12 марта 2008
3057

Бизнес-образование в России меняется и по форме, и по содержанию

Без грамотного руководства любое начинание обречено на провал, а тем более - коммерческий проект. Сегодня представители топ-менеджмента российских деловых структур отдают себе отчет в важности подготовки управленческих кадров. Благодаря объемному спросу рынок бизнес-образования предлагает широкие возможности для обучения и продолжает активно развиваться. Однако методики, заимствованные из образования научного, не всегда соответствуют запросам бизнеса и требуют адаптации в сторону практики.

Сегодня в России открыто немало бизнес-школ - как в рамках университетского образования, так и на базе независимых консалтинговых и тренинговых служб. Среди факультетов МГУ имени Ломоносова - Высшая школа бизнеса, Высшая школа государственного администрирования, Высшая школа управления и инноваций и Высшая школа инновационного бизнеса (последние три дают последипломное образование). В МГИМО подготовка кадров управленцев-международников уже в течение шести лет осуществляется на факультете международного бизнеса и делового администрирования. Существует и Государственный университет управления, и множество других вузов, в названиях которых так или иначе фигурируют слова "менеджмент" или "бизнес".

Отдельной строкой проходят корпоративные центры обучения при крупных компаниях - они могут оказывать информационные услуги "вовне", но в первую очередь все же ориентированы на обучение собственных сотрудников. Согласно проведенному в середине 2007 года исследованию компании "Амплуа-Брокер" (владеет порталом Trainings.ru), подобные центры содержат такие крупные компании, как "Росгосстрах", РАО "ЕЭС России", МТС, "Вымпелком", Alcatel, Shell, BSGV, "Норильский никель", "М.Видео", DHL, "Ростелеком", Банк ВТБ, Danone, Nestle и "Вимм-Билль-Данн".

Дружба с пользой

Тем не менее специалисты оценивают уровень образования в российских бизнес-школах ниже западного и отмечают, что пока они не могут обходиться без западной информационной поддержки. "Это нужно все-таки с огорчением признать", - говорит ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. Ситуация подталкивает к сотрудничеству с западными партнерами, но на данном этапе большинство таких "альянсов" видят свою задачу в простой передаче учебных материалов и организации зарубежных стажировок. Но, во-первых, это мало приемлемо из-за высокой загруженности менеджеров, а во-вторых, приводит к поверхностному заимствованию информации без качественного анализа, что в будущем чревато опасными ошибками.

Реальная польза, полагает Сергей Щенников, будет только в том случае, когда целостная технология обучения не будет искажаться при переходе на "российские рельсы". Исходя из этого критерия - после длительных поисков западного партнера - Международный институт менеджмента ЛИНК выбрал Открытый университет Великобритании - лидера дистанционного образования в Европе: именно такая форма позволяет эффективно сочетать обучение менеджеров с работой.

Не сидите за партой

Еще один принципиальный минус российской системы бизнес-образования, по мнению Щенникова, в ее академичности. До сих пор считается, что основа его качества - вложение в умы максимального количества информации, знаний, а также хорошая память, усидчивость и дисциплина. Но эта модель была рассчитана на научную элиту, а не на бизнесменов-практиков. Бизнес-образование должно быть направлено на развитие компетентности и реальных навыков, поэтому просто грамотно составленных учебников недостаточно. Нужна система учебных мероприятий и тренингов, реализующих эту задачу.

По словам декана Школы бизнеса МГУ профессора Олега Виханского, в XXI веке на первый план выходит человеческий фактор - в особенности фактор эффективности управления. Любопытно, что, согласно отчету "Амплуа-Брокер", на данном этапе российские руководители больше, чем западные, обеспокоены развитием своего менеджмента. Так, 67% российских отделений международных компаний не имеют локальных программ для обучения менеджеров высшего звена. При этом у них есть возможность предоставлять им обучение, организованное головными офисами, в глобальных корпоративных университетах. Кроме того, ввиду ограниченных возможностей обучение топ-менеджеров в западных компаниях не имеет систематического характера.

В случае с российскими компаниями у 84% из них систематические программы развития персонала начинались с обучения топ-менеджеров. Большинство создает программы высочайшего уровня, привлекая ведущие мировые бизнес-школы и спикеров, из которых наиболее популярные - INSEAD, SSE Russia, IMD и "Сколково".

Инвестиции в образование менеджеров оправданы как минимум с той точки зрения, что, как подчеркивает Щенников, нет ничего более дорогостоящего, чем ошибки управленцев, влекущие за собой негативные последствия. Конкретная сумма всего ущерба, вызванного такой ошибкой, не поддается точной оценке. И если количество стратегических неудач удастся снизить хотя бы вдвое, это будет огромным достижением.

По материалам того же отчета "Амплуа-Брокер" стоимость одного тренинг-дня различается в зависимости от того, проводит его российская или западная компания. Статистика такова: отечественным тренерам (выборка - 15 опрошенных компаний) 7% компаний платят менее 27 тыс. руб. за день тренинга, 53% - 27-50 тыс. руб. и 40% - 50-100 тыс. руб. Гонорары зарубежных преподавателей существенно выше (выборка - 8 компаний): 12% платят менее 100 тыс. руб., 63% - 100-250 тыс. руб. и 25% - более 250 тыс. руб. Кроме того, образовательные услуги диверсифицируются: из тех же 23 игроков рынка, среди которых проводился анализ, все без исключения оказались готовы оплачивать образовательные услуги "извне", но только треть из них выделяет средства на "внутренние" меры - проверку эффективности, тимбилдинг и порядка 20% - на маркетинг учебных программ.

По словам директора портала Trainings.ru Юлии Ужакиной, тренинговые компании теперь все чаще встраивают в свои курсы элементы коучинга, электронного и интерактивного обучения, стажировок и внутренних конференций, а также программы смешанных форматов, сочетающих новаторские и традиционные методы. Развивается и направление симуляционных игр, которое во всем мире признано одним из наиболее эффективных методов. Конечно, разнообразие в обучении практикуют не во всех компаниях, но как у клиентов, так и у экспертов появилось желание экспериментировать с формами обучения сотрудников.

История вопроса

Историческая родина бизнес-образования - США. Учебные заведения для менеджеров появились там в конце XIX - начале XX века, и первым из них в 1886 году стала Школа бизнеса Пенсильванского университета. Спустя пять лет Университет Дарема выдал первый диплом МВА. Знаменитая Школа бизнеса Гарварда возникла в 1916 году, за три года до объединения университетских школ бизнеса Америки в отдельную ассоциацию AASB, существующую по сей день.

Принципиальная заслуга первых управленческих учебных заведений - в появлении самого понятия профессионального руководителя в бизнесе и выделения менеджмента в самостоятельную науку.

В России развитие бизнес-образования можно отследить с начала XX века, когда в 1907 году возникло Высшее коммерческое училище - специализированное учебное заведение, позже преобразованное в Российскую экономическую академию имени Плеханова. В 1965 году в Московском инженерно-экономическом институте имени Орджоникидзе была сформирована первая кафедра управления, а в 1977 году появилась Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР. Подготовка непосредственно по специальности менеджмент открылась в экспериментальном порядке в конце 80-х.

12 марта 2008
Дмитрий ЧАЙСКИЙ
inauka.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован