Беседа с проректором - начальником Управления академической политики и организации учебного процесса МГУ - деканом философского факультета МГУ - В.В. Мироновым
Чепкасова Д.
Чепкасова Д.: Владимир Васильевич, прошло уже более трех недель, как на Ученом совете МГУ вы были утверждены проректором - начальником Управления академической политики и организации учебного процесса. От имени Центра СМИ поздравляю вас с этим назначением. Что на сегодняшний день представляет собой академическая политика МГУ?
Миронов В.В.: Это подразделение - традиционное для Московского университета. Оно под тем или иным названием было всегда. Предыдущий проректор - В.И.Трухин - возглавлял такое же управление. А нужно подобное подразделение или не нужно - тоже, по-моему, ясно. Московский государственный университет является, прежде всего, учебным заведением, и, наверное, центральная проблема, которая решается Московским университетом, это учеба. Сюда входят и качество обучения, проблема организации учебного процесса, выпуск и трудоустройство выпускников, стажировки и налаживание связей с передовыми университетами мира. Из всего этого складывается академическая политика. Кроме того, нужно помнить, что Московский университет стоит в авангарде всего российского образования, и поэтому нам действительно важно определять саму политику не только по отношению к университету, но и ко всей стране. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий является президентом Российского союза ректоров, и практически те решения, которые принимаются в отношении университета, потом определенным образом проецируются и на развитие образования во всей стране. И последние документы по образованию, которые были приняты в стране, показывают, что университет эту флагманскую функцию продолжает выполнять. С этим и связаны слова "академическая политика". Словом "политика" подчеркивается стратегическое значение данного подразделения университета. В наши задачи входит именно проведение определенной последовательности мер для того, чтобы наше образование оставалось одним из лучших в мире.
Чепкасова Д.: Скажите, пожалуйста, каковы первоочередные проблемы, которые вам придется решать?
Миронов В.В.: Пока мне не удалось ознакомиться с делами до конца, потому что, несмотря на то, что я одиннадцать лет проработал заместителем декана, три года деканом и знал о том, что происходит в ректорате, но, только столкнувшись здесь реально с подобной проблематикой, я осознал, насколько эта работа объемна. Но сейчас идет не столько упорядочивание моей внутренней работы, сколько упорядочивание всей ректорской команды. Пришло много достаточно молодых проректоров, и сейчас мы фактически определяем сферы своего взаимодействия друг с другом. Например, в сферу обязанностей предыдущего проректора по академической политике входило все, что касается аспирантуры, поскольку аспирантура - это тоже учеба. На сегодня мы пришли к выводу, что поскольку аспиранты пишут диссертацию, занимаются наукой, будет вернее отнести их к проректору по науке В.В.Белокурову. Этому соответствуют и некоторые традиции факультетов, где аспирантуру курируют заместители декана по науке.
Академическая политика реализуется не только внутри университета, как мы выше говорили, но и в тех связях, которые налаживаются у нас с учебными заведениями стран СНГ, с зарубежными университетами. Требует достаточно серьезной корректировки работа с филиалами МГУ. На сегодняшний день университет имеет так много филиалов (в Астане, Севастополе, в других регионах, в том числе и за рубежом), что, видимо, потребуется создание специального отдела, занимающегося филиалами. Но это пока находится в стадии проекта, так как сейчас предстоит понимание тех задач, которые стоят конкретно передо мной в этой области.
Чепкасова Д.: Владимир Васильевич, а как скажутся новые обязанности на вашей научной деятельности?
Миронов В.В.: Да, это трудный вопрос для меня как для ученого и профессора. Когда я занимал должности заместителя декана и декана философского факультета, я написал кандидатскую и докторскую диссертации, не беря творческих отпусков. И когда ко мне подходят молодые преподаватели и просят творческий отпуск для написания диссертации, я могу сослаться на свой собственный пример: я, профессор, написал две неплохие диссертации, у меня трое детей, жена, собака, то есть все атрибуты, которые говорят, что у меня нет свободного времени. Так вот, практика показывает, что когда появляются новые обязанности, это тяжело, но одновременно человек самоорганизуется, что позволяет иногда сделать больше. Впрочем, это касается всего, что было до этого назначения. Новую ситуацию я пока еще не оценил в достаточной степени. Пока здесь достаточно тяжело, и я думаю, что будет ощущаться дефицит времени, но не дефицит идей. Одновременно у меня, как у философа, возникает некий новый горизонт: некоторые проблемы, которые я рассматривал изнутри, проблемы общефилософского характера, сейчас рассматриваются несколько по-другому, с высоты птичьего полета. Они приобретают новые аспекты, о которых я раньше не задумывался. Я теперь готов их даже оформить в виде научной статьи. Сейчас у нас на философском факультете готовится большая конференция, и возможно у меня там будет выступление, связанное с изменением культуры в системе глобальной коммуникации. То есть мысль работает, но нужно этот процесс как-то организовать. Что касается преподавательской деятельности, то здесь я не отказываюсь ни от одного курса. Я читаю для студентов основной курс по онтологии и теории познания. Не прерывать преподавательской деятельности - это мой принцип. Чтобы не дисквалифицироваться как преподаватель, я должен этот курс готовить и читать нормально, чтобы это не вызывало нареканий ни у коллег, ни у студентов.
Чепкасова Д.: В заключение, Владимир Васильевич, ваши пожелания на будущее.
Миронов В.В.: Хотелось бы пожелать, чтобы люди, видя те изменения, которые на сегодняшний день произошли в ректорате, понимали, что это не просто спонтанное решение, а серьезная продуманная политика, которую осуществляет наш ректор, политика, которая далеко выходит за рамки работы нашего университета. Поэтому хочется, чтобы люди верили, что кадровые изменения в ректорате должны привести к определенным существенным изменениям в университете. Надо сказать, что мы работаем не ради изменений - если нечто хорошо, зачем его менять - но мы должны понимать, что тенденции развития образования в стране, а также социокультурная атмосфера ставят перед нами новые задачи. И оставаться в рамках только традиционных форм образования, обучения и науки мы не можем. И мне кажется, что вот такое сочетание проректоров, которое осуществил Виктор Антонович, достаточно эффективно. И что в команде проректоров оказалось несколько гуманитариев - тоже характерный факт. Происходит осознание некоторых социальных аспектов, которые университет должен прорабатывать. И это тоже верная политика в стратегическом смысле.
http://www.philos.msu.ru/fac/varia/interv/mironov/mironov4.html