11 апреля 2008
7359

Дмитрий Медведев и российские олигархи о Концепции долгосрочного социально-экономического развития России. Часть 2 - Александр Шохин

Продолжаю выполнять решение Президиума Политического совета политической партии "Партия социальной справедливости" об организации общепартийной дискуссии по обсуждению проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и публикую второй материал о встрече избранного Президента России Дмитрия Медведева с членами бюро Российского союза промышленников и предпринимателей. Будем учиться дискутировать.

Первым, как и положено, предложения и претензии в Концепцию долгосрочного развития России от имени Российского союза промышленников и предпринимателей высказал его председатель Александр Шохин и сразу "взял быка за рога".

Отметив, что "концепция долгосрочного социально-экономического развития страны - это как раз тот документ, который позволяет нам высказать свое мнение по принципиальным вопросам", он тут же перешёл как он осторожно выразился, к "элементам неопределенности" в документе.

Вот перечень его пожеланий:

"Во-первых, необходимо определиться с ролью государства и частного бизнеса в развитии экономики. Принципиальная позиция руководства страны и бизнеса в лице РСПП совпадает по этому вопросу. Но хотелось бы, чтобы эта позиция была четко сформулирована и отражена в концепции долгосрочного развития. И мы видим эту позицию следующим образом: прямое участие государства в хозяйственной деятельности должно ограничиться теми сферами, которые критически важны для национальной безопасности, и теми секторами, где горизонт стратегических решений и сроки окупаемости инвестиций превышают текущие возможности частного бизнеса".

"Во-вторых, очень важно на деле обеспечить защиту прав собственности. Без гарантий, что компания, недвижимость, интеллектуальная собственность останутся у предпринимателя, пока он сам не сочтет возможным расстаться с ними, развитие бизнеса без этих гарантий будет носить ограниченный характер". Здесь же Шохин высказал своё "революционное" предложение, нашедшее бурный отклик в СМИ, о том, "чтобы была введена не только ответственность бизнеса за ущерб, нанесенный государству, но и чиновников - за ущерб бизнесу".

"В-третьих, безусловно, необходимо поощрение свободной конкуренции в экономике, в социальной сфере, в политике".

"В-четвёртых, взятые на себя обязательства как государством, так и бизнесом, в том числе прописанные в долгосрочной стратегии, должны быть реализованы".

"В пятых, безусловно, для этого нужны и законодательные решения, в том числе уточнение закона о государственном прогнозировании, и целый ряд других нормативных актов. Без такой трансформации долгосрочной стратегии в текущую экономическую политику, на наш взгляд, трудно говорить о соблюдении базовых принципов и параметров долгосрочной стратегии".

Высказав так сказать основные постулаты сотрудничества бизнеса и государства, Александр Шохин перешёл к конкретике.

Для начала он потребовал точно расписать в Концепции "стимулирование инвестиций, инноваций посредством трансформации налоговой системы - от фискальной к стимулирующей налоговой системе".

Говоря простым языком, олигархи готовы тратить свои деньги на инновации, если за это им государство будет снижать налоги, а иначе, ну их к Богу эти инновации, прибыль и так будь здоров. Позиция, прямо скажем, не только непатриотичная, но какая-то мелкотравчатая. Олигархи ставят вопрос в духе незабвенного электромонтёра Мельникова из "12 стульев": "Вечером деньги - утром стулья, утром деньги - вечером стулья, но деньги вперёд".

Но основное предложение Российского союза промышленников и предпринимателей в Концепцию долгосрочного развития России Александр Шохин изложил достаточно сжато и точно:

"Вообще в целом подход должен быть такой, чтобы в долгосрочной стратегии прописывались возможные пороговые значения тех или иных параметров и сценарий развития социально-экономической ситуации так, чтобы было понятно, при каком сценарии и каких количественных значениях пороговых показателей вступает в силу та или иная экономическая политика. Чтобы вот этот набор политик был понятен бизнесу, заранее прописан и чтобы не приходилось гадать, будет ли администрирование цен и замораживание их, или будет рыночный механизм типа поощрения конкуренции. То же самое с финансовыми рынками: будет ли свободное плавание обменного курса, либо будет удерживаться обменный курс, и в каких ситуациях вступает в действие та или иная политика".

Вот это уже речь не мальчика, а мужа. Весьма здравое предложение, а не спор о том, что первично курица или яйцо.

Далее Александр Шохин кратко затронул тему повышения производительности труда, сообщив, что "по нашим оценкам, реализация инвестиционных планов бизнеса крупных прежде всего компаний, представленных в РСПП, позволит в ближайшие годы создать до восьми миллионов новых рабочих мест, и, естественно, надо, чтобы эти рабочие места давали мощный импульс росту производительности труда.
В то же время у нас сейчас не менее девяти миллионов рабочих мест низкооплачиваемых, неквалифицированных и так далее. И одновременное выведение из оборота этих рабочих мест - это тоже задача бизнеса, одновременно и социальная задача, и задача повышения эффективности, потому что это позволит решить проблему работающей бедности".

Вторая проблема в повышении производительности труда - отсутствие квалифицированных кадров и системы их подготовки. Бизнес готов решать эту проблему в тесном сотрудничестве с государством.

Давно пора, а то скоро работать будет некому.

Касаясь темы государственно-частного партнерства, Шохин высказал ряд конкретных предложений по его развитию, предложив, в частности, "более активно подключить бизнес не только к софинансированию проектов на условиях ГЧП, но и совместно создавать институты государственно-частного партнерства, в частности - привлекать нашу экспертизу для отбора проектов, для создания реестров проектов государственно-частного партнерства, для повышения квалификации государственных и, прежде всего, региональных чиновников и так далее".

В мягкой форме пожурив Шохина за изложение постулатов и выразив сомнение в необходимости включения их в Концепцию, Дмитрий Медведев следующим образом прокомментировал его более конкретные предложения.

Во-первых, он выразил твёрдую уверенность в том, что чиновники должны нести ответственность за ущерб, причинённый бизнесу, сказав, что предусмотрено целым рядом законов, просто этот принцип не использовался и дело только "в судебной практике и в соответствующих казусах".

Юрист, он и есть юрист, а олигархи, похоже, ломятся в открытую дверь, просто боясь проявить инициативу по привлечению чиновников к судебной ответственности, за причинённый ущерб, хотя их тоже можно понять - как бы не вышло наоборот.

Во вторых, он согласился с мнением, "что не должно быть ситуации, когда концептуальный документ принимается, а решения по налогам нет. Если решение по налогам не будет принято в установленный период, стало быть, и концептуальный документ в своих основных осях должен быть принят чуть позднее. Но несбалансированности здесь допустить нельзя, потому что в этом случае грош цена будет этой концепции. Она тогда, не очень понятно, на чем будет основана".

Вот яркий пример для членов Партии социальной справедливости чего не надо предлагать для включения в Концепцию: давно известные постулаты и набившие оскомину истины.

С другой стороны избранный Президент России Дмитрий Медведев даёт членам Партии социальной справедливости урок того, без чего не может быть Концепции: в ней должны быть изложены четкие этапы изменения налогов вплоть до 2020 года.

Лев Иванов - секретарь по информационной политике и связям с общественностью политической партии "Партия социальной справедливости".

11 апреля 2008 года.
www.nasledie.ru


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован