были отобраны в качестве наиболее успешных и инвестиционно привлекательных. 15 октября 2001 года стартовал пан-европейский Индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию, по методологии и практике расчетов полностью аналогичный общемировому. Разница лишь географическая. В настоящее время он рассчитывается для 600 европейских предприятий, 20 процентов из которых составили в этом году группу лидеров: 178 компаний из 13 стран Европы.

Европейские компании лидируют в мире по 11 из 18 основных секторов экономики, что следует в первую очередь объяснить высоким уровнем экологичности их производств (при постоянно снижающейся энергоемкости), а также высокой социальной защищенностью персонала европейских компаний.



Привлекательность работы по КСО и устойчивому развитию для российских компаний

Какова конкретная практическая польза от разработки корпоративных отчетов по КСО (устойчивому развитию) и попадания в списки индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию? В первую очередь - повышение корпоративного имиджа, что в современной экономике бывает даже важнее роста текущих финансовых результатов. Рост корпоративного имиджа в этом случае достигается как среди широкой общественности и государственных институтов, так и среди собственного персонала и клиентов. Престижная табличка "Компания-лидер списка общемирового (общеевропейского) индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию", растиражированная службой PR во всех целевых аудиториях, приносит ощутимую выгоду по всем направлениям деятельности компании: финансы, продажи, социальная безопасность, политическая значимость для страны и т.д. Одновременно, включение даже в общие списки индекса (на основе соответствия общим и отраслевым показателям "устойчивого развития") ведет к прямой финансовой выгоде: для портфельных инвесторов этот индекс уже несколько последних лет один из наиболее важных.

Все вышеизложенное пока, к сожалению, не имеет прямого отношения к российским компаниям. Наших компаний в настоящее время просто нет в списках "устойчиво развивающихся", а тем более в общемировом и европейском списках индекса Доу-Джонса. В основном это связано с тем, что российский бизнес в большинстве своем еще не вырос до уровня понимания всего спектра своей социальной ответственности, в том числе в области экологии. Он предпочитает, например, платить штрафы за загрязнение окружающей среды, а не внедрять передовые (часто дорогостоящие) очистные технологии. При этом, в свою очередь, со стороны государства, как на федеральном, так и на местном уровнях, мониторинг негативного воздействия предприятий на окружающую среду, а также последовательная экологическая политика, проводятся крайне слабо и низко эффективно.

Для определенной части российского бизнеса, в основном крупного акционированного, внедрение корпоративной социальной ответственности по международным стандартам может стать просто еще одним крупным шагом вперед. К тому же, потенциально очень выгодным: это приведет к существенному росту капитализации. Государственные структуры должны поддержать такое движение российских компаний. Ведь очевидно, что страна не может быть "устойчиво развивающейся", если в ней нет "устойчиво развивающегося" бизнеса, частного и государственного.



Текущий момент и концепция КСО для России

За последние полгода в России наблюдается объективно возрастающий интерес к КСО. Это связано как с хорошо известными политическими причинами, так и заинтересованностью бизнеса найти новый "общий язык" с властью всех уровней и обществом в целом, повысив таким образом свою устойчивость. В свою очередь, власть поддерживает эту деятельность, справедливо полагая, что прогрессивная часть российского бизнеса поможет решить хотя бы часть острейших социальных проблем общества. В то же время, до сих пор наблюдается широкая разноголосица понимания и интересов в области КСО.

Анализ экономического и социального положения в стране показывает, что настало время определиться с понятием КСО и соответствующей отчетности бизнеса при поддержке и координации на уровне государственной власти. Развитие КСО должно также сыграть свою положительную роль в расширении международного сотрудничества РФ с различными странами мира, как на уровне бизнеса, так и на уровне законодательной и исполнительной власти.

В настоящее время у бизнес-сообщества, властных структур и СМИ существуют два основных подхода к КСО: узкий и комплексный. Узкое понимание КСО представляет собой традиционный подход к КСО как к перечню социальных проектов и программ, осуществляемых российским бизнесом по развитию собственного персонала, а также наименее обеспеченных и проблемных групп населения на благотворительной основе. Комплексный подход, еще фактически не получивший развития в РФ, предполагает КСО в форме отчетов по корпоративной социальной ответственности (ОКСО). По-существу, он является альтернативной формой КСО в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. Комплексный подход предусматривает стандартную и независимо верифицируемую (аудируемую) отчетность по трем направлениям (так называемым "корзинам"):

- устойчивое развитие производства,

- экологическая политика,

- социальная политика.

Важным условием успеха в этой области является принцип добровольности отчетности бизнеса по КСО в условиях активной поддержки и косвенного регулирования со стороны законодательной и исполнительной власти по примеру развитых стран мира. Государственный подход в этом случае заключается во всемерной поддержке практики отчетности по КСО российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных стандартах и содержании ОКСО.

При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а, тем более, перекладываться друг на друга.

Концептуальные направления развития КСО в России требуют их скорейшего обсуждения и развития на федеральном и местном уровнях власти. Речь идет пусть о запоздалом, но весьма актуальном внедрении КСО как современной формы социального партнерства в гражданском обществе.

1. Современное состояние России требует активного внедрения КСО бизнеса как современной формы социальной поддержки занятого им на своих предприятиях и наиболее нуждающихся групп населения. В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности к ответственности бизнеса к собственному персоналу и нуждам страны. Одновременно власть должна сама подавать примеры роста собственной социальной ответственности, предусмотренной российской Конституцией и законодательством. Следует разработать единое понимание понятий социальной ответственности бизнеса и власти, а также социальной благотворительности.

2. КСО крупного и среднего бизнеса следует осуществлять с использованием комплексного подхода в соответствии с международными стандартами по устойчивому развитию по трем группам показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика. При этом, под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия предприятий в области внедрения современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и общенационального масштаба. Под социальной политикой подразумеваются вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоев населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта и т.д.

3. Для отражения КСО малого бизнеса возможно использовать узкий подход по социальной отчетности в форме перечня мероприятий и проектов по развитию собственного персонала и поддержки местного социального развития.

4. Отчетность по КСО в его комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму корпоративного менеджмента и корпоративной культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации российских компаний. Использование ОКСО по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России показывают, что любые промежуточные (смешанные) варианты отчетности лишь затягивают процессы прогрессивных управленческих изменений по рационализации управления в российском бизнесе и его скорейшей интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение российскими компаниями ОКСО по международным стандартам существенно повысит их конкурентоспособность на международных рынках.

5. ОКСО должно внедряться на принципах добровольности, государственной ответственности и социальной ориентированности бизнеса. При этом государственным органам власти, в первую очередь профильным федеральным министерствам, а также соответствующим исполнительным органам на местах, следует активно поддерживать КСО, проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса, постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности российского бизнеса. Властным структурам всех уровней следует активно поддерживать КСО именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса как в свое собственное производство, так и в общественно полезные мероприятия благотворительного характера.

6. Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучить и развить законодательные аспекты поддержки КСО бизнеса, а также разработать "Свод рекомендаций по ОКСО в РФ" для его совместного одобрения и постепенного развития и уточнения на ежегодных общероссийских форумах по КСО.

7. Активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО как одной из наиболее значимых форм социального партнерства, привлекая к этой работе сами компании (менеджмент и профсоюзы), а также различных представителей гражданского общества, в первую очередь некоммерческие организации по КСО, общественные организации и СМИ.



Алексей Костин,
эксперт по КСО, кандидат экономических наук






http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован