Прошлогодний саммит ЕС символизировал, казалось, не только триумфальное расширение союза, но и качественное продвижение на пути к возникновению новой сверхдержавы - Большой Европы с единой внешней и оборонной политикой.
Ничто лучше не свидетельствует об очередной неудаче проекта Большой Европы, чем неожиданный пароксизм франко-германской дружбы. Процесс франко-германского примирения в 50-60-е годы прошлого века после двух столетий кровопролитных войн сыграл основополагающую роль для создания безопасной и процветающей Западной Европы, которая расширяет эту зону стабильности и далее на Восток. Зачем же именно сейчас понадобился этот демонстративный месячник франко-германской дружбы, противопоставляющий ось Париж - Берлин остальному европейскому союзу?
Единство ЕС сломалось на отношении к США. Для амбициозных европейских элит, прежде всего, французской и германской настоящим шоком стало не 11 сентября 2001 года, и события ноября - декабря того же года. Именно операция США в Афганистане наглядно показала насколько военный, экономический, технологический, политический потенциал США превосходит ресурсы своих европейских союзников. Впервые в истории блок НАТО оказался невостребованным в антитеррористической операции. Великобритания участвовала в ней скорее как специальный союзник США, чем член НАТО.
Перед европейскими политиками встали очень серьёзные проблемы: в чём состоит смысл оборонной политики ЕС, к каким войнам они должны готовить свои армии, каков должен быть их военный бюджет. Эти вопросы поднимаются в условиях, когда совершенно очевидно, что военно-техническое отставание ЕС в будущем будет только увеличиваться. А если поставить вопрос шире - то как Евро-Атлантическое сообщество психологически и политически должно справляться с проблемой присутствия в своём составе Очень Большого Брата. Эта проблема небезразлична и для России, которая по многим вопросам все более позиционирует себя как союзник Евро-Атлантического сообщества.
Мне кажется, что европейские элиты пока не нашли рационального ответа на эти вопрос. То, что мы наблюдаем с осени 2001 года, это скорее чисто эмоциональная реакция - бепрецедентная и нарастающая волна антиамериканских высказываний и настроений особенно во французской и немецкой медиа. Некоторые европейские страны предъявляют Соединенным Штатам много конкретных упрёков и претензий, иногда справедливых и разумных. Но всё-таки трудно отделаться от впечатления, что основным фактором, раздражающим часть европейских элит, является само существование США, державы, превосходящей по мощи и влиянию всех своих партнёров.
Однако не все разделяют подобные настроения. Восемь европейских партнёров Франции и Германии дали свой ответ на поставленный вопрос, нужны ли Соединенные Штаты на политической карте мира. В конце января их лидеры подписали совместное письмо о своей солидарности с США.
Российский официоз пока довольно грамотно выстраивает взаимоотношения с США. реагирует на ситуацию вокруг Ирака. Не выражая восторга относительно американских планов по разрешению иракской проблемы, в то же время Россия не впадает в истерику, подобно некоторым традиционным американским союзникам. Россия выстраивает сложные прагматические отношения с единственной сверхдержавой мира. Они уже принесли свои плоды: была ликвидирована угроза исламского фундаментализма на южных рубежах СНГ. Сложившимися отношениями нельзя жертвовать в угоду амбициям и комплексам тех или иных европейских политиков.
Источник: Андрей Пионтковский. Необходимо примириться с мыслью, что мир без США невозможен. "Кремль.Орг", 4 февраля 2003 года
http://www.yavlinsky.ru/news/index.phtml?id=1027