Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности формирующегося информационного общества, с объективной необходимостью детерминируя целостность нового типа экономической системы, обусловливает формирование принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности, адекватных его императивам.
В качестве такой инновационной формы предпринимательства выступает электронный бизнес, развитие которого интенсифицирует процесс становления электронных рынков. В связи с происходящими под влиянием процессов информатизации изменениями в обществе, быстрым распространением элементов виртуализации в экономике сформировался ряд проблем, в частности, в сфере отношений субъектов электронного бизнеса.
В России электронный бизнес еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Важная особенность России состоит в её масштабной территориальной распределенности. В силу этого электронизация практически во всех областях не может осуществляться на основе управления из федерального центра. Поэтому особенно важны региональные процессы и инициативы, в частности, институционализирующие «электронные отношения».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1. ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС КАК ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………… 9
1.1. Структура электронного бизнеса и организационно- экономические условия осуществления предпринимательской дея- тельности в виртуальном пространстве…………………………….. 9
1.2. Инфраструктурная среда электронного бизнеса информационной экономики……………………………………………. 25
1.3. Механизмы защиты прав собственности в условиях электронизации общества………………………………………………..44
2. МЕСТО И РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………... 51
2.1 Методика оценки потенциала развития электронного бизнеса в регионе……………………………………………..................................... 51
2.2 Адаптация Гарвардского подхода оценки электронной готовности к особенностям южных регионов России……………….... 61
2.3 Организационно-экономическая модель регионального сегмента электронного бизнеса……………………………………………………. 82
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) …………….. 93
3.1 Социально-экономические условия функционирования субъектов электронной торговли в регионе……………………………. 93
3.2 Ресурсное обеспечение развития электронного бизнеса в регионе. 111
3.3 Электронный бизнес как инструмент решения стратегических задач региональной экономики…………….………………………… 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
147 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
155 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 172