Эксклюзив
26 июня 2009
5995

`Антикризисные меры в системе высшего образования`

1. Общая экономическая ситуация

В июне т.г. был опубликован доклад Всемирного банка о состоянии и перспективах российской экономики [http://top.rbc.ru/economics/24/06/2009/311698.shtml]. Прогнозная макроэкономическая статистика: реальный ВВП России в 2009 г. сократится на 7,9 %. Основные причины лежат в ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры (сокращение мирового спроса, падение цен на сырье, резкое сокращение кредитных ресурсов) и внутренних проблемах (рост безработицы и сокращение кредитования сдерживают внутренний спрос и инвестиции). В России продолжается глубокий спад в промышленности. Главный источник внутреннего спроса и экономического роста - потребление домохозяйств. По данным Минэконом-развития в результате роста безработицы российские домохозяйства в I квартале 2009 г. сократили потребление на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Инвестиции в основной капитал в I квартале 2009 г. также упали на 15,2 %. Это крайне тревожный показатель, характеризующий потери в технологи-ческой базе реального сектора экономики.

Теперь крайне важные цифры для системы образования: уровень безработицы в России к концу 2009 г. может достичь 13%. При этом доля зарегистрированных безработных составляет порядка 30 % от общего числа безработных. При этом основной удар безработица нанесет на обрабатывающую промышленность, строительство и розничную торговлю. Если изучить структуру ВРП (валового регионального продукта), то можно увидеть, что основа экономики Воронежа - именно эти отрасли народного хозяйства. Ухудшение финансового положения предприятий приводит к сокращению реальной заработной платы, растет (в том числе и в нашем регионе) задолженность по заработной плате.

По опросам руководителей крупнейших предприятий Воронежской и Липецкой областей завершение падения деловой активности ожидается летом 2010 г. Исходя из того, что экономика системы высшего образования это производное от общего состояния экономики России и уровня платежеспособного спроса домохозяйств, вероятнее всего будет наблюдаться так называемый отложенный эффект - устойчивые положительные тенденции в финансово-экономическом положении вузов и снижение релевантных рисков в системе высшего образования будут наблюдаться к весне - лету 2011 г.В этой ситуации необходимо постоянно мониторить ситуацию с платежеспособностью абитуриентов и их родителей. Крайне высок риск существенного снижения внебюджетного контингента студентов.

К концу 2009 г. численность бедного населения России (населения с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума) вероятно может составить 17% населения страны. Влияние кризиса распространяется и на зарубежные вузы. В частности стало известно, что руководство одного из самых известных вузов США - Гарвардского университета намерено сократить 275 человек на фоне ухудшающейся экономической ситуации. Это около 2% от штатного персонала университета. Для отдельных сотрудников Гарварда урезаны часы работы, заморожены ряд проектов, произошло снижение заработной платы, приостановлено строительство лабораторий.

2. Антикризисные меры в системе высшего образования, инициированные государственной властью

2.1. Инициатива Президента РФ Д.А. Медведева о мерах по поддержке российского студенчества в кризисной ситуации.

2.2. Меры по вопросам высшего профессионального образования и поддержке студенчества, принимаемые вузами, подведомственными Рособразованию, для реализации указаний Президента РФ Д.А. Медведева (утв. от 03.02.2009 г.):
- рекомендации установить студентам, обучающимся с полным возмещением затрат, неизменный на весь период обучения и неиндексируемый размер оплаты за обучение в соответствии с реальной стоимостью обучения на бюджетной основе;
- возможность перевода наиболее успевающих студентов с коммерческой на бюджетную форму обучения (приказ Рособразования от 24.03.2009 г. N 313).

2.3. К прочим антикризисным мерам Рособразование относит:
- предоставление отсрочек платежей за обучение студентам, чьи семьи оказались в тяжелой материальной ситуации;
- совершенствование организационных и финансовых механизмов для активизации предоставления образовательных кредитов студентам вузов;
- увеличение контрольных цифр приема в аспирантуру по специальностям естественнонаучного профиля и установление контрольных цифр приема по гуманитарным специальностям на уровне 2008 г.;
- улучшение стипендиального обеспечения наиболее успевающих студентов учреждений ВПО;
- создание автоматизированной системы мониторинга распределения выпускников вузов по направлениям занятости на 2009 г.;
- создание банка данных об опережающих программах дополнительного профессионального обучения, для содействия выпускникам вузов (находящихся под риском попадания в категорию безработных) в получении дополнительных компетенций на рынке труда.

3. Система антикризисных мер, реализуемых вузами России

В процессе исследования информации о предпринимаемых вузами антикризисных мерах, размещенной на официальных университетских сайтах, была обобщена практика деятельности вузов в условиях кризиса (см. табл. 1 в приложении).

В этой связи можно выделить два подхода:
- антикризисные меры вузов как реакция подведомственных Рособразованию университетов на требования власти по поддержке студенчества;
- реальные меры в рамках антикризисного менеджмента, направленные на стабилизацию финансово-экономического положения университетов в условиях острого кризиса и демографической ямы.

Ряд известных вузов, чье руководство осуществляет активную информационную политику и претендует на особый статус "гуру" в вузовской среде, более комплексно подходят к разработке антикризисных мер. Например, 10 июня в пресс-центре РИА "Новости" состоялась пресс-конференция на тему "Антикризисная программа для университетов". В ходе ее ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов озвучил "19 тезисов Вышки: как в кризис вести себя университетам?".

В частности к базовым мерам Я. Кузьминов относит:
- практику формирования финансовых резервов;
- сокращение ненужных структурных подразделений;
- экономия на ремонте и обслуживании, передача ряда сервисов на аутсорсинг сторонним организациям;
- экономия расходов на бумажные носители библиотек (электронная библиотека) и расходы на компьютерное оборудование;
- увеличение заработной платы и ужесточение конкурсных требований к ППС;
- практика приглашения в университет лучших молодых докторов наук, закончивших ведущие университеты мира;
- создание проектно-учебных лабораторий и приглашение практиков - бизнес-аналитиков;
- привлечение лучших студентов к академической карьере;
- создание молодежных бизнес-проектов в рамках университетского бизнес-инкубатора;
- капиталовложение в развитие интернет-сайта вуза;
- активное развитие магистратуры;
- использование олимпиад для привлечения лучших студентов;
- стабилизация цен за обучение на уровне прошлого года;
- внедрение системы скидок за обучение по результатам сдачи ЕГЭ;
- поддержка лучших внебюджетных студентов;
- привлечение студентов из других регионов;
- активная помощь студентам в трудоустройстве и нахождении мест прохождения практики; активная реализация программ дополнительного образования с использованием системы скидок для собственных студентов.

В этой связи следует отметить, что устойчивость вузов и эффективность в реализации отдельных антикризисных мероприятий не в малой степени зависит от следующих факторов:
- универсальность и качественная диверсификация образовательных программ, реализуемых вузами (нельзя сравнивать крупный классический университет с его физиками-ядерщиками, геологами, нанотехнологами, биологами-генетиками, химиками-материаловедами, математиками и пр. с моноструктурным отраслевым вузом);
- месторасположенность вуза (важно, где находится вуз: Москва, Санкт-Петербург или в регионах); - определенная аффилированность и/или близкое знакомство с руководителями министерств и ведомств РФ.

4. Перечень антикризисных мероприятий ВГУ (см. табл. 2 в приложении)

Проректор по экономическому развитию и инновациям
Воронежского госуниверситета, д.э.н., проф.
Зав. кафедрой экономического анализа и аудита
Д.Ендовицкий
26 июня 2009 года
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован