11 июля 2007
3057

Игорь Кондрашин: Парадоксы волн миграции

"Чаще всего выход там, где был вход".

Станислав Лем

Наблюдая за спорами россиян, а также за реакцией бывших соотечественников, пребывающих за рубежом, на все, что касается вопросов эмиграции, понимаешь, насколько данная тема еще далека от своей исчерпанности и завершенности.

Как и все живое на Земле, в течение многомиллионной истории своего существования в силу действующих законов развития те или иные группы человеческой популяции имели и до сих пор имеют склонность к перемещениям по географическим просторам планеты, преодолевая преграды и условные границы. Мотивы разного рода знаковых перемещений, их сущность требуют квалификации с тем, чтобы иметь о них более систематизированное представление, или понимание.

Начнем несколько издалека. Осенне-весенние миграции птиц с севера на юг и наоборот, сезонные массовые передвижения животных по Африке в поисках воды - все это давно известные случаи естественных пространственных перемещений представителей животного мира. Они носят, как правило, регулярный, повторяющийся характер и присущи всем поколениям данного вида. В то же время перевозка животных в зоопарки мира, по частным коллекциям, с цирковыми труппами - это уже противоестественные разовые ее варианты. Что взять за точку отсчета у животных в определении направленности их перемещений? Существуют ли различия между альтернативными местами обитания?

Вполне очевидно, что место репродукции, выхаживания потомства определяет у мигрирующих животных их "родину". Особи же, подвергшиеся противоестественному перемещению, так же неестественно и репродуцируют. Это уже категория искусственников, оторванных от привычной для организма среды обитания, зафиксированной биохимическим путем в их генах и являющей основу их нормальной жизнедеятельности.

Возвращаясь теперь к вопросу о людских перемещениях, мы можем заметить, что что существовали и до сих пор существуют естественные и противоестественные мигранты.

Походы Александра Македонского и Наполеона, набеги скифских племен, крестовые походы, научные экспедиции, "хождения за три моря" купцов, освоение новых земель (сибирский поход Ермака), миссионерство и т.п. - это все естественные миграции в целях завоеваний, освоения новых пространств, просвещения, в поисках новых возможностей, а то и просто приключений. Здесь, как и в случае с животными, место репродукции мигрирующих пространственно зафиксировано, их родовые корни без труда позволяют определить их географическую родину, куда они в конечном итоге всегда возвращались.

К естественной миграции логично отнести и все переселения внутри страны.

Вместе с тем такие явления, как нашествие на Европейский континент татаро-монгольских орд, массовые миграции европейцев в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, позволяют говорить хотя и о некотором естестве этих миграционных процессов в рамках освоения человечеством пространств Земли, но в то же время и об определенной неординарности менталитетной матрицы сознания мигрировавших людей, ввиду их своего рода готовности, возможности или вынужденности приспособиться к утрате исторической родины и привычной среды обитания.

И действительно, что толкало людей раз и навсегда оторваться от родного крова, от знакомых для глаз пейзажей, от соотечественников, земляков в столь массовом порядке?

Явно не любопытство - в случае с татаро-монголами, неудовлетворенность своим положением и желание обогатиться - у мигрантов в Северную Америку, перевозка против их воли туда же невольников-рабов из черной Африки, желание избавиться от недостойных членов британского общества посредством их высылки куда подальше - в случае с Австралией. К свежим примерам можно отнести расселение вьетнамцев, китайцев и турок за границами своих стран, выходцев из Кавказа в центральные районы России.

Что касается миграционных потоков из России на Запад в последние десятилетия (в отличие от многовековой миграции русских на восток), то они уж точно всегда носили и до сих пор носят явно выраженный противоестественный и, как правило, разовый характер: либо побег от репрессий (спасение жизни), либо жажда обогатить свои знания и/или кошелек, либо просто стремление удовлетворить обывательское чувство условной сытости (известное веяние последних лет - т.н. "колбасная эмиграция"), либо вообще неумение или невозможность найти применение своим способностям вследствие оторванности собственных стандартов от реалий жизни на родине.(Вполне понятно, что о всех видах путешествий и зарубежном туризме здесь речь не идет.)

Как же относиться в целом к такого типа людям-неестественным мигрантам в наше время? Прежде всего с чувством сожаления, а может, даже и жалости. (Лишь "колбасники" вызывают чувство брезгливости, а иногда и гадливости.) Ведь они покинули родину, лишаясь важного ощущения ее наличия в спектре своих человеческих чувств. Чувство родины - это прежде всего психический аспект сознания (который порой отсутствует и у живущих в родных краях). Одни из них не замечают этой потери (что лишь свидетельствует о недоразвитости этой части их палитры сознания), другие, более нормальные, болезненно переживая, ностальгируют. Третьи не выдерживают и возвращаются назад хотя бы умереть, но на родине. В любом случае, все они по-своему психически дефективные, поэтому вызывают к себе у окружающих на новом месте определенную настороженность, но чаще пренебрежение. Поэтому и стараются они как-то кучковаться, держась на чужой стороне вместе и образуя всякого рода общины и землячества.

В.И. Ленин был очень хорошо осведомлен о наличии чувства родины у нормальных людей. Поэтому одним из его первых указов о наказании контрреволюционеров и саботажников был указ об их расстреле или высылке из страны без права возвращения. Т.е. высылка с родины без права возвращения по тяжести наказания справедливо приравнивалась им к расстрелу, т.е. лишению жизни, что, впрочем, совершенно логично.

Александр Солженицын в свое время имел и виллу в американском штате Вермонт, и достаток немалый, ан нет, как только появилась такая возможность, бросил там все и вернулся назад на Родину, к соотечественникам. Потому что Россию обустраивать надо. Потому что Человек. И примеров тому немало.

М.Ю. Лермонтов еще 150 лет тому назад, касаясь вопросов мотивации эмиграции, образно вопрошал с поэтической прямотой:

Что же их гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на них тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

И тут же сам как бы отвечал на поставленные вопросы:

Нет, им наскучили нивы бесплодные...
Чужды им страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у них родины, нет им изгнания.

Таким образом, говоря современным языком, матрица сознания у эмигрантов действительно выглядит довольно искаженной, признавай или осознавай они это или нет. Скорее всего они будут не согласны с вышесказанным и приведут массу доводов в свое оправдание. Но из песни слов не выбросишь, равно как и искаженность из их сознания, приравнивающая их к животным в зоопарках или, если им это больше нравится, в цирках.

Хорошая аналогия - муравейник. Кроме муравьев в муравейнике проживают и так называемые "симбионты". Одни просто так живут: тепло, светло, нет хищников. Другие, прикинувшись муравьем с помощью характерных движений, доят фуражиров. А простой муравей глупый, ну где ему до таких высот абстракции подняться, чтобы мимикрию симбионта раскусить, когда он пашет с утра до вечера. Есть такие симбионты, что выделяют наркотики-феромоны, так что муравей безропотно стоит и "балдеет", пока "нарком" его обшаривает. Есть еще симбионты-поедатели муравьиного потомства.

Все и кормятся за счет муравейника. Между тем пропади эти симбионты совсем, в целом эффективность муравейника существенно возрастет. Есть, говорят, какие-то слегка полезные симбионты (яички помогают пересчитывать), но и без этих полезных муравейники неплохо живут. И всем симбионтам, полезным, вредным, нейтральным, наплевать на собственно муравейник, хотя, паразитируя на его структуре, они и живут. Это глупые муравьи-работники болеют "душой", заботятся именно о своей куче-доме. Суетятся, жизнеобеспечивают ее и не мыслят себя без "родины", а симбионт спокоен. Потому что знает, что в случае чего он всегда пристроится в другом муравейнике, всего-то и дел. Такова внутренняя, физиологическая суть "Homo эмигрантов".

Сейчас уже все меньше остается сомнений, что народы, этносы, суперэтносы, нации - суть живые общественные организмы разной величины и степени зрелости развивающейся материальной природы. И отрыв индивида от материнского (отеческого) общественного организма, даже хворого, но своего - сродни пересадке какого-либо органа, даже кусочка ткани с одного организма на другой. И не чувствует себя никогда пересаженный орган так же комфортно на новом месте, как на родном, изначально предназначенном ему судьбой. Да и новый организм все время его отторгнуть пытается. Поэтому нужно регулярно принимать какие-то лекарства, чтобы подавлять, не допустить полного отторжения.

При наличии нормального спектра человеческих чувств человек все равно не должен чувствовать комфортности на чужбине (потому и называется она так - чужбина), тяга несчастного к родине, если он нормальный, все время будет напоминать о себе, как кровоточащая рана, глуши ее, не глуши.

Так что ущербность такого рода людей очевидна - хоть статусная, хоть духовная, хоть с этой стороны посмотри на них, хоть с той. Поэтому либо они ее на ментальном уровне не ощущают ввиду притупленности соответствующих чувств, либо глушат.

Работая за границей, я много раз наблюдал и сравнивал психическое состояние работников наших посольств-торгпредств с психосостоянием тех или иных эмигрантов, как бы материально при этом они ни были обеспечены, и всегда сравнение было не в пользу последних.

Учитывая все это, одного хочется пожелать всем этим вынужденным переселенцам (прежде всего из России), состоявшимся или еще собирающимся ими стать, и посоветовать им в любом случае: либо уж смириться со своей ущербностью, участью изгоя, не слышащего голоса совести, но это тогда все равно что потерять свой полноценный человеческий облик, впасть в забытье. Многие действительно впадают, находя себе в моменты сомнений разного рода оправдания: но ведь в России такая коррупция (дикость, бескультурье), а под Мюнхеном (Нью-Йорком) пиво такое пенное, дома такие ухоженные! А кругом вежливые все какие!

Либо им все-таки следует стараться чувствовать, ощущать себя как бы во временной командировке, некими послами или купцами в экспедиции, стажерами ("мы не в изгнании, мы в послании"). Тогда некоторая душевная комфортность должна будет постепенно к ним вернуться, но вместе с ней появится и целевая установка-вопрос: когда возвращусь на Родину-мать (а я обязательно вернусь!), что напишу в отчете о командировке (стажировке), что людям скажу? Даже не наяву, в душе своей, но все равно придется сделать отчет о целях длительного своего расставания с родиной, стыковать его с логикой совести, или ее остатков. Для того чтобы в своих же глазах остаться достойным звания нормального человека, а смысл всей собственной жизни чтоб приобрел в итоге хотя бы какой-то позитивный оттенок. Тогда и умирать будет не так мучительно больно.

Все более становится очевидным, что недалеко то время, когда начнется массовая миграция землян по просторам Вселенной. Но даже тогда у них несомненно сохранится неповторимо волнительный атавизм - чувство родины (но, опять же, лишь у нормально развитых индивидуумов).


http://ikondrashin.narod.ru/rus/intros/kond/paradox.htm

В интернете этот трактат был опубликован в виде статьи на "Форуме".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован