Правый суд и эффективность правоохранительной системы – гарант социальной стабильности, моральной состоятельности и мира внутри общества, представляющие непреходящую ценность для обеспечения национальной безопасности и определения состояния тыла российского воинства, защищающего Отечество от внешней угрозы.
Чрезвычайная значимость судебной системы обусловливает внимание власти к проблеме коррупции[1], ставшей обыденным явлением современного суда[2].
Президент РФ В.В. Путин, завершая выступление на VIII Всероссийском съезде судей 16 февраля 2016г., подчеркнул: «Суд – это, как известно, важнейший государственный институт, где вершатся судьбы миллионов людей. И потому важно не допускать судебных ошибок, бороться с чванством и коррупцией. Непрофессионализм, предвзятость и нарушение этических норм – это не только личное фиаско и позор для конкретного физического лица, но и подрыв доверия граждан к судебной системе в целом, к государственной власти и государству».[3]
Развитию института присяжных Президент РФ придает особое значение для решения проблемы эффективности отечественной системы правосудия. На съезде судей В.В. Путин высказал предложение о расширении механизмов использования суда присяжных до низших судебных инстанций – до районных единиц. Президент отметил, что подобные перемены потребуют финансовых вложений, однако, смогут изменить качество судебной системы.[4]
В чем проблема?
В пределах возможностей института присяжных в обеспечении эффективности системы правосудия.
Истоки института присяжных
Обращение к истории Англии - родине суда присяжных, позволяет сделать вывод, что этот институт обязан рождением проблеме укрепления монархии, т.е. антидемократической власти. Понимание истинного назначения этого института в системе правосудия у истоков английского права предполагает рассмотрение возникновение суда присяжных в контексте становления и эволюции правовой традиции страны.
Сложившийся в научной литературе стереотип о создании писаного права как, безусловно, прогрессивного этапа в истории человечества не способствует объективной оценке истоков правовой традиции христианского мира, представляющих особый интерес, как для понимания судеб европейской цивилизации, так и качества современного правосудия. Основы этой традиции закладывались прежде в условиях взаимовыгодного союза, а затем жесткого противостояния духовной и монаршей власти.
Истоки права Англии
Основными источниками права в Британии до нормандского завоевания в XI в. признаются обычай и законодательство англо-саксонских королей. Судебные сборники, составленные королями(Anglo-Saxon laws), в отечественной науке получили название «правды». Самый древний сохранившийся судебник, составленный кентским королем Этельбертом, датируется примерно 602–603гг.
Однако для понимания истоков и эволюции английского права необходимо учитывать влияние ценностей политической культуры римской империи, пришедшей в Британию с четырьмя легионами, высадившимися в Кенте в 43 г., одним из которых командовал будущий император Веспасиан, а также христианства, которое распространялось усилиями римских миссионеров на юге, а также кельтских проповедников на севере и западе.
Сегодня влияние ценностей античности и культуры Древнего Рима представляет серьезный интерес в контексте отхода просвещенной Европы от христианских ценностей[5], а также той роли, которую играет Великобритания в современном мире.[6]
Длительный характер обращения в христианство воинственных англосаксов, беспощадно уничтожавших и превращавших в невольников коренное население, вполне оправдан неприятием гуманизма и демократизма базовых ценностей веры, возникшей как религия рабов.
Один Бог - один король, один королевский закон
Изменение официального статуса новой религии, представленной в интерпретации теологических мыслителей Средневековья,[7] а также стремление к укреплению единоличной власти первых среди равных послужили катализатором в процессе христианизации политической элиты.
В названном контексте следует отметить влияние на кентского короля его жены – франкской принцессы Берты, с воистину христианским терпением готовившей супруга к принятию новой веры, обеспечившей радушный прием прибывшего в Кент в 597 г. Святого Августина, посланного папой Григорием Великим. После встречи в день Рождества Христова совершилось желанное для королевы обращение в христианство Этельберта и десяти тысяч его подданных в реке Свэйл, после которого по всему Кенту начались обряды крещения, как знати, так и простого люда.
Земля, пожалованная церкви Святого Августина, на которой стоял зал новообращенного, заложила основы земельной собственности духовной власти, которая будут неуклонно расти. Только в XV в. начнутся попытки отнятия земель у церкви.
Православный игумен Августин, ставший первым епископом Кентерберийским, зная опыт превращения христианства в официальную религию римской империи, очевидно, был в состоянии помочь королю понять ценность монотеизма для укрепления единовластия земного в Англии, как это было ранее в Византии.
Селекция обычного права англосаксонскими королями
Анализ текстов судебников позволяет сделать вывод,[8] что «правда» представляет не просто запись и кодификацию, но опыт целенаправленной селекции обычного права для обоснования укрепления власти монарха. Будущий Святой Этельберт оставил документальное свидетельство начала процесса присвоения монопольного права на законотворчество, получившего логическое завершение при короле Альфреде Великом в IX в. С правлением последнего связывается завершение периода так называемой англосаксонской гептархии и начало истории Англии.
Таким образом, европейская цивилизация представила пример собственного варианта создания правовой традиции, истоки которой определены процессом селекции обычая, направленной на легитимизацию социального расслоения и неравенства, предполагающей продолжение лишения права нравственного иммунитета, обусловленного сменой концепции власти. Аналогичные процессы ранее наблюдались на материале истории Древней Греции и Египта.[9]
Христианство в Британии: «огни, воды
Время прихода первых христианских миссионеров в Британии не известно. Однако, роль императора Веспасиан в судьбе будущей государственной религии, позволяет предположить присутствие в многообразии палитры ценностей, пришедших на остров вместе с первыми римскими легионерами, и ценностей новой веры.
Нашествие воинственных языческих племен англов и саксов положил начало обратного процесса - дехристианизацией Британии.
Христианство: проблема «двойных стандартов»
Издание эдикта императора Константина о представлении христианам равных прав со всеми другими религиями в 313г., а затем официальное объявление христианства государственной религией Римской империи в 324 г., являются датами начала эволюции христианства в плоскости двух противоположных традиций – демократической и монархической.
Средневековая социальная теория, созданная теологическими мыслителями после превращения христианства в официальную религию, направленная на укрепление монархической власти,[10] предельно нейтрализовала базовые моральные ценности веры Христа, способные противостоять деградации власти, озабоченной не выполнением социальных функций, определивших истоки появления института, но сохранением собственного статуса.
Мораль для большинства властвующей элиты стала Божьим Законом черни, позволяющей держать подданных в покорности и смирении.
Испытания христианства « медными трубами»
Новая волна христианизации, принявшей массовый характер, как упоминалось ранее, началась с миссией Августина, завершившего период испытания «огнем и водой» единоверцев в Британии. С крещением Этельберта, канонизированного за заслуги в процессе отвращения англосаксов от язычества и принятия истинной веры, наступил период не менее жесткого испытания – испытания веры «медными трубами».
Специалисты, исследующие причины падения Английского православного королевства, оказавшегося не способным противостоять нормандскому нашествию, отмечают проблему деморализации и власти, и общества.
Англо-ирландский историк У.Малсбери писал: «За несколько лет до нашествия нормандцев, любовь к литературе и религии пришла в упадок. Малообразованные клирики с трудом и запинанием произносили слова священных молитв; человек, знающий грамматику, был предметом всеобщего удивления. Монахи пренебрегали уставом, одеваясь в роскошные одежды и услаждаясь разнообразными и изысканными яствами. Знать, предаваясь роскоши и разврату, не ходила регулярно утром в церковь. … Простые люди, не имеющие никакой защиты, становились жертвами людей знатных, которые увеличивали свои богатства, захватывая их имущества и земли».[11]
Эдмер Кентерберийский, которому было шесть лет от роду в 1066г., писал про обитателей храма Христа в Кентербери, что незадолго до вторжения Вильгельма Завоевателя, они жили «в пышности, какая только возможна, … скорее, как графы, а не как монахи».[12]
Щедро расплачивалась корона за благословение церкви безбожных деяний земной власти.
Деградация элиты: Эдуард Мученик борьбы за власть
Развитие христианства в контексте противоположных политических культур обрекало верующих на постоянный внутренний раскол. В тоже время, очевидно, что базовые ценности веры Христа оказывались равно притягательными не только для простого народа, но и представителей элиты, искренне чтивших Закон Божий.
Осязаемость приближающейся катастрофы обострилась после предательского и зверского убийства молодого короля Эдуарда18 марта 978г., ставшего мучеником борьбы за власть, которую отныне не останавливала необходимость совершения кровавого преступления в целях реализации властных амбиций. На долю Этельреда Неразумного, сменившего Эдуарда, выпали испытания предательства семьей и родственниками. Таким образом, деморализация элиты разрушала основу основ – семью.
Гибель англосаксонской династии
Политическая ангажированность Эдмера Кентерберийского[13] и Уильяма Малсбери[14] могла бы вызвать сомнения в объективности и непредвзятости свидетельств этих историков, если бы не подтверждались элитой православной церкви и властью.
Убийство наследника Эдгара Миролюбивого, который провел очередные реформы в пользу процветающей церкви, стало причиной пророчества святителя Данстана - архиепископа Кентерберийского, о гибели страны, пролившей кровь Помазанника Божия.
История сохранила предсказание Эдуарда Исповедника, на правление которого приходится кульминация расцвета христианства в православной Англии. Набожный король, озабоченный проблемой нравственной деградации духовенства и аристократии в середине XI в., предсказал гибель королевства. Пророчество сбылось спустя год - 6 января 1067 г. - в день коронации Вильгельма Завоевателя[15], ставшего первым католическим королем Англии после убийства 14 октября 1066г. последнего православного короля. Тело Гарольда Годвинсона было разрублено на части и похоронено без королевских почестей, а душа предана анафеме Папой.
«В последующие три с половиной года его армии опустошали Англию вдоль и поперек — антихрист пришел в Англию...», [16]- пишет исследователь.
Раскол Церкви: «умная сила» норманнского герцога
Избрание витенагемотом Гарольда новым королём Англии стало причиной обращения Вильгельма за поддержкой в суд Папы Римского в целях легитимиза́ция вторжения в Британию.
Озабоченный расширением влияния католической церкви после «великого раскола» 1054г., Папа Александр ІІ использовал в качестве повода для поддержки властных амбиций герцога-католика нарушение Гарольдом клятвы, данной Вильгельму в условиях, когда приемник Эдуарда Исповедника, фактически, выбирал между жизнью и смертью, вполне возможной в случае отказа.
Папа отлучил Гарольда Английского от церкви и выслал Завоевателю хоругвь святого Петра с благословением на поход.
«Мягкая сила» Вильгельма Завоевателя:
«зачистка» ценностей православной культуры
Нормандское завоевание оставило древнейший в истории христианского мира пример насильственной «зачистки» ценностей православной культуры, веками представляемой официальной наукой как вхождение «темной» православной Англии в прогрессивную и «просвещенную» западноевропейскую католическую цивилизацию.
История засвидетельствовала масштабы культурной катастрофы: «Храмы были разрушены; святыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика, все церковные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. Земли крестьян были опустошены и конфискованы. Священников заставили развестись со своими женами, которые вместе с детьми вынуждены были просить подаяние. Каждый из пяти англичан был убит. Каждый из ста (включая цвет аристократии) эмигрировал— главным образом в Константинополь, Киев и Крым, где была основана колония „Новая Англия"… Как сказал один историк, „в результате только одного дня битвы (14 октября 1066 г.) Англия получила новую королевскую династию, новую аристократию, практически новую церковь, новое искусство, новую архитектуру и новый язык».[17]
«Тридцать три серебряника» Папе
«Зачистка» православной культуры проводилась с благословения святого престола. Первое, что сделал благодарный Вильгельм - возобновил ежегодную выплату Риму «лепты Святого Петра».[18]
«Зачистка» остатков демократической традиции
Христианизация Британии способствовала продолжению сохранения присутствия в англосаксонском обществе остатков демократических традиций в условиях монархии: «Королями фактически руководили аристократы («высокородные»), служивые дворяне, а также «уитаны» (мудрецы) из числа епископов»[19].
Концепция монархии в православной Англии контрастировала с Францией, где суверен боролся за признание аристократии.
Претензии Вильгельма Завоевателя на подтверждение законности лишенных оснований притязаний на английский престол стали причиной создания видимости сохранения основ англосаксонского государства. Витенагемот - народное собрание в англосаксонский период, а затем совет при короле, представлявший интересы знати и духовенства, трансформировался в Большой королевский совет.
Прерогативы англосаксонских королей - права обложения налогами и единоличного издания законов - полностью перешли к англонормандским монархам. Сохранялась система графств во главе с королевскими шерифами. Объём прав землевладельцев определялся по состоянию на времена короля Эдуарда. Однако принцип преемственности проявлялся до восстания в Северной Англии 1069 г., когда значительная часть местной знати пока сохраняла позиции при дворе и влияние в регионах.[20]
Завершающим аккордом нашествия стал документ, в названии которого нашла отражение оценка англичанами происходящих с приходом норманнов событий - «Кни́га Стра́шного суда́» или «Книга Су́дного дня» (англ. Domesday Book).
Конфликт духовной и королевской власти: правовая реформа Генриха II
Базовые ценности веры Христа – общие для православных и католиков, не могли обеспечить ни вечность, ни безоблачность союза духовной и монаршей власти. Кроме антагонизма ценностей, не менее серьезной проблемой союза стала проблема властных амбиции папы, превосходивших притязания монархов вселенским размахом.
Антагонизм ценностей и амбиций властей завершился отделением церкви и государства, начало которому положила правовая традиции, создаваемая трудами первого короля новой династии – Плантагенетов.
В названном контексте особый интерес представляет документ, принятый непосредственно перед изданием в 1166 г. Кларендонской ассизы.
Кларедонская конституция1164г.: разрыв Закона Божьего и закона монарха
Началом правовой реформы Генриха II, в процессе которой появился институт присяжных в Англии, стали не Великая и Кларендонская ассизы, а принятие Кларедонской конституции 30 июня 1164г.
Ассиза, состоявшая из 16 статей, существенно ограничивала привилегии Церкви, определив начало «бракоразводного» процесса христианства и монархии, завершенного бракоразводным процессом Генриха VIII Тюдора с Екатериной Арагонской в 1529г.
Конституция, представленная королем на собрании знати и духовенства в Кларендонском дворце, обязывала священнослужителей, обвинённых в уголовных преступлениях, предстать и перед светским, и перед духовным судами, а также запрещала покидать страну без разрешения короля. В случае получения разрешения обязывала письменно гарантировать, что за границей клирики не будут наносить ущерб короне. Предавать анафеме и интердикту королевских вассалов только с разрешения короля. На лиц духовного сана, держащих фьефы от короны, налагались обязанности вассала. Доходы от вакантных епархий аббатств передавались королю, а замещение вакантных церковных должностей только по согласию короля. Кандидаты обязывались приносить клятву верности монарху.
Великая и Кларендонская Ассизы Генриха II 1166г.: суд присяжных
Великая и Кларендонская Ассизы преследовали единственную цель - усиление королевской власти: «Обе ассизы были направлены одновременно как против старой изжившей себя судебной расправы — “божьего суда”, господствовавшей в Англии до этого времени с ее ордалиями, судебными поединками, соприсяжничеством, так и против сосредоточения юрисдикции в иммунитетных сеньориальных куриях»[21].
История суда присяжных в Англии ведется с 1166г. Однако расследование через присяжных стала исключительной привилегией королевского суда, и применялось по искам, затрагивающим интересы короны или непосредственных вассалов, способных купить соответствующий королевский приказ, представив новый источник доходов – судебных.
Очевидно, только исключительно богатое воображение заморских творцов позитивной исторической мифологии способно представить появление «на рынке судебных услуг» Англии XII в. суда присяжных в королевском суде в качестве заложения основ демократической традиции просвещенной Европы.
Судьба Томаса Бекета, не признавшего Кларедонскую конституцию, стала для потрясенного христианского мира свидетельством того, что вместо изживших себя форм судебной расправы — “божьего суда” и сеньориальных судов, появилась новая и прогрессивная форма расправы – расправы короля.[22]
Двенадцать присяжных: проблема плодов духа веры Христа
Президент РФ В.В. Путин, выступая на VIII Всероссийском съезде судей, предложил сократить число присяжных: «Нет никаких научных обоснований, что чем больше присяжных, тем справедливее вердикт и тем эффективнее будет работать сама система».[23]
Очевидно, озабоченность Президента РФ по поводу числа заседателей обусловлена не научной, а проблемой экономического обеспечения увеличения судов присяжных. Кроме того, современный уровень науки – достаточно скромен, чтобы давать ответы на все возникающие вопросы.
Количество присяжных в Англии определялось христианской традицией, представившей обоснование символики числа двенадцать, олицетворяющей «духовную полноту и гармоническую завершенность: двенадцати колен Израилевых, двенадцати судей, двенадцати апостолов, 12 великих праздников».[24]
Принципиальным в содержании этой символики являются плоды духа, а именно: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, благость, праведность, истина, святость.[25]
Плоды духа - результаты нашего преображения в образ Христа: «Семя Слова Божьего, прорастая в нашей душе на доброй почве, приносит плод духа - изменение нашего характера в соответствии с волей Бога. Плод произрастает от нашей близости с Богом. Наличие плодов прославляет Бога». (Ин.15:8)[26]
Возникновение религии как древнейшего института, ответственного за сохранение и передачу знания, определяет внимательное отношение к традиции.
Однако практика «Божьего суда» и суда присяжных Старого и Нового Света дает серьезные основания усомниться в силе магии числа двенадцать, лишенной содержания, определяемой результатами преображения в образ Христа, достижимого не для всех земных и смертных.
Очевидно, для решения проблемы неправедного суда принципиальное значение имеют не количественные, а качественные характеристики, на которые указывает христианская традиция. Праведный суд определяется именно моральными качествами как одного судьи, так и присяжных. Если суд творят те: независимо – один, двенадцать, семь или пять, - кому не ведомы ни честь, ни достоинство, - отсутствующие в перечне рыночных услуг, то справедливость обречена.
Выводы
Обращение к истории позволяет сделать вывод, что превращение христианства в официальную религию римской империи и последующая христианизация Европы оказалось бессильным остановить процесс лишения права и закона нравственного иммунитета, начало которого наблюдается у истоков древнегреческой цивилизации. Кульминацией этого процесса в античном полисе стала казнь Сократа, приговоренного к смерти властью закона демократического государства за распространение этических учений, развращающих молодежь.
Превращение христианства в государственную религию Византии, обусловленное необходимостью обоснования единовластия земного единовластием Божьим и решением проблемы консолидирующих общество ценностей, представленных Законом Божьим, стало началом кризиса веры Христа. Союз церкви и монархии показал, что морально-этические нормы, возведенные в ранг Закона Божьего, бессильны оправдать аморальную власть.
В названном контексте отказ от христианских ценностей, отмеченный В.В, Путиным[27], является совершенно логичным и естественным для политической элиты Старого и Нового Света, для которой исконными являются ценности, определившие изменения концепции власти. [28]
Краткий экскурс к истокам правовой традиции Англии позволяет сделать вывод, что институт присяжных, обязанный своим появлением конфликту интересов короля, церкви и аристократии, изначально отличался ограниченностью возможностями эпохи, продолжившей процесс, погубивший Английское православное королевство.
Реалии современного мира определяются продолжением процесса лишения права и закона нравственного иммунитета, поставившего человечество перед угрозой самоуничтожения.
Таким образом, в арсенале наследия, которое досталось российской власти от общечеловеческого наследия и непосредственных предшественников,[29]к разряду наиболее тяжких относится растянувшаяся на тысячелетия деморализация права и закона, а также политическая система формальной демократии.
Нацеленная на разделение общества, программирование и воспроизводство социального неравенства модель выстраивалась в процессе «зачистки» традиционных российских ценностей,[30]обеспечивших величие России, под громким лозунгом деидеологизации. Наделенные властью романтики общечеловеческих ценностей стыдились «темного» социалистического и тоталитарного прошлого Отечества и очень хотели быть достойными просвещенной и демократической Европы, не имеющей такой постыдной истории.
Проблема эффективности суда – проблема профессиональных и моральных качеств судьи и качества закона, созданного в условиях смены политического строя и базовых российских ценностей в целях легитимизация передела собственности в 1990-х, полученной неправедным путем.[31]
В названном контексте коррумпированность современных судов представляется естественным результатом смены ценностей и приоритетов.
Суду присяжных предстоит стать той точкой опоры, которая позволит сдвинуть проблему коррупционного беспредела «с мертвой точки», если присяжные заседатели, - обладающие соответствующим уровнем образования и моральными качествами, - будут относиться с должной ответственностью к выполнению возложенные обязанностей. Очевидно, суд присяжных, состоящий из ученых и писателей, в зависимости от профиля, мог бы заниматься делами по защите авторского права: только профессионал способен оценить по достоинству труд профессионала, используемого нарушителями закона в корыстных интересах извлечения прибыли.[32]
Однако окончательное решение проблемы эффективности судебной системы требует соответствующих изменений кадровой политики судов и закона. Реформы определяются финансовыми возможностями государства, а Президент Российской Федерации при существующей системе налогообложения[33] вынужден считать вагоны[34] и присяжных. Качество и содержание закона зависит от парламентского большинства, которое сегодня не заинтересовано ни в сильной власти, ни в морали, ни в справедливости, представляющей главную угрозу неправедно полученной собственности.
Режим поддержания угрозы социальной стабильности, в которой судебной системе принадлежит особая роль, – максимально экономичный способ дискредитации существующей власти и удовлетворения собственных властных амбиций.[35].
[1] Путин: ...коррупцию среди правоохранителей и в судах... rapsinews.ru›Новости›20131030/269458283.html "Каждый сигнал о коррупции и коррупционных проявлениях должен получать адекватную реакцию", - сказал он. ... Путин: надо жестче преследовать коррупцию среди правоохранителей и в судах.
[2] Надежда Брестовицкая: Защита авторского права в России: реалии современного правосудия: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[3] Всероссийский съезд судей • Президент России kremlin.ru›events/president/news/17158 Выступление на Всероссийском съезде судей. ... Всероссийский съезд судей. Владимир Путин принял участие в работе VIII Всероссийского съезда ... Искренне рад приветствовать делегатов и гостей съезда судей Российской Федерации.
[4] Путин предложил ввести присяжных в районные суды trud.ru›article/16-02-2016/1334272_putin…sudy.html 14:25 16 Февраля 2016г. ... Применение суда присяжных должно быть расширено до уровня районных судов. Такое предложение, как передает ТАСС, сделал на съезде российских судей президент Владимир Путин.
[5]В. Путин: Евроатлантические страны пошли по пути... pravoslavie.ru›64236.html «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. премьер Англии предсказал развал ЕС: возможные... aif.ru›politics/world/39732 .об отходе западного мира от христианских ценностей... 3rm.info›621-process-dexristianizacii-evropy… «Процесс дехристианизации Европы вступает в завершающую стадию» - Православные священнослужители об отходе западного мира от христианских ценностей Христианам в Европе стало жить опасно | ПОСОЛЬСКИЙ... posprikaz.ru›2014/04/pochemu-xristianam-v-evrope-… То, что сегодня в Европе идет агрессивное наступление на христианские ценности, признают многие. ... Ибо Владимир Путин не боится в открытую говорить о христианстве, как основе европейской цивилизации, а также поддерживать законы...
[6] .Блэр принес извинения за войну в Ираке / Гордон gordonua.com›news…velikobritanii…za-voynu-v-irake… Блэр: Разведка предоставила нам ошибочную информацию Фото: ЕРА. Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр во время телевизионного интервью для CNN извинился за войну в Ираке и признал, что несет часть ответственности за...
[7] Надежда Брестовицкая: О проблеме христианской традиции: поцелуй Иуды: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[8] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005. Надежда Брестовицкая: `Кто замыслит против короля ...: о проблеме свободы слова в международном праве: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention
[9] Надежда Брестовицкая:Политика «и» мораль: о проблеме глобальных изменений концепции власти: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[10] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.
[11] Гибель православной Англии - ПРАВОСЛАВНЫЕ... western-saints.livejournal.com›76823.html Интересный материал о крушении православной Англии. Очень схожая у нее была судьба с Российской и Византийской империями. ... Войти. РЕГИСТРАЦИЯ. Русский (ru).
[12] Там же.
[13] Эдмер — Википедия ru.wikipedia.org›Эдмер Эдмер (иногда Эадмер; англ. Eadmer; ок. 1060 — ок. 1124) — средневековый английский историк, богослов и священнослужитель, епископ Сент-Эндрюса (1120—1121
[14] Уильям Малмсбери • ru.knowledgr.com ru.knowledgr.com›00116354/УильямМалмсбери Уильям Малмсбери был передовой английский историк 12-го века. Холлистер оценил его среди самых талантливых английских историков начиная с Беда...
[15] Крушение православной Англии yablor.ru›blogs/krushenie…anglii/1068431 ...до вторжения Вильгельма Завоевателя о монахах храма Христа в Кентербери, что они живут ... точно спустя год и один день после смерти короля Эдуарда 6 января 1067 года. В этот самый день состоялась коронация Вильгельма, герцога Нормандии...
[16] Гибель православной Англии - ПРАВОСЛАВНЫЕ... western-saints.livejournal.com›76823.html
[17] Гибель православной Англии - ПРАВОСЛАВНЫЕ... western-saints.livejournal.com›76823.html
[18]Святого Петра лепта — Энциклопедический словарь... alcala.ru›brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-S/… Святого Петра лепта (лат. Denarius Petri, франц. denier de St. Piere, англ. Peterpenny, нем. Peterspfennig, польск. Swiętopietrze или Grosz św. Рiоtrа) — дань в пользу папы, взимавшаяся в некоторых странах. Начало лепте св. Петра положено в Англии в VIII в. Король Вессекса Ина установил в 725 г. дань для основания в Риме школы, с целью подготовления английских священников, и для содержания гробниц св. Петра и Павла; дань эта собиралась с каждого дома по 1 пенни в день св. Петра, и в XIII в. превышала доходы королей английских.
[19] Вильгельм І завоеватель: начало нормандской эпохи в Англии gazeta.zn.ua›Человек›…_i_zavoevatel_nachalo…
[20] Англии. Королевство Вильгельма Завоевателя. referatwork.ru›…zavoevanie_anglii…vil…zavoevatelya Нормандское завоевание Англии - вторжение в 1066 году в Англию армии Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии и последующее подчин�ение страны. Завоевание Англии началось с победы нормандцев в битве при Гастингсе в 1066...
[21] Великая и кларендонская ассизы hrono.ru›dokum/1100dok/1166assizy.html Великая и Кларендонская ассизы были изданы при короле Генрихе II (1154— 1189), который вступил на английский престол после длительного периода феодальных смут и усобиц (1134—1153)..
[22] Надежда Брестовицкая: Угрозы России: о проблемах современного права и бесправия: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention
[23] .районным судам воспользоваться услугами присяжных... izvestia.ru›news/604321 «Собственно, почему присяжных должно быть именно 12? Почему не 20, 25, 10 или 7? Нет никаких научных обоснований, что чем больше присяжных, тем справедливее вердикт и тем эффективнее будет работать сама система», — пояснил Путин. Путин предложил ограничить суд присяжных... mk.ru›social/2015/12/03/putin…sud-prisyazhnykh-57… Это, вкратце, суть судебной реформы, которую предложил президент Владимир Путин в своем Послании к Федеральному Собранию. ... Суд присяжных - традиционная модель «скамьи» для России с 1864 года. Это единственно прозрачный институт...
[24] Символика чисел в христианстве anpal.net›ru/content/simvoly?page=4 Символика числа двенадцать глубоко обоснована в христианстве, будучи числом, олицетворяющим духовную полноту и гармоническую завершенность: двенадцать колен Израилевых, двенадцать судей, двенадцать апостолов, 12 великих праздников.
[25] Плод духа - результат нашего преображения в образ Христа. shkola.rhema.ru›shkola/dary.shtml Гал.5:22-23 Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ... Через дары Духа в Церкви действует Дух Божий (1Кор 12:4 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа.
[26] Плоды духа и дары Святого Духа i-l-l-a-n-a.blogspot.ru›2010/08/blog-post.html Семя Слова Божьего, прорастая в нашей душе на доброй почве, приносит плод духа - изменение нашего характера в соответствии с волей ... Плод произрастает от нашей близости с Богом. Наличие плодов прославляет Бога. (Ин.15:8).
[27] В.Путин: Вопрос обретения и укрепления национальной... putin-today.ru›archives/50 Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации.
[28] Надежда Брестовицкая: О происхождении семьи, власти и закона: проблема истоков европейских ценностей: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[29] Три путинские пятилетки - Anews anews.com›p/22733306/ В начале нулевых Путину досталось тяжелое наследие ельцинской эпохи, с полуразложенной экономикой, войной на Северном Кавказе, олигархическими войнами и неустойчивой политической системой. Первый президент Советского Союза Михаил Горбачев... 1tv.ru›news/print/303099 Жизнь меня и не щадила, и в то же время очень я у нее был в любимчиках", - говорит первый президент СССР. Прощаясь с журналистами в свой 85-летний юбилей, он подписал книгу под названием "Горбачев в жизни".
[30] Надежда Брестовицкая: `Герои нашего времени`: о проблеме рациональности в российской национальной традиции: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention
[31] Черный передел :: Частный Корреспондент chaskor.ru›article/chernyj_peredel_836 12 декабря 1993 года была принята новая конституция, закрепившая право частной собственности на землю и отменившая ... Это означает, что весь земельный передел 1990-х годов прошел в рамках черного рынка с полным попранием прав собственников.
[32] Надежда Брестовицкая: Защита авторского права в России: реалии современного правосудия: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[33] СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ...введения прогрессивной... spravedlivo.ru›5_67959.html Но думское большинство уже девять раз отклоняло соответствующие законопроекты "СР". Недавно Сергей Миронов сообщил, что закон о прогрессивном налоге будет внесен вновь.
[34] Надежда Брестовицкая: О проблеме «импортозамещения» в отечественной политике или: кому нужен майдан в России?: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[35] «Единая Россия» отказалась от Путина actualcomment.ru›edinaya-rossiya…ot-putina.html «Нужно найти ответственного. Так или иначе, помимо Соединенных Штатов, которые, как известно, виноваты вообще во всем, надо будет найти кого-нибудь из внутренних ... 13.08.15 Региональные выборы-2015 Единая Россия Путин. Выборы-2016Эксклюзив. ..образ Владимира Путина на выборах в Госдуму 2016 ura.ru›news/1052218722?story_id=20 «Единая Россия» отказывается от помощи Путина на выборах. ... «Единая Россия» не будет использовать образ президента Владимира Путина для агитации перед выборами в Госдуму в 2016 году.