Серьезные проблемы, с которыми США столкнулись в послевоенной реконструкции Ирака, были с нескрываемым злорадством встречены большинством российской политической элиты. Каждая потеря "оккупантов" от рук "партизан", каждое убийство шиитского религиозного лидера или спецпредставителя генсека ООН торжественно преподносятся российскими СМИ как очередное свидетельство провала американской политики. Вновь популярны стали комментаторы, рассказывающие, как "героическое сопротивление иракского народа" и растущие потери союзников приведут к их бегству из Ирака.
Полгода назад подобная торжествующая эйфория российского политического класса в начале военной операции в Ираке была прервана заявлением президента В. Путина в Тамбове (за несколько дней до падения Багдада) о том, что "Россия не заинтересована в поражении США".
Центральным месседжем В. Путина в течение всего визита, обращенным не только к своему американскому коллеге, но и в не меньшей мере к собственному политическому классу, была, по существу, все та же идея - "Россия не заинтересована в поражении США, не заинтересована в уходе союзников из Ирака".
Это президент Ширак в очередном пароксизме своего галльского величия может требовать передачи всей полноты власти в Ираке в течение месяца "иракскому правительству" и ухода союзников.
Россия не может позволить себе такой безответственности прежде всего в силу интересов своей национальной безопасности. Ситуация в Ираке и в Афганистане становится все более тревожной и опасной, что свидетельствует о серьезных просчетах американского руководства. Однако поражение США и уход союзников превратили бы громадный регион Ближнего Востока и Центральной Азии в пылающий резервуар торжествующего исламского радикализма и терроризма. Такое развитие событий создало бы громадную угрозу безопасности нашей страны. Поэтому Россия максимально заинтересована в стабилизации ситуации в этом регионе и готова поддержать усилия мирового сообщества в этом направлении.
США - единственная сила, способная в сложившейся ситуации играть решающую роль в регионе и прежде всего в финансировании программ восстановления инфраструктуры и экономики.
В то же время печальный послевоенный опыт США в Ираке заставляет их отказываться от многих неоконсервативных догм. Теперь уже им ясно, что политически и психологически многонациональный проект восстановления Ирака под эгидой ООН будет восприниматься гораздо более позитивно иракским обществом. Американская сторона сейчас заинтересована не только в политической поддержке России в Совете Безопасности, но и в участии российских компаний и в строительных, и в нефтяных контрактах. Общие геополитические и экономические интересы создают базу для наполнения декларируемого в совместных заявлениях тезиса о стратегическом партнерстве реальным содержанием.
Накануне визита В. Путина в США ведущие газеты мира опубликовали на правах рекламы спонсированное Б. Березовским письмо "Семь вопросов президенту Дж. Бушу о его друге В. Путине", в котором подвергалась резкой критике политика В. Путина в Чечне и в области средств массовой информации.
Поддерживая внешнеполитический курс В. Путина, я никогда не скрывал своего негативного отношения и к его политике в Чечне, и к его концепции "управляемой демократии", ведущей к ограничению свободы слова и усилению авторитарных тенденций в российской внутренней политике. Совсем недавно вместе со своими коллегами я подписал письмо 48-ми "Девять вопросов президенту В. Путину", опубликованное в российской печати.
Тем не менее мое отношение к письму Б. Березовского отрицательное. Прежде всего по причине личности основного подписанта. Обер-провокатор Б. Березовский имел прямое отношение к развязыванию и первой, и второй чеченской войны, и к бизнесу на крови жертв этих войн. Б. Березовский в 1999-2000 годах был основным идеологом проекта "Наследник", он вел В. Путина к власти, в том числе и через чеченскую войну как основной инструмент избирательной кампании. В. Путин перестал его устраивать, только когда он выкинул его из Власти, не отблагодарив за оказанные услуги.
Кроме того, если нам дороги принципы свободы, демократии и прав человека, мы должны отстаивать их здесь, в России, оппонируя российскому президенту, а не бегать жаловаться на него президенту американскому. Так будет и честнее, и продуктивнее.
Проблематика демократии и прав человека в России никогда не была и не будет для Дж. Буша и Запада вообще приоритетной в переговорах с очередным кремлевским властителем. Время от времени она используется как разменная монета при обсуждении более широкой и, как представляется Западу, более значимой для него повестки дня.
Пусть президенты решают совместно глобальные вопросы безопасности. Чем больше они будут сотрудничать в этой области, тем больше это будет способствовать безопасности наших стран и в долгосрочном плане развитию демократии в России. Но демократию нельзя внедрить извне. Те, кто ее отстаивает в России, должны доказывать свою правоту не Дж. Бушу, а своему народу.
Источник: Андрей Пионтковский. Путин, Буш и российская демократия. журнал "Новое время", 5 октября 2003 года
http://www.yavlinsky.ru/news/index.phtml?id=1370