Эксклюзив
Лихачёв Максим Александрович
01 апреля 2016
4257

Что ждать от Казахстана на очередном каспийском саммите?

Main %d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%84%d0%b0%d0%b8%cc%86%d0%bb%d1%8b

По итогам саммита прикаспийских государств в Астрахани в сентябре 2014 г. было объявлено о достижении «прорывных» договоренностей, позволяющих после почти двадцатилетних переговоров заключить Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Следующая встреча лидеров пятерки ожидается в Астане осенью 2016 г. 

В переговорной позиции Казахстана, несмотря на общее совпадение с российским подходом, есть собственное видение по ряду ключевых вопросов, подкрепленное экономико-политическими притязаниями республики на лидерские позиции в регионе.

Казахстанская повестка

Один из самых острых пунктов каспийского урегулирования – разграничение дна Каспия – сейчас не представляет первоочередного интереса для казахстанской стороны.Национальные зоны шельфа северной части моря были распределены между Россией, Казахстаном и Азербайджаном в соответствии с соглашениями 1998-2003 гг. Акватория же Каспийского моря, по предварительным астраханским договоренностям, будет разделена между прибрежными государствами с учетом создания зон внутренних вод, территориального моря, рыболовства и общего водного пространства.

Такой порядок, по заявлениям МИД РК, в целом соответствует позиции Астаны. Потому в случае усиления разногласий по этому вопросу между участниками переговорного процесса Казахстан намерен отстаивать общий поход, принятый в современном международном морском праве, в соответствии с которым и произведены разграничения в северной части Каспия.

Вопрос об эксплуатации живых ресурсов водоема (в первую очередь, осетровых), вызывавший беспокойство РК еще на тегеранском саммите 2007 г., в настоящее время урегулирован Соглашением о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря, достигнутом в рамках астраханской встречи и ратифицированным РК еще в июле 2015 г. Так, квоты на вылов ценной рыбы для стран-участниц определяет межведомственная пятисторонняя комиссия, которая в 2013 г. установила временный мораторий на промысел осетровых. Прежде казахстанские коллеги называли «несправедливыми» квоты в 45% для Ирана и 27% для России, введенные после распада СССР.

Ключевым вопросом для континентально замкнутого Казахстана является развитие собственного транзитного потенциала и обеспечение выхода в мировой океан. Каспийское море имеет судоходную связь с ним через территорию России (Волго-Каспийский и Волго-Донской каналы, Азовское и Черное моря), но на практике эти маршруты мало востребованы казахстанскими перевозчиками. Тем не менее, подход Астаны состоит в договорном закреплении права транзитного прохода в открытое море. Такое право у РК предполагается в соответствии с международным морским правом и политическими декларациями прикаспийских государств, но казахстанская сторона заинтересована в том, чтобы соответствующая норма была прямо закреплена в юридически обязывающих документах по статусу Каспия.

Реализация транзитных возможностей рассматривается в связке со стимулированием торговли. На астраханском саммите Н. Назарбаев приветствовал туркменскую идею о запуске Каспийского экономического форума, призванного организовать прямые контакты между бизнес-кругами стран. Также лидер республики предложил обсудить вопрос о создании зоны свободной торговли на Каспии. ЗСТ может представлять интерес и для России, поскольку потенциально будет поддерживать рост несырьевого товарооборота с каспийскими государствами, в особенности с Ираном.

Казахстан – евразийский транспортный хаб

Такая линия Астаны в рамках урегулирования режима Каспия полностью соответствует казахстанским внутриполитическим установкам. Во всех программных документах последних лет (Нурлы Жол, Казахстан-2050, План Нации – 100 конкретных шагов) Н. Назарбаев в числе ключевых приоритетов видит превращение республики в «крупнейший евразийский деловой и транспортный хаб», в том числе путем создания «транзитных мостов для доставки товаров из прикаспийских государств» в направлении «прежде всего Китая». В целях достижения именно этих целей руководство Казахстана стремится развивать прикаспийскую транспортную инфраструктуру.

На каспийском саммите 2007 г. в Тегеране было подписано казахо-туркмено-иранское соглашение о строительстве ж/д пути Узень – Берекет – Горган, который в декабре 2014 г. впервые связал три страны прямым железнодорожным сообщением. Казахстан использует его преимущественно для экспорта зерна в Иран, который наряду с Китаем входит в число крупнейших покупателей этого товара. Для наращивания зерновых поставок Казахстан соединил новую магистраль с аграрными районами на севере и в центре республики, для чего в 2014 г. была проложена внутренняя ж/д ветка Бейнеу – Жезказган.

По экспертным оценкам, ж/д маршрут между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном не станет значимым каналом российских поставок в исламскую республику. В силу географических причин для этого больше приспособлен отработанный морской путь через Каспий. В то же время запущенная магистраль согласуется с поддержанной Москвой идеей развития железнодорожного кольца вокруг Каспийского моря.

С 2006 г. Казахстан модернизирует свой крупнейший порт на Каспии Актау. По официальным данным 2015 г., основными товарами перевалки через порт явились нефть и нефтепродукты (60% от общего объема), металлопродукция (18%) и зерно (8,4%). Несмотря на предпринимаемые усилия, даже в стабильные 2013-2014 гг. загрузка терминалов порта не превышала 63% (10,3 млн т грузов ежегодно). По итогам 2015 г. она упала до 36% (5,9 млн т против проектных 16,5). В настоящее время компенсировать падение показателей перевалки в Актау удается за счет возросшего транзита турецких товаров в казахстанском направлении в условиях наложения Россией ограничений на поставки из Турции.

Изначально глубокая модернизация Актау была рассчитана, прежде всего, на удовлетворение транспортных потребностей растущей нефтедобычи в Казахстане, для чего здесь приступили к сооружению портового комплекса Курык. Теперь, на фоне падения мировых цен на углеводороды и «заморозки» крупнейших добычных проектов РК (Кашаган, расширение Тенгиза), власти республики делают ставку на увеличение транзита через Каспий китайских товаров.

На каспийском саммите в Астрахани Н. Назарбаев презентовалтрансмодальный транспортный коридор Ляньюньган – Хоргос – Актау для поставок китайской продукции в ЕС через РК. Под управлением компании DPWorld из ОАЭ с 2013 г. в Казахстане реализуется проект интеграции (через ж/д маршрут) морского порта Актау с сухим портом Хоргос на границе с КНР, а в перспективе с китайским портом Ляньюньган на Желтом море, где с декабря 2014 г. функционирует китайско-казахстанский терминал. В действительности, пока китайские грузы через Актау не идут. Востребованность маршрута для китайского транзита в Европу остается на низком уровне из-за необходимости дополнительной морской перевалки, многократного пересечения границ и дороговизны транспортировки.

Другим логистическим аспектом в каспийском вопросе остаетсяпроблема трубопроводов. Лоббируемая Западом идея транскаспийского нефтепровода из Казахстана в Азербайджан является привлекательной для Астаны, заинтересованной в диверсификации каналов поставок углеводородов. Так, в ноябре 2015 г. министр иностранных дел РК Е. Идрисов заявил, что продвигаемая Казахстаном свобода транзита к мировому океану предполагает и право прокладки трубы по дну моря.

Ранее казахстанское руководство собиралось инвестировать в проект расширения танкерных перевозок нефти по Каспию (т.н. Каспийская казахстанская система транспортировки). В настоящее время неблагоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке уменьшила остроту противоречий вокруг транскаспийских нефтегазопроводов и существенно ослабило экономическую привлекательность многих амбициозных проектов.

В общем казахстанские подходы к ключевым вопросам каспийского урегулирования близки к российским. Есть все основания ожидать поддержки со стороны Астаны предложений Москвы при обсуждении проекта Конвенции о статусе моря в части разграничения акватории шельфа, защиты биоресурсов, экономического сотрудничества. Значимым фактором в пользу достижения компромисса при активном содействии Казахстана является место проведения ближайшего саммита – в казахстанской столице. В заключении ожидаемого соглашения именно там и в это время лично заинтересован президент Н. Назарбаев, уделяющий огромное внимание международной репутации республики.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован