14 сентября 2006
2857

Андраник Мигранян: Мы становимся свидетелями окончания периода тотального доминирования одной сверхдержавы - США

В последнее время СМИ все чаще стали говорить о том, что в своем последнем Послании Федеральному Собранию президент РФ сформулировал "большой план" по стратегическому развитию России.
Хотя президент сказал, что все его восемь посланий составляют единое целое, но очевидно, что от послания к посланию меняется масштаб поставленных задач и уровень осмысления проблем. Увеличивалась стратегическая составляющая посланий, а за последние два года она выдвинулась на первый план.Это неудивительно. Страна становится более богатой, институты власти - более консолидированными. Имея властный и материальный ресурсы, президенту становится легче ставить масштабные задачи.
В последнем Послании задачи поставлены настолько грандиозные, что они могут быть сопоставимы, наверное, с программой нового этапа освоения, системной модернизации России. Ставится задача коренного изменения всей инфраструктуры страны, начиная от радикального улучшения в сфере строительства автомобильных и железных дорог, портов, аэропортов, до создания больших мощностей в авиастроении, судостроении, в аэрокосмической области. Определяется необходимость создания корпорации в сфере нанотехнологий, предполагается увеличение инвестиций в фундаментальную науку и образование. И все это на фоне повышения пенсий и зарплат, улучшения жилищно-бытовых условий населения.
Думаю, это не случайно. Наша власть в начале 2000-х годов занималась, в первую очередь, накоплением сил, собиранием государства и его институтов, возрождением контроля над ресурсами страны, укреплением институциональной системы и преодолением наследия хаоса и разрухи 1990-х годов. Трудно было в тех условиях ставить задачи развития страны. Поэтому в основном власть и общество (даже не вместе, а часто по отдельности) занимались выживанием.
Сегодня можно сказать, что накопив серьезные политические, административные, финансовые ресурсы, российская власть впервые выдвигает задачи развития. А это требует разработки стратегии развития и определения ее приоритетных направлени й.
Прежде всего реализация предусмотренных масштабных проектов направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и развитие конкретного человека. На эти цели предполагается выделить грандиозные средства, которые мертвым грузом лежали в "закромах Родины". Давно ожидаемое "распечатывание" Стабилизационного фонда должно обеспечить реализацию инфраструктурных проектов и меры по улучшению социально-экономических условий жизни людей. Большие средства будут направлены на преодоление того фантастического разрыва, который образовался в результате приватизации и разгула "дикого капитализма" в 1990 годы. И не случайно эта часть Стабилизационного фонда будет называться "Фондом национального благосостояния". Народ давно ждал этого от власти. Простые люди хотят получить свою долю от тех огромных "нефтяных" денег, которые стерилизовались и выводились из экономики страны и фактически использовались для финансирования американской экономики.
Государство, согласно плану В. Путина, создает крупнейшие корпорации в промышленности для того, чтобы они осуществили прорыв в соответствующих направлениях и на качественно ином технологическом уровне производили продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках и обеспечивающую внутренние потребности в этих товарах. Эти мощнейшие структуры призваны быть локомотивом российской экономики и вытащить за собой остальные отрасли.
Однако власти понимают, что магистральное направление - это развитие частной инициативы, сохранение и развитие частной собственности. Как отметил президент в своем Послании, "государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки".
Не менее значимым событием стало и принятие трехлетнего бюджета, который призван обеспечить финансами реализацию заявленных проектов. Таким образом, кто бы ни победил на предстоящих президентских выборах, следующий президент должен будет реализовывать план и программу Путина. То есть Владимир Путин на многие годы вперед определил приоритеты развития страны. Это дает основание утверждать, что следующие три года пройдут под знаком реализации плана и программы нынешнего президента.
Таким образом, уходя со своего поста и отказываясь баллотироваться на третий срок, Путин остается решающим фактором российской политики, потому что параметры бюджета на следующие годы и основные направления развития уже определены. Это, кстати, позволяет гарантировать стабильность и предсказуемость социально-экономической политики страны на ближайшие годы.
Помимо внутриполитических и экономических аспектов, в Послании 2007 года сформулированы стратегические задачи, имеющие внешнеполитическое и военное измерение. Еще в мюнхенской речи президент сформулировал свое видение сложившихся международных отношений и определил основные приоритеты российской внешней политики. В Послании, впервые с момента распада Советского Союза, Россия устами своего лидера перешла от слов к делу, заявив о непригодности договора об обычных вооружениях в Европе, подписанного в 1990 году между странами Варшавского договора и НАТО. Сегодня этот договор не соответствует национальным интересам России, тем более что он не ратифицирован нашими партнерами - членами НАТО.
Думаю, это серьезный сигнал, указывающий на то, что Россия не согласна на статус младшего партнера Вашингтона. Россия хочет быть реальным субъектом международной политики, и она будет проводить свою многовекторную политику, утверждая многополярность современных международных отношений. Это вызывает резко негативную реакцию со стороны наших партнеров на Западе: в Брюсселе и Вашингтоне. В 1990-е годы Россия была слаба и очень зависима, и это воспринималось как некая данность. Сегодня российское руководство дает понять западным партнерам, что им придется адаптироваться к новым условиям и смириться с новой ролью России, на которую она претендует, опираясь на свои новые возможности - как экономические, так и военно-политические.
Полагаю, мы становимся свидетелями окончания периода тотального доминирования одной сверхдержавы - США, которая надорва лась, пытаясь установить повсюду собственное имперское присутствие. В стратегическом плане - это тоже путинское наследие, уже во внешней политике. Так что в обозримой перспективе вряд ли могут быть серьезные изменения и в этом отношении, независимо от того, какое место будет занимать президент В. Путин после 2008 года.
И последнее. Путинские план и программа фактически оказались готовой платформой как для будущего кандидата в президенты, так и для партии власти. Руководители "Единой России" проявили большую расторопность, не позволив лидеру конкурирующей партии Сергею Миронову монополизировать президентский план и программу развития страны. "Единая Россия" на своем недавнем расширенном заседании высшего и генерального совета партии оформила план, изложенный в Послании президента, как собственную избирательную платформу, с которой партия пойдет на выборы. Президент до сих пор является неформальным лидером этой партии. Не исключено, что он в какой-то момент может стать и формальным ее лидером.
На мой взгляд, подобная политическая линия единороссов дает основания полагать, что "Единая Россия" вновь окажется правящей партией и после декабрьских выборов 2007 года будет иметь доминирующие позиции как в парламенте, так и в губернаторском корпусе и законодательных собраниях субъектов Федерации. Это обеспечит законодательное сопровождение стратегических задач, поставленных В. Путиным в своем Послании, которое превратилось в "большой план" стратегического развития России на ближайшие десятилетия.
Андраник Мигранян, политолог
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован