10 февраля 2009
3071

Евгений Балацкий: Хай-тек - реальный шанс для России

Для российских бизнесменов сфера информационных технологий представляет собой настоящее инвестиционное Эльдорадо.


Как известно, при инвестировании конкретного начинания следует учитывать три фактора: прибыльность проекта (отрасли), существующие барьеры входа в бизнес и риски, связанные с его ведением. В настоящее время в России бизнес-барьеры играют все более заметную роль в принятии инвестиционных решений, в связи с чем именно на этот фактор следует обратить особое внимание. И здесь самостоятельное и поистине огромное значение имеют, прежде всего, административные барьеры, воздвигаемые властями на пути движения частного капитала. И любой грамотный инвестор сегодня старается проводить самую пристальную селекцию инвестиционных зон с точки зрения значимости в них фактора административных барьеров. Тем не менее, одна из максимально комфортных ниш с этой точки зрения - сфера хай-тека - до сих пор не вошла в разряд инвестиционно привлекательных; рынок программного обеспечения остается очень узким.


Какие же плюсы есть у рынка хай-тека?


Во-первых, ему не нужны ни лицензии, ни аккредитация. Следовательно, не надо брать никакие разрешения и не надо лишний раз контактировать с властями и бороться с бюрократией. Главное - на все это не надо тратить время и деньги, что при прочих равных условиях повышает норму прибыли и снижает риски. Представители хай-тека не боятся, что у них отнимут лицензию или их лишат аккредитации; не должны они еженедельно отчитываться и по множеству специальных нормативов, как, например, банки.


Во-вторых, хай-тек не нуждается в больших производственных площадях. Многие сотрудники этой сферы могут сидеть у себя дома за компьютером и создавать наукоемкий продукт, не выходя из дома. Не нужны программистам ни складские, ни торговые помещения - их продукт хранится на миниатюрных информационных носителях. Следовательно, не надо искать здания в выгодно расположенном месте, не надо арендовать огромные офисы, не надо регистрировать соответствующие договора, и опять-таки главное - не надо за все это платить. Минимизация офисных площадей приводит к тому, что представители информационного бизнеса не боятся, что к ним нагрянут с проверкой сотрудники санитарно-эпидемиологической станции, миграционной службы, пожарной охраны и тому подобных надзорных структур.

В-третьих, сектор информационных технологий практически не нуждается в сырье и материалах. Данный вид бизнеса базируется преимущественно на живом квалифицированном труде, а следовательно, он гарантирован от таких болезненных внешних шоков, как изменение мировых цен и конъюнктуры на рынках энергетических и минеральных ресурсов.


Перечисленные плюсы делают хай-тек виртуальным бизнесом, который российской бюрократии оказывается довольно сложно "поймать" и "выжать". Учитывая, что в России бюрократия набирает обороты во всех своих проявлениях и все больше сдерживает развитие частного бизнеса, уход сектора информационных технологий из зоны ее пристального внимания делает его достаточно привлекательным. Что касается прибыльности наукоемкой информационной деятельности, то уже сейчас заработки российских специалистов в этой области находятся на международном уровне, а в ряде случаев российские специалисты имеют зарплату, как это ни парадоксально, выше, чем их коллеги в США.

Однако есть у виртуального бизнеса и некоторые дополнительные текущие преимущества. Например, сейчас на этом рынке в России работают исключительно иностранные компании. И хотя в стране имеются квалифицированные кадры, готовые разрабатывать новые информационные технологии, отечественные инвесторы пока не хотят вкладывать деньги в "невидимый" высокотехнологичный бизнес. По-видимому, те, кто первыми выйдут на этот рынок и закрепятся на нем, станут на долгие годы лидерами.

Медленно, но верно формируется и институциональная среда рынка высокотехнологичного продукта: в российскую практику входят судебные разбирательства о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Причем указанные дела все чаще заканчиваются в пользу истцов. Это не может не окрылять потенциальных инвесторов хай-тека.

Наконец, в последние годы в Европе колоссальное развитие получили такие явления, как интеллектуальный офшоринг и аутсорсинг. Однако этой формой бизнес-сотрудничества пользуются исключительно европейские предпринимателя, заимствующие российскую рабочую силу. Между тем уже сейчас имеются все предпосылки организовать обратный процесс: отечественные инвесторы могут наладить бизнес в области хай-тека с привлечением не только российских, но и зарубежных программистов и информационных технологов. Пока данная ниша пустует и вход в нее ничем не лимитируется.

И последнее. Рынок хай-тека имеет глобальный характер и выход на него сулит огромные возможности. Активизация на этом рынке Индии и Китая позволила этим странам сделать колоссальный рывок в экономическом развитии. Россия же пока самым пассивным образом отдает этот рынок третьим странам, у которых значительно меньше потенциал для налаживания эффективного бизнеса в области информационных технологий и компьютерных наук. Кроме того, страна стоит накануне взрыва внутреннего спроса на хай-тек. Однако, как это часто бывает, этот взрыв должен спровоцировать сам инвестор.

04.07.2007
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=1767
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован