02 мая 2008
2409

Анатолий Кошкин. Партнерство в условиях смены руководства.

На протяжении многих лет японское правительство стремилось использовать заинтересованность СССР, а затем России, в развитии торгово-экономического сотрудничества с Японией для достижения своих политических целей. Во времена Горбачева и Ельцина с различными вариациями Токио применял принцип "нераздельности политики и экономики". Японские лидеры открыто заявляли, что широкое экономическое сотрудничество с Россией возможно только в случае разрешения в полном объеме в пользу Японии территориальной проблемы.

Расчет делался на то, что в обстановке обострения экономического и финансового кризиса в России её руководство рано или поздно будет вынуждено пересматривать свою политику в отношении японских территориальных требований. Следует признать, что такая тактика приносила определенные плоды. В 1990-е годы в нашей стране было сформировано, хотя и малочисленное, но весьма активное "японское лобби", которое убеждало российское руководство идти на уступки требованиям Японии ради получения материальных благ - финансовых займов, кредитов и инвестиций. Настойчиво внедрялось представление о том, что якобы крупный японский бизнес не проявляет активности на российском рынке, следуя политическим установкам своего правительства.

В действительности же пассивность японского финансового капитала и крупного бизнеса в отношении России объяснялась не столько нерешенностью территориальной проблемы, сколько отсутствием в России привлекательного инвестиционного климата. Политическая нестабильность, законодательная чехарда, повсеместная коррупция, разгул организованной преступности - все это отпугивало японских бизнесменов, привыкших к понятным и безопасным правилам ведения международной торговли и экономического сотрудничества с зарубежными государствами. Россия же рассматривалась как "зона повышенного риска для бизнеса", страна, где могли преуспеть не солидные инвесторы, а различного рода международные спекулянты и авантюристы.

Подтверждением сказанному является то, что как только в России приступили к наведению порядка в отношении условий работы на российском рынке иностранных компаний, японский крупный капитал не пожелал оказаться обойденным корпорациями других стран. Именно позитивные изменения в течение последних лет в российской экономике и в стране в целом способствовали оживлению двусторонних деловых связей, повышению востребованности российского рынка японским бизнесом для наращивания сбыта своей продукции. Учитывая высокую квалификацию участников нашего собрания, позволю себе не перечислять достижения в торгово-экономическом сотрудничестве наших стран в последние годы, которые хорошо известны. Замечу только, что нынешняя ситуация напоминает период 1970-х годов, когда при сохранении сложностей в политических отношениях Япония делила с ФРГ 1-2-е места среди торгово-экономических партнеров СССР из числа капиталистических стран.

Важно отметить, что в отличие от 1990-х годов в настоящее время Россия в торгово-экономических отношениях проявляет заинтересованность не столько в японских финансовых вливаниях, сколько в приобретении на взаимовыгодных условиях японских технологий для осуществления инновационных проектов по модернизации российской экономики. Это, конечно, не исключает соглашений о предоставлении по инициативе японской стороны долгосрочных кредитов для финансирования различных проектов в России.

Расширение торгово-экономических связей осуществляется на фоне координации усилий двух стран в разрешении мировых проблем, будь то борьба с терроризмом, недопущение распространения оружия массового уничтожения или защита окружающей среды. Как неоднократно заявляли лидеры наших стран, позиции России и Японии совпадают или близки по большинству актуальных международных проблем, что позитивно сказывается на российско-японских отношениях. Большие перспективы существуют в расширении сотрудничества двух стран в интеграционных процессах в Восточно-Азиатском регионе, обеспечении международной безопасности, решении климатических проблем.

Рассматривая Японию как ведущую региональную и влиятельную мировую державу, российское руководство заинтересовано в поддержании с соседней страной устойчивых отношений на длительную перспективу. В связи с этим можно с достаточной степенью уверенности говорить не только о преемственности, но и углублении выработанного в годы президентства Владимира Путина курса на достижение подлинного добрососедства и взаимодействия наших стран и народов в различных областях.

Хотелось бы выразить надежду, что такая политика России будет находить понимание и поддержку в Японии. На наш взгляд, идея разумного баланса дипломатического диалога и экономического сотрудничества постепенно овладевает умами японских политиков высшего звена. Японский политический истеблишмент начинает сознавать, что использование экономического сотрудничества в качестве политического инструмента для оказания давления на российское руководство в новых условиях возрождения России не даст ожидаемых результатов. Подкрепляемый реальной политикой курс на восстановление России в качестве одной из влиятельных мировых держав убеждает официальный Токио в необходимости отказываться от принципа "нераздельности политики и экономики".

В своей программной речи премьер-министр Японии Ясуо Фукуда высказался за выведение отношений с Россией на "высокий уровень". "Чтобы поднять отношения с Россией на высокий уровень, - заявил он в своем январском выступлении в парламенте, - мы будем активизировать с ней переговоры о территориях и вместе с тем развивать связи в широком круге областей". Поддерживая эту позицию, министр иностранных дел Японии Масахико Комура назвал Россию "важной соседней страной" и высказался за построение с ней отношений "стратегического партнерства". Были сделаны и заявления о намерении Японии участвовать в экономическом развитии российского Дальнего Востока и Восточной Сибири. В Москве обратили на эти высказывания серьезное внимание.

Однако, в нашей стране не осталась незамеченной и активизация в Японии сил, которые, хотя и не могут открыто выступать против улучшения японо-российских отношений, но продолжают отстаивать линию на использование торгово-экономического сотрудничества для "дожимания" российского правительства, склонения его к территориальным уступкам. Критике подвергаются те политические деятели Японии, кто пытается, учитывая реальности, нащупывать варианты компромиссного решения спорных вопросов. Упорно отстаивается устаревший принцип "все или ничего", принцип явно неприемлемый в современной дипломатии. При этом японскому правительству предлагается "не беспокоиться о риске временного осложнения дипломатических и торговых отношений с Россией". Прискорбно, что вместо признания ошибочности сделанных в 1990-е годы оценок России как страны, навсегда утратившей статус мировой державы, некоторые японские эксперты продолжают сеять иллюзии по поводу возможности разговаривать с Москвой с позиции превосходства.

Представленные в феврале нынешнего года правительству "Японским форумом по международным отношениям" рекомендации, на наш взгляд, не достаточно аргументированы, а подчас и противоречивы. Так, признавая, что "для заключения между Японией и Россией мирного договора условия еще не созрели", составители рекомендаций, тем не менее, настаивают на ужесточении позиции японского правительства по территориальному вопросу, призывают противиться предложению взять паузу и сосредоточиться на создании благоприятных для нахождения взаимоприемлемого решения условий.

Едва ли имеет право на жизнь и рекомендация японскому правительству дожидаться обострения экономических и иных противоречий между Россией и Китаем, которые-де могут заставить российское правительство, жертвуя своими интересами, искать расположения Японии в качестве противовеса КНР. Создатели подобных геополитических построений недооценивают уровень стратегического мышления Москвы и Пекина, которые едва ли позволят использовать их в чужой игре.

Хотелось бы выразить надежду, что отмечаемое в последнее время взаимодействие наших стран будет направлено не на достижение своекорыстных политических целей, а явится устремленным в будущее магистральным курсом, нацеленным на создание принципиально новых, свободных от наслоений прошлого отношений. Ибо, как показывает опыт, только при условии доверия и уважения интересов друг друга возможны новые идеи и подвижки в решении деликатных, затрагивающих глубокие национальные чувства народов межгосударственных проблем.

Мой опыт общения с японскими политиками, учеными, представителями бизнеса, общественными деятелями в отличие от еще недавних времен вселяет оптимизм по поводу перспектив российско-японского сотрудничества. По моим наблюдениям все большее количество японцев начинают осознавать бесперспективность и вредность продолжения конфронтации, необходимость строить с Россией отношения добрососедства и экономической кооперации. К этому же стремится и российский народ. Задача и обязанность правительств наших государств состоит в том, чтобы отвечать чаяниям народов.

КОШКИН Анатолий Аркадьевич,
старший эксперт
Центра стратегических разработок,
профессор Восточного университета

Май 2008
http://sr.fondedin.ru/new/admin/print.php?id=1211366984&archive=1211367691
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован