23 июля 2010
7664

Евгений Газеев: `Не влезай - убьет!`... (Запретительный знак на высоковольтном распределителе)

Вне всякого сомнения, интерес в современном российском обществе к тематике "Политической модернизации: между авторитарным и демократическим выбором", изложенной в публикации глубокоуважаемой Ларисой Игоревной Никовской велик и не только потому, что данные вопросы подняты на высшем внутригосударственном уровне, но и естественно нашли свое заметное отражение в деятельности всех политических партий.

Однако, основополагающие принципы построения и понимания данного, глобального по своей сути явления, как учеными, так и политиками трактуются совершенно по разному: начиная с момента появления теории и до настоящего времени.
Но, все же возьмем на себя смелость и попробуем усомниться с том, что теория модернизации является классическим "продуктом" т.к. она, на научную классику, по целому ряду и объективных, и субъективных причин, наверное, никак, пока, не дотягивает.

И что примечательно, общепризнанного представления "истины" в теории модернизации, будь то рассматриваемой нами как в политическом, или экономическом, или каком либо другом явлении, даже "посередине" из всего того, что на сегодня есть, пока еще не найдено.

Рассматриваемый уважаемым автором посыл выбора модернизации (вполне возможно имеется в виду и не только в России, и не только в политическом аспекте) между авторитарным и демократическим вариантом с последующей историко-смысловой интеграцией ее от "социо - культурных предпосылок протестантской этики" помимо всего прочего уже "громили" и подвергали серьезному сомнению:

- и Дж. Джермани: видевший в модернизации революционное движение за национальную независимость, приоритет плановой экономики;

- и Дж. Фостер: считавший, что в теории модернизации не найдено (отсутствует) категориальное понимание единицы изменений;

- и многие другие буржуазные ученые, исследования которых подтверждали неизбежный фактор того, что политическая (и любая иная) модернизация внутри капиталистической общественно - экономической формации неизбежно приводит к дальнейшему обнищанию слаборазвитых государств, под видом "демократизации" появляются и усиливаются авторитарные и диктаторские режимы, процветает клановость, корпоративность, коррупционность, постоянно провоцируются военные конфликты, всевозможные кризисные явления, развивается религиозный фундаментализм, национализм, шовинизм и т.п.

В общем, от такой вот "модернизации", мало никому не покажется...

Довольно забавным обстоятельством является фактор того, что некоторые убежденные проповедники и защитники буржуазной политэкономии как критиковали, так и продолжают яростно критиковать теорию модернизации (в том числе и политической) призывая на "помощь" то Карла Маркса, а то и самого Чарльза Роберта Дарвина...

На фоне всего этого довольно потешными становятся "потуги" проявления российского (и не только) научного снобизма при помощи которого "открыт" (как всегда) "совершенно особый", ни как у всех, путь "модернизации" российского общества, под "громким названием" - "управляемая демократия"...

Правда, некоторые острословы уже успели окрестить ее (управляемую демократию) кто как: кто - "соленый компот", кто - "теория кота в мешке", а кое - кто уж совсем неприличными изречениями...

Следующее и немаловажное историческое обстоятельство заключается в том, что истоки модернизации (в т.ч. и политической) довольно слабо накладываются на внутриконфессиальные "революции - революционные течения", отмеченные автором, через возникновение первооснов морали протестантского движения - тогда давайте и мы какие - нибудь "заслуги" в истоках отечественной политической (и другой) модернизации "припишем", допустим, Патриарху Никону и церковному расколу в России XVII века...

Вот на революции, да - истоки модернизации (в том числе и политической) накладываются: и на Английскую, и на Американскую, и на Великую Французскую, но они, как и буржуазно - демократические в России 1905 и февраля 1917 года принципиально (фундаментально) не повлияли на модернизацию ни политических, ни экономических, ни социальных взаимоотношений: общество как было, так и (после этих революций) осталось разделенным на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Однако эти революции исторически подготовили плацдарм для последующих более значимых политических модернизационных процессов.

И как результат, социалистической революции 1917 года в России удалось решить все основные вопросы политико-модернизационного плана, но, если я правильно понял автора (а если нет - извиняюсь), то у Ларисы Игоревны этот "путь" ассоциируется с "авторитарным", вроде того "плохим" вариантом, ну что же, тогда поживем - увидим, чем закончится "хороший - демократический"...

Да и пока сложно сказать: в принципе, с научной точки зрения, возможно или нет политически "модернизировать" уже исторически заложенные в государственных системах и сознании (менталитете) целых поколений социалистических устоев - в капиталистические.
А частично, в связи с этим, не явилось ли все это, понимаешь, одной из причин современного глобального финансово - экономического кризиса, который, в принципе, может запросто перерасти к глобально - политическому...

Объективные законы развития человеческого общества пока еще никто не отменял.

Какие бы "препоны" на этом пути не стояли, они неизбежно исторически преодолевались. Поэтому любая экономическая модернизация и все сопутствующие ей элементы в капиталистическом обществе неизбежно (логически) приведут к модернизации политической (социалистической). Ну, каким путем: демократическим или авторитарным это уже второй, производный от первого вопрос, все зависит от того, как капитализм будет "сопротивляться"...

Е. Газеев
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован