Белоусов А.А.
Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства
Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли, предусматривающих возможность сохранения государствами Содружества во взаимной торговле отдельных изъятий из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения".
Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли, с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией. С Арменией и Азербайджаном подписаны соответствующие протоколы об изъятиях из режима свободной торговли и соглашения о принципах взимания косвенных налогов.
Заключены также соглашения по косвенным налогам с Казахстаном и Киргизией, подписание протоколов с которыми по изъятиям не требуется, поскольку они, как и Россия, входят в Евразийское экономическое сообщество, в рамках которого страны не применяют во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения.
Вопросы, связанные с дальнейшим углублением экономической интеграции, рассматривались на заседаниях межгосударственных и межправительственных органов СНГ
Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы отличалось стабильностью и тенденцией к расширению товарооборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений с Европейским союзом, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота России и 25% иностранных инвестиций. Кроме того, страны-члены ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.
Фундаментом отношений с этой группой стран явилась последовательная реализация таких базовых документов, как "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве", "Стратегия развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)". В перспективе значение Евросоюза будет возрастать как вследствие намечаемого присоединения к нему новых государств, так и в связи с устойчивым ростом западноевропейской экономики. Основными торговыми партнерами среди стран Евросоюза были Германия, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия и другие страны.
Значительная работа была проделана в области укрепления экономических связей с государствами Центральной и Восточной Европы. Улучшение ситуации в торгово-экономическом сотрудничестве России со странами ЦВЕ возможно на пути либерализации взаимной торговли, усиления государственной поддержки промышленного экспорта, участия российских предприятий в строительстве новых и реконструкции действующих объектов в данном регионе, в первую очередь тех, которые созданы при нашем участии.
Следует отметить, что в 2000 году была проделана определенная работа по активизации торгово-экономических связей России со странами Балтии. В этом регионе тесно переплетаются между собой интересы России, стран Европы и некоторых стран СНГ. Особое внимание уделялось подготовке предложений о торговом сотрудничестве Калининградской области как субъекта Российской Федерации с сопредельными государствами.
В 2001 году в рамках сотрудничества с Евросоюзом запланировано проведение многочисленных мероприятий, среди которых можно было бы отметить подготовку материалов к плановым ежемесячным заседаниям Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с ЕС, проведение очередного заседания Комитета сотрудничества Россия-ЕС и другие.
В течение 2001 года будет продолжена работа по организации переговоров и консультаций с отдельными странами Центральной и Восточной Европы по вопросам возможного влияния их вступления в Евросоюз на торгово-экономические отношения с Россией.
Особое внимание уделялось формированию торгово-политических условий, влияющих на экономические отношения России с Соединенными Штатами Америки. В ходе встречи президентов России и США американской стороне были переданы памятная записка о рыночном статусе российской экономики, согласованный с российскими ведомствами проект Протокола о внесении изменений и дополнений в текст Договора между Россией и США о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также подписано совместное заявление о диалоге по стали.
Двусторонние отношения с развивающимися странами строились в направлении обновления и расширения договорной базы торгово-экономического сотрудничества, совершенствования работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, активизации внешнеторговых контактов российских регионов с этими странами, совершенствования деятельности загранаппаратов, создания благоприятных условий для выхода на рынки развивающихся стран российских государственных и коммерческих структур, увеличения объемов и расширения номенклатуры российского экспорта, использования новых форм инвестиционного сотрудничества, взаимоприемлемого решения проблемы задолженности.
В 2000 году с этими странами было подписано 12 соглашений в различных областях торгово-экономического сотрудничества. Проведены консультации и несколько раундов переговоров с Монголией, Лаосом, Ираном, Сирией, Бангладеш, Ливией по вопросу урегулирования и погашения взаимных долговых обязательств.
В сотрудничестве России с развивающимися странами ключевым является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), представляющий важнейшую альтернативу торгово-экономическому сотрудничеству со странами Западной Европы и США. В странах АТР имеется стабильный спрос на российский прокат, химическую продукцию, энергоносители, а также потенциальные возможности для увеличения поставок из России в эти страны машин, оборудования, технологий и специальной техники. Ведущими торговыми партнерами России в этом регионе являются Китай и Индия.
Наиболее перспективным в Латинской Америке представляется сотрудничество с Аргентиной, Бразилией и Кубой, прежде всего в таких областях, как использование для телекоммуникаций российских спутников (Аргентина); дистанционное зондирование земли (Бразилия); строительство ГЭС, ТЭЦ и ЛЭП (Аргентина, Колумбия); дноуглубительные работы и противоградовая защита (Аргентина); строительство объектов газовой промышленности (Бразилия); завершение строительства ряда начатых объектов, реконструкция предприятия по производству никеля "Лас Камариокас", завершение строительства и эксплуатации АЭС "Хурагуа", новые направления сотрудничества, такие, как строительство отелей, создание в России СП по производству фармацевтической продукции (Куба).
Одним из важных направлений внешнеэкономического взаимодействия России с развивающимися странами является сотрудничество в области техсодействия, которое способствует расширению экспорта российской машинно-технической продукции, поставок комплектного оборудования, технологий, строительных и других услуг.
Развитие внешней торговли в 2001 году будет происходить на фоне продолжения экономического подъема в стране, что, с одной стороны, создаст благоприятные условия для расширения импорта, прежде всего инвестиционного оборудования, а с другой стороны, приведет к увеличению внутреннего потребления ранее экспортировавшейся продукции и определенному сокращению объема экспорта
Необходимым условием для реализации потенциальных возможностей в сфере внешней торговли является принятие действенных мер по расширению и повышению эффективности участия России в международном разделении труда.
В этом плане к важнейшим задачам следует отнести:
* Совершенствование законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности России с учетом действующих международных правовых норм;
* Обеспечение безусловного признания рыночного статуса российской экономики;
* Продолжение формирования единого экономического пространства России с Белоруссией в рамках Союзного государства;
* Создание условий для углубления экономической интеграции с государствами - участниками Содружества Независимых Государств;
* Улучшение торгово-политических, организационных и других условий доступа российских товаров на зарубежные рынки;
* Завершение согласования основных условий присоединения России к Всемирной торговой организации;
* Наращивание экспорта продукции высокой степени обработки;
* Усиление позиций России на мировом рынке услуг, в первую очередь за счет расширения экспорта высокотехнологичных услуг (в области освоения космоса, спутниковой связи и др.);
* Повышение эффективности участия страны в организациях многостороннего экономического сотрудничества;
* Обеспечение экономической и внешнеторговой безопасности страны;
* Развитие и совершенствование институциональной инфраструктуры внешнеторговой деятельности.
07.12.2004
www.humanities.edu.ru