Эксклюзив
23 марта 2011
3392

Инновационная экономика -стратегический курс развития регионов

Крымов В.Б.
к.э.н., министр экономики Правительства Московской области


Деятельность Правительства Московской области в сфере развития инновационной активности хозяйствующих субъектов направлена на формирование системы, обеспечивающей создание, коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, включение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности, увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции.

Принципиальное отличие Московской области от большинства субъектов Российской Федерации состоит в том, что она представляет собой сложившуюся территориально-инновационную систему, многие элементы которой сохранили высокую работоспособность.

1. Московская область обладает высокоразвитым человеческим капиталом, количество и качество которого достаточны для реализации стратегии развития за счет экономики знаний, а не экономики ресурсов.
2. В границах Московской области существуют связки "образование - наука - производство - внедрение (реализация)".
3. В Московской области имеется несколько территориальных подсистем региональной инновационной системы, сконцентрированных, прежде всего, в наукоградах.
4. Высок профессионализм специалистов регионального звена управления, в том числе, по управлению инновационными процессами.
5. Имеется развитая транспортная инфраструктура и связь.
6. Имеются благоприятные условия для выхода на международный рынок товаров и услуг, финансовые рынки, а также рынки инноваций.

В 2004 году Правительство Московской области приступило к реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

Поиску новых форм развития инновационной деятельности способствовали инициированные Правительством Московской области конференции в Дубне, Черноголовке, Фрязино ("Нанотехнологии - производству", "Социально-экономическое развитие территорий на основе интеллектуальных ресурсов" и другие), деловая игра "Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области".

В результате выполнения пилотного проекта создан ряд инновационно-внедренческих центров в городах Реутов, Дзержинский, Дубна, Юбилейный, Химки, других объектов инновационной инфраструктуры, формируются и реализуются системообразующие проекты, направленные на создание, в том числе, Российского центра программирования в Дубне, Российского научно-производственного комплекса по выпуску наукоемкой биотехнологической продукции в Пущино, Московского областного сегмента Всероссийской объединенной биржи интеллектуальной собственности, Международного центра технологической кооперации.

Реализация "Пилотного проекта по отработке элементов регионального сегмента национальной инновационной системы Российской Федерации на примере Московской области" невозможна без адекватной информационно-аналитической базы.
Существующая система государственной статистики инновационной деятельности не в полной мере обеспечивает получение необходимой информации.

Подтверждение этому - разработанные Минобрнауки России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации "Предложения по созданию системы мониторинга инновационного потенциала и инновационной активности в экономике Российской Федерации", где отмечено, что в настоящее время "целостная система сведений о научно-инновационном потенциале, необходимая для эффективного управления структурно-инвестиционными процессами в стране, не создана, что является основным препятствием практической реализации инноваций".

Используемые статистические формы не сопоставимы между собой по структуре показателей и различаются по периоду сбора информации, имеющейся официальной статистической информации явно недостаточно для анализа состояния и оценки уровня развития инновационной деятельности в Московской области.

В Московской области была разработана Система показателей оценки инновационной деятельности, основная часть показателей была включена в "Систему показателей социально-экономического развития Московской области", установленную постановлением Губернатора Московской области для разработки прогноза развития этой сферы.

При разработке системы показателей оценки инновационной деятельности в Московской области мы исходили из следующих положений:

1) инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (исследований и разработок) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, в новый подход к социальным услугам;
2) инновационная деятельность, как процесс, включает в себя следующие этапы:
- формирование идеи создания продуктовой или технологической инновации на основе маркетинговых исследований рынка, развитие ее в ходе научных или научно-технических исследований и разработок, получение результата интеллектуальной деятельности;
- создание объекта интеллектуальной собственности путем оформления прав на результат интеллектуальной деятельности;
- реализация объекта интеллектуальной собственности на рынке интеллектуальной собственности;
- использование предприятием приобретенного объекта интеллектуальной собственности или результата собственных разработок для создания продуктовых и технологических инноваций, производство и реализация инновационной продукции.

То есть инновационный процесс можно представить как цепь, звеньями которой являются перечисленные этапы от формирования идеи до ее реализации в виде инновационного продукта. Причем каждый этап процесса может быть описан конкретными показателями работы субъектов инновационной деятельности.

Исходя из этих положений, можно выделить основные группы субъектов инновационной деятельности.

Это организации:
- выполняющие научные исследования и разработки (ВУЗы, НИИ, КБ и другие);
- составляющие инновационную инфраструктуру;
- использующие результаты исследований и разработок для производства новой или усовершенствованной продукции.

Разработка системы показателей оценки инновационной деятельности в Московской области основана на применении отдельных блоков показателей на уровнях организаций и региона в целом, а также в горизонтальной плоскости: по организациям, выполняющим научные исследования и разработки и производственным организациям.

Инновационная продукция рассматривается как произведенные товары и услуги на основе приобретенных или собственных результатов исследований и разработок. Это новые, ранее не выпускавшиеся товары, усовершенствованные с улучшенными характеристиками, в том числе продукция опытного производства. Данная формулировка не дает четкого критерия отнесения усовершенствованной продукции к инновационной продукции. И, хотя на этом этапе мы ее используем, в дальнейшем при формировании законодательной базы можно использовать подход, при котором инновационной считать продукцию, произведенную с использованием объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами. Это будет являться четким критерием отнесения продукции к инновационной.

Продолжением этой работы является проведение сплошного регионального обследования инновационной деятельности организаций на основе разработанной системы показателей.

В 2007 году подготовлено и проведено региональное статистическое наблюдение инновационной активности организаций Московской области.

Подготовка заключалась в разработке и утверждении Правительством Московской области форм регионального статистического наблюдения N 4-инновация (регион) "Сведения об инновационной деятельности организации" и N 4- МП инновация (регион) "Сведения об инновационной деятельности малого предприятия (организации)", в определении перечня видов экономической деятельности организаций, подлежащих обследованию, подготовке макетов выходных таблиц.

В региональном статистическом наблюдении за инновационной деятельностью организаций в 2007 году приняли участие более 3000 крупных и средних организаций и свыше 10 тысяч малых предприятий.

Одной из главных задач, решаемых посредством проведения регионального обследования, являлось изучение составляющих инновационного потенциала региона.
С этой целью в обследование включен оценочный показатель "наукоемкая продукция".
Наукоемкая продукция применительно к региональному обследованию рассматривается, как продукция со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

Основная проблема заключается в том, что показатель "наукоемкая продукция" широко применяемый в федеральных целевых программах, таких как "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы и других документах, на сегодняшний день не имеет терминологического определения, обеспечивающего единство понимания. Нет этого показателя и в системе показателей Росстата.

Одной из задач регионального обследования является получение данных о затратах на научно-исследовательские разработки, на приобретение технологий по видам деятельности и получение оценочных показателей объемов отгруженной наукоемкой продукции, что позволит выработать предложения по методике определения объемов наукоемкой продукции, а также по установлению количественного критерия, позволяющего отнести продукцию к наукоемкой.

Например, таким критерием может стать усредненная по виду деятельности доля удельных расходов на НИОКР в обороте (или производстве) продукции.
Для определения конкретной величины этого критерия и необходимы статистические данные по видам деятельности.

Существенным ограничением инновационного развития в Московской области является значительная изношенность оборудования, даже в высокотехнологичных отраслях.
Так, средний износ активной части основных производственных фондов (машин и оборудования) в производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств достиг 60%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 63,5%, в производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи - 75%.

Для определения технологических возможностей предприятий Московской области по производству наукоемкой или инновационной продукции, в региональное обследование крупных и средних предприятий включены показатели по основным фондам, которые не используются из-за технологической отсталости.

Эти показатели органами государственной статистики не отслеживаются ни в одной из статистических форм.

Общая стоимость основных фондов, по которым амортизация в бухгалтерском учете не начисляется, составляет 34,87 млрд. рублей, из них стоимость полностью изношенных - 30,65 млрд. рублей.

Объем средств, направляемых на закупку нового технологического оборудования предприятиями, в 2007 году составил 5,2 млрд. рублей.

Несовершенные методы амортизационной политики, действующие в Российской Федерации, не отражают истинной стоимости активов и тормозят обновление основных средств предприятий, ограничивают возможности хозяйствующих субъектов инвестировать собственные финансовые ресурсы в развитие производства.
В связи с этим Министерством экономики Московской области подготовлены предложения по налоговому стимулированию модернизации основных средств предприятий.

Результаты обследования дали возможность:
- оценить уровень развития инновационной деятельности в Московской области;
- оценить реальный инновационный потенциал муниципальных образований и Московской области в целом;
- использовать полученную информацию при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития муниципальных образований и Московской области в целом;
- отработать систему показателей оценки инновационной деятельности в Московской области.

Важнейшим условием достижения целей, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года и в среднесрочной программе социально-экономического развития Московской области до 2010 года, является развитие инновационной деятельности.

Показатели оценки инновационной деятельности, отраженные в среднесрочной программе социально-экономического развития Московской области до 2010 года, являются основными индикаторами реализации задачи развития инновационной деятельности на среднесрочный период. Количество инновационно-активных организаций необходимо увеличить с 172 в 2007 году, до 270 в 2010, а доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции должна увеличиться в 3,8 раза и составить 25 процентов. Основной стратегический курс развития инновационной деятельности в Московской области направлен на достижение данных результатов и реализацию задач, поставленных в среднесрочной программе социально-экономического развития Московской области до 2010 года.
Основной проблемой развития инновационной деятельности является отсутствие заинтересованности в инновациях у предприятий.

Показателем, косвенно характеризующим внутренний спрос на инновации, может служить уровень активности отечественных предприятий в этой области. По данным регионального исследования в 2007 г. к инновационно активным организациям следует отнести лишь 9,1% промышленных предприятий. В структуре затрат предприятий на инновации преобладает приобретение продуктов с высокой долей добавленной стоимости (прежде всего машин и оборудования), в то время как доля действительно инновационных по своей природе затрат на приобретение новых технологий не превышает 4%.

Парадоксально, но положительная динамика спроса (в 2007 году на приобретение новых технологий направлено 486,3 млн. рублей, против 291,8 млн. рублей в 2006) слабо отражается на предложении. Данные свидетельствуют о наличии колоссального разрыва между внутренним спросом и предложением: количество патентов, выданных в Московской области в 2007 году, даже уменьшилось по сравнению с 2006 годом и составило 1795. Получается, что, несмотря на высокий научно-технический потенциал экономики, отечественный бизнес предъявляет спрос на западные технологии.
Главной причиной отсутствия спроса на инновации является отсутствие конкуренции. Бизнес не предъявляет спрос на инновации потому, что сейчас в них почти не нуждается. Главная причина этого - высокая монополизированность рынков. Многие предприятия замкнулись на региональном рынке (примерно 30% фирм) или работают на очень узких, "нишевых" рынках (около 20% фирм), не представляющих интереса для глобальных конкурентов. Поэтому демонополизация должна быть основным направлением для преодоления технологического отставания.

Так же предприятия не заинтересованы в закупке новых технологий из-за необходимости уплаты налога на прибыль со стоимости технологий при постановке на баланс в качестве нематериальных активов.

В 2008 году Министерством экономики Московской области разработан проект закона Московской области "Об инновационной политике в Московской области", который должен стать основным документом, направленным на развитие инновационной деятельности в Московской области. Механизмы государственного стимулирования, описанные в данном законопроекте, направлены не только на развитие инновационной деятельности на территории Московской области, но и на стимулирование предприятий к использованию инновационных технологий.

Как показало региональное исследование, для достоверного представления уровня инновационной деятельности необходимо внести ряд изменений в формы государственной статистики.

Важнейшими элементами инновационной системы в Московской области призваны стать наукограды Российской Федерации (Дубна, Жуковский, Королев, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино), особая экономическая зона и промышленные округа.
В Московской области реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 781 "О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа".

На территории особой экономической зоны будут развиваться информационные и ядерно-физические технологии, биотехнологии, проектирование летательных аппаратов, материаловедение, альтернативная энергетика и прочие виды инновационной деятельности.

Здесь будет создан крупнейший в России центр программирования, который сможет конкурировать с аналогичными центрами в Индии и Китае. Зарегистрированы первые резиденты, учредителями которых являются ведущие российские компании, успешно развивающие научно-технологические направления, определяющие облик особой экономической зоны в г. Дубне.

Прорабатываются вопросы создания центров коллективного пользования в областях материаловедения и нанотехнологий. Университетом "Дубна" заключены соглашения с 10 Вузами России о совместной деятельности по подготовке специалистов для компаний-резидентов Особой экономической зоны.

Проведены открытые конкурсы на право создания промышленных округов "Корыстово" в Каширском муниципальном районе, "Пересвет" в Сергеево-Посадском муниципальном районе. Заключены инвестиционные соглашения с их победителями.

Приняты постановление Правительства Московской области по созданию промышленного округа - технопарка в сфере высоких технологий на территории Дмитровского муниципального района и распоряжение Губернатора Московской области "О реализации пилотных проектов технопарков в сфере информационных технологий Московской области".

Подготовлены предложения по включению в федеральную адресную инвестиционную программу объектов технопарков в Дмитровском муниципальном районе и городском округе Черноголовка.

Общий объем предполагаемых инвестиций в создание особой экономической зоны составит более 28 миллиардов рублей, из них за счет средств бюджетов всех уровней будет вложено около 8 миллиардов рублей.

Одним из основных механизмов стимулирования инновационной деятельности и взаимодействия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Московской области с представителями бизнеса является программно-целевой метод, широко применяемый Правительством Московской области и предусматривающий разработку долгосрочных целевых программ социально-экономического развития Московской области, а также Программ Правительства Московской области, реализуемых за счет внебюджетных источников.

Особый интерес представляют программы Правительства Московской области, которые определяют правовые и экономические условия, благоприятствующие инновационному развитию, привлечению инвестиций на территорию Московской области и создают для этого необходимые стимулы.

Одной из них является Программа Правительства Московской области "Создание промышленных округов на территории Московской области на период до 2010 года".
Данная программа имеет широкомасштабный характер и ориентирована на организацию крупных производств, с высоко развитой промышленной инфраструктурой на территории Подмосковья.

Целью Программы является создание условий для разворачивания конкурентоспособных промышленных производств и сопутствующего сервиса на базе промышленных округов, создаваемых на территории Московской области.

Всего Программой предусмотрено создание порядка 54 промышленных округов на инженерно обустроенных земельных площадках на территории 23 муниципальных образований, в основном по отраслевому принципу. Типы промышленных округов:
- индустриальные и агропромышленные парки;
- логистические парки;
- бизнес-парки и техно-парки.

К 2010 году в рамках программы планируется построить 36 индустриальных парков, 8 многофункциональных парков, 7 агропромышленных парков, 2 офисно-деловых парка и 1 логистический парк.

В целях привлечения резидентов промышленных округов подготовлен проект Закона Московской области "О промышленных округах в Московской области", который определит статус, правовой режим осуществления деятельности на территории промышленных округов, включая формы государственной поддержки резидентов промышленных округов, а именно предоставление налоговых льгот (по налогу на имущество организаций, земельному налогу), предоставление государственных гарантий Московской области, предоставление бюджетных или инвестиционных налоговых кредитов.

В настоящее время в различной стадии реализации находятся проекты создания таких промышленных округов, как:
- Индустриальный парк "Давыдовское" (Истринский муниципальный район). Объем инвестицией составит 109 млн. долл. США;
- Индустриальный парк "Волоколамский" (Волоколамский муниципальный район). Объем инвестиций составит - 65 млн. долл. США;
- Многофункциональный парк "Белый Раст" (Дмитровский муниципальный район). Объем инвестиций составит 25 млрд. рублей;
- Многофункциональный парк "Котово" (Наро-Фоминский муниципальный район). Объем инвестиций составит 23,5 млрд. рублей;
- Индустриальный парк "Пересвет" (Сергиево-Посадский муниципальный район). Объем инвестиций составит 16,5 млрд. рублей;
- Технопарк "Глазово" (Дмитровский технопарк в сфере высоких технологий). Объем инвестиций составит 16,0 млрд. рублей.

Следует отметить, что постановлением Правительства Московской области принят порядок, предусматривающий упрощенную процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и программ, объем инвестиций по которым составит не менее 50 миллионов рублей.

Совместно с администрациями городов и муниципальных образований разработаны программы развития научно-промышленного комплекса более чем для 30 муниципальных образований. По своему содержанию программы направлены на усиление взаимодействия между органами управления области, городов и муниципальных образований с промышленными предприятиями, научными организациями по стабилизации их экономического положения и содействии эффективному развитию посредством привлечения областного и муниципальных организационных ресурсов. Реализация программ способствует развитию инновационной деятельности в муниципальных образованиях, привлечению инвестиций, росту заработной платы, увеличению налогооблагаемой базы. Промышленность этих муниципальных образований дает 60% объема промышленного производства области.

На территории Московской области осуществляют деятельность 8 бизнес-инкубаторов, в которых в настоящее время более 90 малых предприятий. Около 40 малых предприятий прошли процесс инкубирования.

Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
- проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
- создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
- обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
- расширение спроса на инновации,
- предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
- содействие модернизации техники,
- развитие лизинга наукоемкой продукции,
- активизация предпринимательства,
- пресечение недобросовестной конкуренции.
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
- государственная поддержка инновационных проектов, включенных в инновационные программы;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры,
- кадровая поддержка инновационной деятельности,
- содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
- моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор Московской области);
- информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
- проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
- направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности.

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
- установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
- гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Во главе нормативно-правового регулирования стоит правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:
- договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
- договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
- договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
- договоров страхования инновационных рисков,
- договоров (контрактов) с инвесторами,
- иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
- инновационных прогнозов,
- инновационных стратегий,
- инновационных программ,
- инновационных проектов,
- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Направления совершенствования законодательства для развития инновационной деятельности

В настоящее время федеральным законодательством полномочия в сфере инновационной деятельности распределены следующим образом.

К исключительным полномочиям органов власти Российской Федерации отнесены:
- разработка и проведение единой государственной научно-технической политики, выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
- установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной, научно-технической деятельности и использовании ее результатов;
- охрана прав интеллектуальной собственности;
- финансирование научной и научно-технической деятельности;
- формирование рынков научной и научно-технической продукции;
- управление государственными научными организациями федерального значения.

В полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности входит:
- право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах;
- право создания государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, реорганизация и ликвидация указанных организаций;
- принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что законодательством не определяется понятие "региональный инновационный проект". Это дает возможность двоякого его толкования: как инновационный проект, осуществляемый в регионе, либо как проект, осуществляемый во всех (или значительной части) муниципальных образованиях региона. Второе значительно сужает сферу действия субъекта федерации.

Кроме перечисленных выше, в полномочия субъектов Российской Федерации входит организация проведения экспертиз научных, научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Инновационные проекты не включены в этот перечень. Если субъекту Российской Федерации дано право финансировать инновационные программы и проекты, то он должен иметь полномочия и по организации их экспертизы.

На уровне муниципальных образований финансирование инновационных программ и проектов не предусмотрено, хотя администрации муниципальных образований ближе к непосредственным участникам инновационного процесса и более других заинтересованы в экономической и социальной эффективности его результатов. Однако федеральное законодательство не наделило органы местного самоуправления полномочиями по участию в инновационном процессе и созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности.

Более того, изменениями, внесенными законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в закон "О статусе наукограда Российской Федерации", исключены положения, позволявшие муниципальному образованию взаимодействовать с субъектом РФ при разработке и реализации программы развития наукограда. Из федерального бюджета финансируются мероприятия по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов. Объем финансирования пропорционален количеству населения, что объяснимо при финансировании социальной и инженерной инфраструктуры. Но такой подход вызывает сомнение при финансировании развития инновационной инфраструктуры.

При существующем разграничении полномочий субъекты Российской Федерации не имеют достаточных полномочий ни для влияния на инновационную политику Российской Федерации, ни для реализации этой политики в регионе, а муниципальные образования вообще не имеют полномочий по развитию инновационной деятельности.
Существующее разграничение полномочий является одной из причин разрывов в инновационном цикле, в переходе от фундаментальных исследований к НИОКР (прикладным разработкам) и далее - к коммерческим технологиям. Фундаментальные исследования, их организация и финансирование относятся к полномочиям Российской Федерации, прикладные - в большей мере к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В сфере инновационной деятельности должна быть построена система полномочий органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, которая:
- полностью обеспечивала бы развитие инновационной деятельности по всем этапам инновационного процесса;
- обеспечивала бы участие в процессе развития инновационной деятельности всех уровней государственной власти и местного самоуправления;
- была бы финансово обеспечена (органы власти на всех уровнях должны иметь финансовую базу для осуществления своих полномочий).

Одним из главных направлений развития инновационной деятельности в регионах должно стать участие в федеральных программах. Должна быть федеральная программа по созданию инновационной инфраструктуры.

В настоящее время реализуется федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2006 N 613.

Блок N5 Программы содержит мероприятия:
5.1. Развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний;
5.2. Развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием;
5.3. Развитие системы демонстрации новых достижений и трансфера передового опыта по проблемам развития науки и инноваций.

Государственному заказчику-координатору Программы (Министерство образования и науки Российской Федерации) следовало бы расширить направления мероприятий этого блока для создания других видов организаций, составляющих инновационную инфраструктуру, таких как инновационно-технологические центры и технопарки.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован