26 февраля 2006
2219

Алексей Макаркин: Центральная Азия: обманчивое затишье

Последние полгода в Центральной Азии не происходит никаких потрясений - "эффект домино" после смены власти в Киргизии не сработал. Кажется, Россия может чувствовать себя спокойно в регионе, который исторически считает сферой своего влияния.

Однако благодушествовать не стоит. Вот и директор Национальной разведслужбы США предупреждает о возможности кризиса. Выступая недавно на слушаниях в Сенате, Джон Негропонте сказал, что в тех странах региона, где местные кланы борются за власть, возможны перевороты. Падение центральной власти, подчеркнул он, может привести к активизации террористических и просто уголовных группировок.

Показательно, что высокопоставленный американский чиновник анализирует ситуацию строго в терминах "реальной политики", не прибегая к формулам типа "цветная революция". Прошлогодние события в Киргизии наглядно показали, что "революционные" лозунги являются лишь прикрытием для действий оппозиционных кланов, которые рвутся к власти, рассчитывая на поддержку Запада. В результате американцы оказываются в нелепом положении - они вовлекаются во внутриполитическую борьбу на стороне деятелей, которые, придя к власти, выказывают не больше демократических устремлений, чем их предшественники (в Украине и Грузии США действовали куда более рационально).

Однако выводы Негропонте не универсальны для всех стран Центральной Азии. Можно сказать, что в "зоне риска" сейчас находятся две страны, чьи проблемы носят противоположный характер.

С одной стороны, Киргизия, которая напоминает взбаламученное море: договоренности о разделе власти между президентом Бакиевым и премьером Куловым многие наблюдатели расценивают как весьма шаткие. К тому же в последнее время обострились отношения между Бакиевым и парламентом, депутаты которого представляют основные кланы республики. Вот всего лишь один из эпизодов глобальной борьбы. 3 февраля президент подверг жесткой критике деятельность депутатов, которые до сих пор не утвердили бюджет на текущий год, зато вмешиваются в уголовные дела. В ответ спикер парламента Текебаев заявил, что мотивированный ответ главе государства будет представлен в течение двух недель. Однако давление со стороны южных элит республики (Текебаев, как и Бакиев, - выходец именно из этого региона) вынудило спикера подать в отставку.

Очевидно, что уход со своего поста одной, пусть даже столь заметной, фигуры не способен решить проблему, которая носит системный характер. Да и сама отставка Текебаева во многом связана не с тем, что депутаты вдруг стали пропрезидентскими - просто спикер перешел некую допустимую грань, предложив Бакиеву повеситься и назвав его собакой. Напомним, что в 1993 году похожая история произошла с Русланом Хасбулатовым, чей непродуманный жест, прямо указывавший на алкогольные пристрастия Бориса Ельцина, стал той последней каплей, которая спровоцировала открытую силовую конфронтацию между президентом и парламентом.

Понятно, что в странах с давними демократическими традициями конфликты между различными политическими силами не угрожают государственным устоям, но в Киргизии такое развитие событий сопряжено со значительными политическими рисками. Тем более что, по данным СМИ, целый ряд местных политиков имеет связи с криминальным миром (не этих ли деятелей имел в виду Негропонте?). А кланы жестко ориентированы на конкретные регионы и имеют между собой немного точек соприкосновения.

Вторая страна из зоны риска - Туркмения. Здесь, однако, внешне царят покой и стабильность, хотя социально-экономическая ситуация далека от идиллии. Только что власти республики приняли решение о резком сокращении числа получателей пенсий и пособий. Более того, государство намерено "задним числом" взыскать с пенсионеров якобы незаконно полученные ими деньги. Парадокс состоит в том, что речь идет о "газовой стране", население которой в принципе не должно сталкиваться с подобными проблемами. Очевидно, что подобные волюнтаристские решения (да еще на фоне "культа вождя", принявшего гипертрофированные формы - вылитый африканский диктатор прошлого века) могут привести только к росту напряженности в стране. Напомним, что в ноябре 2002 года на Ниязова уже было совершено покушение - по официальной версии. По версии нелегально действующей оппозиции - планировалась ее массовая акция. Так или иначе, но в случае кризиса риски неуправляемого развития событий в республике резко возрастают.

Таким образом, ни хаотизация политического процесса, ни "закручивание гаек" не спасают от серьезных осложнений. Тут резонно вспомнить еще об одной центральноазиатской стране - об Узбекистане. В течение длительного времени Ислам Каримов небезуспешно сохранял имидж цивилизованного светского правителя, "узбекского Ататюрка", поддерживающего дружественные отношения как с Россией, так и с Западом. Однако кровавое подавление мятежа в Андижане принципиально изменило картину. Для Запада Каримов стал синонимом одиозного диктатора, а Россия, напротив, встретила его с распростертыми объятиями, приняв в блок ЕврАзЭС (где Каримов нашел себе достойного партнера в лице другого "аллергена" для Запада - Александра Лукашенко). И большой вопрос, сможет ли Каримов отказаться от дальнейшего жесткого "закручивания гаек" в условиях, когда стимулы к этому отсутствуют. А раз так, то режим этот может становиться все более и более авторитарным, что в современных условиях только раскаляет центральноазиатский котел.

Поэтому говорить о том, что в Центральной Азии наступило длительное и стабильное спокойствие, было бы явно преждевременно. Регион способен преподнести еще немало сюрпризов - и российским властям, и американцам. Разница в том, что последние уже "обожглись" на Киргизии, а кипяток для России только греется.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

26.02.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован