Из соцопроса середины десятилетия также видно, что самая большая группа граждан те, кто полагал, что В.Путин что-то делает или что-то сделает. В сумме первая и третья графа составляли большинство опрошенных, что давало В.Путину, безусловно, значительный кредит доверия. Кредит, который он, очевидно, к 2011 году не оправдал. Что отразилось не только на падении рейтинга "Единой России", но и его личного рейтинга. И что, в конечном счете, вынудило его заявить о необходимости более широкой поддержки и создании "фронта".
Уверен, что этот вынужденный ход, который в мае 2011 года сделал В.Путин, был вызван тем, что за 2007-2011 годы ни ему, ни "Единой России" не удалось создать привлекательного плана и идеологии национального развития. "Социальный консерватизм", декларировавшийся все эти годы так и не стал ни партийной, ни личной идеологией В.Путина и Д.Медведева, которые де-факто оставались в рамках все той же либеральной традиции.
Ожиданий, надежд, связанных с В.Путиным его деятельностью и правлением Д.Медведева, на протяжении всего срока было значительно больше, чем осязаемых для большинства граждан (далеких от макроэкономических успехов) результатов. Но одну очень важную деталь хотел бы подчеркнуть: оптимизм, вера в будущее, безусловно, выросло в 2006-2007 годы у значительной части общества, впервые за долгие годы превысившей, по оценкам социологов в 2007 году 50%. И стабильно сохранившего до 2010 года. И это была первая, хотя и очень скромная, но победа, ведь реальная цена пессимизма, охватившего общество в 90-е годы, это - депрессии, самоубийства, наркомания, болезни и социальная апатия, которые превратились в России в эпидемию. К сожалению, волна разочарований опять накрыла Россию в 2011 году. Как признают авторы опроса, проведенного в июне 2011 года, "... Даже на фоне 90-х гг., представляемых в официальной пропаганде как время разгула воровства и коррупции, противопоставленное нынешнему порядку, этот "порядок", оказывается, выглядит весьма бледно.
Более половины (52%) опрошенных считают, что воровства и коррупции в руководстве страны сейчас больше, чем в 1990-е гг. В 2007 г. таких разочарованных было втрое меньше - всего 16%. Тех же, кто считает, что сейчас чиновники воруют меньше, чем в 90-е, осталось всего 7% - против 26% в 2007 г. Примерно так же распределились взгляды на степень влияния бюрократии на жизнь страны: больше половины опрошенных - 53% - считают, что по сравнению с 1990-ми гг. влияние чиновников возросло. Еще 36% - что не изменилось и только 6 % - что оно уменьшилось"[14].
Вообще я считаю, что проблема преодоления психологического и психического шока, вызванного развалом СССР и социально-экономической катастрофой, является важнейшей для сегодняшней России. Большинство наших нынешних проблем являются следствием этого тяжелого недуга. Одно из средств для его лечения - национальная идея, план развития. Другое - оптимизм, вызванный ростом экономики и конкретныесоциальные успехи. Этого в 2008-2011 годы не было. Третье средство - искусственный "паркетный" пиар, которому нужно не дело, а информационные победы.
Думаю, что эта мысль присутствовала в действиях В.Путина особенно активно с 2005 года. Во всяком случае, выдвижение концепции приоритетных нацпроектов, а также другие социальные инициативы стали доминировать именно с 2005 года в его политике. Не случайно и то, что во главе этого политического направления был поставлен руководитель его администрации, а затем первый заместитель Председателя Правительства и будущий Президент Д.Медведев. К сожалению, как и многие другие инициативы, ПНП быстро выдохлись, так и не дав результата.
С другой стороны, чувство неудовлетворенности, "отсутствие счастья", безверие не просто сохраняется у слишком большой части граждан, включая и активную часть общества, но и, похоже, усиливается. Больше всего беспокоит, что это неверие во власть перерастает в неверие в будущее страны. Оно выражается как в стремлении уехать (по некоторым оценкам до 20%), так и в исключительно надежды на Бога. Безверие слишком медленно выдавливается из российского сознания, что позволяет говорить о слишком низком тонусе общественного организма. Уверен, что без энтузиазма, без перспективы, без "идеологии оптимизма" сформировать устойчивый и долгосрочный курс опережающего национального развития не удастся. Нужна большая идея, большой план. Сколько бы углеводородов мы ни продавали, сколько бы они ни стоили. Они не смогут заменить людям позитивной личной и национальной перспективы, надежды, возможности планировать свое будущее.
Социальный разлом между отдельными группами граждан хорошо виден из соцопросов, где группы "пессимистов" и "оптимистов", сформировавшиеся за последние годы, сохраняли относительную устойчивость в период возможного перехода от стабилизации к развитию в 2006-2007 годы
То, что количество оптимистов в 2008-2011 годы не прибавилось, а сократилось, показывают также соцопросы и меры общественного мнения. Особенно в 2010-2011 годы.
В этой связи необходимо еще раз повторить, что самая серьезная проблема, о которой, к сожалению, мало говорится в российском обществе, это проблема преодоления состояния эмоционального и социального шока после радикальной смены экономической и политической системы в 90-е годы. Шок, который в 2010-2011 годы, как и в начале 90-х гг. превратился в серьезный социально-мировоззренческий и системный кризис. Кризис недоверия власти, обществу и для многих - даже самим себе. Этот шок так или иначе затронул все население. По оценкам психиатров, на каждого из граждан страны в среднем пришлось по 1,5 психических заболеваний, вызванных этим шоком. Окончательное его преодоление, безусловно, связано с возвращением не только нормальных материальных условий, но и ценностей, нравственных норм, т.е. идеологической, в т.ч. ценностной системы координат, из которой в последнее десятилетие "выпало" общество. Иначе говоря, оптимистическая идеология, возвращение (или создание) системы идеологических координат, стало важнейшим условием экономического и социального развития страны. И ее ни каким "паркетным" пиаром и телекартинками не заменишь.
Слова, отражающие негативное восприятие, вынесенные в эпиграф, выражают одну из существующих точек зрения, сформировавшихся к 2007 году у критиков нынешней власти. Она абсолютна справедлива и для последующего периода. Причем не только либерального и "левопатриотического толка", но и у большей части неполитизированной общественности и бизнеса. В этой связи можно привести множество высказываний, суть которых проста: за прошедший период власти не удалось многого сделать. Точнее - почти ничего. И многое потерять. Прежде всего - в области структурных и социальных реформ, а, главное, в научном и культурном потенциале нации, который за 2007-2011 годы сократился, хотя должен был бы расти опережающими темпами. Как и весь НЧП.
В этом есть только часть правды. Действительно, нас не может устроить 63-е место России в мире по продолжительности жизни и 32-е - по индексу развития человеческого потенциала, да и второй, чуть более высокий показатель держится только за счет уровня советского образования[15], которое за 2007-2011 годы только ухудшилось. Вряд ли добавляет гордости и то, что в 2010 году Россия догнала по объему ВВП Италию, отставая по душевому доходу в разы от развитых стран.
Иными словами приверженность В.Путина и Д.Медведева либеральной традиции в 2007-2011 годы дорого обошлась нации, которая:
- потеряла часть научного, культурного и образовательного потенциала, практически не изменив своего положения в рейтинге ИРЧП;
- упустила шанс перейти к стратегии опережающего национального развития, сползая к "стратегии" стагфляции;
- растеряла элементы внутриполитической стабильности и доверия, придя в 2011 году к ситуации, которая очень напоминала последний год существования режима М.Горбачева.
Все эти и другие последствия стали результатом неспособности правящей элиты отказаться от обанкротившейся либеральной идеологии и воспользоваться очевидно назревшими национальными и социальными предпосылками для оформления идеологии русского социализма.
Результат в 2011 году - глубокое разочарование и неверие в правящую элиту. Это чувство неудовлетворенности объясняется в 2011 году самыми разными политико-идеологическими причинами и по-разному формируется в различных социальных слоях общества. Оно стабильно сохраняется, даже развивается.
Данные соцопросов показывают, что взгляды граждан за этот период существенно изменились[16].
Наравне с этим остаются только надежды, может быть иллюзии. На мой взгляд, вызвано это зарождением идеологии социального оптимизма (социально-консервативной идеологии) именно в связи с новым социальным курсом В.Путина, направленным на развитие потенциала человеческой личности, который стал зарождаться с 2005 года. Зарождаться, но так и не родился в последующие 6 лет.
Примечательно в этой связи, что некоторый рост оптимизма сопровождался и ростом доверия к власти именно в те последние годы, когда критический уровень недоверия, характерный для 90-х-начала нынешнего десятилетия годов, был пусть не намного, но оказался преодолен[17]. Подобное совпадение не может быть случайным: общий процент оптимистов и тех, кто доверяет власти и темпы роста этой доли граждан совпадают. Что, в общем-то, не удивительно. У В.Путина был огромный ресурс доверия общества, когда он мог предложить свою идеологию и свою стратегию. Он этого не сделал. Не сделал позже и Д.Медведев.
Если смотреть на рост оптимизма и доверия в тот период как на конструктивную силу, а не политиканство и голую борьбу за власть, то можно найти ему несколько объяснений, которые, в конечном счете, приобретают идеологический, фундаментальный характер. Все эти объяснения, в конечном счете, сводятся к выходу из системного кризиса вообще, в котором оказалась Россия в последние десятилетия, и из идеологического кризиса, в частности.
Доверие к власти росло даже в кризисный период, но резко пошло на убыль после кризиса[18].
Рубежный для идеологии период 2005-2007 годов, это период начала преодоления разрушительных последствий идеологического кризиса. Без его преодоления нельзя было говорить о выходе страны на магистральный путь развития. И, если первый период правления В.Путина был связан с укреплением государства, то второй - с 2005 года - с развитием потенциала человеческой личности. Чего так и не произошло.
Этот путинский период, с идеологической точки зрения, можно разделить на две части. В 2005-2006 годах, очевидно, доминировала социально-экономическая составляющая потенциала человеческой личности, а с 2007 года - к социальной впервые добавились нравственность, духовность. Но так и не стали доминирующими вплоть до настоящего времени, хотя и о нравственности, и духовности стали говорить в 2007-2011 годы чаще. Не случайно именно в послании Президента РФ 2007 года впервые отчетливо зазвучали идеологические мотивы национальных, культурных и духовных ценностей, перспектив общественного развития.
Здесь необходимо вновь вернуться к принципиальной схеме, отображающей идеологию именно как систему взглядов для того, чтобы понять, что во второй половине первого десятилетия XXI века выбор российской элиты и общества сузился до ограниченного числа вариантов. Либеральный вариант ("а"), как и традиционалистский ("в"), стали пользоваться незначительной поддержкой. В той или иной степени, с разными нюансами и деталями, стал преобладать социально-консервативный вариант ("б") восприятия российской элитой и обществом системы ценностей, национальных интересов и, как следствие, - основных целей и задач развития. В разные периоды происходили "колебания", которые однако объективно ограничивались вариантами "б1" и "б2" социально-консервативной идеологии.
Эти "колебания" - естественное следствие крупных социальных катаклизмов, когда процесс "забегания вперед" неизбежно сменялся "откатом" и вновь движением маятника социальной инициативы вперед. Равновесие восстанавливается постепенно и только со временем. 2007-2011 годы и были таким временем. Которым ни В.Путин, ни Д.Медведев не воспользовались. Это было время упущенных возможностей, когда инерция либерального мышления оказывала давление на действия "тандема". Одна группа либералов толкала развитие страны к вестернизации, другая - к бюрократически-либеральному режиму, но в целом, обе группы, действуя в рамках все той же либеральной традиции препятствовали естественному ходу вещей, принятию решений и развитию ситуации. Правящая элита не смогла (и не захотела) учитывать социальные и национальные интересы, буквально "выталкивая" развитие страны на неестественное и пагубное для нее либеральное направление.
В целом можно констатировать, что в 2007-2010 годы "колебания маятника" шли по затухающей, ограничивая возможный вектор идеологического выбора правящей элиты. Хотя возникали и различные "толчки" как в направлении вектора "а" (либерального), так и "в" (консервативно-традиционалистского) На рисунке это можно было бы изобразить следующим образом. К 2010 году стало окончательно ясно, что никакого возврата уже не будет. Но не стало ясно, однако, какой из социально-консервативных вариантов будет доминировать: традиционалистский, националистический или русского социализма.
где варианты:
"а" - "либерально-прогрессивный" (условно: И.Юргенс, А.Кудрин и др.)
"б" - "либерально-консервативный" (условно: В.Путин);
"б1" - "русского социализма"
"б2" - "традиционалистско-националистический".
Любой из этих вариантов это прежде всего: осознание правящей элитой национальных интересов и ценностей (со всей своеобразностью подходов); формулирование целей и приоритетов; оценка международных реалий и распределение (перераспределение) ресурсов.
Незавершенность, незаконченность перехода от либеральной традиции к русскому социализму в 2010-2011 годы означает, что наиболее вероятные варианты - "а" и "б" - будут оставаться на ближайшие 5-6 лет. Со всеми вытекающими из этого последствиями - стагфляцией, вероятным кризисом 2012-2013 годов, медленным ростом, нищетой, бегством людей и капиталов и т.д. Как это и было в предыдущие 5-6 лет, когда не смогли отказаться от этих вариантов.
Если сохранится курс В.Путина-Д.Медведева, то впереди - десять лет консервации нынешнего курса. Который развитием назвать невозможно, а вот стагфляций - можно. За 10 лет люди могли воочию убедиться в том, чем на самом деле занимается российская власть и как она исполняет свои обещания. И никто всерьез в нее не верит. Кроме нее самой.
Ситуация проста: если граждане хотят консервации нынешней квазистабильности с тотальной коррумпированностью всех сфер жизни, отсутствием социальных лифтов, подменой институтов власти и гражданского общества их муляжами - по привычке проголосуют за действующее начальство. Если не хотят, думские и президентские выборы - последний оставленный обществу шанс заявить о готовности к переменам. "Независимо от того, кем видит себя Путин в 2012 году - президентом, премьером, или, как Муамар Каддафи, лидером нации без определенного поста, - обществу дан четкий сигнал: отдавать власть он не собирается. Теперь нации решать, собирается ли она еще как минимум десятилетие существовать при несменяемой власти с постоянным набором обещаний"[19]. В очередной раз подтвердился вывод М.Вебера, который "убедительно продемонстрировал, что культурно-идеологическая рационализация общественных отношений не всегда ведет к прогрессу морали в экономике и политике, как надеялись идеологи Просвещения. Рациональность эпохи модерна это прежде всего "инструментально-целевая" рациональность, скрупулезное подсчитывание средств и затрат, используемых для достижения результата с конечной целью обретения контроля над обществом. На смену разрушенной религиозно-ориентированной традиции приходит вовсе не индивидуальная свобода и свободное общество, а бюрократизация общественных отношений и потеря смысла и самоценности индивидуальной и общественной жизни"[20].
______________________
[1] М.Сергеев. Коммунизм наступит в 2030 году. - Независимая газета. 28 июня 2007 г., с.5.
[2] В.Милов. Хроника упущенного времени. - Ведомости. 25 декабря 2006 г., с.А4.
[3] Д.Орлов. ОНФ и вызов развития. - Независимая газета, 12 мая 2011 г., с. 3.
[4] А.Мельников. Великий кормчий. - Независимая газета, НГ-религии, 1 июня 2011 г., с. 1.
[5] Интересно, что часто употребляемое понятие "Стратегия 2020" по большому счету не имеет основании: ни программы, ни документа такого нет. Сначала под этим подразумевалась Концепция, а потом и она забылась.
[6] Ю.Таратута. Без экспериментов. - Ведомости, 21 апреля 2011 г., с. 1.
[7] Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов, 20 предостережений. - The New York Academy of Science, August 20, 2010. p. iii.
[8] См.: подробнее: М.Ремизов, Б.Межуев. "Охота на медведей". - Эл. СМИ "Газета.ru" / http://www.gazeta.ru/comments/2011/04/18.
[9] С.В.Чемезов, Н.И.Турко, С.А.Куликов. Перспективные направления формирования системы стратегического управления инновационным развитием высокотехнологичных отраслей промышленности. - Международное сотрудничество и менеджмент в сфере высоких технологий. / Под ред. А.В.Свинцова М., МГИМО (У), 2010 г., с. 8.
[10] Так, например, опросы предпринимателей в 2011 году показали, что за последние годы число недовольных энергетической инфраструктурой возросло с 27% до 49%, более двух третей жалуются на недостаток квалифицированной рабочей силы, а 10% сталкиваются прямо с коррупцией. См.: А.Башкатова. Инновации уперлись в малый бизнес. - Независимая газета, 16 июня 2011 г., с. 4.
[11] О.Маслов и А.Прудник. Дмитрий Медведев не-президент России-2012: 10 причин для народного недоверия. - Еженедельное независимое аналитическое обозрение. Эл. СМИ: 11.04.2011 / http://www.polit.nnov.ru
[12] Л.Гудков, Б.Дубин. Назначенные элиты и проблема реформ. - Ведомости. 20 августа 2007 г., с.А4.
[13] Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов, 20 предостережений. - The New York Academy of Science, August 20, 2010. p. 124.
[14] Э.Панеях. Граждане становятся реалистами. - Ведомости, 16 июня 2011 г., с. 4.
[15] С.Степашин. Суверенная демография. - Российская газета. 7 марта 2007 г., с.6.
[16] Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К.Горшкова, Р.Крумма, Н.Е.Тихоновой. М.: Изд-во "Весь Мир", 2010, с. 82.
[17] М.Солодовников. Счастливый день правительства. - Новые Известия. 24 июля 2007 г., с.2.
[18] Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К.Горшкова, Р.Крумма, Н.Е.Тихоновой. М.: Изд-во "Весь Мир", 2010, с. 181.
[19] От редакции. Десять лет консервации. 20 апреля 2011. Эл. СМИ "Газета.ru". / http://www.gazeta.ru/comments.
[20] О.А.Воренкова. Кризис идеологии и развитие социально-политического дискурса в России (1985-2010 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Институт социологии РАН. М., 2011, с. 2.
Алексей Подберезкин - профессор МГИМО
30.06.2011
podberezkin.viperson.ru