Тезисы доклада и.о. заместителя Министра Андрея Дементьева на парламентских слушаниях, посвященных законодательному обеспечению развития энергетического машиностроения
Уважаемые коллеги!
Целевые направления развития энергомашиностроения РФ должны соответствовать приоритету, четко обозначенному в прошлогоднем Послании Президента России - реализация второй масштабной электрификации страны. Строительство новых станций, модернизация уже существующих, расширение сетевой инфраструктуры - это задачи, осуществление которых уже началось.
Правительство России активно работает над поставленными в Послании Президента задачами - 22 февраля текущего года Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики одобрена распоряжением Правительства.
Одной из задач реализации Генеральной схемы является 100% обеспечение энергетическим оборудованием предусмотренных к строительству и модернизации генерирующих объектов.
Ввиду этого:
1. Во-первых, и это самое главное, потребности внутреннего рынка не могут быть удовлетворены без привлечения этой отрасли. Это значит, что мы должны приложить все усилия, чтобы сохранить потенциал отрасли и обеспечить импульс развития российского энергомашиностроения.
2. Во-вторых, энергетическое машиностроение имеет все шансы продолжать укреплять позиции на внешних рынках, прежде всего, развивающихся стран.
3. В-третьих, развитие отрасли невозможно без сохранения технологий, научной школы, соответствующих международным стандартам качества и надежности продукции в сочетании с невысокой ценой. Эти параметры становятся конкурентными преимуществами продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Задача государства состоит в создании условий, стимулирующих динамичное развитие отрасли с учетом потенциала заложенного в Генеральной схеме.
При формировании перспектив технологического развития электроэнергетики были применены следующие принципы:
максимально возможное развитие доли атомной и гидрогенерации;
переход на высокоэффективные технологии сжигания топлива и обеспечение роста выработки электрической энергии на угольных станциях по отношению к газовым;
строительство новой газовой генерации с использованием газотурбинных и парогазовых технологий.
Все вводы новых электростанций на газе, планируется осуществлять для комбинированной выработки электроэнергии и тепла.
Это позволит выйти на уровень мировых промышленных образцов с коэффициентом полезного действия 50-60% для газового цикла и 42-46% для угольного: на настоящий момент коэффициент полезного действия тепловых электрических станций на газе составляет 38,50% против 40% у мировых образцов, коэффициент полезного действия парогазовых установок 51-52% против 54-55% и коэффициент полезного действия тепловых электрических станций на угле 34,20% против 37-40%.
В соответствии с Генсхемой потребность во вводах генерирующих мощностей, включая вводы для замены на существующих электростанциях, для базового варианта в период 2006-2020 годов в целом по России составят 186 ГВт.
В базовом варианте электропотребления планируется ввести в эксплуатацию:
25,9 ГВт установленной мощности на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих электростанциях;
32,3 ГВт на атомных электростанциях;
53,9 ГВт на тепловых электрических станций на угле и 74 ГВт на газе, с учетом вывод из эксплуатации неэффективного газового оборудования в объеме 39,9 ГВт.
Потребности в инвестициях на развитие электрогенерации в 2006-2020 годах для базового варианта составят 11,6 трлн.руб.
Таким образом, по предварительным оценкам в период с 2006 по 2020 год объем российского рынка генерирующего оборудования составит 6-8 трлн.руб., в том числе 1,5 трлн.руб. по проектам малой энергетики (развитие малой энергетики Дальнего Востока и Юга России).
При этом потребности гидрогенерации и атомной энергетики теоретически могут быть полностью обеспечиваемы существующими возможностями отечественной промышленности, но с учетом процессов реформирования атомной отрасли.
Чего пока нельзя сказать об обеспечении энергетическим оборудованием тепловой генерации.
Ввиду приоритетного развития тепловой генерации потребности в таком генерирующем энергетическом оборудовании на период 2006-2020 гг. по базовому варианту могут быть представлены следующим образом.
В части газовой генерации до 2020 года должно быть введено 177 блоков различного типа общей мощностью 56,9 ГВт. Наиболее востребованными будут блоки ПГУ-800, -450 и -400. При этом основной ввод придется на 2011-2015 годы. До 2010 года потребности энергетики в оборудовании будут приходиться на газовые установки.
Также определенным спросом будут пользоваться блоки малой мощности - до 100 МВт.
На угольных станциях потребуется ввести 122 блока общей мощностью 45,1 ГВт, причем основной ввод будет осуществлен также в 2011-2015 годах.
Основные закупки будут приходиться на блоки типа К-660-300, К-330-240 и Т-115-130. 8 блоков мощностью 900 МВт каждый будут построены с использованием технологии суперсверхкритических параметров пара (ССК).
Всего на тепловых электростанциях должно быть введено 317 блоков общей мощностью 103,5 ГВт.
Таким образом, потребности в энергетических котлах, газовых и паровых турбинах представлены на слайде в виде следующих показателей:
По энергетическим котлам: в первую пятилетку потребуется 55 котлов, в следующую - почти втрое больше, в 2016-2020 годах - 81 котел. Проводя оценку покрытия указанных потребностей возможностями отечественного энергетического машиностроения в случае ориентации поставок исключительно на внутренний рынок следует отметить, что острый дефицит возникает уже начиная с 2011 года.
Основная проблема возникает в обеспечении потребностей энергетики газовыми турбинами - они не покрываются ни в текущую пятилетку, ни в последующие, причем сейчас отечественное энергомашиностроение может обеспечить лишь 20-25% потребностей. Как видно на диаграмме в дальнейшем ситуация ухудшается. Таким образом, дефицит может быть покрыт только при условии развития производственных мощностей отечественных предприятий или с помощью импорта.
В настоящее время ситуация с поставками отечественных паровых турбин не так критична. Сейчас российская продукция полностью покрывает потребности тепловой энергетики. В период 2011-2015 годов возникшие проблемы могут быть решены как за счет поставок импортного оборудования, так и за счет текущего развития производственных мощностей.
Намечается тенденция увеличения объемов производства продукции энергетического машиностроения для внутреннего рынка по отношению к сохраняющимся объемам экспорта (в процентах долей):
Энергетические котлы: с 50/50 % в 2006 г. до 80/20 % в 2008 г.
Энергетические турбины: с 30/70 % в 2006 г. до 40/60 % в 2008 г.
В последние 5-7 лет в России наблюдается устойчивый рост уровня потребления электроэнергии. В среднем ежегодно прирост составляет около 3%.
Соответственно в энергетическом машиностроении в последние годы также наметились тенденции роста объемов производства основной номенклатуры продукции.
Так, в 2007 году объем производства газовых, паровых и гидравлических турбин составил более 2 ГВт по каждому виду, что по отношению к 2006 году выше на 130%; производство паровых котлов для энергетики выросло в 1,5 раза и составило 2679 т.пар/час, а количество котлов-утилизаторов более чем в 2 раза - 680 т.пар/час.
Объем производства в отрасли энергетического машиностроения в 2007 году в денежном выражении составил 65,2 млрд. рублей. Причем доля экспорта составила 20-25% от общего объема - 15,5 млрд. рублей.
К системным проблемам отрасли относятся следующие:
1. Отсутствуют гарантированные долгосрочные заказы, что в ближайшие годы не позволяет приступить к подготовке масштабному развитию производственных мощностей предприятий отрасли;
2. По показателям качества и сервиса российские компании проигрывают в конкурсах иностранным поставщикам, необходим переход на новую технологическую платформу (переход на суперкритические параметры пара в угольных энергоблоках, разработка парогазовые установок с коэффициентом полезного действия до 60%, газификация в твердых топлив и обогащение углей);
3. Неспособность отраслевых предприятий противостоять ценовой политике азиатских производителей (пример Китая);
4. Слабая конкуренция между отечественными производителями (например, рынок газовых турбин большой мощности, на котором присутствуют только ОАО "Силовые машины" и НПО "Сатурн").
Развитие энергомашиностроения в части увеличения поставок на внутренний рынок не должно способствовать уменьшению или потери доли экспорта и доли на внешних рынках. Поэтому следует предусмотреть также мероприятия, обеспечивающие создание конкурентоспособной продукции на уровне передовых мировых образцов.
В соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года No 316-р, Минпромэнерго России до декабря этого года должно разработать и представить в Правительство Российской Федерации стратегию развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2009 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года.
Разрабатываемые механизмы государственной политики в области энегомашиностроения должны содержать ряд мер инновационного, технологического таможенного и нетарифного характера, в том числе формирующих принятие законодательных мер, обеспечивающих приток инвестиционных ресурсов в развитие новых энергоэффективных технологий энергетики в условиях ограниченной конкурентоспособности продукции и услуг российских предприятий.
Основной чертой предлагаемых мероприятий должно стать такое распределение условий финансирования проектов между государством и частными инвесторами, при котором будет обеспечиваться наиболее эффективное снижение инвестиционных рисков.
Основой для принятия государством решений в данной области должно стать формирование отраслевого перечня приоритетных технологий, обеспечивающих сокращение отставания от передовых мировых образцов. В него, несомненно, войдут следующие перспективные технологии: переход на суперкритические параметры пара в угольных энергоблоках, разработка парогазовые установок с коэффициентом полезного действия до 60%, газификация в твердых топлив и обогащение углей.
Именно по этим направлениям необходимо обеспечить первоочередное финансирование НИОКР.
Задачу стимулирования инвестиций в закупки российского оборудования предлагается осуществлять в тесной взаимосвязи с аналогичными мерами предлагаемые государством в области инвестиционной и инновационной политики в энергетике.
2. Газотурбинное двигателестроение
Устойчивость экономического роста основана на инновационной модели развития. В условиях глобальной конкуренции на рынке высоких технологий побеждает та страна, чьи производители комбинируют научно-технологические компетенции одновременно по двум и более передовым направлениям.
Например, мы планируем вписать в проект развития энергомаша Стратегию по развитию газотурбинного двигателестроения. Эта Стратегия охватывает, в основном, направления работ в рамках авиационной промышленности. Это своего рода "стратегия в стратегии". При ее разработке мы опирались на предложения экспертов авиастроительного комплекса и сумели увидеть интерес энергетиков.
В ходе разработки стратегии развития газотурбинного двигателестроения, мы смоделируем свой инновационный потенциал на десятилетия вперед. Это может стать ориентиром для аналогичной модернизации не только авиационной промышленности, но и в судостроении, а также в транспортном машиностроении.
Поэтому мы будем рассматривать целевую программу по развитию двигателестроения в авиационной промышленности как целевую стартовую программу, содержащую в себе предпосылки для последующего расширения - в масштабе всего энергомашиностроения.
3. Энергоэффективность
Не забыли и про то, что существенное влияние на качество разрабатываемого оборудования окажут меры по стимулированию энергоэффективности.
Основным законопроектом, который может дать наиболее существенный толчок развитию энергоэффективности и энергосбережению в Российской Федерации, является законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".
Действующий Федеральный закон "Об энергосбережении" был принят в 1996 году. В целях реализации этого Закона до 2000 года годы были утверждены несколько государственных стандартов по энергосбережению, начата работа по энергоаудиту потребления ТЭР на предприятиях, составлению энергетических паспортов.
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" предусматривает новые нормы, связанные с созданием системы нормирования энергоэффективности, усилением государственного управления энергосбережением, внедрением механизма проведения энергетических обследований. Предложено также создать государственный энергетический реестр для контроля за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и реализацией энергосберегающих мероприятий.
В настоящее время этот законопроект проходит стадию межведомственного согласования.
Разрабатывается ряда национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения.
Определенную модификацию спроса на энергомашиностроительную продукцию повлекут и принятые в ноябре прошлого года поправки к закону "Об электроэнергетике" (250-ФЗ от 4 ноября 2007 г.), направленные на развитие энергетики на возобновляемых энергоресурсах.
Существенную роль в развитии энергомашиностроения сыграет и закон "О теплоснабжении", разрабатываемый в настоящее время Министерством.
Безусловно, законодательные меры регулирования и модификации рынка энергомашиностроительной продукции должны быть поддержаны и мерами, направленными на непосредственное развитие отечественного производства. Речь идет о том, чтобы обеспечить законодательную и иную поддержку полного инновационного цикла в энергомашиностроении - от НИОКР до выхода на рынок.
Отличительной тенденцией развитых стран (США, Великобритании, Франции и Германии), а также быстроразвивающихся стран (Китае и Индии), является то, что практически все критические важные НИОКР, проводимые в области энергомашиностроения, финансируются на принципах государственно-частного партнерства (чаще всего на паритетных началах).
У нас есть успешный пример такой деятельности - это разработка и освоение компанией "Силовые машины", по заказу Минпромэнерго России, производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощности более 200 МВт. Объем финансирования из государственного бюджета составил 400 млн. руб.; внебюджетное финансирование - 572 млн. руб. В результате выполнения проекта создано и освоено производство семейства высокоэффективных парогазовых установок нового поколения мощностью 230, 325 и 450 МВт.
В августе прошлого года был принят ряд поправок в законодательство, направленный на развитие инновационной деятельности. Уверен, необходимо продолжать движение по этому пути.
Минпромэнерго России в марте текущего года сформировало и своим приказом утвердило рабочую группу по разработке Стратегии развития энергетического машиностроения, и комплекса первоочередных мер по ее реализации. В состав группы вошли представители российских компаний, научного сообщества, представителей федеральных органов исполнительной власти. Приглашаем продолжить сотрудничество.
Спасибо за внимание!
12.05.2008
http://www.minprom.gov.ru/appearance/report/74