02 августа 2001
5060

Елена Виноградова: Малые сети пошли в рост

Наравне с крупными розничными сетями в Москве в этом году начали развиваться и сети небольшие. Даже те из них, кто несколько лет с момента образования провел "в спячке", заявляют о намерении открывать новые магазины. Их активность, помимо роста столичного рынка, вызвана приходом в Россию крупных иностранных сетей.

По данным отдела маркетинга компании "Сервис Плюс", работающей в области автоматизации торговли, сейчас в Москве 25 продуктовых сетей с количеством магазинов от трех до 10. Восемнадцать из них имеют по 3 - 5 магазинов. "Практически все такие сети заявили в этом году о намерении открывать новые магазины", - говорит президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.

Например, производящая вина компания "Арома" к 15 винным магазинам своей сети "Ароматный мир" до конца года планирует прибавить еще 20. Сеть "Патэрсон", в которую сейчас входит пять супермаркетов, собирается увеличить свою сеть еще на четыре магазина, а в Люберцах и Бирюлеве она начала строительство торговых центров площадью соответственно в 6000 и 12 000 кв. м. Сеть "Магнолия" вдобавок к своим четырем супермаркетам откроет еще два. Сеть дискаунтеров "Нестеровский" к 13 дискаунтерам, большая часть которых была открыта в этом году, до конца года рассчитывает добавить еще 24 магазина, сообщил маркетолог сети Герман Кузнецов. По его словам, сейчас осуществляются минимальные вложения в ремонт и оборудование магазинов. "Конкурентная среда поджимает. Сейчас главное - дать низкие цены. Вырастем, а затем будем думать об имидже", - говорит он.

Сами компании отказываются назвать объем инвестиций в свое развитие и их источник, но большинство отмечает, что частично они вкладывают собственные средства, частично - кредитные. Специалисты оценивают вложения в хорошо оборудованные торговые центры из расчета $700 - 1000 на 1 кв. м. Открытие дискаунтера может обойтись минимум в $60 000.

По мнению аналитика компании "Тройка Диалог " Андрея Иванова, банки должны были бы охотно кредитовать розничные сети. С ним согласен заместитель гендиректора рейтингового агентства "Интерфакс" Михаил Матовников - ритейл, считает он, привлекателен тем, что оборот не зависит от нескольких крупных сделок, а значит, стабилен. Залогом могут служить и помещение, и товары.

Небольшие сети скрывают своих кредиторов, но известно, что с крупными работает, например, Внешторгбанк, МДМ-банк, "Дельта-Капитал".

Активное расширение небольших продуктовых сетей, по мнению наблюдателей, вызвано главным образом боязнью компаний потерять свой бизнес после прихода на рынок западных сетей.

В Москве уже начали работать немецкая сеть Metro и голландская Spar. А немецкая Ava и французская Auchan собираются открыть здесь свои магазины в следующем году. Еще несколько сетей изучают возможности российского рынка.

В этой ситуации небольшие московские сети используют оставшееся время, чтобы раскрутить свои марки и повысить их инвестиционную привлекательность. По мнению руководителя российских программ Европейского торгового института (EHI) Олега Войцеховского, открывая магазины, компании декларируют, что их человеческих и организационных ресурсов достаточно, чтобы развивать бизнес.

Вполне возможно, у них есть шанс привлечь инвесторов. По данным Войцеховского, многие консультанты сейчас предлагают мультипрофильным компаниям инвестировать в ритейл, в том числе в раскрученный брэнд.

Как сообщил "Ведомостям" представитель одного из региональных венчурных фондов, рассматривающего возможность инвестирования в какую-либо столичную розничную продовольственную сеть, ритейл попадает в категорию стабильного рынка со среднесрочной отдачей, а инвестиционный портфель обычно стараются распределить именно в этих рамках. Другим преимуществом ритейла в глазах инвестора, по мнению Зуйкова, должно являться то, что в случае необходимости этот бизнес в Москве можно легко продать.

http://matov.narod.ru/

Ведомости
2 августа 2001 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован