12 июля 2006
2705

Елена Афанасьева: Телесезон 2005-2006: индустриальные итоги

Лето в зените - телевизионный сезон на закате.
Правило это старо ровно настолько, насколько стара система медиаизмерений, не умеющая фиксировать зрительский интерес дачников и отпускников. Регулярные рейтинговые измерения в нашей стране начались десять лет назад, следовательно, все десятилетие с наступлением лета рейтинги падали, с ними падали и рекламные сборы, и телевизионщики, как школьники, отправлялись в отпуск, продлевая застойный период порой до конца сентября.

Последние пару-тройку сезонов летнее уныние, особенно на больших каналах, не столь заметно. Все увеличивающийся поток рекламных денег позволяет "Первому" и "России" (за ними подтягиваются и другие) и летнюю паузу превращать в кокетливый бантик на хвостике минувшего телесезона (финал 200-серийного хита "Не родись красивой" на СТС). Или в репетиционную комнату, где провалы и неудачи не столь страшны, как в рекламоемких декабре или марте (вернувшийся в эфир "Первого" пусть пока не всегда удачный, но живой разговор Бермана и Жандарева со своими гостями, разномастные премьеры ТНТ и т.д.). Кому что больше по душе.

Но, несмотря на череду летних проб, ошибок и обретений, основной сезон пройден. И, как водится, время подводить итоги. Что в телевизионном 2005-2006-м было главным, определяющим вектор развития?

Телевидение из просто развлечения давно превратилось в сферу политики и бизнеса. Поэтому итоги традиционно приходится подводить по нескольким составляющим - идеологической, индустриальной и содержательной.

Если в идеологической составляющей в прошедшем сезоне ничего принципиально нового не наблюдалось (площадка зачищена настолько давно и настолько основательно, что даже случившийся в этом сезоне уход с REN TV Ирэны и Дмитрия Лесневских, а вслед за ними ведущей Ольги Романовой и руководителя информационной службы Елены Федоровой мало что изменил в общей картине общественно-политического и новостного вещания), то индустриальные и творческие успехи более чем заметны. О них и поговорим поподробнее. Сегодня речь об индустрии, о телевидении как бизнесе.

Наиболее яркий бизнес-итог года, бесспорно, выход российской медийной компании "СТС-медиа" на биржу. То, о чем в свое время упорно мечтал покинувший ныне Россию Владимир Гусинский и к чему успела лишь приблизиться его компания "Медиа-Мост", шесть лет спустя претворил в жизнь прибывший, наоборот, не так давно в Россию Александр Роднянский. Выход на биржу возглавляемой им компании "СТС-Медиа" и вся затея с IPO - бесспорный прорыв, показывающий прозрачность, надежность и инвестиционную привлекательность российской медиасферы (по крайней мере, ее отдельных сегментов). Прорыв, который открывает путь другим российским медиагигантам. Неслучайно "Газпром-Медиа" в конце июня заявил о тех же намерениях и даже (возможно, дабы подчеркнуть свою прозрачность) впервые в истории объявил о выплате дивидендов собственным акционерам.

Другой важным итогом этого телевизионного года стал галопирующий рост рекламного рынка. Рост столь бурный, что предложенный объем рекламы перестал умещаться в эфире больших и малых каналов. Стало казаться, что еще чуть-чуть и всем нам придется, как в старой шутке, просить теленачальство не прерывать своими глупыми фильмами и передачами нашу любимую рекламу. На 44 минуты каждой серии умного и тонкого фильма Александра Прошкина "Доктор Живаго" на канале НТВ пришлось 26 минут рекламы! Что тут еще говорить!

Принятые Госдумой поправки в закон "О рекламе" ограничили допустимый объем рекламного времени внутри каждого телевизионного часа и навели прочий порядок в количестве и качестве рекламы на ТВ. И это едва ли не единственное за последние годы решение думцев, которое не вызывает у меня отторжения, напротив, при отдельных оговорках, кажется вполне разумным.

postimees.eeТретья отличительная особенность этого сезона - предчувствие цифрового телевидения, которое носится в телевизионном и правительственном воздухе. Грядущая цифровизация наложила свой отпечаток не только на множащиеся в эфире репортажи с совещаний, где вице-премьер Медведев грозит этой самой цифрой телевизионщикам и связистам, но и на отношения основных медийных корпораций друг с другом. Самые сильные и богатые из них понимают, что в ближайшее десятилетие на смену конкуренции программами придет конкуренция каналами. Оттого и множатся почкованием, плодя так называемые нишевые каналы. Так в прошлом году от СТС отпочковался канал "Домашний", так в этом сезоне к уже имеющимся у "России" "Культуре" и "Спорту" государственная корпорация ВГТРК добавила круглосуточный информационный канал "Вести-24". Если вспомнить, что в этом сезоне стартовал еще один столь же государственный, хотя и англоязычный канал Russia Today, то информационная палитра станет ясна.

Впрочем, цифра цифрой, а эфирное телевидение, руками главных своих каналов охватывающее до 98% территории страны, вряд ли скоро уступит свои позиции. Предсказать, как станет развиваться цифровое вещание в России, трудно. То ли останется игрушкой больших городов и маленьких, но продвинутых центров. То ли успешно завоюет все пространство необъятного отечества и дойдет до каждой избы быстрее, чем туда дотянутся метровые передатчики больших каналов, как быстрее стационарных телефонных линий добралась в деревни мобильная связь.

Гадать не стоит. Стоит только помнить, что даже в цифровую эру в такой централизованной стране, как Россия, большие государственные каналы всегда будут чем-то большим, нежели просто телеканалы, а телевидение - большим, чем медиакультурный ресурс. Посему и конкуренцию внутри разбившейся на две пары ("Первый"-"Россия", НТВ-СТС) "большой четверки" самых успешных и самых массовых каналов никто не отменял.

Что случилось в отношениях этой четверки в минувшем телесезоне?
Год назад канал "Россия" догнал и почти обогнал своего извечного конкурента "Первый" за счет так называемого сдвоенного длинного мыла - двойной линейки предпраймовых, ранневечерних сериалов для домохозяек типа "Кармелиты" и "Исцеления любовью", а также за счет бесконечного "Кривого зеркала". Но в прошедшем сезоне закрепить свой успех второй канал не сумел. Юмор Петросяна и К постепенно перестает приносить такие рейтинговые дивиденды, как несколько сезонов назад, длинное мыло поставили в свои сетки вещания и конкуренты. А лидерство в серьезной сериальной линейке, заявленное "Мастером и Маргаритой" и "В круге первом", канал "Россия" сохранить не смог. После нескольких месяцев игры на равных, с марта этого года, "Первый" вернул себе лидирующие позиции и стабильно удерживает их с небольшими отклонениями, вызванными футбольной неразберихой в июньско-июльском эфире.

У "Первого" в этом сезоне не было таких знаковых премьер, как прошлогодняя "Гибель империи". Более, того, многие критики отнесли к неудачам вполне рейтинговые сериалы "Есенин" и "Золотой теленок". Но канал позволил себе в этом сезоне эксперименты и, даже меняя коней на переправе, удержал рейтинговое превосходство. Кульминацией этого превосходства стал день 9 мая, когда "Первый" собрал небывалую среднесуточную долю аудитории -38,7% по России, - а рейтинг премьерного показа "9-й роты" в тот день составил 50,9%, не многим уступая традиционно самому рейтинговому проекту сезона - Новогоднему обращению президента.

Среди прочих важных для телевизионной индустрии моментов минувшего сезона стоит назвать целый поток фильмов, спродюсированных и "раскрученных" телеканалами. Если в 2004-м "Ночным дозором" "Первый" только попытался пробить брешь в плотном потоке американского кино на телеэкране, то в этом сезоне через эту брешь устремился уже свой поток.

"9-я рота" и "Питер FM" (СТС), не столь коммерчески удачные кинопроекты канала "Россия" (например, "Охота на пиранью") и абсолютный лидер киносезона "Дневной дозор" ("Первый") лишний раз подтвердили, что без ТВ киноискусству придется тяжело. И не потому, что без мощного телепромоушна нельзя заставить зрителя пойти в кино, а потому, что много лет занимающиеся телевидением продюсеры, такие, как Константин Эрнст и Анатолий Максимов, Александр Роднянский и Игорь Толстунов, Валерий Тодоровский, лучше чувствуют потребности и желания аудитории, нежели их сугубо киношные коллеги.

В череде значимых событий и смена руководства ТВЦ (полгода у Александра Пономарева и его команды ушло на обновление канала, результаты которого, как обещано, станут видны уже в начале нового телесезона), и искусственное создание еще одного крупного "канала российских регионов" на базе питерского пятого канала, и развитие множества мелких каналов - от "Звезды" до "Ностальгии". Но это уже, скорее, плоды грядущей цифровизации, о которой мы говорили в начале.
О творческих итогах минувшего телесезона в следующий раз.

http://ej.ru/?a=note&id=4254

12.07.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован