Основной целью деятельности финансовых институтов развития является стимулирования экономического роста, модернизация приоритетных отраслей экономики, создание современной инфраструктуры и решение социальных, демографических и экологических проблем суверенных государств.
Финансовые институты развития осуществляют особые функции по аккумулированию и перераспределению финансовых ресурсов на реализацию масштабных инвестиционных проектов и общественно значимых социально-экономических программ развития.
Финансовые институты развития имеют ряд преимуществ перед традиционными методами и механизмами государственной финансовой поддержки по диверсификации и трансформации структуры экономики.
В мировой практике финансовые институты развития создавались как специализированные банковские учреждения, кредитные организации или государственные корпорации с особым юридическим статусом.
Финансовые институты развития, в отличие от коммерческих банков, инвестиционных фондов, лизинговых компаний, частных финансовых организаций не стремятся к максимизации прибыли, а нацелены на решение стратегических задач и реализации основных направлений экономической политики государств.
Большинство из ныне действующих финансовых институтов развития были созданы в послевоенный период. В настоящее время в мире функционируют около 800 финансовых институтов развития, большинство из которых являются банками или корпорациями развития.
В международной практике финансовые институты развития делятся на:
Международные (глобальные) финансовые институты развития[2] являются одним из важнейших звеньев мировой финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для модернизации экономики, прежде всего стран с развивающейся и переходной экономикой.
Иногда такие организации развития называют многосторонними банками развития (multilateral development banks), поскольку они представляют собой некоммерческие организации, деятельность которых направлена на решение социально-экономических проблем стран-бенефициаров.
Международные финансовые институты развития осуществляют деятельность практически во всех регионах мира
В ходе визита по странам Юго-Восточной Азии в 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин в беседе с Президентом Индонезии Сисилой Банбангом Юдойоно выдвинул идею создания еще одного международного финансового института развития - Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB).
Основной целью создания новой международной финансовой структуры было содействовать развитию и экономической интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона.[3]
Правительства большинства стран ЮВА и руководители других азиатских государств поддержали эту инициативу китайского лидера.
В результате после проведения организационно-подготовительных мероприятий и подписания уставных документов в конце 2016 г. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций(АБИИ) начал свою работу.[4]
АБИИ является международным финансовым институтом развития, открытой многосторонней финансовой организацией.
Странами-учредителями АБИИ стали 57 государств, из них 37 азиатских стран, в том числе 10 стран ЮВА.
Уставной капитал AБИИ составляет 100 млрд. долл., из них около 30 млрд. долл. предоставил Китай, который стал крупнейшим акционером банка. Китаю принадлежит 26,06% голосов учредителей банка.
При определении долей стран акционеров банка учитывались размеры их ВВП. Поэтому вслед за Китаем по доле в акционерном капитале и соответственно доли голосов следуют Индия (7,50%) и Россия (5,92%).
Правовой основой деятельности АБИИ является «Соглашении о создании банка», подписанного 57 странами - учредителями банка 29 июня 2015 г.
Соглашение состоит из 11 глав и 60 статей, в которых определены цели деятельности банка, мандаты членов, размер акционерного капитала и распределение голосов, регламент операционной деятельности, структура управления, механизм принятия решений и другие ключевые правовые аспекты.
В соответствии с «Соглашением» члены банка разделены на две группы - региональные и нерегиональные. Такое разделение будет учитываться при предоставлении финансирования в соотношении 75:25 соответственно.
Штаб-квартира банка располагается в Пекине. Президентом АБИИ был избран Цзинь Лицюнь, бывший заместитель министра финансов Китая.
Изначально создание новой мощной финансовой структуры задумывалось Китаем как противовес существующим международным и региональным банкам развития и как инструмент расширения своего экономического влияния в Азии и на мировых финансовых рынках.
Руководство КНР было недовольно ходом реформ в международных и региональных финансовых организациях и прежде всего в МВФ, Всемирном банке и Азиатском банке развития.
Кроме того, деятельность этих банков больше отражала интересы США, стран Европы и Японии, чем интересы азиатских государств.
Однако позднее в официальных заявлениях китайское руководство позиционировало АБИИ как дополнение к действующей мировой кредитно-банковской системе.
Предполагается что АБИИ и уже существующие международные и региональные финансовые институты развития будут активно взаимодействовать в реализации масштабных инвестиционных проектов в регионе.
При этом Всемирный банк и Азиатский банк развития сохранят свою специализацию на борьбе с бедностью, решении социальных и экологических проблем, а АБИИ сосредоточит усилия, в основном, на реализации масштабных инфраструктурных проектов, которые косвенно будут содействовать росту экономики и повышению благосостояния жителей азиатского региона.
В последние годы азиатская экономика развивается весьма динамично, финансовое и инвестиционное сотрудничество в регионе непрерывно углубляется.
Вместе с тем регион столкнулся с серьезными проблемами. В частности, инфраструктура отдельных развивающихся стран и стран с переходной экономикой не отвечает современным требованиям и поэтому нуждается в модернизации и дальнейшем развитии.
По оценкам экспертов, потребности региона в инвестициях на модернизацию и развитие промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры в период до 2030 г. оцениваются примерно в 1,7 трлн. долл. в год.[5]
Таким образом важной задачей АБИИ будет финансовая поддержка в строительстве инфраструктурных объектов в регионе и реализация масштабного проекта создания «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути ХХI века».
Первые инвестиционные проекты АБИИ на сумму 2-3 млрд. долл. были одобрены в 2016-2017 гг. В ближайшие годы банк планирует ежегодно выдавать кредиты на реализацию инвестиционных проектов в размере 10-15 млрд. долл.[6]
С целью привлечения средств с мирового рынка капиталов для финансирования проектов банк выпустит облигации в юанях, долларах СЩА, фунтах стерлингов и японских иенах.
В перспективе планируется создание трастового фонда АБИИ, который под суверенные гарантии сможет привлекать средства суверенных фондов благосостояния, пенсионных фондов и частных инвесторов для софинансирования строительства инфраструктурных объектов.
Очевидно, что создание крупного финансового института развития придаст импульс дальнейшему развитию азиатского региона, в том числе стран ЮВА, которые могут получить доступ к кредитам на строительство дорог, портов, аэропортов, модернизацию промышленной, энергетической, телекоммуникационной и других видов инфраструктуры.
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ
[1] Финансовые институты развития: особенности стратегического управления. / Под ред. В.Д. Андрианова. Москва: «Экономика», 2013. – 278 с.
[2] Международный банк реконструкции и развития – МБРР, Мировой банк, Всемирный банк, (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD - World Bank - WB);
Международный валютный фонд – МВФ, (International Monetary Fund - IMF);
Международная Ассоциация развития – МАР (International Development Association – IDA).
Международная Финансовая Корпорация - МФК (International Finance Corporation - IFC);
Многостороннее агентство гарантирования инвестиций – МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA).
[3] «An Asian infrastructure bank: Only connect», The Economist, 4 October 2013
[4] http://www.vestifinance.ru/articles/49279
[5] Meeting Asia’s Infrastructure Needs, ADB publications, 2017.
[6] http://www.vestifinance.ru/articles/49279
При строительстве мостов очень часто используются короткобазовые краны. Предлагаем вашему вниманию Терекс кран до 100 тонн, который объединил в себе длинный вылет стрелы, значительную мощность и компактный дизайн.