19 апреля 2005
1870

Алексей Макаркин: Жилищный бардак

Новый Жилищный кодекс представляет собой яркий продукт современного российского законотворчества. Равно как и на монетизацию льгот, на него распространяется принцип: хотели как лучше, получилось как всегда.

Кодекс ждали давно - старый, принятый еще в андроповское правление, явно устарел и не соответствовал рыночным реалиям. За это время появился невиданный ранее институт частного собственника жилья, чьи права нуждаются в четком определении и защите. Необходимо регулировать и жилищный рынок, включая ипотечную сферу.

Разумеется, целый ряд положений нового кодекса не вызывают возражений. Например, надо было что-то делать с накопившимися обязательствами государства по бесплатному предоставлению жилья - многие остались еще с тех лет, когда энергичный генсек обещал каждой советской семье отдельную квартиру. Согласно новому кодексу в очереди на бесплатное жилье остаются только малоимущие, которые теперь могут всерьез надеяться на получение жилья, а не ждать его десятилетиями. В документе прописаны особенности функционирования жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, что можно расценить сугубо положительно.

Но вот что касается защиты прав собственника, то здесь оснований для оптимизма немного. Кодекс предусматривает возможность изъятия у собственника жилого помещения в том случае, если земельный участок понадобился для государственных и муниципальных нужд. Вот здесь и начинается самое интересное. Сейчас собственнику предоставляют новую квартиру, согласно же новому кодексу это совсем не обязательно.

Государство может выкупить квартиру у собственника, а уже он сам должен распорядиться своими деньгами. В кодексе прямо предусмотрен вариант, согласно которому собственник может оказаться во временном жилище (пользование которым оплачивает государство) и лишь затем приобрести в собственность новую квартиру. Получить же новую квартиру в собственность можно, только договорившись с государством, причем вполне возможен вариант, при котором собственнику будет предложено жилье меньшей площади, а остальное доплатят деньгами. Если же собственник не согласится с условиями, предложенными государством, то последнее может обратиться в суд и таким образом добиться принятия своих условий. Если учесть степень независимости российской судебной системы, то можно представить себе, чем завершится соперничество строптивого собственника и государства.

Таким образом, риски для многих собственников возрастают. Представим, к примеру, старушку, которая не разбирается в особенностях риэлтерской деятельности. Она получает на руки немыслимую для нее сумму и начинает плаванье по незнакомому для нее рыночному морю. Велика вероятность, что на этом пути она столкнется с рифами - например, в виде мошеннических контор, которые будут предлагать посреднические услуги при покупке жилья. В результате недавний собственник вполне может оказаться на улице и без денег. Но, допустим, речь идет не о старушке, а о семье, состоящей из людей вполне дееспособного возраста и живущих, скажем, в двухкомнатной хрущобе. Рыночной стоимости такого жилья хватит разве что на "однушку" среднего качества (и то очень посредственного, если в нынешнем жилище крыша протекает). И придется всей семье с разнополыми детьми перебираться в это жилье. Или же доплачивать по рыночной цене за то, чтобы снова оказаться в "двушке" - понятно, что это далеко не каждому по силам.

Но, допустим, собственник, переехавший не по своей воле из "двушки" в "однушку", решит все же сделать из нее "двушку", совершив перепланировку. Однако и здесь его подстерегает сюрприз: необходимость согласования вопроса с органом местного самоуправления и внесения поправок в технический паспорт квартиры. Сколько "транзакционных издержек" (то есть, говоря не по-научному, затрат на "умасливание" чиновников) придется при этом понести, можно только догадываться.

Отметим при этом, что налогообложение собственников недвижимости уже в ближайшее время существенно повысится. Так что владение квартирой для многих наших сограждан может стать головной болью, а не одним из немногих преимуществ, которые были получены на заре рыночной экономики в новой России. Поэтому для многих россиян выходом может стать избавление от такой собственности (расприватизация квартиры), но в таком случае они лишаются той часто единственной реальной собственности, которой обладают. И остаются, как в советское время, с одним движимым имуществом в казенной квартире.

Обращает на себя внимание крайний лаконизм кодекса в тех случаях, когда речь идет о взаимоотношениях между собственником и государством. Возможно, авторы имели в виду, что судебная практика все расставит по своим местам. Возможно, со временем это и произойдет, но пока что будут страдать конкретные люди, неожиданно потерявшие почву под ногами.

С чем же связано такое качество законодательной деятельности? Ведь практика современного российского парламентаризма дает совершенно иные примеры, в том числе в области кодификации. Можно вспомнить качественный Уголовный кодекс и Гражданский кодекс на уровне современных мировых стандартов. Но эти документы обсуждались еще в Первой Думе - самом плюралистичном российском парламенте наших дней, где стабильное большинство отсутствовало как таковое. Можно вспомнить и такие документы, как новые УПК и Земельный кодекс, - они были приняты в Третьей Думе, где правящее большинство имело лишь незначительный перевес и было вынуждено взаимодействовать с либеральными фракциями. Да и внутри самого большинства далеко не все и не всегда были согласны друг с другом - тем более что оно было разделено на четыре депутатских объединения, два из которых включали в себя одномандатников. Такая ситуация приводила к углубленной, часто на основе компромиссов, проработке принимаемых документов, что не мешало законотворческой деятельности, а делало ее более осмысленной.

Исключение составляла Вторая Дума, левое большинство которой постоянно бодалось с исполнительной властью в ущерб законодательству, зато отличилось в принятии эдиктов, подобных приснопамятному закону о пчеловодстве. Нынешняя, Четвертая Дума, является примером другой крайности - полного контроля со стороны исполнительной власти. Фактически парламент превратился в машину для голосования, одобряющую законопроекты, поступающие сверху. А раз так, то о серьезных корректировках этих документов (не говоря уже об их отклонении) говорить не приходится. Достаточно вспомнить сотни поправок в законодательство о монетизации, отвергавшиеся автоматически, по списку. Новый Жилищный кодекс мало чем отличается в этом отношении. Разве что если в вопросе о льготах речь может идти о каких-то рыночных аргументах (связанных с необходимостью адресной поддержки нуждающихся), то здесь гарантии прав собственности, без которых немыслима нормальная рыночная экономика, оказываются под угрозой.

Похоже, что ничего неожиданного не произошло. Государственные чиновники разработали документ, который в полной мере защищает интересы государства в возможных спорах с собственником. А государственно мыслящие депутаты за него проголосовали.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

19.04.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован