Завершилась весенняя сессия Государственной Думы РФ. Одним из основных законов, принятых парламентариями, стал федеральный бюджет на 2008 2010 годы.В таком формате - на три года - бюджет принимался впервые. Это естественно: финансовые возможности страны улучшаются, возрастает ответственность государства, в том числе Госдумы, как этими средствами распорядиться, чтобы пользу от экономического роста ощутил каждый гражданин. Три года - достаточно серьезная перспектива развития, в соответствии с которой могут выстраивать свои планы и крупные промышленные предприятия, и малый, и средний бизнес. "Единая Россия" взяла на себя ответственность сформулировать эту перспективу. Президент России Владимир Путин выразил благодарность депутатам фракции "Единая Россия" в Государственной Думе за поддержку самой идеи трехлетнего бюджета, назвав это ответственным и правильным подходом. 28 июня Владимир Путин встретился с активом госдумовской фракции "Единая Россия". По результатам встречи я выделил для себя три важных момента. От затрат к результатуПервый - это подтверждение высказанного в послании намерения Президента о совершенствовании бюджетного планирования. А именно о переходе от управления бюджетными затратами к управлению результатами для эффективного использования бюджетных, материальных и людских ресурсов. Это напрямую перекликается с той темой, которая была мне поручена моими избирателями. Я говорю о законодательном установлении критериев расчета бюджетных расходов для обеспечения эффективного исполнения конституционных гарантий гражданам России. Соответствующий законопроект о минимальных государственных социальных стандартах мною был разработан и рассмотрен Госдумой в первом чтении. Принятие этого закона признано решением IV съезда партии "Единая Россия" одним из стратегических направлений. Если к этому добавить, что Минфин России начал, в порядке эксперимента, просчитывать по стандартам бюджеты трех регионов, то можно сказать, что важнейшее дело обеспечения местных бюджетов необходимыми средствами сдвинулось с места. Ветхое жилье моеСледующий важный для меня момент - это стремление президента решить проблему модернизации жилищно-коммунального хозяйства, ликвидации ветхого жилья. Эта тема также была и остается одной из главных в моей депутатской работе. Она близка и до боли понятна всем практикам муниципального управления. Начиная с 2001 года, я неоднократно направлял свои предложения по решению проблем в жилищно-коммунальной сфере и президенту, и в Правительство РФ, выступал на парламентских слушаниях, круглых столах, совещаниях, публиковал свои статьи. Старался убедить и президента, и правительство, и коллег в Госдуме в том, что государство сегодня имеет возможность и должно взять на себя расходы по приведению жилых домов в нормативное состояние, по модернизации всей отрасли. Оно не имеет права оставлять людей один на один с проблемой аварийного и ветхого жилья и коммуникаций. Предлагал направить на эти цели 1,5 триллиона рублей из средств Стабилизационного фонда, поскольку цена вопроса огромна, и никакой бюджет ее "не потянет". Ведь объем так называемого ветхого жилья по разным оценкам составляет порядка 100 миллионов квадратных метров, а аварийного - более 11 миллионов квадратных метров. И это не просто метры - это человеческие судьбы. Поэтому важнейшим моментом встречи и одним из важнейших событий в весеннюю сессию я считаю определение принципиального подхода к решению проблемы модернизации жилищно-коммунальной сферы. Наконец-то Госдума приступила к обсуждению законопроекта о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального комплекса, в котором будут заложены правовые основы погашения и реконструктуризации задолженности организаций ЖКХ, восстановления их платежеспособности и недопущения ухудшения финансового состояния. Это прорывной момент. С начала 2008 года должен заработать Фонд содействия реформированию ЖКХ объемом в 250 миллиардов рублей, в том числе 100 миллиардов рублей - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и 150 миллиардов рублей - на проведение капремонта жилья. Уже в 2007 году в соответствии с поручением Президента РФ выделено 10 миллиардов рублей: 5 - на переселение граждан и 5 - на проведение капитального ремонта жилищного фонда. Задача Фонда оказывать финансовую поддержку органам государственной власти субъектов РФ путем софинансирования мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов и переселением граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Это очень большие деньги для старта реформы. Не случайно Владимир Путин Сказал о том, что партия "Единая Россия", имеющая свои отделения в регионах и обладающая ресурсом для того, чтобы обеспечить общественный мониторинг реформирования структур ЖКХ, должна сделать это, и призвал к необходимости общественного и партийного контроля за проведением реформы. Завод и город - в одной связкеИ третье. О важности этой темы говорит уже хотя бы то, что из семи заданных Владимиру Путину вопросов отдельно прозвучал вопрос о перспективах и проблемах местного самоуправления. На встрече было принято решение о создании Комиссий по местному самоуправлению при Президенте РФ и при Правительстве РФ для того, чтобы представители муниципального сообщества имели возможность принимать участие в обсуждении важнейших государственных решений еще на стадии их формирования. До сего времени такой процедуры просто не существовало, и муниципалы оказывались уже перед фактом принятых решений. Кроме того, в первой половине сентября будет проведен Муниципальный форум "Местное самоуправление - ресурс развития государства". Инициатором проведения форума выступил созданный под эгидой "Единой России" Всероссийский Совет местного самоуправления. Весь август мне предстоит готовить документы к этому мероприятию. Принципиально основные предложения по решению ключевых проблем системы местного самоуправления мною уже обсуждены во всех регионах России. И на VII съезде "Единой России" многие из них прозвучали и были положены в основу программы партии. На сегодняшнем этапе ключевой задачей в развитии системы местного самоуправления, кроме урегулирования межбюджетных отношений и модернизации системы жилищно-коммунальной сферы, считаю создание механизмов и стимулов для развития муниципальных образований. Я проехал многие регионы России, и всюду специалисты отмечают как острейшую проблему отсутствие взаимосвязи в развитии бизнеса, экономики и инфраструктуры муниципальных образований. Ведь как было раньше: на государственные средства строился новый завод, и на эти же средства возводились школы, больницы, жилые дома для тех, кто будет на новом предприятии работать. А сегодня мы имеем достаточно примеров, когда бизнес успешно развивается, а город за этим просто "не успевает". А между тем существуют опробованные практикой, в том числе в Свердловской области, механизмы, позволяющие обеспечить баланс в развитии территории и производств. Таковыми я считаю программы комплексного социально-экономического развития. Ведь муниципальные образования являются крупнейшими субъектами экономической деятельности. А каждый субъект экономики должен иметь свой бизнес-план. Вот программа развития и будет таким бизнес-планом, обеспечивающим взаимодействие всех уровней власти и хозяйствующих субъектов. Программы эти комплексные, сочетающие и вопросы социальной инфрастуктуры, и развитие науки и производства, и решение кадровых проблем. Участниками программ могут быть органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, профильные министерства, хозяйствующие субъекты. И еще что важно: программы, как и трехлетний бюджет, о котором я говорил выше, дают понятную перспективу развития. А это позволяет и промышленникам, и малому и среднему бизнесу строить планы, увязанные с этой перспективой, становиться стратегическими партнерами власти. Таким образом, мы объединим усилия всех, кто стратегически, на перспективу заинтересован в развитии территории, приведем в действие механизм государственно-муниципально-частного партнерства. Выгода для всех очевидна: город получит возможность развивать собственную инфраструктуру, предприятия - комфортную среду для своих работников, на них потянутся квалифицированные кадры. Для законодательного обеспечения этих предложений мною совместно с коллегами разработан проект федерального закона "О муниципальных программах комплексного социально-экономического развития". Мы рассматриваем программы как составную часть бюджетного процесса и предлагаем утверждать их ежегодно перед принятием бюджета. Законопроект предусматривает в качестве источников финансирования муниципальных комплексных программ средства местного бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, средства федерального бюджета, а также средства предприятий и организаций, участвующих в реализации муниципальной комплексной программы. При этом расходы предприятий и организаций на финансирование мероприятий муниципальной комплексной программы предлагается относить к расходам, принимаемым для целей налогообложения по налогу на прибыль. Предполагается обязательное отчисление от средств, инвестируемых на территории муниципального образования предприятиями всех форм собственности в размере трех процентов. Наши предложения были обсуждены на региональном форуме партии "Единая Россия" в Тюмени, а в Свердловской области - на заседании регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, и направлены в Политсовет партии "Единая Россия". Программа партии предусматривает создание стимулов для развития территорий. Надеемся, что "Единая Россия", как политическая сила, взявшая на себя ответственность за развитие страны, поддержит наши предложения. И закон о муниципальных программах развития будет содействовать переходу к инновационной экономике. Георгий ЛЕОНТЬЕВ , депутат Государственной Думы.
Областная газета, г. Екатеринбург
18.08.2007
http://www.er-duma.ru/pubs/24204