Аборигены Югры обеспокоены проблемой сохранения своих святилищ
Проблемы и перспективы сохранения святых мест коренных малочисленных народов Югры решили вчера, 27 мая, обсудить члены Общественной палаты округа. Именно к ним с тревогой обратились представители национальных общин и главы поселений. В чем должна выражаться охрана сакральных мест и какую роль в разрушении традиционно добрых взаимоотношений между представителями разных национальностей играют иностранные миссионеры - в материале "УралПолит.Ru".
Как сохранить духовную культуру и духовную преемственность народов, запечатленную в видимых и невидимых объектах местности - этому и многим другим вопросам, возникшим в ходе обсуждения, было посвящено заседание членов Общественной палаты Югры в среду. Аборигены Югры озабочены отсутствием ответственности за варварские поступки людей на их традиционных территориях. По этому поводу они неоднократно обращались в различные инстанции, но пришли к выводу, что именно Общественная палата - та сила, которая способна помочь им воздействовать на черствые души.
"Развитие инфраструктуры на территории округа неизбежно приводит к расширению социальных связей населяющих его коренных малочисленных народов. При этом замещение традиционных ценностей материальным подспорьем приводит к утрате компонентов национальной культуры", - считает заведующий лабораторией культурного и природного наследия института языка и культуры Югорского государственного университета Сергей Терехин.
Он давно ведет исследования по этой теме и станет одним из участников реализации научного проекта, связанного с сохранением святых мест малочисленных народов. "Для решения этого вопроса необходима установка ограничений на землепользование в пределах границ святых мест и внесение информации об этом в государственный земельный кадастр. Тогда все землепользователи будут считаться с традициями аборигенов", - полагает ученый. Но это простое решение поначалу не было принято во внимание обсуждавшими проблему участниками заседания. Эмоциональную окраску в его ход внесли сами представители национальных объединений.
"Это наша последняя земля! Другой Родины у нас нет! И от того, сохранится ли священное озеро Нумто, зависит будущее наших потомков, самобытный традиционный образ жизни и олени!" - обращаются к председателю комиссии по социальным вопросам в общественной палате Югры Любови Чистовой жители деревни Нумто и стойбищ.
"Я не срубил ни одной ветки на священном Тромагане, моя нога ни разу не ступала на центр острова Нумто! А кто-то считает, что он может ходить по нашим священным местам и свободно разрушать их, не считаясь с традициями!" - возмущался руководитель Нижневартовского крыла Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, ненецкий поэт и писатель Юрий Айваседо.
Они понимают, что промышленное освоение территорий Севера невозможно остановить (и давно уже смирились с этим), но аборигены хотят найти компромисс с нефтегазодобывающими предприятиями, которые при разработке и эксплуатации месторождений должны нанести минимальный ущерб их традиционному хозяйству, образу жизни и культуре. Особенно аборигенов беспокоит намерение компаний - недропользователей, проявившееся в последнее время в связи с падением прироста разведанных запасов нефти, заняться освоением территории озера Нумто, верховьев реки Казым, где аборигенные общины живут и обеспечивают себе пропитание. Само же озеро издревле считается этими народами сакральным местом. К нему относятся с трепетным благоговением и особенно берегут его. Теперь же, когда посягательство на него выражается в конкретных заявлениях руководителей компаний, тревога, по словам Юрия Айваседо, выражается уже и в мистических проявлениях. "Начинают болеть родные и близкие и даже те, кто просто называет священные места, собирает сведения о них", - рассказал ненецкий поэт.
Есть и другой аспект тревоги аборигенов и общественников. В последнее время территории Югры стали подвергаться массированному нашествию различных сектантов. При помощи настойчивых убеждений, а порой даже гипноза они вовлекают ханты и манси в свои религиозные объединения. Среди них все больше становится иностранных протестантских групп. Нередки случаи, когда такие гости женятся на представителях коренных народов, получают гражданство и начинают заниматься вопросами обретения прав на родовые угодья.
Таких примеров уже немало, их привела советник губернатора округа по делам национальностей Галина Выдрина. "Без титульных этносов ханты и манси нельзя представить Югру. Они имеют четкие традиции и конфессиональную принадлежность. Взаимная терпимость к русским людям, проявляемая все годы освоения Севера, способствовала взаимопроникновению культур и формированию взаимного уважения и мирного сосуществования. Все исследования показали, что негативного опыта такое взаимопроникновение не несло, - сообщила Галина Выдрина членам Общественной палаты. - Но в последнее время ситуация незаметно меняется. Приезжие иностранные миссионеры ведут весьма активную работу в поселениях. Причем они добираются до самых дальних уголков. И именно там им легче всего вести агитационную работу, потому что мирные и наивные аборигены верят всему, что говорится, аргументированного противодействия их влиянию почти нет".
Работа заезжих миссионеров носит, по мнению советника губернатора, агрессивную активность, и оценивается ею как потенциально деструктивная. Есть примеры в Белоярском, Березовском, Сургутском районах, когда разрушаются семьи, а на сектантских оргиях провозглашаются уже и политические идеи. В частности, почему это Россия считает себя единоличной хозяйкой природных богатств Сибири: недра земли должны принадлежать жителям всего мира.
"Сложность в том, что иностранные миссионеры стараются держаться в рамках закона "О свободе совести", - отмечает Галина Выдрина, - поэтому пресечь их деятельность очень сложно. Особого преимущества в деятельности другим конфессиям формально власти обеспечить не могут".
Но сами общественники и руководители национальных общин крайне обеспокоены растущим проникновением чуждой им ментальности и именно к власти обращаются за помощью в этом вопросе.
В поселке Рускинские только в 2007 году было зарегистрировано религиозное объединение протестантов, и здесь уже явно ощущается влияние его руководителей во всех вопросах жизнедеятельности. Самыми различными формами те проникают в среду аборигенов, получают право на владение родовыми угодьями, посылают своих жен и детей учиться в евангелистские образовательные учреждения.
Галина Выдрина привела показательные цифры: к 1января 2009 года на территории округа числится 54 православных общины, 24 мусульманских и уже 47 протестантских. Помимо этого, по ее словам, действует еще и много незарегистрированных малых групп. По ее сведениям, на воскресные богослужения пятидесятников в Нижневартовске собирается до тысячи человек.
А присутствующие на заседании аборигены привели немало примеров, когда обработанные сектантами их сородичи разрушают традиции, позволяют себе топтаться на святых и обрядовых местах. "Преступившие вековые запреты несут разрушительную энергию дальше. Заставляют женщин отказываться от традиционных обычаев, вести другой образ жизни", - сообщила Наталья Вылла, член инициативной группы по сохранению святых мест.
Эти два аспекта поднятой темы и стали предметом весьма подробного обсуждения. Начальник инспекционного отдела службы государственной охраны объектов культурного наследия Югры Андрей Кондрашов считает, что в России сохраняется свобода вероисповедания, и описанное проникновение - процесс объективный. Оно, вероятнее всего, будет продолжаться и дальше. Но задача властей - сохранить материальную культуру. "Надо воспользоваться существующими законами - федеральными, окружными. Святилища попадают под действие одного из них, надо только предпринять усилия и заставить его реально действовать".
Тем, что в округе есть целых десять законов об аборигенах, но они не работают, озабочен и председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера, депутат окружной думы Еремей Айпин. "Во всей мировой практике такого нет - только наше югорское правительство приняло специальный закон о святилищах. Он уникален. Почему же в США отдельные нормативные акты реально регулируют права аборигенов, и те ими активно пользуются, а мы - нет?! Ханты и манси не могут себя противопоставить нашествию миссионеров, боятся порчи или физического воздействия. А мы никого не можем привлечь к уголовной ответственности за разрушение святилищ или препятствие религиозным обрядам аборигенов. Это стало бы хорошим прецедентом и остановило бы пыл иных агитаторов", - подчеркнул Еремей Айпин.
"Что же такое охрана святых мест? - в итоге задались вопросом обсуждавшие. - Это человек с ружьем, забор вокруг какой-то территории?" "Это, прежде всего, описание и внесение конкретных мест в списки и земельные кадастры, - напомнил о себе Сергей Терехин. - Поверьте, от этого нам никуда не уйти. Работа эта только начата и ведется слишком слабо. Как бы ни была она рутинна, ею надо заниматься, потому что именно она даст возможность работать законам. Другого механизма отнесения объектов к особо охраняемым территориям нет".
Член Общественной палаты РФ Виктор Заболотский напомнил, что еще 20 лет назад велись разговоры о том, что озеро Нумто, как бы ни рассуждали о возможных приличных запасах нефти под ним, не может быть использовано недропользователями. "Потому что в этом случае погибнет уникальный природный объект. Тогда решили никого не пускать на его территорию. Время прошло, и снова надо принять волевое решение". Заболотский сообщил присутствующим, что недавно вышло постановление правительства округа о развитии системы социального партнерства в Югре. Этот документ, по мнению общественника, отвечает на все вопросы. На его сновании будет создан координационный совет, в который и нужно обратиться со всеми озвученными проблемами.
28.05.2009
www.fedpress.ru