19 сентября 2006
2646

Елена Афанасьева: ТЭФИ-2006: шорт-лист

В минувшем феврале в телевизионной тусовке родилась шутка, что в этом сезоне Владимир Познер будет выдвинут на премию "ТЭФИ" как лучший спортивный комментатор. Владимир Владимирович, если помните, вместе с профессионалами в этой сфере вел одну из трансляций состязаний фигуристов в Турине.

В шутке этой, как водится, оказалась только доля шутки. Ибо в тройку финалистов премии "ТЭФИ" этого года в номинации "Спортивный комментатор, ведущий спортивной программы" вошел... Никита Михалков, который вместе с Виктором Гусевым комментировал показанную на "Первом канале" церемонию закрытия Олимпийских игр.

Оглашенные в субботу, 16 сентября, тройки финалистов главной телевизионной премии сенсации не произвели. В большинстве номинаций неожиданностей не случилось. Но некоторые предварительные выводы о качестве прошедшего телевизионного сезона на основе этого шорт-листа сделать можно.

Главный вывод: часто телеакадемики голосовали не за профессионализм своих коллег, а за задавивших своим авторитетом классиков. Булгаков, Пастернак, Солженицын собрали создателям сериалов по их романам больше номинаций, чем эти экранизации того заслуживают.

При всем уважении к личности Солженицына стоит отметить нелепость попадания Александра Исаевича в тройку лучших сценаристов телевизионных художественных фильмов и сериалов. Романист и сценарист - две разные профессии. Общеизвестно, что из гениальных и просто хороших писателей редко когда получаются хорошие сценаристы, умеющие выстроить действие снимаемого по своему роману фильма по законам кино или телевидения. Солженицын исключением не стал. И при отличной игре актеров и вдумчивой режиссуре Глеба Панфилова (который, кстати, в разряд лучших режиссеров почему-то не попал) сериал "В круге первом" часто "проседал" и не добирал того количества зрителей, какого заслуживал, именно из-за чисто ремесленных просчетов в сценарии, написанном без учета телевизионного зрительского восприятия.

Другой классик, Михаил Булгаков, своим авторитетом и магией своего великого романа подарил Владимиру Бортко номинацию лучшего режиссера. Чего плюшевый кот Бегемот и все режиссерское решение "Мастера и Маргариты" в стилистике дешевого телеспектакля 70-х годов при отнюдь не дешевом бюджете (только официально оглашенных 5 млн долларов), скажем честно, не заслуживают. Как этого могли не заметить несколько десятков телеакадемиков, непонятно. Скорее всего, просто не рискнули идти против мощнейшей и трудоустраивающей большое число этих самых академиков корпорации ВГТРК и ее главного канала "Россия", изначально позиционировавших "М&М" как главный проект прошлого сезона.

Еще одна странность, связанная с экранизациями классиков, - отсутствие в шорт-листе Инны Чуриковой, чья работа в сериале "В круге первом" стала маленьким шедевром. Но в данном случае наряду с "Маргаритой" Анны Ковальчук и "Ларой" из "Доктора Живаго" Чулпан Хаматовой академики внесли в список претенденток звезду старого советского кино Лидию Смирнову, видимо, просто за то, что "живая легенда" появилась в проходном проекте ТВЦ "Наследницы-2".

Не оказалось среди претендентов и Олега Меньшикова, сыгравшего Юрия Живаго, одну из лучших своих ролей последнего времени. Вероятно, академики не простили Меньшикову параллельного участия в неудачной экранизации "Золотого теленка", сделанной в этом же сезоне.

Заметьте, все чаще, обсуждая результаты главной телевизионной премии страны, мы говорим о номинациях художественных - лучших сериалах, актерах, режиссерах. Бурление вокруг информационных жанров практически сошло на нет. Если в середине 90-х в негласном телевизионном табеле о рангах главными номинациями считались именно новостные - "информационная программа", "информационно-аналитическая программа", "ведущий информационной программы", "интервьюер", "репортер", то в последние годы с нивелированием этих жанров падает и интерес к ним.

Номинация "Интервьюер" в этом сезоне и вовсе ликвидирована, якобы за неимением жанра. А работающая в жанре интервью Тина Канделаки отнесена к разряду "ведущих ток-шоу", отчего ей придется конкурировать с ведущими программы "Жди меня" и с Михаилом Швыдким из "Культурной революции".

С прочими информационными разделами тишь да гладь да божья благодать. Разве что Виктор Шендерович не пустил в тройку лучших информационных программ "Вести" государственного телеканала "Россия".

Напомню, что в прошлом сезоне именно при выборе троек случился казус. Выдвигавший в число претендентов коллег с "Эха-ТВ" Шендерович при решающем голосовании отчего-то высказался не за своих протеже, а за не менее достойных информационщиков из томской телекомпании "ТВ-2". Объясняя сей факт в своей колонке в "ЕЖ", Виктор написал, что "сумел подняться на корпоративной солидарностью". В этом году он над корпоративной солидарностью подниматься не стал и насолил-таки бывшему начальнику по старому НТВ Олегу Добродееву.

Любопытствующих отсылаю к блогу Шендеровича в "Живом журнале", а для прочих скажу только, что в отсутствии Добродеева и большого числа представителей руководства ВГТРК на общем собрании телеакадемии, при утверждении троек Шендерович поставил эту номинацию на переголосование. В результате программа "Сегодня в России" телекомпании "Эхо-ТВ" сменила "Вести" в тройке претендентов. Ведущий этой программы Андрей Норкин, как и в прошлом сезоне, вошел в тройку лучших ведущих информационных программ.

Интерес к информационным жанрам затухает, зато в эфире плодятся и множатся жанры развлекательные. Именно из-за этого стремительного "размножения" телеакадемики были вынуждены разделить номинацию "развлекательная программа" аж на три - "развлекательная программа: образ жизни", "развлекательная программа: юмор", "развлекательная программа: игра".

По количеству попаданий в тройки лидирует, как водится, "Первый канал", у которого без малого сорок номинаций. Около тридцати попаданий у их основных конкурентов с канала "Россия". 15 - у канала "Культура"; 11 - у СТС; 10 - у НТВ; 4 - у ТВЦ; 3 - у REN TV (еще в его старом написании латиницей); по 2 у "Эхо-ТВ" и "MTV Россия"; по одной у канала "Спорт", томской телекомпании "ТВ-2" и у ГТРК "Чукотка".

Победители станут известны через два месяца. 17 ноября в Московском доме музыки состоится вручение призов в 27 номинациях, объединенных общим названием "Профессии". Через неделю - 23 ноября - в зале "Академический" будут вручены 15 статуэток в номинациях "Лица", а также спецприз правления Академии российского телевидения и приз "За личный вклад в развитие российского телевидения". Впервые обе эти церемонии будет транслировать канал СТС.


http://ej.ru/?a=note&id=4828

19.09.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован