Возникновение обеспеченной прослойки населения выше среднего уровня влечет за собой такое явление, как децентрация. Итак, вы можете себе позволить радикально поменять свой образ жизни в лучшую сторону. Как правило, это всегда связано с тем, что вас перестает устраивать напряженный ритм современной жизни такого крупного столичного мегаполиса, как Москва и вы задумываетесь о поиске комфортного загородного жилья - для постоянного или сезонного проживания. Мировой опыт выработал достаточно много форм реализации этого вполне естественного желания современного обеспеченного человека, позволяющих соединить преимущества близости к природе и сохранения привычных трудовых, социальных и культурных связей с большим городом.
Российский рынок загородной недвижимости с этой точки зрения пока еще очень молод, начав свое развитие всего лишь немногим более десятилетия назад. Процесс интенсивного строительства жилья в ближнем Подмосковье не мог не изменить устоявшуюся в данной сфере терминологию. У специалистов этого сегмента рынка появились новые критерии оценки потребительских качеств объектов недвижимости и классификационные признаки. Как следствие, сложилось условное деление на классы, которое бытует и сейчас: элитное жилье, De Luxe, класс Premium, бизнес - и эконом-класс.
В своей статье "Система добровольной сертификации поселков, зачем это нужно?" коммерческий директор девелоперской группы "Интегра" Евгений Копылов
на рынке загородного жилья выделяет большее количество классов поселков: эконом, эконом-плюс, эконом-комфорт, комфорт, бизнес, бизнес-плюс, премиум, де-люкс, элит. Отдельно, вне класса, он выделяет также поселки со стихийной застройкой, поселки бизнес-категории, высокой категории, высшей категории. Есть и другие, но эти категории наиболее распространенные и часто используемые девелоперами для позиционирования своих проектов. Итак, вы решили приобрести загородное жилье. Коммерческий директор девелоперской группы "Интегра"
Евгений Копылов считает, что корень проблемы кроется не в том, что покупателю трудно разобраться какой класс или категория поселка ему предпочтительней, а в том, что такая классификация на практике зачастую не обозначает ровным счетом ничего. Свою мысль автор иллюстрирует конкретным примером. По одному и тому же шоссе на одинаковом расстоянии могут располагаться два поселка. Один из них качественный (со всеми центральными коммуникациями, с продуманной концепцией, развитой инфраструктурой, единой архитектурной стилистикой и прочими "опциями"), а другой поселок без концепции, без единой архитектурной стилистики, проще говоря, "шанхай", и инженерные сети не все, да и вообще качество реализации проекта низкое. При этом оба проекта позиционируются как поселки бизнес-класса, но стоимость во втором поселке будет ниже в силу вышеуказанных причин. Такая ситуация встречается повсеместно, ведь в силу субъективных факторов собственники проектов присваивают своим детищам более высокие характеристики, чем они того заслуживают. К сожалению, сейчас нет возможности повлиять на этот процесс, поскольку в России до сих пор не разработана система классификации загородных жилых комплексов или коттеджных поселков. Страдает от этого не только потребитель, но и сами девелоперы. Специалисты девелоперской группы
Интегра, образованной в 2008 году, оценивая это явление в целом, как положительное, мотивирующее бурный рост рынка загородной недвижимости, сетуют и на то, что в России сложилась собственная классификация, основной недостаток которой заключен в отсутствии общепринятых четких определений типов строящегося жилья. Каждая риэлтерская компания проводит свою градацию по классам жилья. Единой системы комплексной оценки суммы потребительских свойств загородной недвижимости, лежащей в основе классификации, в нашей стране пока просто не существует. Нет и официально утвержденных методологических разработок в этой важной для практики сфере. В результате девелопер волен сам определять класс возводимого объекта, иногда опираясь на соображения имиджевые, диктуемые конкурентной борьбой. Например, сейчас ни один независимый эксперт рынка не сможет непредвзято и полно объяснить потребителю разницу между объектами эконом- и бизнес-класса, De Luxe и элитным жильем. Более того, эта классификация постоянно претерпевает изменения согласно рыночным процессам и тенденциям. А в загородной недвижимости классификации как таковой нет (есть только фактор цены - ориентира для покупателя), но одновременно попытки разграничить предложение по видам и группам предпринимают как СМИ, таки сами девелоперы.
Евгений Копылов считает, что все перечисленные проблемы понятны и связаны с молодостью национального рынка загородной недвижимости, очень долго развивавшегося в полной изоляции от рынка международного и не имевшего реальной возможности пользоваться многими его атрибутами и достижениями.
По мнению автора, изменить положение дел можно за счет выхода за узкие рамки действующих классификаций и к каждому проекту подходить индивидуально, оценивая именно его преимущества и недостатки, а также реальное соотношение цены и качества. Тогда классификация загородного жилья не будет дезориентировать покупателя. Также Евгений Копылов положительно оценивает постепенное проникновение в отечественную практику нестандартных решений, в основе которых должна лежать актуальная потребность покупателей.