Эксклюзив
Попов Дмитрий Сергеевич
25 декабря 2015
3239

Хоргос – «Восточные ворота» или «чёрная дыра» евразийской интеграции

Казахстан строит свободную экономическую зону на границе с Китаем
Main 40487 full1 1

Казахстан строит свободную экономическую зону на границе с Китаем

[Хоргос, Казахстан]
МЦПС в Хоргосе

В соответствии с указом президента Казахстана № 187 от 29 ноября 2011 года образована свободная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота». Объект с отведенной площадью 5740 га расположен в Панфиловском районе Алматинской области на границе с Китаем. Географическое положение предполагает развитие СЭЗ в качестве крупного логистического и промышленного центра. Проект включен в программу новой экономической политики РК «Нұрлы жол».

В структуру СЭЗ  входят: международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС), сухой порт, индустриальная зона, населенный пункт и вспомогательная инфраструктура.

Первые строительные работы на МЦПС начались еще в 2005 году. На сегодняшний день здесь функционируют один гостиничный и четыре торговых комплекса. На территории действует тридцатидневный безвизовый режим и отсутствуют таможенные пошлины на товары, стоимость которых не превышает 1,5 тыс евро, а вес 50 кг, ввозимые физическими лицами для личного пользования не чаще одного раза в месяц. Такая схема, хотя и повышает риск злоупотреблений со стороны мелкооптовых торговцев (т.н. «челноков»), закупающих товар для предпринимательской деятельности, не противоречит Таможенному кодексу ТС. Сейчас, по неофициальным оценкам, МЦПС ежедневно посещают от 2 до 5 тыс покупателей.

Строительство на территории СЭЗ сухого порта происходит с целью расширения транзитных возможностей Казахстана. Порт осуществляет перевалку контейнеров с китайской колеи (1435 мм) на широкую (1520 мм), действующую на постсоветском пространстве. Ввод объекта в эксплуатацию неоднократно откладывался. Первая очередь порта открылась в декабре 2014 года, а в конце июля 2015 г. была получена первая партия контейнеров из Китая. Всего за четыре месяца работы (с августа по ноябрь с.г.) было обработано около 30 тыс контейнеров при плановых показателях в 200 тыс контейнеров в 2015-2016 годах.

Еще одной задачей СЭЗ выступает создание эффективного индустриального парка и привлечение производственных компаний. В этой связи в СЭЗ действуют льготные условия ведения бизнеса, включая отсутствие земельного налога, налога на имущество, корпоративного налога, а также НДС и таможенных пошлин на сырье и детали, завозимые для продукции, используемой и перерабатываемой на территории центра. Такой механизм предусмотрен Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон ТС от 18 июня 2010 года. Он действует в т.ч. в России, где зарегистрированы более 20 подобных объектов (например, Свободный порт Владивосток). Правда, сложности здесь возникают в том случае, если предприятия злоупотребляют льготами: импортируют почти готовую китайскую продукцию под видом комплектующих и, внося в нее мелкие доработки, выпускают в ЕАЭС как свою собственную. Многие эксперты отмечают в этой связи острую необходимость совершенствования процедур определения страны происхождения товара в рамках Евразийского союза.

На сегодняшний день участниками индустриального парка Хоргоса являются 82 компании – преимущественно резиденты Казахстана. Из зарубежных игроков осторожный интерес проявляют Hewlett Packard, DBSchenker, Toyota, FESCO, BRAVIS, с которыми заключены договора по формированию контейнерных поездов транзитом через станцию Алтынколь и обработкой в Хоргосе. Пока нет данных о намерении иностранных фирм открыть производство в СЭЗ, что, среди прочего, может быть обусловлено неготовностью инфраструктуры. Дело в том, что сдача в эксплуатацию многих казахстанских объектов, включая первую очередь МЦПС и сухого порта, несколько раз откладывалась. В то же время на китайской стороне строительство ведется гораздо быстрее. Здесь инфраструктурные объекты были в основном завершены уже к 2014 году. В стадии реализации в КНР находится около двадцати проектов, общая сумма инвестиций в которые, как сообщается, превышает 2 млрд евро.

В Казахстане предполагают, что после окончания всех работ Хоргос даст 20 тыс рабочих мест. Инвестиции в него оцениваются местными экспертами в 383 млрд тенге (около 1,1 млрд дол. по текущему курсу). Часть этих средств покрывают государственные структуры (железнодорожный перевозчик «Қазақстан темiр жолы», Национальный фонд РК), но в условиях кризисных явлений в экономике денег, по всей вероятности, все равно не хватает и Астана рассчитывает на помощь соседнего Китая. В сентябре 2015 года стороны подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по совместному развитию проектов СЭЗ Хоргос и международной логистической зоны ШОС в г. Ляньюньган. Согласно документу, предполагается выделение Пекином 600 млн дол. прямых инвестиций на финансирование казахстанской части СЭЗ. Документ полностью вписывается в объявленную КНР стратегию экономического пояса Шелкового пути. Он носит рамочный характер и пока информация о конкретных шагах по его исполнению отсутствует.

Завершение строительства инфраструктуры казахстанской части СЭЗ намечено на середину 2016 года,  выход сухого порта на полную мощность (4,5 млн т) – на 2020 год. В Астане ожидают, что это существенно расширит транзитные возможности республики, несмотря на то, что текущие показатели загрузки объекта отстают от плановых, а иностранные компании до сих пор не спешат размещать здесь производственные мощности.

Интересно, что в местной прессе путь через Хоргос нередко называют конкурентом российским железнодорожным магистралям. Утверждение не совсем корректно. Россия действительно вкладывает огромные средства в модернизацию Транссиба, но последний рассчитан по большей части на внутренние грузы и транзит из дальневосточных провинций Китая и Кореи, тогда как Хоргос – на товары западного Китая (СУАР). Пропускная мощность Транссиба на порядок выше и по планам должна быть увеличена в будущем со 120 до примерно 180 млн т. При этом, если РЖД добьется планируемых показателей в 7 дней, транспортировка через Сибирь будет еще и быстрее. Но принципиально другое. Основной грузопоток Хоргоса идет не в Европу, как это часто представляют, а оседает на территории ЕАЭС, поэтому правильнее рассматривать его как способ для Казахстана закрепить свой статус главного железнодорожного хаба Центральной Азии. Тем более, что другая железнодорожная ветка, связывающая регион с Китаем также проходит через Казахстан в районе пропускного пункта Достык. Для Пекина же проект означает расширение путей экспорта в соседние страны продукции Синьцзяна – наиболее удаленного от восточных портов китайского района.

В целом, несмотря на существующие проблемы, мы наблюдаем постепенное становление Хоргоса в качестве ключевого торгового и транзитного портала регионального уровня. «Восточные ворота» претендуют на исполнение в более цивилизованных формах роли, которую ранее в ЦА играли оптовые базары Киргизии. Для России, как рынка в составе ЕАЭС, деятельность СЭЗ потенциально сопряжена с рисками злоупотреблений таможенными льготами, которые, впрочем, могут быть успешно преодолены совместно с казахстанскими партнерами путем обеспечения надлежащего контроля и соблюдения базовых принципов общего таможенного пространства.

 


Дмитрий Сергеевич Попов
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
руководитель центра РИСИ
кандидат юридических наук

Арина Эдуардовна Мордвинова
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
младший научный сотрудник РИСИ
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован