Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
29 марта 2017
10453

Инфляция: особенности антиинфляционной политики и денежных реформ России

Main inf
 

Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflatio – вздутие, разбухание, разводнение) был позаимствован из медицины.

Применительно к денежному обращению и как специальный экономический термин, это слово стали употреблять лишь в конце XIX века.

Приоритет введения в научный оборот термина «инфляция» приписывают американцу А. Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке научно-пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: бумажный пузырь».

С тех пор словом инфляция стали обозначать не только обесценение денежных знаков, но и сопровождающее этот процесс повышение потребительских цен.

Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в начале XX века после Первой мировой войны, когда многие страны столкнулись с безумством роста потребительских цен беспрецедентным обесценение национальных валют.

 На базе анализа причин возникновения инфляционных процессов возникла количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент рыночного хозяйства и предлагающая механизмы регулирования динамики их роста.

Логическим развитием этой теории стал монетаризм, а инфляция вошла в число основных макроэкономических показателей, характеризующих динамику и устойчивость экономического роста национальной и глобальной экономики.

 

Постепенно борьба с инфляцией и ее таргетирование для отдельных стран и интеграционных союзов становится ключевым элементом денежно-кредитной политики.

В советской экономической литературе термин инфляции стали использовать только в середине 20-х годов прошлого столетия. Долгое время советские ученые рассматривали инфляцию исключительно как свидетельство «усиления паразитизма и загнивания капитализма».

В современной глоболизирующейся экономики инфляция рассматривается как сложное многофакторное явление. В мировой экономике проблема инфляции остается одной из наиболее острых и актуальных.

В настоящее время уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, характеризующих состояние и динамику развития глобальной экономики и экономики отдельных стран мира.

 

Уровень инфляции оказывает влияние на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос. Поэтому в настоящее время показатель уровня инфляции для большинства стран мира становится основным индикатором эффективности проведения макроэкономической и денежно-кредитной политики и достижения устойчивости экономического развития.

Прослеживается прямая и косвенная связь между уровнем инфляции и динамикой основных макроэкономических показателей, состоянием инвестиционного климата в стране, динамикой развития денежного, валютного рынка и рынка капитала.

Способность государства контролировать инфляционные процессы свидетельствует об эффективности общей экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Неконтролируемый рост цен затрагивает многие социально-экономические аспекты. В частности, оказывает влияние на реальные доходы населения и их дифференциацию, покупательную способность населения, стоимость и качество жизни, масштабы проявления коррупции и др.

 

Общая характеристика, виды и факторы, влияющие на рост цен

 

Наиболее существенное воздействие на динамику мировых цен оказывают системные и конъюнктурные факторы.

 

К системным факторам следует, прежде всего, отнести циклические кризисы, фондовые, банковские, финансово-экономические, энергетические, сырьевые кризисы и др. Существенное влияние на динамику цен оказывают экономические катаклизмы, конфликты и войны между государствами.

К конъюнктурным факторам относятся колебания мировых цен на наиболее значимые товары в структуре международной торговли. Это энергоносители, главным образом нефть, драгоценные и полудрагоценные металлы, продовольственные товары.

Первоначально под инфляцией понималось всякое расширение денежного обращения, каковы бы ни были его последствия.

Затем инфляцию определяли, как переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост цен. Таким образом, сущность инфляции проявляется в уменьшении покупательной способности бумажных денег.

Во второй половине прошлого столетия в экономической науке появился многофакторный подход к инфляции. Инфляцию стали считать не просто денежным, но и общеэкономическим феноменом, поскольку динамика денежных параметров предопределяется глубинными процессами общественного воспроизводства и проводимой экономической политикой.

Cущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения. Причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика правительства. Формы проявления инфляции – избыток денежной массы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег

Концепция инфляции как многофакторного соци­ально-экономического явления позволяет нивелировать разобщенность научных и ведомственных подходов к анализу причин роста цен и методам их регулирования.

Это означает, что инфляцию нельзя определять только как нарушение закона денежного обращения.

В основе инфляции лежит дисбаланс между различными сегментами экономики – расходами и доходами государства, накоплением и потреблением в ВВП, объемом денежной массой в обращении и потребности экономики в денежных средствах

 

Таким образом, на динамику инфляционных процессов влияют как денежные, так и неденежные факторы, внутренние и внешние факторы.

К денежным факторам инфляции следует отнести:

  • темпы прироста объема денежной массы;
  • уровень внутреннего спроса на деньги;
  • динамику временных лагов денежного обращения;
  • скорость оборота денег;
  • размер дефицита государственного бюджета;
  • нарушение соотношений цен на отдельные виды товаров и услуг и др.

 

В России в официальных документах, определяющих методологию расчета изменения уровня цен среди основных факторов, влияющих на инфляцию выделяют в основном денежные факторы:

  • обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, связанное с нарушением функционирования денежно-кредитной и финансовой систем страны (неплатежи, непроизводительные расходы государства и др.);
  • неэффективная система кредитования, налогообложения и др.;
  • структурные диспропорции, нарушение соотношений цен на отдельные виды товаров и услуг.

 

Современная инфляция – это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию, поэтому к неденежным факторам инфляции следует отнести:

  • политические катаклизмы и политическая нестабильность;
  • диспропорции циклического развития экономики;
  • высокая степень монополизации экономики и отдельных товарных рынков;
  • не рыночные принципы ценообразования;
  • не эффективная денежно-кредитная политика и др.

Как показывает мировая практика, в случае если доля неденежных факторов в развитии инфляционных процессов велика, то использование инструментов монетарной политики для преодоления инфляции малоэффективно и нецелесообразно.

 

Денежные и неденежные факторы инфляции, как правило, относят к внутренним причинам инфляционных явлений.

 

Среди внешних факторов возникновения инфляции можно выделить различные экономические кризисы – циклический, сырьевой, энергетический, валютно-финансовый, фондовый и др.

На основании анализа истории развития мировой экономики можно выделить, различные виды и формы проявления инфляции в зависимости от:

  • причин возникновения инфляции;
  • скорости роста цен на потребительские товары;
  • методов государственной политики регулирования цен и принципов ценообразования и др.

В частности, в зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценения денег, выделяют следующие виды инфляции:

  •    административную инфляцию;
  •    инфляцию издержек;
  •    инфляцию спирали цен и зарплат;
  •    инфляцию спроса.

 

Инфляцию можно также классифицировать по скорости роста цен и масштабу обесценения национальной валюты. По указанному критерию можно выделить:

  • ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет 5-10%;
  • галопирующую инфляцию - среднегодовое повышение цен от 10 до 100%;
  • гиперинфляцию - среднегодовое повышение цен более 100% в год;
  • супергиперинфляцию - когда цены всего за один месяц подскакивают на 50% и более процентов и в годовом исчислении инфляция превышает 500% и более.[1]

 

Как показывает мировой опыт, относительно устойчивое развитие рыночной экономики возможно сохранить только при ползучей форме инфляции, которая обеспечивает мягкую корректировку соотношения спроса и предложения на денежном и товарном рынках.

В результате национальные деньги продолжают без ограничений выполнять все надлежащие функции. Поэтому подобная инфляция обычно не вызывает волнений населения, если не считать опасений по поводу возможности роста инфляционных ожиданий и перерастания инфляции в более масштабные формы.

 

При галопирующей инфляции становится неэффективной такая функция денег, как средство накопления. Предприниматели и население начинают использовать в качестве такого средства не национальную валюту, а валюты других стран, ценные бумаги, золото, драгоценности, произведения искусства, недвижимость и др.

 

В условиях гиперинфляции и супергиперинфляции национальная валюта перестает выполнять функции меры стоимости и даже средства обращения.

Период высокой инфляции, ведет к значительному снижению роста реальных доходов населения, увеличению разницы в доходах отдельных социальных групп населения, росту доли населения, живущих за чертой бедности. Как правило, период гиперинфляции и супергиперинфляции характеризуется усилением социально-политической напряженности и нестабильности в обществе.

 

Если рост потребительских цен носит длительный и затяжной характер, то такую ситуацию называют хронической инфляцией.

Разбалансировка денежной системы приводит к нарушению всей экономической деятельности. Если стремительный рост цен сопровождается спадом промышленного производства и снижением ВВП, то такую ситуацию называют стагфляцией.

В зависимости от степени государственного регулирования экономики и принципов ценообразования инфляция может протекать в открытой форме или в скрытой, подавленной форме.

 

Открытая инфляция предполагает рыночный характер ценообразования и проявляется в росте общего уровня цен на товары и услуги.

 

Скрытая или подавленная инфляция характерна для стран, где цены в значительной мере регулируются государством. Подавление инфляции, т.е. полный или частичный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. В конечном итоге такая политика приводит:

  • к замедлению скорости оборота денег;
  • товарному дефициту и появлению черного рынка товаров и услуг;
  • ухудшению качества продукции;
  • вынужденному накапливанию денег населением;
  • использованию бартерных сделок;
  • развитию спекуляции и теневой экономики и др.

Именно такая ситуация сложилась в Советском Союзе, где инфляция в условиях командно-административной системы долгое время находилась в подавленном состоянии.

Все рассмотренные определения инфляции и факторы, определяющие ее возникновения и проявления, не исключают, а дополняют друг друга на различных уровнях ее теоретического анализа.

 

При расчете уровня инфляции в мировой практике используются различные индексы. Как правило, это относительные, средневзвешенные показатели, характеризирующие изменения цен во времени.

Индексы рассчитываются по отношению к определенному базовому временному периоду.  При этом уровень цен базового периода берется за 100%.

Статистика измеряет уровень инфляции с использованием системы индексов цен. Для целей макроэкономического анализа и разработке экономической политики, как правило, используют следующие основные индексы изменения уровня цен:

  • индекс потребительских цен;
  • индекс-дефлятор ВВП
  • индекс цен производителей промышленной продукции;
  • индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции;
  • индекс цен производителей в строительстве;
  • индекс тарифов на грузовые перевозки;
  • индексы экспортных/импортных цен;
  • индексы цен на первичном и вторичном рынке жилья и др.

 

Инфляция в России и особенности антиинфляционной политики

Развитие денежного обращения в России – это фактически история возникновения и эволюция различных видов и форм денежных знаков, процесс их обесценения и борьба с инфляционными явлениями, которые в то время имели исключительно монетарный характер. С обесценением национальной валюты власти боролись, как правило путем проведения денежных реформ.

Инфляция в царской России

 

В царской России периодом финансовой стабильности и отсутствия инфляции был период после денежной реформы 1895-1897 гг., которую успешно провел выдающийся русский государственный деятель, реформатор, министр финансов Сергей Юльевич Витте (1849-1915 гг.).

В соответствии с законом царского правительства от 3 января 1897 г. о введении золотого монометаллизма в обращение был выпущен так называемый золотой червонец. Основной денежной единицей России стал золотой рубль эквивалентный 0,774235 грамма золота.

 За короткий период времени российский рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых валют в мире. В предреволюционный период в течение семнадцати лет (1897 – 1914 гг.)  бумажные деньги в России имели полное обеспечение золотом.

 Государственные кредитные билеты свободно обменивались на золотые монеты, которые в большом количестве находились в обращении. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа как разменные деньги.

Прочность денежной системы была такова, что даже во время русско-японской войны 1905 – 1907 гг. размен кредитных билетов на золото не прекращался.

 

Однако с первых дней вступления России в Первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета вновь начало использовать эмиссию государственных кредитных билетов. Выпуск бумажных денег для финансирования военных расходов государства был официально разрешен Правительством.

Государственному банку было предоставлено право увеличить выпуск кредитных билетов, не замещенных золотом, с 300 до 1500 млн. рублей. Однако в последующие военные годы эмиссия возросла до 6500 млн. рублей.

 

Закон Российской империи от 27 июля 1914 г. приостановил размен государственных кредитных билетов на золото. Это означало крах системы золотого монометаллизма в России. Кредитные билеты превратились в инфляционные бумажные деньги. Из обращения исчезли золотые и серебряные монеты.

Очередной виток инфляции в России начался с резкого падения курса рубля весной 1915 г., когда русская армия потеряла западные территории империи.

В 1916 г. уровень инфляции в России составил уже 93,5%. В результате к февралю 1917 г. покупательная способность рубля упала в 3,5 раза.

 

После февральской революции, за восемь месяцев правления Временного правительства рубль резко обесценился и к середине октября 1917 г. стоил всего 6 – 7 копеек.

 

Инфляция в Советском Союзе

Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война окончательно расстроили денежное обращение в России и породили супергиперинфляцию.

Первым мероприятием Советской власти в области денежного обращения был захват основных банковских учреждений, в том числе главной конторы Государственного банка, экспедиции заготовления государственных ценных бумаг - Монетного двора и национализация коммерческих банков.

 

В январе 1917 г. на базе Государственного банка и национализированных частных коммерческих банков был организован Народный банк РСФСР.

В период революции в обращении находились денежные знаки царской России и Временного правительства - кредитные билеты выпуска 1917 г. и казначейские билеты достоинством 20 и 40 рублей, получившие в народе название «керенки».

В период 1917-1918 гг. расходы государства производились без смет и планов, а кредитные билеты печатались по мере необходимости. Эмиссионные операции осуществлялись без их официального регулирования законодательными нормами.

Возникшая безудержная инфляция требовала все большего и большего количества денежных знаков, увеличения их номинала. На начало 1918 г. в обращении в России находилось уже 26,3 миллиардов рублей, что было почти в 17 раз больше, чем на 1 января 1914 г.

 

Первые советские деньги появились в обращении в марте 1919 г. в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 4 февраля 1919 г. Это были так называемые «Расчетные знаки РСФСР» достоинство 1, 2 и 3 рубля. Оформление их было выполнено по мотивам герба РСФСР. В народе эти деньги получили название «совзнаки».[2]

Позднее в мае 1919 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением вообще отменил все ограничения на денежную эмиссию.

Таким образом печатный станок был запущен на полную мощность. Выпуск бумажных денег производился, как говорили сами большевики, в «пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках».

В результате в 1919 г. эмиссия возросла почти в 5 раз и составила 164 млрд. рублей. В 1920 г. было напечатано уже 944 млрд рублей. В 1921 г. эмиссия возросла в 16 раз и достигла 16 триллионов рублей.[3]

При значительном росте количества денежных знаков в обращении их золотой эквивалент катастрофически сокращался и покупательная способность денег соответственно. В частности, напечатанные в 1921 г. 16 триллионов советских денежных знаков в золотом эквиваленте соответствовали лишь 140 миллионам золотом.

 

Возросшая эмиссия и инфляция требовали денежных единиц более высокого номинала. Так в 1921 г. в обращение были выпущены новые денежные знаки «Обязательства РСФСР» в 100 тыс., 500 тыс., 1 млн., 5 млн., и 10 млн. рублей, что значительно увеличило в обращении количество бумажных денег.

В России общее количество всех видов бумажных денежных знаков, обеспеченных не золотом, а всем «достоянием республики» и находящихся в   обращении выросло с 27 миллиардов в январе 1918 г. до 219 триллионов 845 миллиардов к декабрю 1921 г.

 

В период Гражданской войны на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков. В широких масштабах распространилась незаконная эмиссия денежных знаков в различных регионах и губерниях России.

В качестве платежного средства использовались не только денежные знаки, выпущенные при царе («царские»), Временном правительстве («думские» и «керенки»), многотысячные и миллионные советские «расчетные знаки РСФСР» и «обязательства РСФСР», но и различные денежные суррогаты - чеки, боны, акции, облигации государственных займов, обязательства казначейства, почтовые знаки и даже винные этикетки и др.[4] 

В результате, денежное обращение было нарушено, в экономике России в эти годы возникла и длительное время сохранялась супергиперинфляция.

В частности, в 1917 г. уровень инфляция составлял – 683,3%, в 1918 г. – 597,5%, в 1919 г. – уже 1375,6%.  В 1922 г. потребительские цены за год выросли на 7300%. [5]

В период гражданской войны обесценение денег опережало темпы их выпуска в обращение. К 1922 г. ценность купюры достоинством 10 000 руб. составляла 1 довоенную копейку. Основной денежной единицей стали миллион и миллиард рублей, которые в народе называли «лимонами» и «лимардами».[6]

 

Для стабилизации денежного обращения назрела необходимость проведения денежной реформы. В рамках подготовки к денежной реформе в стране были проведены две деноминации государственных денежных знаков. При первой деноминации 1 рубль образца 1922 г. приравнивался к 10 000 рублей всех ранее выпущенных и находящихся в обращении денежных знаков.

 

К концу 1922 г. была проведена вторая деноминация. Новый рубль образца 1923 г. приравнивался к 100 рублям образца 1922 г. или к 1 млн. рублей всех ранее выпущенных советских денежных знаков.

Побороть супергиперинфляцию в Советской России удалось только, проведя очередную радикальную денежную реформу. В 1922 г. была разработана концепция денежной реформы, в основе которой лежало введение «внутренней валюты» – очередного золотого червонца.

 

Принципы реформирования денежно-кредитной системы, были почти аналогичны принципам реформы, осуществленной в царской России министром финансов С.Ю. Витте. Неслучайно наркома финансов Г. Я. Сокольникова, проводившего реформу, за рубежом называли «красным Витте».

Новый золотой червонец содержал 78,24 доли (8,6 г.) чистого золота. Один червонец приравнивался к 10-ти рублевой золотой монете дореволюционной чеканки. Билеты на 25% обеспечивались золотом, а остальная часть легко реализуемыми товарами и векселями.

Появление червонцев внесло серьезные изменения в денежную систему страны. Это были деньги, полностью обеспеченные платиной, золотом, серебром, иностранной валютой и товарами повышенного спроса. Твердыми были государственные гарантии новой валюты 1 червонец мог обмениваться на 8.6 г чистого золота.

Количество выпускаемых в обращение червонцев было увязано с потребностями внутреннего товарооборота. Таким образом, впервые после революции в стране появились кредитные деньги, выпуск которых положил начало стабилизации денежного обращения в стране.

Параллельно с червонцами продолжали обращаться обесцененные советские денежные знаки. Соотношение червонцев и советских денежных знаков при обмене определялось специальной котировальной комиссией. На 1 января 1924 г. один червонец равнялся 30 тысячам рублей образца 1923 г.

 

Завершающим этапом реформы был выпуск в 1924 г. государственных казначейских билетов достоинством 1,3 и 5, руб. золотом. Они имели герб СССР и надписи на языках союзных республик.[7]

В результате денежной реформы 1922-1924 г. в СССР была создана устойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР и государственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа на территории не только РСФСР, но и других советских республик, вошедших в состав Советского Союза. Червонец существенно укрепил денежную систему Советского государства.

Важно отметить, что для устойчивости денежных знаков их эмиссия была ограничена. Инфляция в Советском Союзе была побеждена в 1925 г., через три года после начала денежной реформы.

Образцы советских денежных знаков в период 1925 – 1938 гг. менялись несколько раз, однако они сохраняли свою платежеспособность до послевоенной денежной реформы.

 

Послевоенная денежная реформа 1947 г. обдумывалась и разрабатывалась с конца войны министром финансов СССР А.Г. Зверевым и И.В. Сталиным в условиях строжайшей секретности.

Реформа ставила две задачи:

  • ликвидацию огромных запасов денег, выпущенных государством для покрытия военных расходов. Только за годы войны количество денег в обращении увеличилось в 4 раза;
  • изъятие из обращения фальшивых денег, выпущенных нашими противниками в войне, в первую очередь немцами.

Реформа 1947 г. носила ярко выраженный конфискационный характер. Обмен старых денег на новые осуществлялся в пропорции 10:1. От ее проведения пострадали не только нечестные люди, имевшие значительные нетрудовые доходы, но и миллионы простых граждан СССР.

 

Очередная денежная реформа в Советском Союзе была проведена в 1961 г. и носила характер деноминации. Обмен старых денег на новые осуществлялся также в пропорции 10:1, однако в таком же соотношении изменялись номиналы заработной платы и потребительских цен.

Денежная реформа 1961 года, проведенная в СССР была одним из примером скрытой девальвации национальной валюты. При проведении реформы старые денежные знаки были обменены на новые в соотношении 10:1.

Однако золотое содержание рубля было увеличено всего в 4,44444 раза с дореформенных 0,222168 г. чистого золота за один рубль до 0,987412 г.

В таком же соотношении был изменен курс доллара. До реформы он составлял 4 рубля за 1 доллар, а после реформы стал равен 90 копеек за 1 доллар. Таким образом, в процессе денежной реформы советский рубль был девальвирован в 2,25 раза.

В период существования Советского Союза правительство целенаправленно и осознанно неоднократно прибегало к помощи печатного станка для решения финансовых проблем, не опасаясь роста потребительских цен.

В частности, в период 1929 – 1937 гг. в связи с резким увеличением расходов на содержание армии масса наличных денег в обращении возросла в 8 раз.

После Великой Отечественной войны денежная эмиссия использовалась как средство увеличения капиталовложений на восстановление народного хозяйства, а в 60 – 70-е годы прошлого столетия для – покрытия, растущего бюджетного дефицита.

Однако в условиях жесткой административной системы управления экономикой и централизованного контроля над потребительскими ценами рост денежной массы в Советском Союзе не приводил к значительной инфляции, хотя статистика ежегодно фиксировала незначительный рост цен на продовольственные товары и товары массового спроса.

 

По данным официальной статистики рост индекса потребительских цен в Советском Союзе в период 1961 – 1970 гг. составлял 1,2%, в 1971 – 1980 гг. – 3,3%, в 1981 – 1990 гг. – 2,0%.[8]

На фоне ползучей, галопирующей и гиперинфляции в большинстве капиталистических стран столь низкие показатели инфляции официальной пропагандой советского руководства преподносились как неоспоримое преимущество плановой социалистической системы хозяйства.

Эта позиция стала господствующей в советской экономической литературе. Возобладало понимание инфляции как классового явления исключительно капиталистической экономики, специфического способа финансирования непроизводительных государственных расходов и перераспределения доходов в пользу господствующих классов.

Некоторые экономисты пришли к выводу о том, что в связи с изменением социально-экономической природы общества, переходом от стихийного к планомерному хозяйствованию, превращением денег в расчетные знаки возникают новые закономерности денежного обращения.

В результате социалистическая экономика приобретает «иммунитет» против инфляции.

Инфляция в Советском Союзе носила скрытый характер. Государственное регулирование цен приводило к товарному дефициту, исчезновению товаров с прилавков магазинов и процветанию спекуляции.

 

Инфляционные процессы в современной России

Экономика современной России реально столкнулась с серьезными инфляционными проблемами в начале 90-х годов прошлого столетия в период так называемых либеральных экономических реформ, когда началась трансформация – от централизованно планируемой к рыночной экономике.

 

При переходе к рыночной экономике правительством России использовалась ортодоксально-монетаристская программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ. Ее основными элементами были:

  • либерализация цен на товары и услуги;
  • беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля;
  • борьба с растущей инфляцией, путем ограничения роста денежной массы и ограничения предложения денег в экономике.

В совокупности эти меры представляют собой наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией». Социально-экономические последствия такой политики для российской экономики оказались разрушительными.

 

Непродуманные экономические реформы в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия, отсутствие стратегии экономического развития, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, отсутствие антиинфляционной программы, привели к возникновению в России гиперинфляции и супергиперинфляции.

Пик роста потребительских цен пришелся на 1992 г. и составил 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары продолжали расти и увеличились в годовом исчислении на 844%.

Супергиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в денежный оборот были введены новые банкноты достоинством 5 тыс., 10 тыс. и 50 тыс. рублей.

 В 1994 г. и 1995 г. сохранялась гиперинфляция, продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Фактически в этот период Россия переживала стагфляционный кризис – сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровнем инфляции. ВВП и промышленное производство в России в 90-е годы прошлого столетия сократилось более чем в два раза.

Резкое падение производства заметно уменьшило поступление налогов в государственный бюджет, что наряду с незначительными доходами от радикальной, но неэффективной приватизации, обеспечило на многие годы хронический дефицит федерального бюджета.

Достаточно длительный период высокой инфляции в России был обусловлен, прежде всего, тем, что борьба с ростом цен велась преимущественно монетаристскими методами.

Однако эти меры оказались малоэффективными из-за господства административной инфляции и инфляции издержек, которые были следствием быстрого роста цен на энергоносители и товары сырьевой группы, а также повышением транспортных тарифов.

При инфляции издержек первоначальный толчок росту цен дают не денежные факторы, а производственные и рыночные.

В России, в соответствии с монетаристскими принципами, сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного обращения.

Однако идеологи российских реформ на практике игнорировал важнейшие постулаты монетаризма. В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы.

Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.

Такая политика   привела к массовым неплатежам практически во всех отраслях экономики России, способствовала развитию бартерной торговли, масштабной долларизации экономики, долгосрочным задержкам выплаты зарплаты и пенсий, что препятствовало росту экономики.

Поэтому меры монетаристского характера, сокращающие платежеспособный спрос оказались в России абсолютно неэффективными для подавления инфляции.

Фактически в этот период определенное снижение инфляции происходило в основном за счет сокращения производства, что сделало крайне непрочным и сам процесс замедления роста цен.

Лишь благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшем правительство в рамках реализации основных направлений денежно-кредитной политики планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в России в августе 1998 г. Кризис привел к дефолту по внешним долговым обязательствам страны, резкой девальвации национальной валюты и соответственно к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году вновь подскочил до 84,4%.

Правительство вынуждено было принять жесткую антикризисную программу, реализация которой позволила снизить уровень инфляции в России в 1999 г. до 36,5%.

В период с 2000 по 2004 гг. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период в два раза с 20,2% до 10,0%.

В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

Таким образом, фактически в период с 1995 г. по 2005 г. в России сохранялась хроническая галопирующая инфляция, уровень которой колебался в пределах от 10 до 84%.

В 2006 г. уровень инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%. Значительный рост потребительских цен в 2006 г.  и 2007 г. во многом был обусловлен резким увеличением мировых цен на основные виды продовольственных товаров.

Чувствительная и быстрая реакции индекса потребительских цен в России на рост мировых цен на продовольственные товары с середины 2007 г. была обусловлена высокой долей импортных товаров в розничной торговле (47%) и потребительской корзине населения (25%).

Высокая монополизация аграрного рынка, оптовой и розничной торговли продовольствием привели к повышению цен на отечественную продукцию вслед за подорожавшими импортными товарами.

Накануне мирового финансового кризиса в 2008 г. в России продолжался рост цен. Уровень инфляции почти в два раза превысил прогнозные значения Правительства и в годовом исчислении составил 13,3%

Таблица №

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

 

Годы

Инфляция (%)

1990

5,3

1991

160,4

1992

2508,8

1993

840,0

1994

214,8

1995

131,6

1996

21,8

1997

11,0

1998

84,6

1999

36,8

2000

20,1

2001

18,8

2002

15,1

2003

12,0

2004

11,7

2005

10,9

2006

9,0

2007

11,9

2008

13,3

 

 

Источники: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат, за соответствующие годы.

               Инфляция в условиях экономических кризисов

В условиях финан­сово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии в банковской системе России. В частности, рост потребительского и ипотечного жилищного кредитования в 2006 г. составил 39,6% и в 2007 г. - 51,6%.

Банковское «перекредитование» способствовало увеличе­нию денежного предложения и сохранению высокого уровня инфляции.

Специфика инфляции в России в условиях кризиса проявилась в росте потребительских цен на топливо и горючее смазочные материалы даже при снижении мировых цен и цен производителей на эти товары.

Ос­новная причина заключалась в ценовом сговоре произ­водителей топлива, что потребовало вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая наложила штрафные санкции на крупнейшие компании топливно-энергетичекого комплекса.

Существенным фактором инфляции оставалось ежегодное повышение цен и тарифов естественных монополий, а также рост тарифов на услуги ЖКХ. При этом, как правило, рост тарифов на услуги ЖКХ и железнодорожные перевозки, увеличение стоимости электроэнергии, природного газа, нефтепродуктов опережал рост официальной инфляции.

В частности, в период с 2000 по 2009 г. стоимость услуг ЖКХ возросла в 9,2 раза, стоимость газа для промышленных потребителей выросла в 5,3 раза, тарифы на перевозку грузов РЖД увеличились в 5,2 раза.

По расчетам экспертов вклад этого фактора в повышение общего уровня потребительских цен в России в 2009 г. возрос с 29 до 33%, что еще раз подтверждает не монетарный характер инфляции в современной России.

Рост тарифов в свою очередь приводит к росту цен на продукцию, в себестоимости которой заложены расходы на электроэнергию, газ и транспорт. Таким образом, рост тарифов оказывает влияние на ценообразование почти всех групп товаров и услуг, производимых в России.[9]

Накануне президентских выборов было решение Правительства России было принято решение о временном замораживании роста тарифов естественных монополий. В результате в целом удалось снизить уровень инфляции в России в 2011 г. до рекордно низкого уровня - 6,1%.

В 2012 г. уровень инфляции вновь возрос и составил 6,6%, что было также обусловлено очередным повышением тарифов на услуги ЖКХ и ростом стоимости энергоносителей.

В 2013 г. уровень инфляции сохранился на уровне предыдущего года и составил 6,5 %.

Таблица 4

Динамика среднегодового уровня инфляции в России после мирового финансового кризиса

Годы

Инфляция (%)

2009

8,8

2010

8,8

2011

6,1

2012

6,6

2013

6,5

2014

11,4

2015

12,9

2016

5,4

2017*

4,0

 

* Прогноз Банка России

Источник: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат, за соответствующие годы.

Прогнозы Правительства РФ и Центрального Банка после финансово-экономического кризиса на период до 2018 г. предполагали снижение уровня инфляции в России в среднесрочной перспективе. Однако, как показала практика, ни один из этих прогнозов полностью не оправдался.

В период нового экономического кризиса в России в 2014 г. уровень инфляции вырос почти в два раза и составил 11,4%. Рост цен был обусловлен, прежде всего, резкой девальвацией национальной валюты, в результате введения плавающего курса.

На 2015 г. Министерство финансов РФ прогнозировало уровень инфляции в России на уровне 11,9%. Однако и этот прогноз не оправдался, инфляция увеличилась до 12,9%.

Годовая инфляция в России по итогам 2016 г. снизилась боле чем в два раза и составила 5,4%, при ключевой ставке на конец года в 10,0%. Надо отметить, что такой рекордно низкий уровень инфляции в России стал и самым низким за всю современную историю страны.

Существенный вклад в замедление инфляции внесло укрепление рубля на фоне более высоких, чем ожидалось цен на нефть, сохранение интереса внешних инвесторов к вложениям в российские активы.

Цель по инфляции на 2017 г., Банка России, сделанная на основании анализа ситуации на потребительском рынке, предусматривает дальнейшее её снижение. При условии сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики, по прогнозу Банка России, годовая инфляция в 2017 г. может составить около 4,0%.

Заметное замедление инфляции будет способствовать дальнейшему снижению инфляционных ожиданий населения и бизнеса. По прогнозам Банка России, в ближайшие годы в 2018—2019 гг. уровень инфляции будет поддерживаться вблизи указанного целевого значения.

 

Методы регулирования инфляции

Функциональная экономическая система, регулирующая уровень инфляции

Под функциональными экономическими системами следует понимать совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, социальных и экологических параметров и индикаторов развития.

В функциональных экономических системах всякое отклонение от заданных параметров системы должно служить толчком к запуску механизмов, которые обеспечивающих восстановление необходимых показателей.

Основная цель данной ФЭС - поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне, который не сдерживает экономический рост и не снижает реальные доходы населения.

В большинстве стран мира уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной.

Инфляция должна стать быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.

 

Исходя из анализа корреляции темпов экономического роста и инфляции, можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:

  • относительно оптимальным показателем для сохранения динамики экономического роста может быть годовой уровень инфляции в 3-5%.
  • допустимый уровень инфляции (пороговое значение), существенно не влияющий на экономический рост – для промышленно развитых стран может составлять примерно 7-9%, для развивающихся стран и стран с переходной экономикой – 13-15%.
  • предельный уровень (критическое значение показателя) инфляции, при котором возникают риски сокращения экономического роста для промышленно развитых стран оценивается примерно в 10-12%, для развивающихся стран и стран с переходной экономикой в 16-18%.

Как свидетельствует мировой опыт, при годовом уровне инфляции в 40% экономический рост прекращается.

При годовом уровне инфляции свыше 100% начинается интенсивный спад промышленного производства и существенное снижение стоимости ВВП.

При годовом уровне инфляции свыше 500% национальная валюта постепенно перестает выполнять функции меры стоимости, а иногда и средства обращения и накопления.

Основным структурным и институциональным элементом ФЭС по регулированию уровня инфляции должна стать денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений.

Инструментами монетарного и валютного регулирования ФЭС могут быть:

  • уровень процентной ставки Центрального банка;
  • политика обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование коммерческих банков;
  • таргетирование уровня инфляции.[10]

 

Таргетирование уровня инфляции.

В основных направлениях денежно-кредитной политики России планируется осуществить переход к тагетированию инфляции. Предполагается снизить до минимума влияния тарифной составляющей на уровень цен в стране.

Однако, как показывает мировой опыт, использование режима тагретирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жестких условий с точки зрения уровня развития экономики и ее институциональной структуры.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов
к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Поэтому Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда, когда руководители центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

В этой связи в ближайшие годы в России следует ожидать сохранения хронической инфляции и относительно высоких по сравнению с другими странами мира темпов роста цен.

Уровень инфляции будет сохраняться примерно на уровне ставки рефинансирования Банка России и может сокращаться по мере ее снижения.

Для достижения прогнозных результатов по инфляции в России должны быть созданы действенные механизмы устойчивого развития экономики и регулирования уровня внутренних цен. Для этого денежно-кредитная политика правительства и Банка России нуждается в существенной корректировке.

Вместе с тем, постепенное смещение акцента в денежно-кредитной политике от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции, в ближайшей перспективе может способствовать поддержанию уровня инфляции на приемлемом уровне.

 

Необходимость корректировки денежно-кредитной политики

Хроническая инфляция в России является следствием, неэффективной экономической и денежно-кредитной политики, не обеспечивающей устойчивый рост экономики.

Примитивный зажим увеличения денежной массы иногда дает лишь временный эффект снижения динамики постоянного роста цен.

Низкие значения коэффициентов монетизации экономики России и высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе.

Как правило, это является неизбежным следствием высокой хронической инфляции, о чем свидетельствуют современные процессы в России.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики, политики по стимулированию устойчивого экономического роста, институциональной, структурной и социальной политики.

Эффективная системная антиинфляционная политика, рассматривающая инфляцию как многофакторное явление, позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Важно еще раз подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. напрямую не связана с увеличением денежной массы.

Постоянный рост цен обусловлен отсутствием реальной конкуренции и высоким уровнем монополизации многих товарных рынков.

Наиболее монополизированными отраслями российской экономики остаются – энергетика, транспорт, строительство, производства продуктов питания, розничная торговля и др.

Примерно треть инфляционного потенциала зависит от ценового фактора, поэтому серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий.

В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.

 

Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики. Требуется и правовое регулирование торговых наценок в торговых сетях с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги.

Целесообразно возобновить докри­зисную практику разработки утверждаемых Правитель­ством Российской Федерации планов комплексных мер по снижению потребительских цен, повысив ответственность органов исполнительной власти за их реализацию.

 Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников и перекупщиков, обеспечить свободный доступ непосредственного производителя товаров и услуг к потребителю.

Нельзя допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, следует более активно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, конкуренцию между отечественными товаропроизводителями.

 

Для сдерживания роста инфляции целесообразно координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики роста производительности труда.

Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов топ менеджеров крупных банков с государственным участием, государственных корпорациях, финансовых институтах развития, в вертикально-интегрированных компаниях сырьевых отраслей.

 

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей накопления и инвестирования в отечественную экономику.

Целесообразно повышать финансовую грамотность населения, стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

 

Снижение темпа инфляции необходимо для укрепле­ния финансовой системы, устойчивости и конкурентоспо­собности банковской системы России, повышения ее роли в перераспределении привлеченных капиталов в развитие производственного сектора экономики.

Для уменьшения инфляционных рисков необходимо стимулировать прямые, а не портфельные инвестиции спекулятивного ха­рактера, наиболее склонные к массовому «бегству» капитала в период кризисных по­трясениях,

При относительной ста­бильности цен снижается влияние инфляционного фактора на принятие решений о сделках и инвестициях в реализацию масштабных проектов национального характера.

Определенное влияние на инфляционные процессы оказывает глобализация. Согласно исследованиям Международного валютного фонда (МВФ) в развитых странах за счет импорта дешевых потребительских товаров из новых индустриальных и развивающихся государств ежегодно уровень инфляции снижается примерно на 0,25 процентных пункта. В США этот показатель достигает 0,5 процентных пункта.

Этот инструмент целесообразно более активно использовать в сфере оптовой и розничной торговли, которые в России слишком монополизированы.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции в период значительного роста цен могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.

Более остро и болезненно воспринимают инфляцию, россияне, имеющие низкие доходы, чем более состоятельные сограждане.

Поэтому, для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе, в форме индексации заработной платы пенсий и других основных доходов пропорционально росту цен, государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, введение специальных продовольственных карточек для малоимущих граждан.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.

Системный подход к регулированию инфляционных процессов будет способствовать обеспечению устойчивого и динамичного развития российской экономики ее финансовой и кредитно-банковской системы.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1] В.Д. Андрианов, Инфляция: причины возникновения, влияние на экономику и рынок капитал, «Консалтбанкир», М.: 2013

[2] 5. Сенкевич Д.А. «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР 1918-1961». – Межнумизматика, 1988 г.

[3] И.М. Кулишер. Денежное обращение в прошлом и настоящем.  Полярная звезда, Петербург 1922 г. стр. 45

[4] История мировой экономики, Издательское объединение «ЮНИТИ», М.:1995, стр.152

[5] Атлас З.В. Деньги икредит (при капитализме и в СССР). М., 1930., стр. 81. Финансовая энциклопедия. 2-е изд. М., 1927., стр. 452

[6] Бумажные деньги России, Пермская печатная фабрика Гознака, г. Пермь, 1993 г., стр. 27

[7] «Бумажные денежные знаки России и СССР» А.И. Васюков, В.В. Горшков, В.И. Колесников, М.М. Чистяков. – СПб: Политехника, 1993.
 

[8] В.Д. Андрианов, Инфляция: причины возникновения, влияние на экономику и рынок капитал, «Консалтбанкир», М.: 2013

[9] В.Д. Андрианов, Инфляция: причины возникновения, влияние на экономику и рынок капитал, «Консалтбанкир», М.: 2013

[10] Андрианов В.Д. Инфляция: причина возникновения и методы регулирования (мастер-класс по экономике и финансам). М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2010 г.
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован