Эксклюзив
Попов Дмитрий Сергеевич
17 декабря 2015
4014

Готовы ли США сотрудничать с Россией в борьбе с ДАИШ?

16 декабря с.г. состоялись переговоры госсекретаря США Джона Керри с президентом России Владимиром Путиным и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Главной темой переговоров стала Сирия. По их итогам глава американского внешнеполитического ведомства заявил, что «США готовы работать с Россией для того, чтобы вести борьбу с «Исламским государством» (ДАИШ, ИГИЛ, ИГ). Визиту Дж. Керри в Москву предшествовало обращение президента США Барака Обамы к нации из овального кабинета Белого дома, что последовало за терактом в Сан-Бернардино в начале декабря и в котором американский лидер подтвердил намерение уничтожить ИГИЛ.

В этой связи возникает вопрос: реальна ли решимость Соединенных Штатов вести войну с ДАИШ, тем более совместно с Россией, или за пафосом выступления Б. Обамы вновь последуют «выстрелы в воздух» (например, в виде тысяч авиаударов возглавляемой Вашингтоном международной коалиции в Сирии и Ираке, загадочным образом не достигающих своей цели)? Хотелось бы рассчитывать на создание действительно широкого многонационального фронта по борьбе с международным терроризмом, но факты заставляют усомниться в том, что Соединенные Штаты на деле в этом заинтересованы.

Ежегодно авторитетный западный аналитический центр «Институт экономики и мира» в сотрудничестве с Университетом Мэриленда подсчитывает «Индекс глобального терроризма», охватывающий 162 страны. По данным исследования, наибольшая в мире постоянная террористическая опасность исходит от двух государств – Ирака и Афганистана, в каждом из которых она многократно возросла после вторжения туда американских войск.

В Ираке в 2014 г. совершено самое большое в истории страны количество террористических нападений (3370), погибло 9929 человек. Для сравнения за пять лет (1998-2002 гг.) в Ираке Саддама Хусейна от рук террористов погибло всего 65 человек.

В Афганистане в 2014 г. в 1591 теракте убито 4505 человек, в основном сотрудников местной полиции и военных. Год завершения операции «Несокрушимая свобода», таким образом, стал самым кровавым для афганских силовиков.

В целом за 2014 год число жертв терроризма в мире выросло сразу на 80% до 32685 чел. Абсолютный рекорд за 15 лет наблюдений, в течение которых показатель увеличился десятикратно (с 3329 чел). Более половины всех жертв приходится на страны, где Соединенные Штаты в последние годы вмешивались во внутренние дела (Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия).

При этом на государства западного мира с 2000 г. в совокупности пришлось только 2,6% смертей от терроризма, в подавляющем большинстве случаев (исключая «11 сентября») от рук одиночек, не связанных с транснациональными исламистскими группировками.

Чем же в действительности является терроризм во внешней политике США – угрозой, инструментом или следствием? Если угрозой, почему тогда действия американской администрации ведут к противоположным результатам? Ведь тот факт, что террористический бум является продуктом политики Вашингтона на Ближнем Востоке, признают многие даже в высших эшелонах власти на Западе. В интервью немецкому Der Spiegel в ноябре 2015 г. начальник Разведывательного управления Министерства обороны США в 2012-2014 гг. генерал-лейтенант Майкл Флинн назвал вторжение в Ирак и Ливию ошибками, которые привели к появлению ИГИЛ и развалу государства. Месяцем ранее в аналогичном духе высказался экс-премьер Великобритании Тони Блэр – основной европейски союзник США во время войны с Багдадом в 2003 г.

Получается, что, финансируя тренинги и поставки оборудования контртеррористическим ведомствам многих стран, американцы одновременно своими интервенциями разжигают по периметру их границ очаги конфликтов, продуцирующие все новую и новую нестабильность, а вместе с ней и террористическую угрозу. Такая политика в конечном счете не способствует решению проблемы, а напротив делает ее масштабнее и острее.

Может быть, поэтому, согласно последним опросам Wall Street Journal и телеканала NBC, в решимость Б. Обамы и эффективность американских мер по борьбе с ДАИШ не верит большинство его соотечественников. Тогда стоит ли верить в это руководству России? Ответ кажется очевидным: лучше опираться на собственные силы, русскую дипломатию, армию и флот, доказавшие высокий профессионализм в ходе операции ВКС в Сирии.


Дмитрий Сергеевич Попов
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
руководитель центра РИСИ
кандидат юридических наук 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован