23 марта 2006
2963

Андраник Мигранян: Новый вектор украинского выбора

26 марта на Украине пройдут парламентские выборы. По своему значению они, возможно, даже превзойдут президентские, приведшие к серьезным социально-политическим потрясениям в стране. За минувший год выяснилось, что победа "оранжевой революции" не привела к преодолению возникшего раскола между "западом" и "востоком и югом", этот раскол углубляется. Мало того, и среди "оранжевых" произошло размежевание, которое способствовало дальнейшей фрагментации политического процесса на Украине.

В чем главная интрига нынешних выборов? Они позволят продолжить начатый в ходе "оранжевой революции" культурно-цивилизационный выбор. Кандидаты от "оранжевых", идущие на выборы несколькими колоннами, в качестве центрального ставят вопрос о дальнейшей ускоренной украинизации национальной элиты, более агрессивном искоренении русского языка, русской культуры и российского присутствия на Украине, пытаются оторвать Украину от России и интегрировать в евроатлантическую среду, добиваясь скорейшего вступления в Евросоюз и НАТО. "Оранжевые" считают, что надо создавать украинскую государственность на антироссийской основе. "Бело-голубые", "красные" и "розовые" - Партия регионов Януковича, коммунисты, блок Витренко и целый ряд других политических блоков занимают противоположную позицию. Их сторонники (прежде всего на востоке и юге страны) выступают за тесную интеграцию с Россией, придание русскому языку статуса второго государственного, вхождение в единое экономическое пространство с Россией, за то, чтобы две страны вместе осуществляли процесс модернизации и интеграцию в западные экономические и военные структуры.

Очевидно, что переход на мировые цены при расчете за энергоносители приведет к серьезному ухудшению экономического положения Украины. Скачок цен грозит обвалом в металлургической и химической промышленности, а разрыв экономических связей с Россией - ухудшением положения и в сельском хозяйстве (Россия - основной рынок сбыта). Вступление в НАТО приведет к разрыву связей в военно-технической области и катастрофическим последствиям для украинской экономики, особенно востока и юга страны, где сосредоточены промышленные гиганты, создающие национальное богатство Украины. Ясно, что восток и юг, для которых такая политика Киева неприемлема, постараются противодействовать нынешней "оранжевой" власти в ее осуществлении.

Опасаясь, что внутреннее размежевание приведет к расколу страны, и не имея возможности самостоятельно обеспечить целостность страны и ее суверенитет, "оранжевые" хотят быстрее отдать экономическую власть Брюсселю, а военно-политическую - Вашингтону. Им кажется: Брюссель и Вашингтон могут гарантировать эту целостность, защитить интересы Киева в отношениях с северным соседом. Они готовы пойти на это даже ценой разрушения экономического и научно-технического потенциала, сосредоточенного в основном в Харькове, Донецке, Днепропетровске, Запорожье. Это иллюзия. Если Украина выйдет из экономического пространства с Россией, Запад не сможет предотвратить обвал ее экономики. По оценкам серьезных экономистов, жизненный уровень в стране может снизиться вдвое.

По всей видимости, ни одна из сторон решающего преимущества на выборах не получит. Парламентские выборы воспроизведут то же, что и год назад, соотношение сил: почти 50 на 50. Правительство после выборов может быть только коалиционное. Соотношение сил в парламенте будет примерно равное. При изменении нынешней политической системы и ослаблении роли президента правительство не сможет проводить инициативную и эффективную политику, не имея прочного большинства в парламенте. А учитывая разнонаправленность основных политических сил, политический кризис - а вслед за ним кризис экономический, социальный, культурный, цивилизационный - будет углубляться.

Как следует поступать в этих условиях России? Что могло бы отвечать ее интересам?

Надо полагать, что Москва сделала выводы из президентских выборов на Украине и не даст вовлечь себя в какие-либо неуклюжие действия в пользу тех или иных партий. И украинцы, и Запад должны понять: раскол, существующий на Украине, - не "происки" Москвы, а некий медицинский факт. И углубление раскола - серьезная проблема.

Чрезвычайно важно, что в нынешних условиях не с помощью России, а в силу внутренних причин выкристаллизовывается новый субъект украинской политики, который может стать нашим партнером. Делая осознанный выбор в пользу российского вектора, он пытается переломить процесс, идущий в последние 15 лет, когда Львов "захватывал" Киев, а теперь пытается "захватить" Днепропетровск, Донецк, Харьков, Крым и другие регионы востока и юга Украины.

На данном этапе российским властям, СМИ, политологам следовало бы четко определить параметры российско-украинских отношений, чтобы не было никаких недоразумений и не повторились приснопамятные времена 1990-х - начала 2000-х, когда победившие на президентских выборах выходцы с востока Украины пытались получить всякого рода экономические преференции у России и при этом проводили курс на искоренение русского языка, российского влияния и дрейфовали в сторону Евросоюза и НАТО.

Мы хотели бы иметь на Украине власть, которая не будет марионеткой Москвы и станет в своей политике исходить из долгосрочных экономических и социокультурных интересов собственного народа. Для России чрезвычайно важно, чтобы целостность украинского государства и единая двуязычная украинская нация, дружественная по отношению к России, сохранились. Но это - проблемы украинского народа. Их решение зависит от способностей и возможностей украинского политического класса преодолеть тот глубокий культурно-цивилизационный, языковый, экономический и политический раскол, свидетелями которого мы являемся. Не России решать, будет ли украинский народ жить в рамках единого государства, будет это государство унитарным или станет федеративным, а может, расколется по культурно-цивилизационным и экономическим линиям, если внутриукраинские противоречия не будут преодолены.

Идеологи и герои "оранжевой революции", да и ряд наших либеральных политиков и экспертов, обращаясь к своим оппонентам на Украине и в России, говорят: не надо, мол, суетиться, украинский народ свой окончательный антироссийский выбор уже сделал на президентских выборах. Но это далеко не так. Во-первых, на то и выборы, что на каждых очередных народ может сделать иной выбор. А во-вторых, не думаю, что выбор, в результате которого украинский народ вдвое ухудшит свое благосостояние, разрушит промышленность, военно-технический потенциал и сельское хозяйство, может быть приемлем для подавляющего большинства украинцев, по природе своей весьма прагматичных и хорошо умеющих просчитывать обретения и потери.



Андраник Мигранян, политолог, председатель комиссии Общественной палаты РФ



"Известия", 23 марта 2006 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован