Эксклюзив
Аванесов Вадим Сергеевич
28 октября 2022
1252

Гибридное обучение

 

Введение

В науке гибридом называют объект (от греч. ὕβριδικά — помесь), сочетающий в себе свойства двух и большего числа  объектов.     В педагогической практике гибридное обучение понимается как применение не одного, а нескольких педагогических форм или методов, используемых для обучения как в совместной деятельности с педагогом, так и для самостоятельного изучения материалов с помощью компьютера и электронных обучающих программ.  Организация творческого соединения двух довольно отличающихся педагогических процессов - обучения и самостоятельного изучения материалов помогает преодолевать трудности пандемического периода жизни человечества и как-то сохранять качество учебного процесса, насколько это возможно.

В первой части статьи показано, что распространение гибридного обучения является результатом естественного процесса развития образовательной деятельности.  Попытки обогатить традиционный учебный процесс делались не раз, но классно-урочная форма почти всегда, везде и всё отвергала как могла. Электронное изучение стало редким исключением, потому что новая эпоха уверенно требовала соединения традиционного обучения с электронными формами. В результате мы получили гибридное обучение, как предмет для применения и обсуждения перспективы его развития.

Основные вопросы развития гибридного обучения представлены здесь шестью  ключевыми словами, имеющими точные определения на уровне научных понятий.

 

Ключевые слова

1) гибридное обучение

2) электронное изучение.

3) электронный учебник

4) квантование учебных текстов с применением заданий в тестовой форме

5) тестовые задания

6) педагогический тест.

Поскольку перечисленные слова – это одновременно иназвания тем, которые здесь затронуты, то в данной статье появляется возможность  раскрыть некоторые понятия полнее. Например, относительно новое понятие «электронное изучение», вместо привычного электронного обучения. Разница, очевидно, в главном субъекте деятельности, что важно понимать.

 

Проблема исследования

Проблема исследования в настоящей статье охватывает главные вопросы – определения цели, содержания и форм гибридного обучния. Особо выделены два предмета. Первый – это анализ самого феномена гибридного обучения, который в научно-педагогической литературе мало исследован, а потому и не  представлен там  должным образом. Отсюда вытекает актуальность темы статьи. Второй предмет – это формы и методы гибридного обучения.

В Интернет высказывается мнение, что гибридное обучение - совершенно новый способ организации образовательного процесса, но с этим утверждением   трудно согласиться.  Потому что это, скорее, один из способов соединения двух (лучше говорить) форм, в одну методику гибридного обучения. В котором отчасти используется  традиционная, классно-урочная форма занятий, и вторая форма – электронная, в которой предполагается преимущественно самостоятельное изучение материалов с помощью компьютера и мультимедиа. Естественно, что при таком изучении тьютерская форма поддержки самостоятельной работы учащихся становится ведущей.

Гибридное  обучение  имеет   небольшую  историю,   слабую   научную                                   базу            и соответствующую начальному этапу развития научной литературы. А потому в практике гибридное обучение почти всегда подвержено попыткам организовать его либо с уклоном на традиционные классно-урочные занятия, либо пытаться учить посредством расширения второй, электронной части учебного процесса. Эмпирический баланс здесь достижим с трудом, а потому в итоге обычно получается тот или иной вариант так называемого «смешанного» обучения.  

Гибридное обучение обычно строится на идее разделения учебной группы на две примерно равные части. Пока первая часть проводит занятия с учителем, вторая часть группы занимается самостоятельно электронным изучением материалов курса с компьютерами, там, где они есть в исправном состоянии и в достаточном количестве. Во второй группе осваиваются специально подготовленные материалы, решаются задания, используются тестовые и нетестовые задания, определяется  достигнутый уровень подготовленности, включая выполнение домашней работы. Затем группы меняются местами.

Учебное время для каждой группы даётся одинаковое, или примерно одинаковое, что может зависеть от разных причин. Например, от различий в уровне подготовленности каждого класса и каждого отдельного учащегося. Но одинаковое время и единый объем изучаемого материала для всех учащихся, с различными способностями к образованию сейчас уже нередко начинает воспринимается как нонсенс. Но так легче планировать учебный процесс и управлять им. И потому одинаковость подходов, форм и методов в педагогическом процессе всё ещё нередко  остаётся одинаковой или сходной.

 

Определение гибридного обучения

Самое короткое определение, имеющееся в литературе – это сочетание традиционной классно-урочной формы занятий с онлайн-обучением, с помощью компьютера. Но это определение имеет один существенный недостаток, так как под это определение подпадает ещё одна педагогическая форма – т.н. смешанное обучение.

При попытках   найти ответ на вопрос - чем отличается гибридное обучение от смешанного обучения, результат один и тот же. При смешанном обучении соотношение времени смещается в ту или иную сторону, в то время как при планировании гибридного обучения педагоги в основном придерживаются  принципа деления времени пополам или, так называемого за рубежом правила fifty-fifty. Проще говоря, примерно половину времени занимает учитель, а другую половину – самостоятельное электронное изучение материалов. Похоже, что это и есть самое главное отличие гибридного обучения от смешанного обучения. В последнем варианте соотношение времени в основном не одинаково.

 

Схемы гибридного обучения

            И.Д. Рудинский и А.В. Давыдов упоминают следующие схемы обучения за рубежом: 1) смешанное обучение (до 45 % онлайн-обучения);

2) гибридное обучение (40-80 % в режиме онлайн-обучения);

3) дистанционное обучение с помощью сети Интернет (более 80 % онлайн-обучения;

4) обучение с помощью сети Интернет (минимум онлайн-обучения)(2).           Большинство других российских авторов так же склоняются к выделению равного времени на традиционные и электронные формы обучения. Потому что так проще организовать процесс гибридного обучения. Хотя можно априори сказать, что всё, что проще - не всегда лучше.

 

А что лучше?

Если вернуться к вопросу – что лучше - гибридное или смешанное обучение, то для персонализированного обучения автор этой статьи выбрал бы смешанное обучение.  Хотя правильный выбор больше зависит от уровня развития и от учебной мотивации каждого учащегося. Но тогда будет торжествовать не гибридное, а смешанное обучение, а в его рамках - персонализированное обучение. И этот выбор будет зависеть, вероятно, от процента использования онлайн обучения и от уровня подготовленности самих учащихся.

Считается, что главное отличие гибридного обучения от любого другого вида - параллельное и т.н. «бесшовное» сочетание онлайн-обучения с очным обучением. Метафора «бесшовное» даёт понять, что лексика и терминология гибридного обучения ещё не дотягивают до желательного уровня (3). В литературе встретилась ещё одна не вполне понятная цитата: «Интернет выступает не только в качестве необходимого ресурса для поиска информации        «по аксиологически  обусловленному процессу гибридного образования, но и является средством подготовки и формой непосредственного участия в      различных типах гибридного образования» (4). Давно было сказано, что все начала трудны. 

 

Преимущества гибридного обучения

Ранее упоминалось, что в гибридном обучении самая обычная практика – это деление группы на две части, с последующей переменой мест занятий. Отмечается, что преимуществами такого обучения является более тесное взаимодействие сверстников друг с другом, вовлеченность в образовательный процесс, более гибкий график и интерактивное обучение (5). Общее мнение таково, что гибридные формы обучения и изучения дают лучший результат, чем традиционное обучение или электронное изучение учебных материалов.

Поскольку соединение привычных и новых форм в гибридном обучении почти всегда получается в различных процентных отношениях, то в практике получаются различающиеся по содержанию и формам варианты такого обучения. И это считается естественным результатом. В литературе успешность гибридного обучения связывается с такими преимуществами (6):

 1. Гибкость в обучении

 2. Расширенный доступ к обучению

 3. Эффективное управление ресурсами                     4. Сокращение числа прогулов

5. Учет потребностей всех учащихся

6. Эффективная обратная связь

7. Большая вовлеченность учащихся .

 

Отношение педагогической науки к гибридному обучению

Гибридное обучение имеет высокий потенциал для активного использования в нём других образовательных технологий и форм. Таких, например, как электронное обучение и изучение – две грани целостного процесса развития учащихся (студентов). Целостность достигается синтезом учебных текстов для самостоятельного чтения и усвоения их содержания, а также решения различных заданий, прилагаемых к каждой части или теме электронного учебника. Тексты и задания электронного учебника создаются как формы для развития обучающихся, проверки и самопроверки усвоения ими изученного материала в электронном варианте.

 

С чем соединимо гибридное обучение?

В этом деле  на первое место претендует тот вид обучения, который получил название e-learning. Вторая часть гибридного обучения обычно переводится как электронное обучение? Здесь же оно выступает как самостоятельное электронное изучение курса. Этим подчёркивается важность второй части педагогического процесса, в котором учащиеся в немалой  мере сами изучают курс, если есть достаточное число учебных материалов в электронной форме .

В отличие от электронного обучения, e-Learning тесно сопряжён с изучением, а проверка знаний – с самопроверкой. И это тоже немного в сторону от традиционного обучения и министерского контроля. Такой подход выполняет важную задачу активизации деятельности самих учащихся и уменьшения стрессов от внешнего контроля со стороны проверяющих. По сути, это решение ключевой проблемы педагогики – творческое соединение обучения с контролем и самоконтролем (7 ). 

 

Что дальше?

А дальше начинает выстраиваться цепочка других возможных форм и методов. К достоинствам e-Learning относятся возможности обучать как в очной, так и в заочной форме, можно индивидуализировать учебный процесс посредством адаптации образовательных программ и учебных материалов к реальному уровню подготовленности каждого обучающегося. Кроме того, e-Learning позволяет заменять, где это целесообразно, живой труд педагогов овеществлёнными формами их труда, в виде компьютерных программ, электронных учебников и пособий, а также обучать нескольких групп сразу. Если, конечно, есть компьютерные классы и есть адекватные обучающие и контролирующие программы. Такие возможности позволяют увеличить производительность педагогического труда.

Использование e-Learning в гибридном обучении позволяет рассматривать учащегося как центральную фигуру образовательного процесса, что ведет к изменению стиля взаимоотношений с педагогом.  При этом учитель перестает быть основным источником информации; он занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации педагогических условий, необходимых для успешного решения образовательных задач, разработки педагогических материалов для самостоятельного изучения. Таким образом, учащийся учится, а учитель создает лучшие  условия для изучения. Традиционная образовательная практика при этом получает шанс трансформироваться в личностно-ориентированную педагогику развития (8).

 

Разработка электронных учебников для гибридного обучения

Если идею активного использования e-Learning в гибридном обучении принять, то вслед за этим может потянуться актуальная проблема разработки электронных учебников (ЭУ). Это программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его разделы. Комплекс объединяет основные и вспомогательные учебные тексты, задания в тестовой и в иных формах, справочник, технологически управляющую систему текущего усвоения учебного материала, проверку и самопроверку качества усвоения.

В содержание электронных учебников входят:

  • Учебные тексты - основные, вспомогательные, дополняющие, развивающие, корректирующие, переменного уровня трудности, все желательно написанные в форме квантованных текстов, с заданиями в тестовой форме.

- Задания могут использоваться как в тестовой, так и в иной форме. Но лучше применять задания в тестовой форме. Задания в другой форме могут оказаться не технологичными, а значит, и не эффективными.

- Электронный учебник должен содержать решающие правила автоматизированной оценки ответов студентов на каждое задание. Ответы даются на все, по возможности, задания, большинство ответов желательно иметь с аргументацией, с опорой на теоремы и т. п.

-В электронном учебнике желательны иллюстрации, используемые из примерного расчёта – одна иллюстрации на одну страницу текста.

Каждый электронный учебник должен содержать тезаурус - систему определений взаимосвязанных понятий изучаемого курса. Число понятий курса регламентируется программой.

Гипертекстовые ссылки, позволяющие обосновать и связать знания различных сторон изучаемой темы, желательны.

Списки рекомендуемой литературы нужны для дальнейшего развития учащихся и студентов.

В идеале ЭУ должен содержать компьютерную программу адаптивого управления процессом изучения студентом текстов и решения заданий.

 

Содержание и форма заданий в ЭУ

Нельзя обойти стороной и вопросы формы заданий.

С технологической точки зрения наиболее подходящая форма заданий для ЭУ – это задания в тестовой форме. Наиболее рекомендуемые формы - это задания с выбором одного или нескольких правильных ответом из числа предложенных, задания открытой формы, и задания на установление правильной последовательности. Содержание заданий в тестовой форме электронного учебника тесным образом связано с содержанием образовательного процесса и зависит от последнего. В заданиях нет, и не может быть содержания, которого не было бы в учебных курсах.

Содержание заданий определяется как отображение содержания элементов учебной дисциплины во множестве заданий. Такое отображение осуществляется в результате педагогического анализа содержания учебной программы, выделения в ней всех тем, понятий, положений, принципов и, где надо, формул, а затем – поэлементной редукции всего перечисленного в содержании заданий в тестовой форме. Редуцирование осуществляется посредством логического анализа знаний и представления таковых в тестовой форме. При этом форма выступает как способ связи, упорядочения элементов содержания.

Содержание заданий в тестовой форме может охватывать полное множество предлагаемых знаний, что особенно важно при организации самостоятельной работы в гибридном обучении, а также при разработке т.н. супертеста для проведения текущего мониторинга в гибридном.

Решая задания, школьники и студенты получают возможность последовательно, без спешки, в удобное для них время, проверять уровень своей подготовленности, по всем темам и разделам курсов, содержание которых было включено в учебную программу. Эта программа может обеспечиваться множеством заданий в тестовой форме, что встречается довольно редко, потому что основная масса педагогов всё ещё не владеет научно обоснованными тестовыми формами. Тем самым создаётся одна из двух главных педагогических составляющих ЭУ.

 

Рекомендации по  содержанию заданий ЭУ

О написании заданий в тестовой форме можно найти в двух учебных пособиях для учителей и преподавателей вузов. Это книги «Композиция тестовых заданий» и «Форма тестовых заданий». М. Центр тестирования. 2-изд. 2006 г. Их можно копировать в бесплатном доступе на сайте viperson.ru http://viperson.ru/articles/forma-testovyh-zadaniy .

Задания формулируется как можно точнее, короче и яснее. Точность содержания обеспечивается использованием терминов, элементов искусственного языка, формул, исключением метафор и неадекватной лексики.

Краткость достигается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Для достижения краткости в каждом задании лучше спросить о чем-нибудь одном. Хорошо, когда задание содержит не более одного придаточного предложения. А лучше, чтобы его не было вовсе.                                                                       Ясность содержания достигается тогда, когда все испытуемые правильно понимают подлинный смысл задания. С этой целью из заданий полностью исключаются повторы слов, малопонятные, редко употребляемые, а также не изучавшиеся в курсе символы и иностранные слова, затрудняющие восприятие сути задания.

В заданиях, например, по физике, полезно использовать рисунки излагаемого процесса. Рисунки повышают понимаемость задания, позволяют избежать многословия, способствуют образному представлению, что помогает также и быстроте восприятия, а это существенно при применении тестовых форм.

Анализ содержания курсов обычно относится к компетенции преподавателей, в то время как анализ содержания заданий - один из ключевых вопросов теории педагогических измерений. Общие принципы разработки содержания заданий рассматриваются в теории педагогических измерений, в то время как содержание учебных дисциплин относится больше к преподаваемой науке, знание которой проверяется.

 

Преимущества электронных учебников

Электронные учебники имеют несомненные преимущества перед традиционными учебниками, напечатанными на бумаге.

- ЭУ не стареют, ни целиком, ни в отдельных своих частях. Потому что всегда есть возможность заменить файлы с устаревшим содержанием на файлы с новым содержанием. Электронные учебники, таким образом, открыты для бесконечного обновления.

- ЭУ дешевле изданий на бумаге, они практически не весомые, обладают высокой ёмкостью учебной информации. А система автоматизированного управления поиском информации в самих ЭУ обеспечивает быстрый поиск информации.

- ЭУ позволяют использовать различные мультимедиа, что делает многие изучаемые процессы наглядными, интересными, а потому незабываемыми. Тем самым создаётся прочная психологическая основа для формирования устойчивых знаний.

В идеальном случае ЭУ должен состоять из квантованных учебных текстов. Эти тексты читают школьники и студенты с разным исходным уровнем развития интеллекта и знаний.

Доступность учебных текстов и учебника в целом достигается тщательным подбором лексики, разделением учебного материала на уровни трудности, членением текста на части.

Развивающими являются учебные тексты, которые содержит вопросы и задания, стимулирующие интеллектуальный поиск ответов на трудные задания. В интеллектуальном тексте готовые ответы на задания не даются: их надо искать в результате трансформации исходных данных или посредством навыков эвристического мышления. Ответы даются на все, по возможности, задания, большинство ответов желательно иметь с аргументацией, с опорой на теоремы и т. п.

В электронном учебнике желательны иллюстрации, используемые из расчёта – одна или две иллюстрации на одну страницу текста.

Каждый электронный учебник должен содержать тезаурус систему основных определений взаимосвязанных понятий изучаемого курса. Число понятий обычно не регламентируется.

Гипертекстовые ссылки, позволяющие обосновать и связать знания различных сторон изучаемой темы желательны. Желательны и списки литературы.

 

3. Квантование учебных текстов и применение заданий в тестовой форме.  Это третье направление развития гибридного обучения.

Квантованием называется разделение учебного текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (членения), текст заметно сокращается, редактируется так, чтобы стать более понятным большинству, если не всем, учащимся (студентам) так называемой целевой группы. Это означает, что квантование выполняется с учётом уровня подготовленности потенциальных читателей. Пониманию способствуют заголовки, формулируемые к каждой части в процессе квантования. Квантование позволяет делать учебный текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся.

Членение и сокращение учебного текста, вместе с формулированием подзаголовков для каждой части, является основным методом квантования текста. Заголовки подбираются так, чтобы наилучшим образом выразить смысл каждой части. В коммуникативной лингвистике считается бесспорным утверждение, что членение текста в целом и отдельных высказываний способствуют пониманию. Поэтому там сегментация текста и выявления единиц членения является чрезвычайно актуальным.

 

Идея квантования

Исходным и ведущим пунктом любой теории является основополагающая идея. В квантовании учебной литературы такой идеей является стремление сделать текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся для большинства учащихся и студентов. Именно содержание учебных текстов является главным предметом изучения в школах и вузах, понимания и запоминания содержащейся в текстах информации, воспроизведения знаний на экзаменах и зачётах, применения их в практике.

 

Цель квантования

Реализация идеи квантования лежит в основе цели квантования учебных текстов – сделать последние понятными и ясными для читателей, чтобы исключить или заметно уменьшить зависимость понимания смыслов текста от различий в интерпретации.

Текст разделяется на сравнительно короткие фрагменты, удобные для понимания и усвоения. В конце текста формулируются          задания в тестовой форме, используемые для активизации собственного учения и самопроверки проверки усвоения содержания текста.

Учебный текст обладает определённой системой и структурой высказываний и наглядных средств, предназначенных для заранее ограниченной сферы (области) знаний, умений, навыков, представлений и компетенций, содержащихся в образовательной программе и подлежащих формированию у заранее выделенного (целевого) круга потенциальных читателей.

 

Свойства учебного текста

Краткость текста достигается в    процессе  его    подготовки, либо последующим редактированием: сокращением, удалением из текста тех частей, без которых можно обойтись на данном этапе и уровне обучения.

Понятность учебного текста     достигается    применением  доступной лексики, уменьшением числа сложносочинённых и сложноподчинённых форм, использованием коротких предложений, членением текстов на абзацы и меньшие части, использованием понятных и привлекательных подзаголовков, шрифтовыми выделениями.

Доступность достигается тщательным подбором лексики, разделением учебного материала на уровни трудности, членением текста на части.

Трудность текста    увеличивается    постепенно,    после     успешного изучения предваряющих, сравнительно лёгких текстов. Из этого вытекает, что квантованные тексты могут или должны быть различающимися по уровню трудности.

Интересным текст становится в результате отбора актуального содержания изучаемого курса, использованием рисунков и графиков, выбором адекватного стиля изложения, с использованием заданий в тестовой форме в конце текста для самопроверки качества усвоения текста.

Запоминается текст, обычно, вследствие волевых усилий личности. Запоминание облегчается, а усилия уменьшаются, если содержание текста излагается интересно, предложения текста относительно короткие, используются рисунки или графики, а прилагаемая к тексту система заданий позволяет либо найти правильный ответ, либо стимулирует поиск такого ответа.

Если наложить ограничение, что такая система должна быть технологичной, то тогда становится неизбежным применение тестовых форм оценки результатов изучения учебных текстов. Такое ограничение имеет смысл накладывать только на учебные тексты, знание содержания которых подвергается массовой проверке.

Развивающим является текст, который содержит вопросы и задания, стимулирующие интеллектуальный поиск ответов на трудные задания. В интеллектуальном тексте готовые ответы на задания не даются: их надо искать в результате трансформации исходных данных.

 

Приёмы квантования текстов

В квантовании учебных текст используются три основных  приёма:

- сокращение (или сжатие) словесного и символического состава текстов;

- членение текстов на части;

            - использование эффективных подзаголовков к каждой части учебного текста.

Подзаголовок определяет содержание, субъект, объект или метафору части текста. Иногда это может быть названием макротемы, излагаемой в части текста.

Эффективными назовём такие подзаголовки, которые хорошо выражают суть содержания соответствующей части текста, легко запоминаются. В данной работе в качестве единицы членения текста принимаются квант и абзац.

 

Правила квантования учебных текстов

Разделить весь текст на абзацы или части, 5-10 строк, примерно. Ключевые слова пишутся ближе к началу предложения.

Фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов. Как можно меньше наукообразия и редко используемых слов. Мысль начинается и заканчивается в абзаце.

В каждом кванте надо писать сущностные элементы, которые надо знать и затем обязательно проверить        их усвоение с помощью системы заданий в тестовой форме, включаемой в квантованный текст.

Каждой части текста – кванту нужно дать называние, потому что читатель должен получить ответ на главный вопрос: о чём этот текст? Главная функция названия кванта – ответить именно на этот вопрос.

К каждому тексту иметь достаточное число квантов, подзаголовков к ним и число заданий в тестовой форме.

Эффективным можно назвать текст, самостоятельное изучение которого за меньшую единицу учебного времен формирует лучшее качество знаний у большего числа учащихся, по большинству видов знаний.

 

4. Применение тестовых форм для повышения качества гибридного обучения

В отличие от распространенной вопросно-ответной формы заданий, в качестве новой основы для разработки заданий в тестовой форме лучше использовать логику высказываний. Преимущества этой основы вытекают из отличия высказываний от вопросов: истинность или ложность высказывания легко определяется по логическим правилам, в то время как вопросы сами по себе ни истинны, ни ложны. Предлагаемая основа открывает возможности эффективной компьютеризации контроля знаний. Компьютер безошибочно воспринимает правила определения истинности или ложности высказываний, равно как и решающие правила выставления оценок. Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности его превращения, после ответа студента, в форму истинного или ложного высказывания; истинность или ложность высказывания легко определяется по логическим правилам, в то время как вопросы сами по себе ни истинны, ни ложны.

 

Три главные формы, которые надо твёрдо знать каждому педагогу

В гибридном обучении могут использоваться задания в тестовой форме, тестовые задания и педагогические тесты.

1)        Задание в тестовой форме определяется как технологичное средство интеллектуального развития и обучения, способствующее активизации изучения, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда. Такие удивительно полезные свойства заданий в тестовой форме оказались, к сожалению, мало востребованы нынешней официальной педагогикой. Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Поскольку контролирующая функция заданий понятна всем, затронем здесь обучающие функции. Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного изучения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий.

Задания в тестовой форме ранее определялось перечислением ряда их существенных свойств (признаков)(9).

К заданиям в тестовой форме предъявляется такой набор требований:

- краткость;

- технологичность

- правильность формы;

- корректность содержания

- логическая форма высказывания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- наличие определенного места для ответов

- правильность расположения элементов задания; - одинаковость инструкции для всех         испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Новыми в приведённом определении являются требования корректности содержания и технологичности заданий. Первое из них является условием предметной правильности сформулированного содержания заданий. Достижение этого условия зависит от компетентности разработчика заданий и от экспертов, проверяющих содержательную правильность суждений, положенных в основу задания.

Технологическое  преимущество  заданий   тестовой   формы                           проявляется в                     их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и контроля знаний. Еще А.С. Макаренко указывал на необходимость переноса технологии в педагогику, подчеркивая,   что                 наше        педагогическое                           производство     никогда     не        строилось                по технологической логике, а основывалось лишь на логике моральной проповеди. Помимо технологичности, задания в тестовой форме выгодно отличается свойствами эффективности, краткости, лучшей понимаемости смысла заданий, создания условий для возможности быстрого ответа учащихся и определения меры трудности каждого задания.

Семантическое преимущество заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. Это связано, во-первых, с тщательным подбором словесного состава заданий в тестовой форме: смысл короткого высказывания в утвердительной форме улавливается лучше, чем смысл громоздких вопросов.

Не все задания в тестовой форме могут стать тестовыми заданиями: это очень различающиеся понятия. Поэтому возникло второе важное понятие в теории тестовых заданий – это тестовое задание. Это задание можно определить следующим образом:

Тестовое  задание  –    составная   единица   теста,    отвечающая содержательно-педагогическим требованиям к заданиям в тестовой форме и, кроме того, статистическим требованиям: возрастающей трудности заданий в интервальной шкале, достаточной вариации тестовых баллов испытуемых по заданию, положительной корреляцией ответов по заданию с исходными тестовыми баллами испытуемых. Такая корреляция указывает на способность заданий различать хорошо подготовленных учащихся от плохо подготовленных. В литературе по технологии Rasch Measurement читатель может найти и ряд других требований к итосвым заданиям. Задания имеют шанс стать тестовыми только после эмпирической проверки их статистических и метрических свойств, на типичных группах испытуемых.

Тест. Обновлённое и слегка сокращённое определение педагогического теста – это система заданий возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить  уровень                    подготовленности испытуемых. Тесты  обычно применяются для объективизации итогового  контроля результатов    обучения.   При     профессиональном тестировании каждое задание теста должно обязательно иметь параллельные задания. Параллельными называются задания, имеющие сходное содержание из одной и той общей дидактической единицы, совпадающие меры трудности и вариации результатов испытуемых.

Педагогический  тест,    особенно  в    автоматизированной форме вполне может применяться для оценки результатов гибридного обучения.

 

Заключение

Автор этой статьи далёк от мысли пропагандировать гибридное обучение как лучшую форму замены классно-урочной организации занятий.  Гибридное обучение имеет возможности для своего развития, если оно начнёт варьировать распределение времени занятий по разным формам и методам обучения. Но тогда оно превратится в смешанное обучение.

При остром недостатке эмпирических исследований о действительных преимуществах гибридного обучения – а оно может их иметь в некоторых случаях - создаётся впечатление, что смешанное обучение сможет развиваться всё-таки больше и лучше из-за того, что там нет ограничения на распределение времени проведения занятий в той или иной форме. А потому в смешанном обучении больше возможностей выбора подходящих схем комбинирования времени, формы и методов проведения занятий, а в отдельных ситуациях  и  с контингентами учащихся.

Начинать изменения в формах обучения легче с гибридного обучения. Но по мере приобретения опыта можно прогнозировать постепенное увеличение доли смешанного обучения. И в этом есть проявление своеобразной диалектики перехода от одних форм к другим по мере развития педагогической науки и практики.

 

Литература

1. Сайт viperson.ru http://viperson.ru/articles/forma-testovyh-zadaniy. Сайт https://edumetrica.ru/index.php.   Сайт http://testolog.narod.ru/ .    

2. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения. «Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021, т.7, №1, С. 1-8.

3. Edu Tech, 7 (45), 2021. Гибридное обучение. Как подружить онлайн с офлайн?

4. Кизилова А. С. , Фадеев Г. Н., Волков А. А.Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода. Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 1.

5. Крюкова А. Что такое  гибридное обучение – мода или новая реальность?  https://trueconf.ru/blog/reviews/hybrid-education.html  

6. Там же

7. Аванесов В.С.Проблема соединения тестирования с обучением . Ж. Педагогические Измерения, № 3, 2013 г. 

8 Смирнова Е.М. Влияние новых информационных технологий на методическую систему обучения физике. http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/information_technology/raspr_konfer/tezisy_poshex/sec_2/smirno va_em.htm

9. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений //Журнал «Педагогические Измерения», т.1, №1, 2004. С.15-21.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован