12 мая 2006
3671

Дмитрий Дмитриенко: В ладонях шлюзов - солнца ртуть...

Навигация по Волго-Балтийской внутренней судоходной системе, задержавшись практически на месяц из-за отсутствия надлежащего финансирования работ по технической подготовке водного пути, наконец, открыта. По состоянию на 11 мая в бассейне Волго-Балта находятся 183 судна. Эта цифра говорит сама за себя: в прошлом году в тот же день в акватории одной из важнейших внутренних водных систем России было 230 судов. Но не только задержавшееся начало навигации тому виной...

Официальная позиция Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России была сформулирована еще в апреле: навигация 2006-го на Волго-Балтийском канале (как и в других бассейнах внутренних водных путей) окажется более сложной, чем предыдущая - по "гидрометеорологическим и экономическим показателям". Однако тогда же руководитель Государственного бассейнового управления "Волго-Балт" Владимир Николаев заявил прямо: "Навигация этого года может стать последней для крупнотоннажного флота. Причина тому - отсутствие финансовых средств на проведение дноуглубительных работ".

На восстановление гидротехнических сооружений в 2006-м "Волго-Балту" федеральным бюджетом было выделено 468 млн.рублей. Это очень хорошая цифра, если учитывать, что в 2003 году финансирование ограничилось скоромной суммой в 65 млн.рублей, в 2004-м - 90 млн.рублей, а в 2005-м - 120 миллионов. Благодаря увеличению финансирования у ГБУ есть возможность осуществить работы по капитальному ремонту Верхне-Свирского шлюза, одного из самых проблемных участков системы. На его ремонт планируется направить почти половину выделенных средств - 250 млн.рублей.

Однако на дноуглубительные работы денег нет. Несколько дней назад, в интервью агентству Рейтер заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России Дмитрий Дмитриенко заявил: "На днях мы дали деньги на дноуглубление - по минимуму, для того чтобы решить те вопросы, которые назрели, согласно расчетам, представленным господином Николаевым". Однако в ГБУ "Волго-Балт" радоваться не спешат. "Я об этих дополнительных деньгах ничего не слышал, их как не было, так нет", - сообщил в разговоре с корреспондентом ИА "РЖД-Партнер.Ру" руководитель бассейнового управления.

Бюджетное финансирование дноуглубительных работ обеспечено сегодня только на 12%, что не позволяет в течение предстоящей навигации ликвидировать десять лимитирующих (прежде всего, по глубине и ширине судового хода) участков водных путей. Несмотря на то, что объемы бюджетных средств на реконструкцию гидротехнических сооружений в этом году были увеличены, их все равно не хватит, чтобы существенно повысить уровень безопасности. Виной тому - многолетнее недофинансирование. Частично разрешить проблему руководство "Волго-Балта" рассчитывает за счет увеличения навигационных, лоцманских и прочих сборов. По предварительным оценкам, поступления от судо- и грузовладельцев должны составить около 45-ти млн.рублей. "Мы пустим их на дноуглубительные работы. Но этих денег недостаточно. Если бы такая же сумма поступила нам со стороны федерального бюджета, тогда проблема была бы отчасти закрыта. Однако пока что такого решения нет", - говорит В.Николаев.

Отсутствие финансирования - не единственная проблема Волго-Балтийской системы. Волго-Балт сегодня - это более четырех тысяч километров водных путей. И, хотя большая часть проблемных участков находится за пределами Санкт-Петербурга (шлюзы Ленинградской и Вологодской областей), изрядную головную боль доставляют и мосты . А ведь из 18,3 млн.тонн, перевезенных по Волго-Балту в прошлую навигацию, 9 млн.тонн прошло в морской порт Санкт-Петербург, то есть через акваторию Невы.

Многолетний бой с городскими властями за увеличение времени разводки мостов на 15 минут в этом году был наконец выигран. Но сразу возникла другая проблема. Ространснадзор в целях повышения безопасности предписал увеличить дистанцию между проходящими по Неве судами. Если раньше рекомендованная дистанция при движении вниз по течению была 500 метров, против течения - 200, тонынче расстояние между судами на Неве должно составлять 1000 метров. Притом что, по мнению судоводителей, достаточно было бы увеличить дистанцию до 600 и 200 метров соответственно. Это нововведение, по мнению Владимира Николаева, приведет к снижению пропускной способности Невы на 30 процентов. Таким образом, если грузопоток реки в прошлом году составил около девяти миллионов тонн, то в этом он сократится до шести миллионов.

Кроме того, большие трудности доставит компаниям и саммит G8. Нева, по предварительной информации, будет закрыта на несколько дней.

Сокращение грузопотока связывает директор ГБУ "Волго-Балт" и с тем, что до сих пор не может открыть навигацию "Волготанкер" - один из основных судовладельцев, пользующихся Волго-Балтийской системой. Более пяти десятков судов, находящихся под арестом из-за нерешенных проблем пароходства с налоговыми органами, не смогли приступить к работе. Если арест с имущества пароходства не будет снят, то это будет означать потерю еще трех миллионов тонн в течение всей навигации - примерно столько перевез "Волготанкер" по Волго-Балту в прошлом году.

Простой судов "Волготанкера" приводит и к изменению номенклатуры грузов, проходящих через водную систему. Еще в прошлом году среди экспортных грузов доминировали нефтепродукты, и только затем шел лес, металл и удобрения. Очевидно, что без судов "Волготанкера" доля нефтегрузов существенно сократится. Не смотря на то, что именно по Волго-Балту идет на экспорт продукция ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, Татнефти, Башнефти и Пермского НПЗ, перевозить ее, при отсутствии танкеров "Волготанкера", просто не на чем.

Что касается навигационной обстановки акватории Волго-Балтийской судоходной системы, то средств, выделенных на настоящий момент для поддержания ее в рабочем состоянии, хватит только на 60 дней. "Нам остается надеяться только на то, что эту проблему в течение ближайших двух месяцев все же решат", - заявляет В.Николаев. В противном случае, не исключено, что огни Волго-Балта погаснут...

Анна Тузова

Источник: http://www.rzd-partner.ru/

12.05.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован