Идеология целостности в научно-философском мировоззрении «онтологического символизма»

 

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

(Иоанн: I -1)

Главной особенностью современной эпохи в развитии человечества является универсализация социальных процессов и превращение мирового сообщества в глобальный социум, живущий по всеобщим законам социально-исторической необходимости и выражающий сознательные усилия людских масс в претворении желанного будущего. Как продукт целенаправленной деятельности людей «глобальный социум» возникает после Второй мировой войны в процессе политико-правовой консолидации стран победившей коалиции в надгосударственных структурах ООН с целью разумного управления ходом развития современного человеческого сообщества в направлении его интеграции на базе высших гуманистических ценностей. В качестве особого этапа развития человечества он утверждается на исторической арене после крушения мировой социалистической системы, определившего возвышение в мировом сообществе стран западного этнокультурного содружества как социального лидера всей современной цивилизации.

Историческая жизнь глобального социума разворачивается как взаимодействие духовно-практических потенциалов народов Восточной и Западной, Южной и Северной цивилизаций и направляется универсальными ритмами развития всего мироздания. В этих условиях жизненная судьба как всего человечества, так и каждой локальной цивилизации будет зависеть от степени соответствия субъективных установок практической деятельности людских масс объективным тенденциям в генезисе мировой целостности. Катастрофическое обострение в новом столетии глобальных противоречий, угрожающих будущему человечества безумием термоядерной войны, свидетельствует о неадекватности используемых социальных стратегий уровню сложности решаемых ныне задач, о несоответствии потенциалов современной общественной мысли объективным законам развития Вселенной. Становление глобального социума как единого общественного организма предполагает утверждение в управлении социальными процессами максимально целостной концепции исторического прогресса, отформатированной в соответствии с объективной логикой развития всего мироздания.

В свете этой принципиальной установки необходимо прежде всего целостно, интегрально перенастроить научно-философский интеллект мирового сообщества, ставший в ХХ столетии законодателем социальной практики. Системный генезис природного бытия в органическом единстве с историей общества – такова конструктивная логика формирования глобального социума. Действительным подтверждением продуктивности научно-философского познания мировой целостности должно стать выявление универсальных законов ее темпоральной динамики. Ныне, в начале 3-го десятилетия ХХI века новейшей истории мирового сообщества, наступает «кульминационный момент» в развитии человечества, раздвоенный по историческим возможностям в противоположности созидательных потенциалов научно-философского разума и разрушительного безумия термоядерной войны.

Идейной основой практического самоутверждения в жизненном пространстве глобального социума русского народа как этнокультурного ядра северной цивилизации должен стать подлинно всемирный научно-философский интеллект, способный предложить человечеству логически единую и универсальную по предметному содержанию картину мировой целостности. Концептуальным выражением стремления русского разума к постижению глобальных структур мироздания стало идейное сопряжение в лоне отечественной интеллектуальной традиции фактов научного опыта и логики философского мышления на основе моделирования «ноосферных связей» окружающей действительности, соединяющих практическую энергию жизни глобального социума с разумным смыслом вселенского бытия. С рождением на Земле Человека

Разумного, констатирует основоположник отечественной традиции ноосферного мышления, ее биосфера «перешла или вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества» (Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522 с. – с.20-454, с. 30). Практическая цель подлинно «ноосферного» научно-философского мышления состоит сегодня в том, чтобы устранить локальность и фрагментарность в жизненных воззрениях современного социума. Научно-философский разум должен преодолеть в своем развитии ограниченность идейных установок уходящей эпохи «социально-корпоративного радикализма» и «национального эгоизма», предложив человечеству целостную картину мира в универсальном единстве физической, биотической, социально-исторической и духовно-личностной сфер бытия.

Генеральным логическим ориентиром реализации ноосферного мышления в практике современной общественной жизни служит, согласно В.И. Вернадскому, принцип целостности, выражающий всеобщую суть разумной организации социального бытия как гармоничного сочетания своих основных частей в их внутреннем, духовном единстве. «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободномыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».» (Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522 с. – С.503-512, с. 509). Разумным средоточием, универсальной основой мировой целостности выступает потенциал творческого обновления бытия, созидательный импульс мироздания, получающий ныне в жизни человеческого сообщества всемирное сознательное выражение. «Ноосфера, – полагает Вернадский, – есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности» (Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522 с. – С.503-512, с. 509).

Утверждая ноосферную перспективу развития мирового сообщества и признавая творческую силу мышления генеральным истоком ноосферной энергии, Владимир Иванович указывает на фундаментальную проблему в понимании механизмов претворения человеческой мысли в материальной действительности. «Здесь перед нами, – констатирует он, – встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен» (Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522 с. – С.503-512, с. 509). Однако в принципиальном, идейно-философском, разумно-мировоззренческом плане этот «ключевой вопрос» современной науки и общественной практики был адекватно осмыслен еще 2000 лет назад в христианском утверждении творческой силы Слова как символической первоосновы генезиса целостного бытия: законы вербального общения людей раскрывают ноосферный, целостный характер развития природного Космоса и исторической жизни человеческого сообщества. Поэтому определяющий тезис современной научной мысли заключается в утверждении, что универсальная истина всемирного бытия «лежит на поверхности» социального опыта человечества, когда «вербальный генезис» общественной практики демонстрирует науке в концентрированном виде законы саморазвития всей мировой целостности как ноосферной реальности. «В будущем, – намечает Вернадский ноосферные, социально-коммуникативные пути космической жизни объединенного человечества, – нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет. В

настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере» (Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522 с. – С.503-512, с. 509).

Стремительное разрастание в нашем столетии пространства социального хаоса и даже межцивилизационного антагонизма требует от русского философского разума максимальной социально-практической концентрации собственных усилий в разработке целостной, «ноосферной» картины мира. Эта научно-философская картина должна будет показать универсальные пути достижения в мировом сообществе международного согласия и сотрудничества, обеспечить реализацию в жизни людей идеологии социальной справедливости, нравственным основанием которой, согласно Вернадскому, служат гражданские ценности коллективизма. «Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы, – указывает он на историческую перспективу. – Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее – в новый стихийный геологический процесс – в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках» (Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522 с. – С.503-512, с. 510).

Поскольку главной задачей современной научно-философской мысли является определение всеобщих разумных оснований глобального социума, а «коллективный разум» человеческих сообществ раскрывает свою созидательную мощь в многоязычной практике народной жизни, постольку предлагаемую концепцию генерализации научного интеллекта в обустройстве консолидированного человечества следует определить как «онтологический символизм». В рамках намечаемого воззрения первоосновой разумной целостности бытия оказывается закономерная связь символических форм вербального общения людей. Данный подход имеет глубокие исторические корни в мировой культуре и получил рационально-теоретическое развитие в отечественной философской мысли Нового времени, начиная от М.В.Ломоносова и Гр.Сковороды, А.Н.Радищева и К.С.Аксакова до философов ХХ столетия в лице П.Флоренского и С.Н.Булгакова, А.Белого и А.Ф.Лосева, а также современных представителей отечественной научно-философской традиции.

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован