В рамках выставки НТТМ - 2006 прошла конференция "Научно-техническое творчество молодежи - путь к обществу, основанному на знаниях". Работали четыре секции. Ст Вуз, являясь госучреждением, не может вести инновационную деятельность, продавать интеллектуальную собственность. Так что единственный путь - создание вокруг вузов малых предприятий. Но здесь новая проблема: кому принадлежит интеллектуальная собственность - учебному заведению или частному лицу? Раньше об этом не думали, да и законов четких нет. Тем не менее, другого пути, кроме создания малых предприятий, нет. Развитие этого сектора позволит получить дополнительные доходы вузам, и создаст надежную экономическую базу для предприятий, где работает в основном молодежь.
Старшеклассники, студенты высших и средних учебных заведений, аспиранты представили свои научные доклады.
Корреспондент "Бизнеса для всех" после того, как прослушал несколько из них, стал озираться в поисках "вражеских промышленных шпионов". На Конференции прозвучало без малого 140 научных докладов. Темы самые разнообразные. Иные доклады могли оценить только узкие специалисты, например, "Сравнительный анализ расчетов прочности нормальных сечений изгибаемых железобетонных элементов". Другие были весьма оригинальны: "Создание программно-аппаратного комплекса для наблюдения метеоров".
Корреспондент "Бизнеса для всех" поинтересовался у участников конференции, насколько защищены их научные разработки и что делается для того, чтобы эти самые разработки, что называется, "внедрялись в жизнь". Этот вопрос вызвал у молодых людей некоторое замешательство. О защите своей интеллектуальной собственности фактически никто не задумывался. И, судя по всему, об этом не думают и их научные руководители.
Ученик 10 класса московского Лицея информационных технологий No 1537 Андрей Сумин представил работу "Инструментальная среда разработки интернет-приложений". Это качественный программный продукт, предназначенный для облегчения разработки интернет-сайтов и Web-приложений. Андрею 16 лет, занимается своим делом не первый год, имеет собственный Web-сайт, который занимает первое место в поисковой системе Yandex по запросу "html-редактор". После колледжа он планирует поступать в МГТУ им. Баумана. Андрей пока не задумывается о том, чтобы созданный им программный продукт его "кормил". "Конечно, можно создать платную версию, но на это у меня нет времени", - со свойственным его возрасту легкомыслием заявило юное компьютерное дарование.
Интересуюсь у директора по экспериментальной работе Лицея No 1537 Михаила Минченко, как его ученики находят темы для своих научных изысканий. Михаил Минченко, что называется, "крестный отец" всех научных деяний учащихся колледжа. "Выбор темы - дело сложное, - говорит он, - кто предлагает сам, кому помогаю я. Примечательно, что некоторым ученикам родители рекомендуют темы для научных разработок, которые затем внедряют на предприятиях, где сами работают. Многие научные идеи лицеистов находят применение в учебном процессе".
Начальник Уральского регионального информационно-инновационного центра Челябинского Центра научно-технической информации Вячеслав Коноплев, руководивший на выставке экспозицией Челябинской области, посетовал, что привезли на конференцию всего 20 участников, а достойных было, по меньшей мере, в два раза больше. По его словам, практически все разработки - это готовый продукт, который буквально завтра можно выставлять на рынок, в том числе и на зарубежный. Однако беда в том, что отечественные потребители и инвесторы проявляют очень мало внимания таким научным разработкам. Им проще купить готовый продукт, чаще всего импортный. В.Коноплев считает, что необходима отдельная структура, которая будет заниматься продвижением молодежных научных проектов на рынок. К сожалению, малые предприниматели очень редко интересуются инновационными проектами.
Вице-президент РАЕН Сергей Капица рассказал, что в настоящее время происходит настройка системы российского высшего образования. А перед промышленностью и наукой со всей остротой поставлена проблема инновационного развития страны. Нельзя жить за счет нефти и газа - надо жить за счет своего ума, - убежден ученый. По его словам, проблемы конкурентоспособности молодежи начинаются при поступлении в вузы: это соревнование, это момент творчества. С.Капица отметил, что критерии поступления в вузы могут быть разные. В то же время, по его словам, принятая в Физтехе система собеседования, проводимая крупными деятелями науки с абитуриентами, позволяла выявить молодых людей, что называется, с "изюминкой", особенно из провинции.
Директор департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобразования и науки РФ Сергей Апатенко сказал, что по неофициальной статистике около миллиона молодых людей в былые годы уехали на учебу за границу и там остались. Однако сегодня ситуация изменилась и многие вернулись. Это объясняется тем, что многие ниши бизнеса у нас в отличие от других стран не заняты. В национальном проекте развития образования предусмотрена поддержка талантливой молодежи.
На конференции были установлены телемосты с Санкт-Петербургом и Ростовом-на-Дону. Ректор СПб Государственного гидрометеорологического университета Лев Калин отметил, что всего 17 вузов из почти 3 тыс. получили статус инновационных и могут рассчитывать на инвестиции. Что делать остальным? Если эта проблема не будет решена, то ни о какой конкурентоспособности российской молодежи не может быть и речи. Была высказана мысль о необходимости создания корпоративных университетов. Представители ростовских вузов заострили внимание на проблеме подготовки школьников. Техническая оснащенность школ очень низкая.
Ректор МГТУ им. Баумана, председатель совета ректоров вузов Москвы и Московской области Игорь Федоров считает, что только там, где ведется настоящая научная работа, можно получить хорошее образование. Отвечая на вопрос корреспондента "Бизнеса для всех", как на практике используются результаты научной деятельности, Игорь Федоров констатировал, что это застарелая проблема высшей школы. Введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, продажа результатов науки и получение доходов - больной вопрос фактически для всех вузов. В идеале доходы должны идти и вузу, и автору изобретения.
Во многих высокоразвитых странах тысячи и тысячи таких предприятий основали выпускники университетов, которые тиражируют патенты, продают их, зарабатывая миллиарды долларов. Несмотря на то, что число технопарков в стране растет, работают они не в полную силу.
Игорь КРЫЛОВ.
http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_385376.html
номер 25 (545) от 05.07.2006