12 апреля 2007
2922

Без четверти спец

Вузы определяются: сколько образования "необходимо и достаточно"

Два ректора двух крупных петербургских вузов поделились с журналистами
своим мнением по теме "Бакалавр - полноценный специалист или недоучка?".
В рассуждениях несколько раз прозвучало слово "ловушка".

Реформу образования Геннадий Бордовский (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) и Михаил Федоров (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) предпочли называть "модернизацией". Оба вуза - победители этого года в конкурсе инновационных программ в рамках нацпроекта "Образование". А "инновационность" вроде бы и не мыслится без упоминания о Болонском процессе с его переходом на двухуровневую систему (3 - 4 года обучения - на бакалавра, плюс 1 - 2 года - на магистра) вместо старого доброго 5-летнего учения "на специалиста".

Понятно, на пресс-конференции в ИА "РосБалт" оба ректора "инновационных вузов" Болонский процесс не ругали. Ибо он обеспечивает: а) возможность нашим студентам войти в общеевропейский образовательный процесс; б) мобильность (когда часть знаний студент может получить не в своем родном вузе, а среди прочих и в заграничном); в) признание дипломов зарубежным работодателем.

Правда, как отметили и Геннадий Алексеевич и Михаил Петрович, если заграничному работодателю новые российские дипломы бакалавра или магистра будут привычнее, то нашим руководителям по-прежнему понятнее, когда на работу нанимается специалист инженер-механик с 5-летним высшим образованием, а не бакалавр с 3-летним, хоть и вузовским.

Ректоры, к слову, схематично обрисовали, чем отличается бакалавр от специалиста. По "образовательным мощностям" бакалавр со своей трехлетней подготовкой должен на 75 - 80% соответствовать "мощностям" специалиста с 5-летним обучением. По-нашему, получается, бакалавр - это без четверти специалист (магистр, разумеется, должен быть "мощнее" специалиста).

Работодателю нужно бы определиться - какая "образовательная мощность" будет необходима и достаточна его работнику.

- Нужно время, чтобы работодатель научился дифференцировать уровни образования, - говорит Михаил Федоров. - Например, раньше предпочитали брать прорабом или мастером на заводе специалиста с инженерным образованием. Но теперь-то понятно, что тут достаточно быть бакалавром без узкопрофессиональной специализации.

Может и достаточно, но ректоры подчеркнули: "Бакалавр бакалавру рознь".

- Дело в том, что система "бакалавр - магистр" - университетская, - комментировал Геннадий Бордовский. - Но у нас множество вузов, которые лишь называются университетами, не являясь ими по сути. Они попали в ловушку с переходом на двухуровневую систему, которая гораздо сложнее и затратней, чем традиционная подготовка специалиста.

Вторая ловушка, по мнению ректора Герценовского университета, в том, что на бакалавров могут учить не только высшие, но и средние специальные учебные заведения (ссузы).

- И как отличить "бакалавра после университета" и "бакалавра после техникума"? - спрашивает Бордовский. - Либо ссузы будут выпускать плохих работников, либо нужно затратить колоссальные средства, чтобы ссузы могли готовить полноценных бакалавров.

Ректоры не хотели обидеть среднее профобразование - просто сказали, что у него задачи другие. Бакалавриат - это хоть и первая ступень, но все же высшего образования; бакалавр - человек, получивший знания по фундаментальным дисциплинам. А где у нас дают фундаментальные знания? Вообще-то до сих пор их искали в вузах. Кстати, ссузам, по мнению ректоров, сподручнее развивать у себя не бакалавриат, а "дополнительное образование" - ту третью ступеньку, о которой обычно забывают. Хотя именно дополнительное образование - это то, к чему выпускник того же вуза может периодически, в течение всей своей профессиональной жизни, возвращаться - подучиваться новшествам в профессии.

Как бы то ни было, ректоры считают, что есть специальности, где двухступенчатая система образования не работает.

- В тех областях, где технологическая система меняется медленно и где известно, как будет оснащено рабочее место, больше годится привычная система обучения "на узкого специалиста", - считает Геннадий Бордовский. - Например, во Франции техническое образование идет "адресно", не по двухуровневой системе. А вот социальная сфера, банковская, информационная - меняются очень быстро, тут годится бакалавриат, большинство новых знаний человек освоит уже на рабочем месте.

...Ожидается, что в единую европейскую систему образования мы вольемся к 2010 году. В отличие от прочих стран России приходится плыть против течения, - у нас технологии образования сильно отличаются от тех, что приняты в Европе и США.

Например, в России - лекционно-сессионная система. Как ее вкратце характеризуют: "это когда профессор читает лекции, а потом студент рассказывает профессору кусок его же выступления - и они расходятся, в большей или меньшей степени довольные друг другом". При новой системе роль лекций уменьшается, зато сильно возрастает роль самостоятельной работы. Отсюда, в частности, еще одна техническая необходимость: вузовские библиотеки должны превратиться из "склада учебников" в мощные информационные центры.

Дальше. Профессор превращается из главного источника знаний по предмету - в идеолога, в составителя образовательной программы, направляющей студента. И профессору еще нужно убедить студента в том, что именно такой-то курс полезен и интересен.

У нас, по признанию представителей вузов, западная система с ее студенческой свободой в выборе многих предметов (точнее, курсов) идет тяжко: пока еще трудно предложить студенту равноценные образовательные программы. Велика вероятность, что к такому-то профессору на занятия запишется миллион человек, а к прочим будут ходить два с половиной слушателя.

Сессии при новой системе не то чтобы отменяются - скорее, они плавно вливаются в семестры, а традиционным сессионным мукам подвергаются лишь те студенты, кто не набрал должного количества баллов во время семестра.

Это лишь некоторые трудности перехода. И мало того что плывем против течения - тут еще табанят принятые в России стандарты учебного процесса: они, как правило, не согласуются с намерением России следовать Болонскому процессу, и вузам сейчас приходится лавировать и лавировать.

Нынешним преподавателям и студентам довелось жить-работать в эпоху перемен в образовании - такому не каждый позавидует. Перестраиваться нужно на полном ходу - и грести очень-очень быстро.

...Был еще один вопрос на пресс-конференции, относящийся не к Болонскому процессу, но все же к "инновационности". Денежный вопрос. Вузы - победители конкурса инновационных программ сейчас не бедствуют: на два года, что действует грант, финансирование увеличивается в два, а то и больше раз. Зато усилился контроль государства за расходованием средств. Ладно бы тех средств, которые государство дало - нет, государству очень интересно, как вузы тратят то, что заработали сами. Проверки случаются по нескольку раз в месяц, и в вузах уже видят в этом некоторое ущемление академических свобод.

Однако и полной свободы (если можно так понимать автономность) вузам не шибко хочется. На пресс-конференции этаким "роялем в кустах" оказались студенты обоих вузов, и кто-то из них спросил: "Может ли Герценовский университет стать автономным вузом?". Ректор Геннадий Бордовский категорично ответил своему студенту: "Я - против". По крайней мере до тех пор, пока не будут даны гарантии, что "вуз потом не приватизируют или не продадут за долги". Цепочка рассуждений вкратце такая: государство, давая вузу автономию, отнимает у него льготы; если вуз находится на дорогой земле (как, например, Герценовский), то, чтобы платить налоги по полной (да еще при возможном отсутствии госзаказа), ему придется - правильно! - повысить плату за обучение; если платежеспособных студентов не наберется, вуз не заплатит налоги... Ректор Политеха Федоров, со своей стороны, добавил, что позволить себе автономию могут, пожалуй, только те вузы, у которых доходы велики, а себестоимость подготовки специалистов небольшая.

Анастасия ДОЛГОШЕВА

12.04.2007

www.spbvedomosti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован