Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Кризис управления как кризис идеологии в современной России

"...управлять в условиях избытка средств оказалось не менее сложно, чем в условиях недостатка". А.Пискунов, аудитор СП РФ "... путинской идеологией стала деидеологизация, а главной задачей информационно-пропагандистcкой системы - ограждение народа и от информации, и от пропаганды". Вл. Иноземцев Идеология - наиболее эффективный механизм управления. Цитата Вл. Иноземцева - неверный и крайне упрощенный взгляд, который, однако, надо признать, имеет место среди части элиты. Он, конечно же, не отражает всей сложности ситуации в России, а тем более позиции В.Путина. В особенности тех положительных социально-политических результатов, достигнутых при В.Путине за 2000-2007 годы, которые были бы невозможны без осознанного целеполагания. Неверна и мысль о деидеологизации: как уже говорилось, в условиях полной потери управляемости страной при Б.Ельцине было не до идеологических изысков. Прагматизм - в политике и в жизни - и стал контуром путинской идеологии "ручного управления" в условиях системного кризиса. Ситуация в идеологии в действительности выглядит значительно сложнее - и лучше, и где-то хуже. Но в главном - и это хотел бы подчеркнуть, - в сохранении государства и выходе из кризиса, масштабы политико-идеологических результатов еще недооцениваются. Думаю, что когда-нибудь, лет этак через 15-20, наши потомки по достоинству оценят усилия В.Путина и его команды в эти годы, сравнив их, может быть, с усилиями русских героев - Минина, Пожарского, других. Сегодня эта пафосность неуместна. Сделать это без принципов, без системы ценностей было, естественно, невозможно. Вместе с тем отрицать существующий идеологический кризис также нельзя. И не только потому, что об этом многие заговорили в 2006-2007 годах, но и потому, что актуальность решения важнейших идеологических задач стала объясняться политической и практической потребностью развития. Добавлю, очевидной потребностью. Потребностью, прежде всего, повышения качества госуправления. В начале 90-х годов в России "победила" идеология неолиберализма. Со всеми вытекающими последствиями, включая преклонением перед стихией рынка, слабым государством и отрицанием прогноза и планирования. Если взглянуть на происходящие сегодня во власти дискуссии, то окажется, что основные споры ведутся о том, как эффективнее использовать государство, его институты, накопленные ресурсы, как не истратить их бездарно "просто" увеличивая масштабы финансирования. Достаточно сказать, что только в ростовской области за 2004-2006 годы расходы на здравоохранение увеличены в 3 раза, на образование - в 3,5 раза, а на жилье - в 6 раз. Типичный пример - обсуждения на Правительстве 14 июня 2007 года концепции дорожного строительства. Суть проблемы: есть политическое решение выделить на эти цели сотни миллиардов рублей, но концепции их расходования, механизмов, как оказывается, нет. Как нет и механизма реализации этой задачи в короткие сроки. От постановки задачи до ее реализации у Правительства уходят многие месяцы, если ни годы. Если вернуться к рисунку, на котором предложена принципиальная схема взаимодействия интересов - целей - ресурсов, то окажется, что область формирования стратегии, эффективность ее реализации непосредственно зависит, во-первых, от ясности и адекватности целей, а, во-вторых, от эффективности использования ресурсов. Причем, чем больше становится ресурсов, тем выше требуется эффективность их использования. В противном случае происходит то, что происходит сегодня в России - объем выделяемых ресурсов возрастает, а результативность, КПД - снижается. Примечательно, что как решение вопросов целеполагания, так и использования ресурсов суть политико-идеологические проблемы, хотя в России они нередко и приобретают форму "политики финансовых властей". Достаточно привести такие примеры, как: споры вокруг монетизации льгот, использования Стабфонда и ЗВР, реализации нацпроектов. Поэтому недостаточная ясность, неопределенность, как в основополагающих целях, так и отношении к ресурсам неизбежно вытекает из идеологической нерешенности этих проблем. Так, если мы говорим, что приоритет - человеческий потенциал, - то почему в бюджете США на эти цели расходуется более 50%, а в нашем - менее 30%? Другая сторона проблемы, поднятая "критиками режима" в 2006-2007 годах, - кризис управления, который привел к авторитаризму, нарушению прав человека, произволу и т.л. Дело дошло до того, что Г. Явлинский призвал власть "отказаться от нынешнего произвола и от государственного наперстничества во всех сферах российской жизни, т.е. от универсальных сегодня источников доминирования и процветания в политике и экономике. Фактически от власти в их сегодняшнем ее понимании". Таким образом, в 2007 году, эффективность управления, прежде всего на федеральном, но также и на остальных уровнях, - региональном, местном, отраслевом - стало проблемой политической, решить которую без идеологического обеспечения - я уверен - невозможно. Приведу в качестве подтверждения признание В.Третьякова: "То, что проблема этого Большого будущего является для России наиострейшей и куда более важной, чем сумма всех тактических и оперативных проблем, доказывать - за очевидностью - не стану". Потребность в стратегии развития страны, объединяющей разрозненные отраслевые, региональные и иные стратегии в единую стратегию опять же единой идеологией, такая потребность стала на рубеже 2007 года практическим требованием. Прежде всего, из-за существующей практики. Задачи, решаемые структурами Совета Безопасности и Администрации президента, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, связаны с выработкой и планированием политических целей, а ответственность за реализацию этих целей, включая выработку отраслевых политик, делегированы правительству во главе с председателем. Именно на правительство возложена ответственность за использование национальных ресурсов и эффективность мер, направленных на реализацию конкретных проектов и программ. При этом председатель правительства, фактически отвечающий за реализацию основного раздела государственной политики, в отличие от своих заместителей не располагает соответствующим промышленно-экономическим штабом типа Военно-промышленной комиссии в сфере обороны или департамента национальных проектов в социальной сфере. Не менее существенным пробелом является также отсутствие в правительстве соответствующей службы стратегических оценок, прогнозирования и согласования отраслевых политик. Аппарат правительства лишь оформляет подготовленные вовне инициативы, а Минэкономразвития вынуждено скорее обеспечивать не столько функцию стратегического планирования, сколько согласования. Таким образом, на рубеже 2007 года возникла объективная потребность в повышении качества управления, которая может быть конкретизирована как потребность более эффективного использования ресурсов, более четкого целеполагания, ясного стратегического прогнозирования и планирования, а также создания новых механизмов реализации принятых решений. В.Третьяков очень образно описал эту потребность: "... если кому-то не нравится Ленин, напомню утверждение Маркса, согласно которому самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что, приступая к строительству здания, имеет в голове хотя бы самый общий план этого здания. Так вот, несколько раз попробовав действовать, как самая хорошая пчела и убедившись, что всякий раз соты получаются либо кривые, либо худые, Владислав Сурков решил действовать пусть как плохой, но архитектор". Иными словами стратегия развития, которая в отдельных частях (региональных, отраслевых, даже подотраслевых) сложилась в 2005-2007 годы на 15-25 лет, вплотную поставила практически вопрос об общенациональной стратегии, которая, в свою очередь, может являться только производной от идеологии. Идеологии, которая должна помочь окончательно преодолеть управленческий кризис. При этом - хотел бы особо подчеркнуть - преодоления идеологического кризиса, в свою очередь, имеет принципиальное значение для завершения кризиса управленческого и поиска эффективных управленческих и финансово-экономических решений. Не случайно оба эти кризиса - идеологический и управленческий - развивались в СССР и России параллельно. Что ясно видно из истории СССР 80-х годов. Но и процессы преодоления этих кризисов в 2000-2007 годы также шли параллельно. Поэтому для окончательного выхода из управленческого кризиса и использования в полной мере управленческих, организационных ресурсов необходимо прежде преодолеть кризис идеологический. Для этого сегодня необходимо решение целого ряда политико-экономических задач через формирование новых элементов идеологической системы. Элементов, которые соответствуют не обществу прошлого или даже настоящего, а обществу будущего. Другими словами, современная идеология должна исходить из предпосылки того, какой мы хотим видеть Россию в 2020-2030 годах, а новое управление не только их технических возможностей, появившихся в последнее десятилетие (как, например, идея создания "Электронного правительства), а, прежде всего, от новых идеологических принципов. Если, например, новая идеология исходит из приоритетов развития потенциала человека, то и государственное управление - по всей цепочке - должно исходить из такого же приоритета. Как на федеральном уровне, так и на местном. Сегодня же эту идеологию фактически создает прогноз социально-экономического развития России до 2020 года, который был подготовлен МЭРТ по поручению президента. Критикуя этот прогноз, Е.Гонтмахер справедливо отмечает: "Если выдвигать ориентир на долгосрочную перспективу, то им, очевидно, должно стать не восстановление, а приобретение лидирующего статуса в ми ре за счет решительного рывка страны в будущее". "Решительный рывок в будущее" - типично политико-идеологическая задача, национальная идея, если хотите, которая не может быть сформулирована МЭРТом просто по определению. За эту задачу - определение приоритетов, базовых ценностей и национальных целей - в России отвечает Президент, Совбез и Федеральное Собрание страны. Повторю, что позиция Вл.Иноземцева, на мой взгляд, не соответствует реалиям. В действительности не только 8 посланий президента России, выдвижение ряда "прорывных" идей по аналогии с нацпроектами, известные (но "не замеченные" критиками) выступления В.Путина, Д.Медведева, С.Иванова, М.Фрадкова по большому счету можно рассматривать как политические, концептуальные и идеологические выступления, позволяющие говорить о формировании новой идеологии, которая на отраслевом и региональном уровнях (но не на общефедеральном) дополнена отдельными стратегиями. Вместе с тем можно констатировать острую потребность в решении отдельных идеологических задач, без которых, как оказывается, невозможно решить задачи управленческие. Уже не в рамках неолиберальной, а иной идеологии. Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости". 28 октября 2007 года. www.nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован