Существует два четко разделенных аспекта рассматриваемого вопроса:
1) Государственный резерв и работа по совершенствованию функции закупок и хранения продовольствия.
2) Государственный заказ как средство регулирования и поддержки товарных рынков и товаропроизводителей.
1. В связи с закрытостью количественных данных по рассматриваемому вопросу мы предлагаем обсудить проблему, опираясь на расчеты, производимые на единицу продукции.
Не оспаривая важность государственного резерва, как части социально-экономической стабильности в стране, тем не менее, считаем необходимым возможность переоценки целей и целесообразности сохранения текущего положения о резервах.
В последнее десятилетие произошли значительные изменения не только в России, но и в мире. Созданы и эксплуатируются новые прикладные технологии в мясной отрасли, сформировались новые подходы в вопросах питания, рациона людей, пищевой и биологической ценности отдельных продуктов.
Мы предполагаем, что в свете этих изменений следует пересмотреть концепцию Государственного резерва РФ и Госзаказа с целью;
а) Увеличения количества и пищевой ценности государственного резерва в рамках уже существующего финансирования, (или)
б) Уменьшения и рационального использования средств, направляемых на поддержание резерва, при этом сохранив количество и пищевую ценность резервов.
Значимая часть основного белкового продукта питания резервируется в виде мяса (замороженного в полутушах) и консервной продукции из мяса говядины.
Однако, вызывает сомнение целесообразность замораживания мяса и его хранения в полутушах, то есть с костью животных, вследствие очевидности больших затрат на замораживание хранение в полутушах.
При кризисных ситуациях естественно могут быть ограничения или невозможность использования достаточного количества энергии, производственных и людских ресурсов, а также другие препятствия.
Из этого предположения следует, что нецелесообразно резервировать на экстренные случаи сырое замороженное мясо, то есть полуфабрикат, который до потребления проследует сложную схему перемещения и переработки.
Если же все-таки мы считаем, что такой резерв нужен, следует рассмотреть пропорции между сырым мясом и консервной продукцией.
В связи с нехваткой говядины индустриального забоя в РФ государственный резерв являлся значимым заказчиком мяса говядины из Украины, в предыдущие годы, то есть государство формирует импорт сырья, который, попадая после хранения на рынок, может оказать демпинговый эффект на собственном рынке. (Важно отметить, что нехватка говядины и возможный избыток предложения свинины отечественного производства очевидный факт в среднесрочной перспективе).
Исходя из изложенного, а так же из предположения о том, что современные технологии консервирования и проектирования мясных продуктов с заранее заданными потребительскими свойствами, пищевой и биологической ценностью за последние десятилетия значительно продвинулись. Предлагаем обсудить возможность, а после исследований и обстоятельных расчетов, изменить структуру резерва по группе мяса и мясопродуктов.
Новая концепция, как нам представляется, должна исходить из целесообразности затрат на приобретение и хранение единицы белка как основного элемента питания и калорийности для восполнения энергетических затрат организма. Кроме того, предусматривает существенное увеличение доли использования мяса птицы и свинины отечественного производства при производстве консервной продукции.
Для решения такой задачи следует разработать новый стандарт консервной продукции, отвечающий или максимально приближенный к эталонному (рекомендованному по медицинским нормам) по балансу белка, жира, воды, макро, микроэлементов и витаминов. (Или выбрать из существующего ассортимента)
Увеличение доли использования свинины. Это позволит использовать сильный рычаг (госзаказ) для поддержания эффективности ЛПХ (личные подсобные хозяйства).
Базовая составляющая для социально-экономической реабилитации села.
Что касается эксплуатационных и экономических аспектов, то следует отметить, что:
а) хранение замороженного мяса требует как больших эксплуатационных затрат ориентировочно (60 долл. в год на 1 т), так и капитальных сооружений, холодильных мощностей с экологическими проблемами (старые аммиачные системы). Следует предположить, что после тарифного реформирования и изменения цен на энергию эти затраты еще более увеличатся.
б) расходы при хранении 1 т мяса в полутушах составляют около 80 (2000-2500 руб.) долл. в год, кроме того, используются большие площади при хранении ориентировочно 175 кг животного белка и 2425 ккал.
При хранении же 1 т консервов расходы могут быть в 4 раза дешевле, а также занимаются значительно меньшие складские площади, при этом хранится 160 кг белка и 3415 ккал то есть на 30% больше полезных свойств на единицу объёма хранения.
в) следуя предыдущему изложению (6) также следует помнить о необходимости новых затрат в том числе энергетических при "переводе" сырого мяса в продукт готовый к употреблению, особенно если это будет происходить в кризисных условиях.
2. Считаем необходимым отметить, что новая политика в вопросах формирования государственного резерва может быть использована для поддержания через механизм госзакупок у участников нацпроектов, которые не интегрированы в дальнейшую переработку. Это в существенной степени снизит напряжение у фермеров и ЛПХ, а так же станет фундаментальной базой стабильности на селе.
Предполагаемая госкомпания могла бы сформировать стратегию и план действий для содействия государству в достижении следующих целей:
1. Содействие через заранее объявленные цены по закупкам свинины у ЛПХ приемлемый уровень доходности у мелких товаропроизводителей. Это обеспечит закрепление людей на селе и подкрепит их желание участвовать в производстве сельхозпродукции.
2. Рационализация (финансовая, технико-технологическая, логическая и товарная) формирование и обновление госрезерва, а так же госзаказа в целом.
3. Сохранение и модернизация системы консервной отрасли через инструмент госзаказов как важного партнёра (частно-государственного партнёрства).
Модернизация и локальное расположение предприятий консервной отрасли должна проходить по плану и ведению государства т.к. это затрагивает отдельные вопросы национальной безопасности.
При формировании госрезерва в виде консервной продукции возникнут ряд существенных преимуществ.
Мобильность по перемещению и возможность целевого потребления в любых условиях.
1. Существенное снижение затрат на хранение (при общей тенденции роста тарифов). Высвобожденные деньги можно направить на помощь мало обеспеченным слоям населения (отдельный доклад).
2. При обновлении резервов инвариантность его использования, т.е. без сброса на рынок можно распределить на текущее потребление армии и др. спец потребителей, а так же использовать как инструмент поддержки социально детерминированных групп потребителей.
Во многих странах, в том числе очень развитых, продовольственная помощь (или натурализованная или через карточки) является важнейшей составляющей, как агропродовольственной, так и социальной политики государства.
Президент Союза
Лауреат государственной премии
Мамиконян М.Л.